Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 августа 2020 года № 515 «О дальнейшем совершенствовании государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего повышения эффективности деятельности Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан и Схему государственного управления и контроля за деятельностью Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 1 и 2.
2. Возложить на органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, другие организации функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложениям №№ 3 и 4.
3. Органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, а также другим организациям в трехмесячный срок пересмотреть и по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан утвердить положения о соответствующих функциональных и территориальных подсистемах Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан.
4. Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан в двухмесячный срок в установленном порядке внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан для утверждения перечень органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также других организаций, в которых вводится должность специалиста по гражданской защите.
5. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию деятельности, состав и порядок функционирования Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (далее — ГСЧС).
2. ГСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и предназначена для организации и осуществления мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения при их возникновении безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба экономике государства в мирное и военное время.
3. ГСЧС в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и директивами начальника гражданской защиты Республики Узбекистан и министра по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, международными договорами Республики Узбекистан, настоящим Положением, а также другими нормативно-правовыми актами.
осуществление государственной политики, разработка и реализация нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
прогнозирование возможных на территории республики чрезвычайных ситуаций, оценка их социально-экономических последствий;
разработка и реализация целевых и комплексных научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей, снижение рисков опасных технологий и производств, повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, других организаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения, должностных лиц органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление государственной экспертизы и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
5. ГСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый, в составе которых действует информационно-управляющая структура.
7. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их административных территорий и состоят из звеньев, соответствующих районам, городам, поселкам, кишлакам и аулам.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемых с учетом местных геофизических и природно-климатических условий, наличия потенциально опасных объектов, и утверждаются, по согласованию с МЧС, соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
8. Функциональные подсистемы ГСЧС создаются в органах государственного и хозяйственного управления, в других организациях и объектах для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах, связанных с их производственной деятельностью, и состоят из служб ГСЧС, органов государственного надзора, сил и средств подсистем.
Задачи, организация и состав служб ГСЧС, органов государственного надзора и других организаций наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемыми с учетом функций органов государственного и хозяйственного управления, а также других организаций в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, специфики производственных технологий на подведомственных потенциально опасных объектах, и утверждаются, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (далее — МЧС), руководителями соответствующих органов государственного и хозяйственного управления, других организаций.
информационные центры органов наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
средства связи и передачи информации, в том числе автоматизированную систему управления и информационного обеспечения.
сбор и обработку (анализ, хранение) данных о сейсмо-, гео-, гидрометеорологических опасных явлениях, авариях и катастрофах в промышленности и на транспорте, эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях, радиоактивной, химической и биологической (бактериологической) обстановке, полученных от территориальных и функциональных подсистем ГСЧС;
оповещение и информирование руководящих органов, органов повседневного управления ГСЧС, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, характере, масштабах и ходе развития, возможных последствиях, порядке действий в чрезвычайных ситуациях;
взаимный обмен информацией между подсистемами и звеньями ГСЧС, руководящими органами ГСЧС, пунктами управления, силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Критерии, содержание и виды информации о чрезвычайных ситуациях, сроки и порядок их передачи в ГСЧС, ее подсистемы и звенья, а также населению определяются Инструкцией повседневного взаимодействия и информирования по вопросам чрезвычайных ситуаций между органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями, утверждаемой Начальником гражданской защиты Республики Узбекистан.
10. Руководящие органы ГСЧС — это органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, другие организации и объекты, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
на республиканском уровне — центральный аппарат МЧС, органы государственного и хозяйственного управления, а также организации, ответственные за наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также имеющие в своем ведении химические, взрыво-, пожаро- и другие опасные объекты;
Вся полнота ответственности за организацию функционирования ГСЧС, ее подсистем и звеньев, готовность к выполнению возложенных на них задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие руководящие органы.
11. Органы повседневного управления ГСЧС — это органы управления, осуществляющие непосредственное повседневное управление соответствующими территориальными и функциональными подсистемами ГСЧС и их звеньями, в которые включаются:
на республиканском уровне — Центр управления в кризисных ситуациях МЧС, органы государственного надзора, отделы (секторы или специально назначенные должностные лица) по чрезвычайным ситуациям и дежурно-диспетчерские службы органов государственного и хозяйственного управления;
на местном уровне — управления по чрезвычайным ситуациям Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов, дежурно-диспетчерские службы управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям, организаций и объектов;
на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные должностные лица) по чрезвычайным ситуациям и дежурно-диспетчерские службы объектов;
стационарные и мобильные пункты управления силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций руководящих органов ГСЧС каждого уровня соответственно.
Размещение органов повседневного управления ГСЧС организуется в пунктах постоянной дислокации, а при возникновении чрезвычайных ситуаций — и на мобильных пунктах управления силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые заранее оснащаются соответствующими техническими средствами оповещения, связи, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач.
