Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 9 сентября 2022 года в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 7 июня 2022 года № ЗРУ-776 «О рекламе».
Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с производством и распространением рекламы.
обеспечение защитных мер от посягательств рекламы на государственные и общественные интересы, общепринятые нормы морали и нравственности, деловую репутацию юридических и физических лиц, состояние окружающей среды;
предотвращение распространения посредством рекламы ложных или неточных сведений, способных ввести в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и иных характеристик продукции, условий ее реализации.
Настоящий Закон распространяется на отношения, связанные с производством и распространением рекламы на территории Республики Узбекистан.
Настоящий Закон не распространяется на отношения, связанные с информацией, отражающей социальные события, интересы политических партий, религиозных организаций и общественных объединений и (или) предназначенной для их поддержки.
Отношения в области рекламы в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о рекламе, то применяются правила международного договора.
См. предыдущую редакцию.
реклама — специальная информация, распространяемая в соответствии с законодательством в любой форме, с помощью любых средств о юридическом или физическом лице, продукции, в том числе о товарном знаке, знаке обслуживания и технологии, с целью прямого или опосредствованного получения прибыли (дохода);
(абзац второй статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30.08.2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
См. предыдущую редакцию.
контрреклама — опровержение недостоверной рекламы (недобросовестной, заведомо ложной), распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий или могущих привести к ним.
(статья 4 дополнена абзацем девятым в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
На территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке Республики Узбекистан или по желанию рекламодателя — на других языках. Зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки (знаки обслуживания), слоговые литеры в типографском наборе (логотипы) могут приводиться на языке оригинала.
Основными требованиями к рекламе являются законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не причиняющих потребителю рекламы убытков, а также морального вреда.
распространять информацию о продукции, производство или реализация которой запрещены законодательством;
дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитация продукции других лиц;
призывать к действиям, которые могут повлечь нарушение законодательства, причиняют или могут причинить вред жизни или здоровью граждан и окружающей среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности;
рекламировать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации или производство либо реализация которой требует наличия специального разрешения (лицензии), в случае отсутствия соответствующего сертификата, лицензии;
имитировать (копировать или подражать) общее решение, текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе другой продукции, если иное не предусмотрено законодательством об авторском праве и смежных правах;
См. предыдущую редакцию.
рекламировать проведение стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенной продукции, без указания организатора мероприятия, правил и сроков его проведения, источника информации о таком мероприятии, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения;
рекламировать продукцию под видом рекламы другой продукции, товарный знак или знак обслуживания которой тождественен либо сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания продукции, реклама которой запрещена либо в отношении рекламы которой установлены соответствующие ограничения или требования.
(часть вторая статьи 6 дополнена абзацами девятым — двенадцатым Законом Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-259 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 317)
с использованием изображений несовершеннолетних, потребляющих или использующих продукцию, предназначенную исключительно для совершеннолетних либо запрещенную для приобретения или потребления несовершеннолетними;
содержащая призывы к несовершеннолетним приобрести продукцию или обращений к третьим лицам с просьбой приобрести рекламируемую продукцию;
обратиться в суд с иском о возмещении причиненных убытков и компенсации морального вреда в случаях необоснованного расторжения договора производителем и распространителем рекламы.
представлять документальные подтверждения достоверности рекламной информации по требованию производителя и (или) распространителя рекламы;
представлять соответствующую лицензию (если деятельность подлежит лицензированию) при рекламе продукции или при рекламе самого рекламодателя.
обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя в заключении договора, в случаях уклонения рекламодателя от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта;
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, утвержденный постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 г. № 222-II.
своевременно поставить в известность рекламодателя в случае представления рекламодателем информации, которая может привести к нарушению законодательства.
Производитель и распространитель рекламы могут иметь другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.
Регулирование авторского права и смежных прав на рекламу осуществляется в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Закон Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах», главы 60 («Авторское право») и 61 («Смежные права») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Реклама должна быть отделена от другой информации, независимо от форм или средств распространения, таким образом, чтобы ее можно было идентифицировать как рекламу.
Реклама на телевидении и радио должна быть отделена от других программ в ее начале и в конце при помощи аудио-, видео-, комбинированных средств или комментариев ведущих.
Информационный, авторский и редакционный материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции либо на ее производителя для формирования интереса и способствования реализации продукции, а также содержащий выходные данные (реквизиты) лица, производящего или распространяющего указанную продукцию, считается рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» либо «На правах рекламы».
В создании телерадиопередач, подготовке материалов для других средств массовой информации, организации театрально-концертных, спортивных и иных мероприятий могут участвовать спонсоры.
В случае, когда реклама связана с телевидением и радио, аудиовизуальной продукцией и используются спонсорские услуги, информация о спонсорах должна быть кратко и отчетливо указана в начале и конце передачи. Рядом с именем (наименованием) спонсора или вместо него может указываться его товарный знак (знак обслуживания).
