В целях обеспечения соблюдения законодательства о градостроительстве, повышения эффективности деятельности государственных органов при реализации градостроительной документации, формировании современного облика и осуществлении комплексной застройки населенных пунктов, упрощения разрешительных процедур при осуществлении градостроительной деятельности, а также обеспечения эффективности ведения Государственного градостроительного кадастра и укрепления правового статуса территориальных органов государственного архитектурно-строительного надзора Кабинет Министров постановляет:
Типовую структуру территориального главного управления по архитектуре и строительству согласно приложению № 1;
Типовое положение о территориальной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Госархитектстроя Республики Узбекистан согласно приложению № 2;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 1 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 февраля 2013 года № 54 — СЗ РУ, 2013 г., № 10, ст. 125)
См. последующую редакцию.
2. Внести изменения и дополнения в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
4. Министерствам и ведомствам в месячный срок привести свои ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.А. Ходжаева.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № ПП-2936 — СЗ РУ, 2017 г., № 20, ст. 356)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
1. Настоящее Положение в соответствии с Градостроительным кодексом Республики Узбекистан определяет статус, задачи, функции, полномочия и ответственность территориальной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора (далее — Инспекция) Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (далее — Госархитектстрой).
2. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, решениями палат Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, приказами и распоряжениями Госархитектстроя, иными нормативно-правовыми актами, настоящим Положением.
3. Инспекция входит в состав Госархитектстроя и осуществляет в пределах своих полномочий надзор за соблюдением требований нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций, градостроительных норм и правил на территории Республики Узбекистан.
4. Инспекция является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием на государственном языке, самостоятельный баланс, счета в банках.
нормативных документов технического регулирования в области строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкций;
б) регистрация объектов строительства с выдачей разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
в) осуществление надзора за соответствием применяемых на объекте строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
г) осуществление надзора за соблюдением производителями требований нормативных документов технического регулирования при производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
д) обязательное участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством объектов, за исключением индивидуального жилищного строительства;
е) внесение предложений и участие в совершенствовании нормативно-методической документации в сфере организации надзора за соблюдением градостроительного законодательства;
ж) проведение работ по стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций.
соблюдением реализации градостроительной документации о планировании развития и застройки территорий;
соответствием вносимых изменений в проектную документацию в процессе строительства нормативным требованиям;
наличием у проектной и подрядной организаций — исполнителей работ и услуг лицензии на право осуществления лицензируемых видов проектной и строительной деятельности, предусмотренных законодательством;
качеством и соответствием выполняемых строительно-монтажных работ строительным нормам и правилам, нормативно-технической и проектной документации, а также ведением подрядной организацией исполнительной документации на объекте строительства;
проведением испытаний, съемок и замеров, предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией на объекте строительства;
соответствием применяемых на строительстве объекта строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
соблюдением производителями строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
б) участвует в работе технических комиссий по расследованию причин аварийных состояний и аварий зданий, сооружений, их частей и конструктивных элементов;
в) осуществляет на договорной основе обследование технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет целесообразности их восстановления или реконструкции, с выдачей соответствующего заключения;
г) взаимодействует с другими уполномоченными государственными органами, научно-исследовательскими, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительной продукции, соблюдения требований градостроительного законодательства;
д) вносит в Госархитектстрой предложения о приостановлении или прекращении действия выданных лицензий на право осуществления деятельности по разработке архитектурно-градостроительной документации и на право осуществления отдельных видов деятельности в области строительства организаций и предприятий, допустивших нарушения требований нормативных документов технического регулирования, градостроительных норм и правил;
См. предыдущую редакцию.
е) в случаях, предусмотренных законодательством, составляет протоколы об административном правонарушении в области градостроительной деятельности;
(подпункт «е» пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 апреля 2016 года № 129 — СЗ РУ, 2016 г., № 18, ст. 191)
ж) анализирует результаты надзора, изучает международный опыт, разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных требований, методических документов по улучшению качества строительства и рациональному использованию строительных материалов;
з) проводит совместно с агентством «Узстандарт» работу по стандартизации и сертификации строительных материалов, изделий и конструкций в соответствии с международными требованиями по качеству.