руководство разработкой и осуществление мер, максимально снижающих последствия чрезвычайных ситуаций, повышающих устойчивость функционирования отраслей экономики и особо важных потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке республиканских целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в постоянной готовности республиканской системы централизованного оповещения, а также автоматизированной системы информационного обеспечения и управления;
обеспечение централизованного использования областных сетей телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетей телекоммуникаций, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;
контроль за проектированием и созданием локальных систем оповещения на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;
организация системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств ГСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и контроль оповещения, сбора и обмена информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение выполнения мероприятий по проведению спасательных и других неотложных работ, в том числе по жизнеобеспечению пострадавшего населения и осуществлению эвакуационных мероприятий;
координация взаимодействия и организация работ сил и средств служб функциональных подсистем ГСЧС, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство созданием и использованием республиканского (ведомственного) резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также специального страхового фонда ГСЧС;
участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
координация подготовки руководящего состава и сил, а также персонала подведомственных объектов к действиям при чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке отраслевых норм и правил безопасного производства и технологий, а также защиты персонала от чрезвычайных ситуаций.
разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении территориальных (областных) целевых программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в постоянной готовности внутриобластной системы связи и оповещения, а также автоматизированной системы управления и информационного обеспечения;
обеспечение централизованного использования областных сетей телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетей телекоммуникаций, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;
создание, совместно с заинтересованными функциональными подсистемами ГСЧС локальных систем оповещения на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;
обеспечение постоянного наблюдения и контроля за окружающей природной средой, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение постоянной готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение своевременного оповещения и контроль за сбором и обменом информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;
руководство и обеспечение слаженности действий сил и средств территориальной подсистемы ГСЧС, а также приданных формирований, спасательных служб и спасательных формирований по проведению спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, организация привлечения к работам трудоспособного населения;
планирование и осуществление эвакуации (временного отселения) населения, размещение, жизнеобеспечение и возвращение эвакуированного населения после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
переселение жителей населенных пунктов и хозяйств из критически опасных зон на постоянное местожительство в безопасные места и всестороннее обеспечение их жизнедеятельности;
формирование резервов финансовых и материальных ресурсов, осуществление финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание служб и формирований ГСЧС, спасательных формирований и спасательных служб в установленном порядке;
организация целевого страхования граждан, их жилья и собственности, разработка и осуществление мероприятий по совместной деятельности органов государственной власти на местах и страховых организаций в целях обеспечения эффективности страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение надежности и устойчивости работы объектов при чрезвычайных ситуациях;
организация работ по созданию локальных систем оповещения на химических и других потенциально опасных объектах, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях;
обеспечение готовности органов управления, объектовых сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и контроль оповещения, сбора информации, представление доклада вышестоящим органам о возникшей чрезвычайной ситуации, масштабах и ходе ее развития, возможных последствиях, принимаемых мерах и необходимой помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации;
обеспечение выполнения мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, эвакуации и жизнеобеспечению пострадавшего персонала объекта и населения, проживающего вблизи объекта;
организация работ по созданию и хранению копий технической документации для потенциально опасных объектов;
паспортизация и декларирование безопасности объектов, определение границ зон повышенной природной и техногенной опасности.
республиканских специализированных формирований, спасательных формирований прямого и оперативного подчинения МЧС;
профессиональных специализированных подразделений и формирований министерств и ведомств, спасательных служб и спасательных формирований, служб и формирований соответствующих территориальных и функциональных подсистем ГСЧС республиканского, местного и объектового уровня;
16. Войска гражданской защиты подчинены МЧС и в соответствии с их оперативным предназначением проводят работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на важнейших оборонных и промышленных объектах республики в военное время.
Войска гражданской защиты могут привлекаться по распоряжению Президента Республики Узбекистан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан для проведения спасательных и других неотложных работ при крупномасштабных производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующих специальных приборов, техники, оборудования и подготовленных специалистов.
17. Спасательные формирования прямого подчинения МЧС включают в себя профессиональные спасательные формирования постоянной готовности, укомплектованные квалифицированными специалистами и оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением и другими спасательными средствами, с расчетом обеспечения спасательных работ в автономном режиме не менее 72 часов.
См. предыдущую редакцию.
18. Республиканские специализированные и спасательные формирования оперативного подчинения МЧС включают в себя Республиканский специализированный отряд по тушению особо сложных и затяжных пожаров Главного управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Специальное аварийно-восстановительное управление Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и его филиалы, поисковые воздушные суда Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», автотранспортные и автосанитарные отряды территориальных ассоциаций автоперевозчиков органов государственной власти на местах, а также другие структурные подразделения функциональных подсистем ГСЧС, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения действий сил и мероприятий ГСЧС.
(абзац первый пункта 18 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июня 2015 года № 171 — СЗ РУ, 2015 г., № 26, ст. 338)
См. последующую редакцию.
Задачи, сроки готовности, порядок применения формирований оперативного подчинения определяются планами действий этих формирований, согласованными с МЧС, и договорами с соответствующими функциональными подсистемами ГСЧС.
