Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 декабря 2021 года № УП-45 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Узбекистан».
В целях дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве, широкого внедрения в отрасли хозяйственных отношений, отвечающих принципам и требованиям рыночной экономики, формирования развитых рынков подрядных, проектных работ и строительных материалов, совершенствования механизма ценообразования в строительстве, повышения ответственности всех участников инвестиционного процесса за конечные результаты и эффективность реализации проектов:
1. Определить основными направлениями дальнейшего углубления экономических реформ в капитальном строительстве:
полное завершение в 2003-2004 годах процессов разгосударствления и приватизации проектных и подрядных строительных организаций, образование на их базе преимущественно частных и совместных предприятий, создание конкурентной среды на рынке проектных и строительных работ;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Перечень проектно-изыскательских организаций, подлежащих полной приватизации в 2003-2004 годы, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395.
широкое внедрение рыночных принципов и механизмов в систему управления и хозяйственных отношений в капитальном строительстве, повышение уровня организации конкурсных торгов (тендеров) при размещении заказов на исполнение проектных и строительных работ;
переход к сооружению объектов «под ключ» как основной форме организации строительства, создание инжиниринговых компаний и проектно-строительных организаций, обеспечивающих выполнение работ с высоким качеством и сдачу объектов «под ключ»;
расширение рынка строительных материалов, освоение производства их прогрессивных видов, внедрение современных технологий на предприятиях строительной индустрии.
См. предыдущую редакцию.
2. Установить, что новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение предприятий за счет централизованных источников, а также инвестиций, привлекаемых под гарантию правительства, осуществляются на условиях выполнения работ «под ключ» с заключением контракта только на основе конкурсных (тендерных) торгов. При этом обязательство по проведению конкурсных (тендерных) торгов распространяется на закупку товаров (работ, услуг), осуществляемую на сумму в эквиваленте свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту.
(абзац первый пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
Министерству экономики, Госархитектстрою, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров на утверждение новое Положение об организации строительства объектов «под ключ» и Типовой договор подряда на строительство объекта «под ключ».
Комментарий LexUz
См. Типовой договор подряда на строительство объектов «под ключ», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395.
заказчик обязан авансировать выполнение работ (услуг) в размере до 30 процентов от стоимости, заложенной в проект, осуществлять текущее финансирование по согласованному графику в размере до 50 процентов, с учетом авансирования, и произвести окончательные расчеты после завершения строительства объекта и его ввода в эксплуатацию;
подрядчик обеспечивает сдачу объекта заказчику в соответствии с утвержденным проектом и требованиями, обусловленными в контракте, и несет экономическую ответственность перед заказчиком за выполнение контракта по осуществлению комплекса работ на всех стадиях инвестиционного процесса, за качество строительства и своевременную сдачу объекта;
подрядчик может привлекать кредиты коммерческих банков для выполнения договорных обязательств по строительству объекта «под ключ»;
ответственность за конечные финансовые результаты строительства и соблюдение установленной в контракте договорной цены возлагается на подрядчика, а экономия, достигнутая в результате снижения фактической стоимости, остается в его распоряжении.
3. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Центральным банком, коммерческими банками в месячный срок изучить и внести в Кабинет Министров предложения о мерах по увеличению оборотных средств подрядных организаций. При этом предусмотреть сокращение звенности в системе управления строительством, с направлением высвобождаемых активов на пополнение оборотных средств подрядных организаций.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395 «О мерах по совершенствованию механизма хозяйственных отношений в капитальном строительстве».
См. предыдущую редакцию.
размещение заказов на подрядные работы на сумму в эквиваленте свыше 100 тысяч долларов США по одному контракту производится только на условиях проведения конкурсных торгов;
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 ноября 2017 года № УП-5228 — Национальная база данных законодательства, 04.11.2017 г., № 06/17/5228/0210)
к участию в конкурсных торгах (тендерах) могут быть допущены только подрядные организации, имеющие оборотные средства в размере не менее 20 процентов от стоимости работ (услуг) или поручительство банка на предоставление указанных средств.
Министерству экономики, Госархитектстрою, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по внесению изменений и дополнений в Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан, предусмотрев меры по усилению ответственности за нарушения установленного порядка проведения конкурсных торгов (тендеров).
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2003 г. № 302 «О мерах по совершенствованию системы конкурсных торгов в капитальном строительстве».
5. Определить, что все отношения между заказчиком и генподрядчиком, между генподрядчиком, субподрядчиками, проектными организациями и поставщиками строительных материалов и конструкций строятся без участия промежуточных звеньев исключительно на основе договорных отношений с заключением контракта.
Министерству экономики, Госархитектстрою, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок кардинально переработать Положение об организации строительства на контрактной основе и внести на утверждение в Кабинет Министров. При этом, четко определить меры ответственности заказчика и подрядчика, предусмотрев, что:
См. последующую редакцию.