7. По завершении строительства Инспекцией заказчику выдается заключение о соответствии выполненных строительно-монтажных работ нормативным документам технического регулирования, градостроительным нормам и правилам, которое прилагается к акту Государственной комиссии по приемке объекта в эксплуатацию.
а) беспрепятственно посещать и осуществлять надзорные функции на объектах, зарегистрированных в Инспекции;
б) беспрепятственно посещать и осуществлять краткосрочные инспекторские проверки на объектах строительства, кроме индивидуального жилищного строительства (без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность субъекта), не прошедших регистрацию в Инспекции, с последующим уведомлением в однодневный срок соответствующей территориальной комиссии по координации деятельности контролирующих органов;
в) в установленном законодательством порядке посещать организации и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий;
г) получать от проектных, подрядных организаций и организаций-заказчиков проектную, технологическую, исполнительную документацию и другие материалы, необходимые для проверки качества применяемых материалов, конструкций, изделий и выполняемых строительно-монтажных работ;
д) поручать подрядным организациям произвести вскрытие отдельных элементов конструкций, узлов и деталей, испытание грунтов в основаниях и обратной засыпке, примененных строительных материалов, конструкций и изделий, инженерных систем, при необходимости привлекать экспертов — специалистов научно-исследовательских организаций для подготовки соответствующего заключения;
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, обязательные для исполнения субъектами градостроительной деятельности и изготовителями (поставщиками) строительных материалов, изделий и конструкций;
проводить выборочный надзор за работой служб технического надзора за качеством строительства объектов и испытательных строительных лабораторий ведомств и организаций;
См. предыдущую редакцию.
составлять протоколы об административном правонарушении в области градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством;
(абзац четвертый подпункта «е» пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 апреля 2016 года № 129 — СЗ РУ, 2016 г., № 18, ст. 191)
См. предыдущую редакцию.
приостанавливать выпуск, реализацию и применение в строительстве строительных материалов и изделий при выявлении нарушений требований нормативных документов технического регулирования. Приостановление выпуска, реализации и применения строительных материалов и изделий, дальнейшего производства строительно-монтажных работ, влекущее приостановление деятельности субъекта предпринимательства, осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;
(абзац пятый подпункта «е» пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 апреля 2016 года № 129 — СЗ РУ, 2016 г., № 18, ст. 191)
приостанавливать выполнение строительно-монтажных работ при выявлении нарушений утвержденных проектных решений и требований нормативно-правовых актов, влекущих за собой снижение характеристик прочности и устойчивости, а также в случаях угрозы аварий зданиям и сооружениям, самовольного строительства объектов;
вносить представления заказчикам и подрядчикам о привлечении к ответственности должностных лиц (назначенных их приказами), нарушающих требования законодательства в области градостроительства;
выдавать экспертные заключения о качестве и полноте выполненных по проекту строительно-монтажных работ, техническом состоянии объектов строительства;
передавать в судебные органы, прокуратуру материалы о нарушениях законодательства в области градостроительства;
вносить ходатайство в статистические органы об исключении из статистической отчетности объектов, сданных с нарушением правил приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.
осуществление надлежащего надзора по обеспечению субъектами градостроительной деятельности качества строительно-монтажных работ в соответствии с проектной документацией;
организацию надлежащего надзора за соответствием применяемых на строительстве объекта строительных материалов, конструкций и изделий требованиям нормативных документов технического регулирования;
обеспечение надлежащего надзора за соблюдением производителями строительных материалов, конструкций и изделий, требований нормативных документов технического регулирования.
11. Надзорные работы на объектах строительства проводятся с участием ответственных представителей заказчика и подрядчика, назначаемых их приказами (при наличии).
В необходимых случаях для надзорных целей могут привлекаться специалисты проектных, банковских и (или) других заинтересованных организаций на договорной основе.
12. Надзорные работы на предприятиях — производителях строительных материалов, конструкций и изделий производятся с участием должностных лиц (главный инженер, начальник цеха, начальник отдела технического контроля и др.), ответственных за соблюдение требований нормативных документов технического регулирования (при наличии).
13. По результатам надзорной работы производится соответствующая запись в журнале производства работ, который ведется на объекте строительства, составляется акт, подписываемый инспектором Инспекции, представителями заказчика и подрядчика, при необходимости выдается предписание.