19. Профессиональные спасательные, аварийно-восстановительные и другие специализированные подразделения министерств и ведомств предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с производственно-технологическими авариями и катастрофами на подведомственных объектах, а также для решения специальных задач при возникновении эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
На базе пожарных, горно-, газоспасательных, строительных, строительно-монтажных, медицинских и иных специализированных подразделений и организаций министерств и ведомств могут создаваться ведомственные формирования постоянной готовности для локализации чрезвычайных ситуаций и первоочередных работ по ликвидации их последствий.
Ведомственные формирования постоянной готовности привлекаются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на вневедомственных аварийных объектах на контрактной основе с возмещением фактических затрат.
20. В территориальных подсистемах и их звеньях — Республике Каракалпакстан, областях, городах и районах — решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов с учетом геофизических, природно-климатических и других местных условий на базе строительных, монтажно-строительных, автопредприятий и иных организаций создаются территориальные спасательные и аварийно-восстановительные формирования органов государственной власти на местах, а также областные (городские, районные) автоотряды, бригады экстренной медицинской помощи, спасательные команды МЧС.
21. Решением руководителей организаций на потенциально опасных объектах на базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, химических, медицинских и др.) создаются нештатные специализированные формирования, предназначенные для проведения неотложных работ непосредственно на объектах.
22. Для решения задач по защите населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями в Республике Каракалпакстан, областях, городах, районах и на объектах, решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов создаются территориальные и объектовые формирования общего и специального назначения.
См. предыдущую редакцию.
23. Для выполнения экстренных спасательных работ и оказания помощи пострадавшему населению при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по решению Президента Республики Узбекистан могут привлекаться подразделения химической защиты, инженерно-саперные и другие войсковые подразделения, военно-транспортная авиация и учреждения военно-медицинской службы Министерства обороны и Национальной гвардии Республики Узбекистан.
(пункт 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
24. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций решением Премьер-министра Республики Узбекистан — Начальника гражданской защиты, а также начальника гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокима соответствующей области и г. Ташкента в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования жилых зданий, промышленных объектов, систем жизнеобеспечения и отраслей экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
совершенствование подготовки органов управления и сил ГСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
оповещение органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и других организаций, информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
принятие на себя органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями непосредственного руководства функционированием соответствующих подсистем и звеньев ГСЧС, создание при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районах возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
организация дежурства оперативных групп территориальных управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям и дежурно-диспетчерских служб органов государственного и хозяйственного управления, объектов и других организаций;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций, их масштабов и последствий;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, а также обеспечение устойчивого функционирования жилых зданий, систем жизнеобеспечения, объектов и отраслей экономики в условиях чрезвычайных ситуаций;
приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;
оповещение органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах и информирование населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и жизнедеятельности пострадавшего населения;
осуществление мониторинга за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
См. предыдущую редакцию.
средства резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан и запасы материальных ресурсов государственного резерва — за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан;
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 апреля 2016 года № 122 — СЗ РУ, 2016 г., № 17, ст. 176)
ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет средств функциональных подсистем ГСЧС;
См. предыдущую редакцию.
резерв финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти на местах — за счет средств бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
(абзац четвертый пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 апреля 2016 года № 122 — СЗ РУ, 2016 г., № 17, ст. 176)
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций также может быть использована система складов и резервов товаров первой необходимости Общества Красного полумесяца Узбекистана для оказания помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий с его согласия.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются создающей их организацией.
27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами «аварийных объектов», министерств и ведомств, на балансе которых они состоят, и органов государственной власти на местах, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
28. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется под непосредственным руководством руководителей объектов, оперативных групп (специалистов) министерств и ведомств, хокимов.
29. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из резервов вышестоящих органов ГСЧС по ходатайству администрации объекта, руководства функциональных и территориальных подсистем ГСЧС.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации может быть образована Правительственная комиссия.
30. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов и средств функциональных и территориальных подсистем ГСЧС.
См. предыдущую редакцию.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств объектов, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, а также бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и средств функциональных и территориальных подсистем ГСЧС.
(абзац второй пункта 30 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 апреля 2016 года № 122 — СЗ РУ, 2016 г., № 17, ст. 176)
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются средства из резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан.
31. В целях заблаговременного проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь при их возникновении задействуются республиканский и ведомственные планы действий, планы действий органов государственной власти на местах и объектов, а также планы взаимодействия на всех уровнях ГСЧС.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
Подготовка предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан по накоплению в ведомственном резерве материальных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Создание и накопление ведомственного резерва материальных ценностей для обеспечения населения товарами первой необходимости и оснащения специальных формирований, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
Участие в борьбе с противозаконными действиями, а также в обеспечении правопорядка при чрезвычайных ситуациях и в особый период.