заказчик несет ответственность за своевременный отвод земель, предоставление формата заказчика, подготовку тендерной документации, организацию и проведение конкурсного торга (тендера) на подрядные работы, своевременное финансирование по согласованному графику в соответствии с заключенным контрактом (договором);
подрядчик несет ответственность за разработку и экспертизу рабочей документации к проекту, выполнение работ в строгом соответствии с согласованным в контракте графиком и своевременный ввод объекта, строгое соблюдение установленных строительных норм и правил;
приемка объекта в эксплуатацию обеспечивается заказчиком с участием Госархстройнадзора с учетом установленных стандартов качества, а при наличии отклонений по заключению органов, уполномоченных осуществлять архитектурно-строительный надзор, производится исключение объемов работ в размере стоимости некачественно выполненных строительно-монтажных работ или устранение недостатков за счет виновной стороны;
См. последующую редакцию.
все затраты и убытки, связанные с нарушением условий контрактов, возмещаются за счет средств виновной стороны — заказчика или подрядчика.
6. Министерству экономики Республики Узбекистан, Госархитекстрою совместно с другим заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров единый типовой порядок взаимоотношений между генподрядчиками и субподрядчиками, подрядными организациями и поставщиками строительных материалов и конструкций. При этом, предусмотреть в системе отношений исключение промежуточных звеньев и посреднических организаций с целью устранения искусственного удорожания стоимости строительных материалов и работ.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Госархитектстроем в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по коренному совершенствованию деятельности заказчиков, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств, включая усиление технического надзора за ходом строительства объектов, ликвидацию их снабженческих, торгово-посреднических организаций и промежуточных структур, выступающих от имени заказчика.
Инвестиционная программа Республики Узбекистан формируется ежегодно на трехлетний период с учетом цикла от проектно-изыскательских работ до ввода объекта в эксплуатацию в увязке с источниками финансирования объектов;
в Инвестиционную программу включаются, как правило, объекты, возводимые «под ключ» за счет централизованных источников и иностранных кредитов под гарантию правительства, а также за счет привлекаемых прямых иностранных инвестиций.
Министерству экономики, Министерству финансов Республики Узбекистан, Департаменту внешнеэкономических связей и иностранных инвестиций Кабинета Министров в месячный срок внести в Кабинет Министров новые Порядок формирования Инвестиционной программы Республики Узбекистан и Порядок финансирования и кредитования капитального строительства, предусмотренного Инвестиционной программой Республики Узбекистан.
См. Положение о порядке организации, финансирования и кредитования строительства, осуществляемого за счет централизованных источников и Положение о порядке формирования Инвестиционной программы Республики Узбекистан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 сентября 2003 г. № 395.
См. последующую редакцию.
9. Признать целесообразным переход в капитальном строительстве на текущие договорные цены при реализации инвестиционных проектов.
по договорам (контрактам), заключаемым на вновь строящиеся объекты по результатам конкурсных торгов (тендеров), переход на текущие цены осуществляется с момента их заключения, а по переходящим объектам — начиная с 1 января 2004 года;
по объектам строительства, финансируемым за счет государственных капитальных вложений, с победителями конкурсных торгов (тендеров) заключаются соответствующие контракты (договоры подряда) по договорной цене, не подлежащей изменению в первый год строительства и уточняемой в последующем с учетом изменения уровня цен на материально-технические и другие ресурсы.
Кабинету Министров в двухнедельный срок принять постановление о переходе на текущие цены при реализации инвестиционных проектов.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июня 2003 г. № 261 «О переходе на договорные текущие цены при реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений».
10. Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по пересмотру задач и функций Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
См. последующую редакцию.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 декабря 2003 г. № 538 «О мерах по совершенствованию деятельности государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».
предусмотреть повышение ответственности Госархитектстроя за качество выполненных проектных и строительных работ, соблюдение архитектурного оформления, строительных норм, правил и стандартов, усиление с его стороны контроля за соблюдением подрядными организациями установленных сроков строительства;
разработать порядок и формы стимулирования проектных организаций с целью снижения стоимости строительства;
четко определить права Госархитектстроя по наложению на проектные организации штрафных и других санкций, вплоть до прекращения действия лицензий на осуществление проектной деятельности, за нарушение качества и установленных требований по проектированию;
разработать новое Положение о порядке наложения финансовых санкций за правонарушения в области проектных работ и строительства.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 сентября 2003 г. № 404 «Об утверждении положения о порядке взыскания штрафов, налагаемых на юридических лиц за правонарушения в области строительства».
11. Освободить до 1 января 2008 года предприятия и организации, специализирующиеся на производстве строительных материалов, изделий и конструкций, от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, при ввозе оборудования и комплектующих изделий к нему для их производства.
12. Министерству финансов, Госархитектстрою, Комитету по делам об экономической несостоятельности предприятий при Министерстве экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о внедрении в капитальном строительстве системы арендных и лизинговых услуг. При этом предусмотреть:
подготовку предложений об источниках финансирования приобретения новых высокопроизводительных строительных машин, транспортных средств и средств малой механизации, используемых на условиях лизинга;
передачу в уставный капитал лизинговых компаний строительной техники, транспортных средств и средств малой механизации ликвидируемых экономически несостоятельных строительных организаций в счет погашения их задолженности перед бюджетом.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 2003 г. № 462 «О внедрении в капитальном строительстве системы арендных и лизинговых услуг».
13. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством экономики, Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего Указа.
14. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан К.Н. Туляганова и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.