См. предыдущую редакцию.
По фактам нарушений законодательства о градостроительстве, за которые предусмотрено административное взыскание, предписания выдаются за подписью руководителя Инспекции.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 апреля 2016 года № 129 — СЗ РУ, 2016 г., № 18, ст. 191)
14. Инспектора Инспекции при выполнении своих функциональных обязанностей взаимодействуют с другими уполномоченными органами государственного надзора.
15. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом председателя Госархитектстроя Республики Узбекистан.
16. Заместитель начальника инспекции назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника Инспекции по согласованию с председателем Госархитектстроя.
Инспектора Инспекций осуществляют свою функциональную деятельность на основании сертификатов, выдаваемых по результатам аттестации, проводимой Госархитектстроем каждые три года.
18. Положение о территориальной Инспекции, штатное расписание и смета расходов Инспекции утверждаются Госархитектстроем.
а) отчисления от стоимости выполненных строительно-монтажных работ (без НДС) для осуществления надзорных функций за качеством и полнотой выполнения по проекту строительно-монтажных работ по объектам, включенным в Инвестиционную программу Республики Узбекистан, в размере:
б) доходы от выполнения работ на договорной основе за осуществление надзора по строящимся объектам субъектов предпринимательства в размере, не превышающем 0,03 процента от стоимости строительно-монтажных работ;
в) доходы от выполнения работ и услуг на договорной основе по сертификации строительных материалов, обследованию технического состояния существующих зданий и сооружений на предмет их восстановления или реконструкции, а также лабораторных и иных видов услуг, не запрещенных законодательством.
21. Методика определения стоимости выполняемых работ и услуг по сертификации строительных материалов, обследованию технического состояния существующих зданий и сооружений, а также лабораторных и других видов услуг, оказываемых Инспекцией, утверждается Госархитектстроем по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.
22. Ежемесячно 10 процентов от доходов Инспекции, поступающих на договорной основе, отчисляются на счет Госархитектстроя Республики Узбекистан.
24. За неправомерные действия и причинение ущерба юридическим и физическим лицам инспектора Инспекции привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 февраля 2013 года № 54 — СЗ РУ, 2013 г., № 10, ст. 125)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утрачивает силу с 1 апреля 2017 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2017 года № 66 — СЗ РУ, 2017 г., № 7, ст. 89)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № 571 — СЗ РУ, 2017 г., № 31, ст. 781)
3. В Положении о порядке ведения Государственного градостроительного кадастра, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 15 ноября 2005 г. № 250 (СП Республики Узбекистан, 2005 г., № 11, ст. 60):
а) пункт 2 дополнить словами «иных сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности»;
«Объектами ГГК являются территория и части территории Республики Узбекистан, территории и части территорий населенных пунктов, общегосударственные и региональные системы расселения, земельные участки, здания и сооружения, территориально-производственные, градостроительные и ландшафтные комплексы, рекреационные и производственные зоны, объекты культурного наследия и их охранные зоны, акватории, инженерные и транспортные коммуникации, на которых осуществляется градостроительная деятельность»;
адресные реестры территорий, объектов недвижимости, инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
сведения об утвержденной градостроительной документации о планировании развития и застройки территорий;
сведения о градостроительных регламентах по застройке и использованию территорий и объектов градостроительной деятельности;
г) в пункте 9 слова «территориальными органами архитектуры и строительства и органами государственной власти и управления на местах» заменить словами «подразделениями Госархитектстроя и Госкомземгеодезкадастра, проектными организациями, органами государственной власти на местах и другими организациями, владеющими соответствующей информацией об объектах ГГК»;
«10-1. Основными видами кадастровой документации являются документы, удостоверяющие право собственности и другие права на кадастровый объект — градостроительная справка, градостроительный паспорт объекта, кадастровые книги, отчеты о состоянии кадастровых объектов.
Градостроительная справка предоставляется по запросам заинтересованных лиц, формируется из отчета о состоянии объекта ГГК, содержит сведения о количественном и/или качественном состоянии объекта, его оценке, карты (планы), на которых отображаются местоположение объекта, его границы, охранные зоны, градостроительные регламенты, установленные на территории, а также другие сведения.