(раздел введен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года № 748 — Национальная база данных законодательства, 21.09.2018 г., № 09/18/748/2024)
Обеспечение общественного порядка, безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, охраны объектов, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
Организация и осуществление мероприятий по профилактике и тушению пожаров, а также связанных с ними спасательных работ.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией о пожарной обстановке, ликвидации возникших пожаров, предварительной оценке ущерба и возможных потерях.
Организация подготовки кадров — специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация обучения учащихся по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных учреждениях общего среднего и среднего специального, профессионального образования.
Разработка, внедрение и совершенствование методов оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению с учетом характера чрезвычайных ситуаций.
Организация и координация работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим, проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций.
Учет пострадавших и нетранспортабельных больных и координация работ по их эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.
Организация контроля за загрязнением окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций радиоактивными, химическими, токсическими веществами и бактериологическими (биологическими) средствами.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией о санитарно-эпидемической обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов медицинского имущества, медикаментов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических средств и поддержание их на необходимом уровне.
Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Совместно с Обществом Красного полумесяца Узбекистана подготовка санитарных дружин и постов к оказанию первой медицинской помощи.
Обеспечение контроля за радиационной, химической и бактериологической обстановкой в районах расположения объектов Министерства обороны Республики Узбекистан.
Обеспечение участия военно-транспортной авиации в доставке сил и средств аварийно-спасательных служб, инженерно-саперных подразделений, подразделений химической службы, специальной техники и материальных ресурсов Министерства обороны Республики Узбекистан в районы чрезвычайных ситуаций по решению Президента Республики Узбекистан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.
Предоставление Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан информации о возможных угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах для их предупреждения и ликвидации.
Рассмотрение совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством финансов Республики Узбекистан адресных программ строительства объектов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляемых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах и другими организациями, и подготовка предложений по ним для внесения в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Финансирование на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан мероприятий по созданию материальных ресурсов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Осуществление контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами.
Организация и осуществление работ по проведению санитарно-ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений на водохранилищах, реках и каналах, прогнозирование возможности возникновения на них аварий и катастроф.
Установление необходимости изменения режимов работы или дальнейшей эксплуатации водохозяйственных объектов, осуществление аварийного сброса воды из водохранилищ.
Организация, разработка и осуществление совместно с заинтересованными функциональными и территориальными подсистемами ГСЧС комплекса неотложных мер по предупреждению и уменьшению катастрофических последствий наводнений, паводков, селей и обеспечению безаварийного пропуска паводковых вод и селей.
Обеспечение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованных функциональных и территориальных подсистем ГСЧС, населения информацией о санитарно-ветеринарной и агрохимической обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ожидаемых наводнениях и катастрофических затоплениях, связанных с прорывом плотин и гидротехнических сооружений водохранилищ и других водных источников.
См. последующую редакцию.
Осуществление контроля и ведение учета ввоза (вывоза) на (из) территорию Республики Узбекистан товаров, представляющих радиационную, химическую, бактериологическую (биологическую), пожарную опасность для населения и окружающей природной среды.
службы наблюдения и контроля за ввозом и вывозом пожаро-, взрыво-, радиационно-опасных грузов (товаров), токсичных и химических веществ, а также сильнодействующих ядовитых веществ.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 ноября 2017 года № 915 — Национальная база данных законодательства, 15.11.2017 г., № 09/17/915/0259)
Организация и осуществление государственного контроля за экологической обстановкой в районах размещения потенциально опасных объектов, а также интенсивной промышленной и сельскохозяйственной деятельности, планирование и осуществление мероприятий по ее улучшению.
Осуществление государственного контроля за размещением и эксплуатацией накопителей промышленных отходов, хвостохранилищ, ядомогильников и др.
Мониторинг за загрязнением воды открытых водоемов в местах ее использования и сброса промышленностью, рыбным хозяйством и другими отраслями, а также за выбросом вредных веществ в окружающую природную среду и размещением отходов.
Обеспечение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованных функциональных и территориальных подсистем ГСЧС информацией об экологической обстановке, выбросах и сбросах вредных веществ в окружающую природную среду.
Выявление районов (зон) развития опасных природных геологических процессов (оползней, обвалов, суффозий, карст); изучение и предупреждение их активизации; установление зон, в которых проведение противооползневых и других превентивных мероприятий по сохранению природной устойчивости склонов является первоочередным.
Организация и ведение мониторинга опасных геологических процессов в пределах населенных пунктов, зон размещения оздоровительных и других общественных объектов в горных и предгорных районах, исключая территории хозяйственной деятельности горнорудных предприятий и ведомств, эксплуатирующих линейные сооружения (дороги, каналы, линии электропередач, трубопроводы и др.).
Обеспечение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованных функциональных и территориальных подсистем ГСЧС геологической информацией о возможном развитии опасных геологических процессов с рекомендациями по рациональному использованию территорий в оползнеопасных районах.
Наблюдение и контроль за загрязнением радиоактивными, химическими и другими токсическими веществами подземных вод.
