Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов.
Государственный контроль деятельности учреждений, финансируемых за счет средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 1998 года № УП-2114 «Об упорядочении организации проверок хозяйствующих субъектов», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 24 октября 2017 г. № 870 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля Министерства финансов Республики Узбекистан», Порядок финансирования бюджетных организаций, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 года № 414 (раздел VI).
Законодательство о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Государственный контроль, осуществляемый в порядке прокурорского надзора, регулируется также соответствующим законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» (разделы III и V) и ст. 275 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, то применяются правила международного договора.
контролирующие органы — министерства и ведомства, уполномоченные законодательством осуществлять государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов;
проверка — единовременный контроль, осуществляемый контролирующими органами, за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность;
См. последующую редакцию.
ревизия — проверка бухгалтерских, финансовых и иных документов хозяйствующих субъектов с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства по финансовым и налоговым вопросам, достоверностью учета и отчетности, представляемой налоговым органам, органам государственной статистики и банкам;
См. последующую редакцию.
встречная проверка — проверка, заключающаяся в сопоставлении документов, связанных между собой единством операций и находящимися в различных хозяйствующих субъектах или в разных подразделениях одного хозяйствующего субъекта;
См. последующую редакцию.
проверка в порядке контроля — проверка, осуществляемая контролирующими органами, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.
См. последующую редакцию.
Государственный контроль деятельности хозяйствующих субъектов путем анализа статистической и другой информации, а также инспектирования подведомственных органов осуществляется в соответствии с законодательством.
Основными принципами осуществления государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов являются:
См. последующую редакцию.
Проверка деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется должностными лицами контролирующих органов. Должностные лица контролирующих органов подлежат аттестации в порядке, установленном законодательством.
Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности хозяйствующих субъектов подтверждается специальным удостоверением установленного образца.
См. последующую редакцию.
Координация деятельности контролирующих органов осуществляется специальным уполномоченным органом, решения которого в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов являются обязательными.
координация деятельности контролирующих органов по вопросам осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов;
разработка координационных планов проверок деятельности хозяйствующих субъектов, включая комплексные проверки и ревизии, не допускающие дублирования деятельности контролирующих органов;
осуществление контроля за деятельностью контролирующих органов в части соблюдения координационных планов проведения проверок и недопущения проведения внеплановых проверок без согласования со специальным уполномоченным органом.
См. последующую редакцию.
Порядок образования и деятельности специального уполномоченного органа определяется законодательством.
Комментарий LexUz
Для более подробной информации см. указ Президента Республики Узбекистан от 19 ноября 1998 г. № УП-2114.
Основанием для проведения плановой проверки, в том числе ревизии деятельности хозяйствующих субъектов — юридических лиц являются:
выписка из координационного плана осуществления проверок деятельности хозяйствующих субъектов, выданная специальным уполномоченным органом или его соответствующим территориальным подразделением;
приказ контролирующего органа, изданный на основании координационного плана либо решения специального уполномоченного органа о проведении проверки, в том числе ревизии, с указанием целей проверки, даты проведения и состава должностных лиц, которым поручено осуществить проверку.
Основанием для проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов органами прокуратуры, внутренних дел и службы национальной безопасности является наличие возбужденного уголовного дела.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов могут осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специального уполномоченного органа.
См. последующую редакцию.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов, своевременно и в полном объеме уплачивающих налоги и другие обязательные платежи, соблюдающих другие нормы и правила, имеющих соответствующие ежегодные заключения аудиторов, осуществляются контролирующими органами, как правило, не чаще одного раза в два года.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Сроки проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях, по решению специального уполномоченного органа, этот срок может быть продлен.
См. последующую редакцию.
Основанием для проведения внеплановой проверки деятельности хозяйствующих субъектов являются решения специального уполномоченного органа по проведению внеплановой проверки с указанием наименования проверяемого объекта, целей, сроков проведения проверки и обосновывающих ее причин, а также приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку, с указанием состава должностных лиц.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
поступления в контролирующий орган дополнительных сведений о фактах нарушения хозяйствующим субъектом законов и иных актов законодательства;
осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновения вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.
См. последующую редакцию.
Проверки деятельности индивидуальных предпринимателей осуществляются налоговыми и иными контролирующими органами в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством.
Проверки хозяйствующих субъектов, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического надзора и другими), как правило, в ходе единовременных комплексных проверок.
См. последующую редакцию.
Комплексные проверки проводятся на основании планов, утвержденных специальным уполномоченным органом.
См. последующую редакцию.
Проверки в порядке контроля осуществляются контролирующими органами в порядке и сроки, согласованные со специальным уполномоченным органом или его территориальными подразделениями.
См. последующую редакцию.
требовать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов решение специального уполномоченного органа или его территориальных подразделений, другие документы, являющиеся основанием для проведения проверки, знакомиться с документами, удостоверяющими личность проверяющих;
См. последующую редакцию.
не выполнять требования контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимся к предмету проверки;
См. последующую редакцию.
получать от проверяющих должностных лиц контролирующих органов один экземпляр документа, отражающего результаты проверки, в срок до десяти дней после окончания проверки;
См. последующую редакцию.
Хозяйствующие субъекты обязаны по законному требованию проверяющих предъявлять материалы и документы, необходимые для осуществления проверки, допускать их к объектам проверки, оказывать содействие проверяющим в исполнении их обязанностей.
Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции имеют право:
требовать от проверяемых хозяйствующих субъектов необходимую документацию и другую информацию, непосредственно связанную с проведением проверки;
выдавать проверяемым хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
ставить перед соответствующими органами государственной власти и управления, собственниками хозяйствующих субъектов вопрос об ответственности виновных лиц;
привлекать в установленном порядке к проверке на договорной основе специалистов министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Законные требования должностных лиц контролирующих органов обязательны для исполнения проверяемыми хозяйствующими субъектами.
Должностные лица контролирующих органов при проверке деятельности хозяйствующих субъектов в пределах своей компетенции обязаны:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
оформлять результаты проверок актом (справкой), один экземпляр которого оставлять у проверяемого хозяйствующего субъекта;
См. последующую редакцию.
принимать предусмотренные законодательством меры реагирования в случае выявления фактов правонарушений.
Должностные лица контролирующих органов не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности хозяйствующих субъектов.
Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту в результате незаконных решений или иных действий должностных лиц контролирующих органов, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См. Гражданский кодекс Республики Узбекистан (статьи 14, 15, 990), статью 38 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности».
См. последующую редакцию.
Действия и решения должностных лиц контролирующих органов могут быть обжалованы непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган либо должностному лицу.
Подача жалобы не приостанавливает действия должностного лица контролирующего органа. Жалобы на действия и решения должностных лиц контролирующих органов рассматриваются в порядке и сроки, установленные законодательством.
См. последующую редакцию.
Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. ст. 2412 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. 1922 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.