Градостроительный паспорт объекта подтверждает факт создания (возведения) объекта градостроительной деятельности, изменения состояния или использования территории и отдельно взятого объекта, содержит документы и материалы кадастровых съемок и технических инвентаризаций, специальных обследований и изысканий, качественной и стоимостной оценки кадастрового объекта, необходимых для формирования, учета и последующей государственной регистрации прав на кадастровый объект»;
Информационная база ГГК на электронных носителях формируется в качестве автоматизированной поисковой Геоинформационной системы.
Геоинформационная система Государственного градостроительного кадастра (далее — ГИС ГГК) является государственным информационным ресурсом»;
«11-1. Порядок предоставления информации из Государственного градостроительного кадастра регулируется законодательством»;
«14. Ведение ГГК осуществляется структурными подразделениями, входящими в систему Госархитектстроя (далее — подразделения по ведению ГГК).
Функции уполномоченной организации Госархитектстроя по ведению единой научной и технической политики в области ГГК выполняет Государственный проектный научно-исследовательский институт инженерных изысканий в строительстве, геоинформатики и градостроительного кадастра (ГУП «УзГАШКЛИТИ,» далее — Головная организация)»;
разрабатывает структуру баз данных, осуществляет ее передачу подразделениям по ведению ГГК, ведет контроль за правильностью заполнения баз данных;
осуществляет систематизацию кадастровой информации, предоставленной подразделениями по ведению ГГК, и внесение ее в ГИС ГГК;
ежегодно в установленном порядке представляет в ЕСГК отчет о состоянии и использовании объектов ГГК;
осуществляют сбор и систематизацию текущих изменений в количественном и качественном состоянии объектов ГГК;
ведут кадастровые книги объектов ГГК, в пределах своей компетенции ведут собственные базы данных и передают их в Головную организацию Госархитектстроя для систематизации и введения в ГИС ГГК;
осуществляют постановку на учет новых объектов ГГК, осуществляют сбор учетной и оценочной информации о них»;
«Информация об объектах ГГК, подлежащая описи, выделяется в интегрированные блоки, состоящие из следующих подсистем:
«22-1. В составе ГГК ведется ЭГ-ИТИ, который является основным источником географического (картографического) обеспечения ГИС ГГК. ЭГ-ИТИ ведется с учетом требований настоящего Положения.
материалов инженерно-геологических, гидрогеологических, геофизических и прочих видов изысканий и исследований для решения задач проектирования, строительства, эксплуатации подземных и наземных объектов, транспортных и инженерных коммуникаций;
н) текст приложения к Положению о порядке ведения Государственного градостроительного кадастра изложить в следующей редакции:
4. Абзац пятый пункта 5 Положения о территориальной комиссии по контролю за комплексной застройкой населенных пунктов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 12 февраля 2009 г. № 41, дополнить словами «а также о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
к постановлению Кабинета Министров от 29 июля 2011 года № 222
1. Постановление Кабинета Министров от 29 декабря 2000 г. № 509 «Об утверждении Положения о порядке регистрации объектов строительства и выдачи разрешения на начало строительно-монтажных работ» (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 12, ст. 83).
2. Абзац третий пункта 2 постановления Кабинета Министров от 2 декабря 2003 г. № 538 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 12, ст. 128), а также приложения №№ 3 и 6а к нему.
3. Приложение № 6 к постановлению Кабинета Министров от 10 декабря 2008 г. № 271 «О дополнительных мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (СП Республики Узбекистан, 2008 г., № 12, ст. 64).
4. Подпункты «о», «п», «р» пункта 3 приложения к постановлению Кабинета Министров от 5 июня 2009 г. № 152 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан (постановление Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2009 г. № ПП-1112 «О мерах по дальнейшей поддержке и развитию предпринимательской деятельности»)» (СП Республики Узбекистан, 2009 г., № 6, ст. 41).
5. Пункт 1 приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 11 ноября 2009 г. № 294 «О совершенствовании деятельности Государственного комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, областных и Ташкентского городского главных управлений, а также городских и районных управлений (отделов) по архитектуре и строительству, входящих в состав Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».