Совместно с Центром гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан и Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан определение и представление Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, органам государственной власти на местах перечня населенных пунктов, хозяйств и других общественных объектов, расположенных в опасных зонах, население которых подлежит временной эвакуации или поэтапному переселению на постоянное местожительство в безопасные места.
См. последующую редакцию.
Согласование отвода земель для вновь строящихся населенных пунктов и объектов; контроль за сохранением устойчивости горных склонов при их освоении.
Формирование компьютерного банка данных по опасным геологическим процессам и оценка ущерба от их воздействия.
Обеспечение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан геодезической и картографической информацией, а также земельно-кадастровыми картами.
См. последующую редакцию.
Разработка новых и совершенствование существующих методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, а также методов инженерной защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.
Участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации в части соблюдения требований градостроительных норм и правил.
Расчет ущерба, причиненного объектам и жилью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, и потребности в материальных ресурсах, необходимых для проведения спасательных и других неотложных работ.
Выявление районов и зон, в которых необходимо проведение противоселевых и противолавинных мероприятий.
Организация и проведение мониторинга загрязнения окружающей природной среды (атмосферы, почвы и поверхностных вод), гидрологического режима и опасности наводнений в поймах и руслах рек.
Предоставление Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованным функциональным и территориальным подсистемам ГСЧС гидрометеорологической информации, предупреждение об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды.
службы гидрометеорологических наблюдений за возникновением и развитием стихийных гидрометеорологических явлений, загрязнением атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 декабря 2017 года № 1019 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1019/0463)
Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений систем межрегиональных водопроводов в чрезвычайных ситуациях.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июня 2015 года № 171 — СЗ РУ, 2015 г., № 26, ст. 338)
Организация и осуществление мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой работы систем телекоммуникаций и централизованного оповещения на республиканском и местном уровнях, и во всех режимах функционирования ГСЧС.
Приоритетное обеспечение средствами телекоммуникаций общего пользования и ведомственными сетями телекоммуникаций органов управления ГСЧС, осуществляющих руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
Техническое обеспечение сбора и передачи органам управления ГСЧС информации о чрезвычайных ситуациях.
Осуществление, на договорных условиях, эксплуатационно-технического обслуживания стационарных средств оповещения, связи и информационного обеспечения.
См. последующую редакцию.
Доведение до населения информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по радиовещательным станциям и телевидению.
Организация совместно с заинтересованными функциональными и территориальными подсистемами ГСЧС разъяснительной работы среди населения о первоочередных действиях людей, оказавшихся в зоне чрезвычайных ситуаций.
Организация по заявкам Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, руководителей территориальных подсистем ГСЧС теле- и радиопередач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация совместно с Министерством здравоохранения и Обществом Красного полумесяца Узбекистана специализированных передач по обучению населения первой медицинской само- и взаимопомощи.
См. последующую редакцию.
Государственный надзор в области деятельности служб, обеспечивающих поиск и спасение в гражданской и экспериментальной авиации Республики Узбекистан.
Государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности перевозок на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан.
Выдача заключений при осуществлении железнодорожным транспортом транзита опасных грузов, взрывчатых веществ и изделий.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 августа 2017 года № 644 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 34, ст. 889)
См. последующую редакцию.
Организация и проведение мониторинга за состоянием гидротехнических сооружений, природными воздействиями на них.
Диагностика технического состояния и оценка безопасности гидротехнических сооружений I, II, III классов капитальности водохозяйственных и энергетических объектов.
Организация службы надзора за состоянием безопасности гидротехнических сооружений I, II, III классов капитальности, а также входящих в республиканскую и региональную водохозяйственную энергетическую системы.
Обеспечение надежности технического состояния и безопасности работ крупных и особо важных водохозяйственных объектов.
Проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция и ремонт крупных и особо важных водохозяйственных объектов, включая организацию экспертизы проектов, контроль за качеством строительства и приемки в эксплуатацию.
Осуществление контроля за соблюдением технологических требований при монтаже и эксплуатации объектов (установок) добычи, переработки, транспортировки, хранения нефти, газа и газового конденсата.
Контроль за реализацией профилактических мер, направленных на обеспечение безопасности при производстве, транспортировке, потреблении электрической энергии и использовании угля.
Организация и осуществление контроля за состоянием химических, взрыво- и других потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения на них аварий и катастроф.
Надзор за разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению техногенных аварий и катастроф, хранению и эксплуатации радиоизотопных приборов.
Обеспечение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, заинтересованных функциональных и территориальных подсистем ГСЧС информацией о возникновении на промышленных объектах аварий, катастроф, масштабах, ходе их развития, возможном ущербе и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение участия подразделений Военизированных горноспасательных частей в ликвидации аварий, связанных с взрывами газа, выбросами и затоплениями в горных выработках, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального оснащения.
службы надзора за состоянием и безопасностью ведения работ в горнорудной, химической, нефтегазоперерабатывающей и перерабатывающей промышленности и при проведении подземных проходческих работ при строительстве объектов Ташметростроя.
Организация и осуществление мероприятий по безаварийной эксплуатации и безопасности полетов авиационной техники.
Обеспечение в первоочередном порядке доставки в районы чрезвычайных ситуаций и обратно спасательных формирований, сил и средств ГСЧС, воинских подразделений и грузов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение участия поисковых экипажей, поисковых воздушных судов и спасательных формирований в проведении спасательных работ.
службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари».
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф, обусловленных потенциально опасными особенностями производства и технологического процесса.
Прогнозирование возможности возникновения и последствий аварий на подведомственных объектах, повышение устойчивости работы объединений и объектов отрасли при чрезвычайных ситуациях.
Создание локальных систем оповещения на нефтегазоперерабатывающих и других опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
Обеспечение участия ведомственных специализированных формирований в ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах отрасли.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах на подведомственных объектах, принимаемых мерах, а также порядке действий населения при чрезвычайных ситуациях.
Организация и осуществление комплекса мероприятий по надежной и безопасной эксплуатации оборудования тепловых и гидравлических электростанций, электрических и тепловых сетей, а также по обеспечению бесперебойного электро- и теплоснабжения объектов экономики и населения республики.
Постоянный контроль за работой системы оповещения на Чарвакском водохранилище, предупреждающей о катастрофическом сбросе воды.
Поддержание в постоянной готовности специализированных и спасательных формирований и обеспечение их участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций на энергообъектах.
Обеспечение органов управления ГСЧС информацией о возникших на объектах Государственной акционерной компании «Узбекэнерго» чрезвычайных ситуациях.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф, обусловленных потенциально опасными особенностями производства и технологического процесса.
Прогнозирование возможности возникновения и последствий аварий на химически опасных объектах, повышение устойчивости их работы при чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах, их последствиях, принимаемых мерах и порядке действий населения при чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение участия ведомственных специализированных и спасательных формирований в проведении спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на объектах отрасли.
См. последующую редакцию.
Организация и осуществление мероприятий по безаварийной эксплуатации железнодорожных транспортных средств, обеспечению безопасности при перевозках взрыво-, пожароопасных грузов и сильнодействующих ядовитых веществ.
Обеспечение в первоочередном порядке перевозок спасательных формирований, сил и средств ГСЧС, воинских подразделений, специальной техники и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.
Создание при чрезвычайных ситуациях эвакуационных поездов для осуществления эвакуационных перевозок.
Обеспечение участия пожарных и ремонтно-восстановительных поездов, Центра государственного санитарно-эпидемического надзора и других ведомственных аварийно-спасательных подразделений в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах на железнодорожном транспорте, возможных последствиях, принимаемых мерах и ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
службы контроля за перевозками железнодорожным транспортом пожаро-, взрывоопасных грузов, химических веществ и сильнодействующих ядовитых веществ.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2016 года № 219 — СЗ РУ, 2016 г., № 27, ст. 326)
Организация поставок продовольствия и товаров первой необходимости в зоны бедствий для снабжения пострадавшего населения и эвакуированного населения в районах его размещения; обеспечение водой для приготовления пищи в столовых (пунктах питания) личному составу формирований и пострадавшему населению.
Осуществление мероприятий по защите зерна и продуктов его переработки, продовольствия и других товаров при хранении, технологической переработке, транспортировке и реализации; контроль, совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, другими функциональными подсистемами ГСЧС, за загрязнением продовольствия и воды радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, нитратами и пестицидами сверх установленных предельно допустимых концентраций.
Обеззараживание, технологическая переработка или уничтожение не подлежащих обеззараживанию продовольствия и других товаров.
Осуществление по заказам Кабинета Министров и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан закупа специальной техники, оборудования, приборов и материалов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций у отечественных и зарубежных производителей, коммерческих структур за счет средств заказчика.
См. предыдущую редакцию.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2016 года № 412 — СЗ РУ, 2016 г., № 52, ст. 602)
Создание специализированных формирований на базе строительных и строительно-монтажных организаций и обеспечение их участия в проведении спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июля 2017 года № 472 — СЗ РУ, 2017 г., № 28, ст. 649)
См. последующую редакцию.
Обеспечение в первоочередном порядке перевозок спасательных формирований, сил и средств ГСЧС, воинских подразделений и грузов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.
Обеспечение безопасности при перевозке взрыво-, пожароопасных грузов и сильнодействующих ядовитых веществ.
Подготовка дорог и дорожных сооружений для перевозок спасательных формирований, сил и средств ГСЧС в районы чрезвычайных ситуаций.
Организация оповещения по ведомственным сетям органов управления ГСЧС, а также пассажиров об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Организация научных исследований по проблемам прогнозирования возникновения антропогенных и природных чрезвычайных ситуаций, характерных для экономики и территорий республики, эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов по обеспечению сейсмической безопасности.
Разработка научных основ и методов сейсмического районирования и прогнозирования землетрясений, осуществление комплексных наблюдений за сейсмическими явлениями на территории республики.
Обеспечение страхованием граждан, проживающих в паводко-, оползне-, селеопасных районах, а также зданий и сооружений, материальных ценностей и сельскохозяйственных животных.
Проведение совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, другими функциональными подсистемами ГСЧС подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи и ухода за больными и пострадавшими при чрезвычайных ситуациях.
Оказание содействия функциональным и территориальным подсистемам ГСЧС в создании санитарных дружин, их оснащении, подготовке и контроле за состоянием готовности к выполнению возложенных на них задач.
Создание и обучение совместно с органами народного образования и здравоохранения санитарных постов в образовательных учреждениях общего среднего и среднего специального, профессионального образования.
Организация на контрактной основе обучения сотрудников Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, прежде всего Главного управления безопасности дорожного движения, курсантов, водителей и работников дорожно-транспортных служб практике оказания первой медицинской и иной помощи пострадавшим.
Организация совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан специализированных теле- и радиопередач по обучению населения оказанию первой медицинской помощи, само- и взаимопомощи, а также уходу за пострадавшими.
Создание, обучение, оснащение отрядов и других подразделений добровольцев Общества Красного полумесяца Узбекистана.
Создание системы складов и резервов товаров первой необходимости Общества Красного полумесяца Узбекистана для оказания помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
Оказание содействия органам государственной власти на местах и другим организациям в решении задач в области гражданской защиты и готовности к чрезвычайным ситуациям на уровне схода граждан махаллей.
Подготовка населения схода граждан махаллей, не занятого в сферах производства и обслуживания в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Привлечение на добровольной основе населения к мероприятиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(приложение № 3 дополнено разделом постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 августа 2017 года № 650 — СЗ РУ, 2017 г., № 34, ст. 892)
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
Создание, управление и контроль за деятельностью территориальных подсистем ГСЧС Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
Руководство созданием и управление территориальными формированиями общего и специального назначения служб ГСЧС, сводных механизированных отрядов, сводных спасательных команд, автосанитарных отрядов.
Разработка и осуществление мероприятий по бесперебойному обеспечению объектов и населения в зонах чрезвычайных ситуаций электроэнергией, газом, топливом и питьевой водой.
Разработка плана действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Осуществление сбора и обмена информацией по защите населения и территорий, а также своевременное оповещение и информирование населения об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Ведение мониторинга чрезвычайных ситуаций, связанных с гидрометеорологическими и геологическими явлениями.
Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях, где мероприятия по защите населения и территорий ограничены отсутствием ответственных должностных лиц.
Организация, за счет средств местного бюджета соответствующей территории, поставок продовольствия и товаров первой необходимости для снабжения пострадавшего населения в зонах бедствий и эвакуированного населения в районах его размещения; обеспечение водой для приготовления пищи в столовых (пунктах питания) для личного состава формирований и пострадавшего населения.
Осуществление мероприятий по защите зерна и продуктов его переработки, продовольствия и других товаров при хранении, технологической переработке, транспортировке и реализации; контроль совместно с территориальными подразделениями функциональных подсистем ГСЧС за загрязнением продовольствия и воды радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, нитратами и пестицидами сверх установленных предельно допустимых концентраций.
территориальных формирований общего и специального назначения области, городов (районов) и объектов экономики.
В зависимости от местных условий, характерности чрезвычайных ситуаций и материально-технической базы в областях (городах и районах) начальник гражданской защиты, в пределах своей компетенции, может создавать территориальные и объектовые службы ГСЧС:
автодорожная служба — организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения, ремонта и восстановления дорог и мостов при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
автотранспортная служба — проведение, совместно с органами железнодорожного и воздушного транспорта, мероприятий по рассредоточению и эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций, доставке сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, подвозу (вывоза) рабочих смен, вывозу в эвакуационный район материальных и историко-культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия, строительных материалов и других материальных средств;
служба газоснабжения — организация и осуществление аварийно-восстановительных работ на сооружениях и сетях газоснабжения;
служба водообеспечения — организация и осуществление аварийно-восстановительных работ на сооружениях и сетях водоснабжения, обеспечение защиты водоисточников от загрязнения (заражения) радиоактивными, химическими и токсическими веществами и бактериальными средствами и тяжелыми металлами. Обеспечение контроля за качеством питьевой воды и очисткой сточных вод;
служба защиты животных и ветеринарного надзора — организация и осуществление мероприятий по профилактике эпизоотий, а также проведению санитарно-ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций. Ликвидация эпизоотий. Создание и организация деятельности отдельных собаколовных групп. Обеспечение сотрудников собаколовных групп необходимым специальным оборудованием. Предоставление руководству информации о санитарно-ветеринарной обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций;
служба защиты растений и агрохимического надзора — организация и осуществление мероприятий по профилактике эпифитотий, борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Обеспечение устойчивой работы сельскохозяйственного производства, путем проведения мероприятий по защите растений. Организация и осуществление фитопатологической разведки, контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами. Обеззараживание посевов, пастбищ и продукции животноводства и растениеводства. Ликвидация эпифитотий;
служба водного хозяйства — обеспечение устойчивой работы и безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений на водохранилищах, реках и каналах, прогнозирование возможности возникновения на них аварий и катастроф. Установление необходимости изменения режима работы или дальнейшей эксплуатации водохозяйственных объектов, осуществление аварийного сброса воды из водохранилищ. Создание систем раннего оповещения на водохранилищах. Организация, разработка и осуществление комплекса неотложных мер по предупреждению и уменьшению катастрофических последствий наводнений, паводков, селевых потоков и обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод и селевых потоков;
инженерная служба — организация и осуществление контроля за накоплением и содержанием фонда защитных сооружений в мирное время, подготовка и организация действий соответствующих формирований, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для инженерного обеспечения действий сил ГСЧС в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения, в зонах катастрофического затопления и на объектах работ, при тушении крупных пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф;
коммунально-техническая служба — осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений и сетей коммунального хозяйства, ликвидация аварий на них, создание и организация пунктов специальной обработки, перевозка и массовое захоронение погибших;
служба материально-технического снабжения — организация снабжения эвакуируемого населения предметами и принадлежностями первой необходимости (одежда, обувь и другие), обеспечение личного состава формирований инвентарем и спецодеждой, а также объектов экономики материально-техническими средствами и строительными материалами, необходимыми для устойчивого их функционирования и восстановления нарушенного производства;
медицинская служба — организация и осуществление лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения и личного состава соответствующих формирований, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным;
служба санитарной обработки и обеззараживания — организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание их одежды и средств индивидуальной защиты;
служба связи, оповещения и информатизации — обеспечение органов управления устойчивой и непрерывной связью, организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения, а также поддержание их в постоянной готовности, техническое обеспечение передачи и приема сигналов оповещения по указаниям территориальных управлений по чрезвычайным ситуациям;
служба охраны общественного порядка — поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на объектах экономики, в очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, на маршрутах эвакуации населения, а также охрана материальных и историко-культурных ценностей;
служба пожарной безопасности — осуществление контроля за своевременным выполнением инженерно-технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов экономики, локализация и тушение пожаров в очагах поражения, районах стихийного бедствия, а также при крупных авариях и катастрофах;
служба снабжения горюче-смазочными материалами — организация обеспечения горюче-смазочными материалами автотранспортных и других технических средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций;
техническая служба — поддержание техники в исправном техническом состоянии и осуществление технического ремонта автотранспортных средств, привлекаемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, эвакуация поврежденной и неисправной техники с маршрутов и участков спасательных работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, снабжение ремонтных предприятий и формирований запасными частями и принадлежностями;
служба торговли и питания — осуществление мероприятий по защите запасов продовольствия, организация закладки запасов продовольствия на специальные склады резерва чрезвычайных ситуаций. Обеспечение формирований и населения продовольствием, горячим питанием по нормам суточного довольствия и снабжения;
служба обслуживания убежищ и укрытий — учет фонда защитных сооружений организаций, контроль за постоянной готовностью защитных сооружений к приему укрываемых людей, систематический контроль за правильным содержанием помещений защитных сооружений, сохранностью защитных конструкций, устройств и инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием для нужд экономики и обслуживания населения. Участие в приемке защитных сооружений, строительство которых закончено. Разработка и корректировка планов накопления фонда защитных сооружений, создание и подготовка объектовых звеньев по обслуживанию убежищ и укрытий;
служба энергетики — обеспечение устойчивой работы и ликвидация аварий на энергообъектах в условиях чрезвычайных ситуаций. Участие в проведении спасательных работ в очагах поражения.
При необходимости и наличии соответствующих сил создаются и другие службы ГСЧС: аварийно-технические, радиационной и химической защиты, маскировки, информационного обеспечения и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
к постановлению Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242
1. Постановление Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558 «О Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».
2. Пункт 6 постановления Кабинета Министров от 16 ноября 1999 г. № 499 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О безопасности гидротехнических и сооружений» (СП Республики Узбекистан, 1999 г., № 11, ст. 66) и приложение № 3 к нему.
3. Пункт 4 приложения к постановлению Кабинета Министров от 1 ноября 2001 г. № 434 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2001 г., № 11-12, ст. 62).
4. Пункт 3 приложения к постановлению Кабинета Министров от 29 мая 2006 г. № 99 «О внесении изменений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (Указ Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2006 г. № УП-3722 «О мерах по либерализации и созданию благоприятных условий для развития оптовой и розничной торговли») (СП Республики Узбекистан, 2006 г., № 5, ст. 39).
5. Пункт 8 приложения к постановлению Кабинета Министров от 17 декабря 2010 г. № 301 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан (постановление Президента Республики Узбекистан от 27 августа 2010 г. № ПП-1396 «О мерах по дальнейшему повышению эффективности системы организации и проведения геологоразведочных работ») (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст. 69).