Недостоверной (недобросовестной, заведомо ложной) рекламой считается реклама, которая в результате неточности, двузначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места и способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить убытки и моральный вред лицам, а также государству.
См. предыдущую редакцию.
Решение о признании рекламы недостоверной принимает Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции или его территориальные органы (далее — уполномоченный государственный орган).
(часть третья статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 января 2018 года № ЗРУ-456 — Национальная база данных законодательства, 05.01.2018 г., № 03/18/456/0512)
Комментарий LexUz
Скрытая реклама — реклама, которая оказывает неосознаваемое воздействие на восприятие потребителя, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение другими способами скрытой рекламы не допускается.
См. предыдущую редакцию.
Решение о признании рекламы скрытой принимает уполномоченный государственный орган в порядке, установленном законодательством.
(статья 14 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-259 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 317)
Сравнительная реклама — реклама, которая прямо или косвенно идентифицирует конкурента или продукцию одного и того же рода, предлагаемую конкурентом.
Сравнительная реклама допускается, если в ней объективно и добросовестно сравниваются материальные, существенные, достоверные свойства продукции, если при этом реклама не вводит и не может ввести в заблуждение, не приводит к смешению личности рекламодателя и конкурента или товарных знаков (знаков обслуживания), фирменного наименования, продукции рекламодателя и конкурента и не дискредитирует, не ущемляет деловую репутацию конкурента или его товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, продукции или деятельности.
Социальная рекламная информация — информация по вопросам здравоохранения, охраны окружающей среды, сохранения энергоресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, духовности и просветительства, а также иная информация некоммерческого характера.
Деятельность лиц по производству и распространению социальной рекламной информации на безвозмездной основе, передаче своего имущества (в том числе денежных средств) другим лицам для производства и распространения социальной рекламной информации признается благотворительной. Такие лица пользуются льготами, предусмотренными законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Распространители рекламы обязаны размещать социальную рекламную информацию в объеме не менее 5 процентов от общего годового объема эфирного времени, печатной или рекламной площади, отведенных для рекламы. При этом распространители рекламы, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, размещают социальную рекламную информацию бесплатно.
(часть третья статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 апреля 2008 года № ЗРУ-150 — СЗ РУ, 2008 г., № 14-15, ст. 93)
Время вещания, отведенное на рекламу для телерадиоорганизаций, не может превышать 10 процентов на каждый час вещания. Это требование не распространяется на специализированные рекламные каналы вещания.
Трансляции концертно-зрелищных и спортивных программ, кино- и телефильмов продолжительностью более 45 минут могут быть прерваны для рекламы не более одного раза в полный 45-минутный промежуток времени. Реклама может быть также размещена перед началом и (или) после окончания этих передач. Телерадиопередачи продолжительностью менее 10 минут не могут совмещаться с рекламой, а более 10 минут — без согласования с обладателем авторского права на телерадиопередачу.
Запрещается прерывать с целью размещения рекламы трансляцию государственных мероприятий и церемоний.
Запрещается реклама в передачах, рассчитанных на детскую (до четырнадцати лет) аудиторию. Этот запрет не распространяется на социальную рекламную информацию.
См. предыдущую редакцию.
Запрещается увеличивать громкость звука рекламных заставок относительно громкости самой телерадиопередачи.
Запрещается при трансляции телепередач использовать бегущую строку в целях рекламы, за исключением во время вещания самой рекламы.
(статья 17 дополнена частями пятой и шестой Законом Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
Ведущие, дикторы и другие участники телепередачи за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать продукцию либо характеризовать ее потребительские качества как прямо, так и опосредствованно.
Работникам телевидения и радио запрещается заниматься рекламой под видом информации: указывать реквизиты производителя продукции, адрес, контактный телефон, коммерческие признаки продукции.
Объем рекламы, ее тематика в печатных средствах массовой информации определяются этими средствами массовой информации самостоятельно. Печатные средства, распространяемые по подписке, обязаны указать в условиях подписки количество рекламы в общем объеме издания.
В периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического издания, остальная реклама должна подаваться в виде бесплатного приложения.
Реклама при помощи телексной и факсимильной связи при отсутствии специального запроса получателя допускается в виде одноразовой рассылки объемом не более одной страницы по одному адресу.
Реклама услуги, предоставляемой с использованием местной, междугородной или международной телефонной связи, при распространении ее в рекламных средствах должна содержать точную информацию:
о возрастных и иных ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги в отношении круга потребителей;
о платном использовании канала телефонной связи и стоимости 1 минуты его использования для получения услуги в соответствующем регионе.
Информация, указанная в части второй настоящей статьи, должна печататься шрифтом размером не менее половины размера шрифта, которым набран номер телефона, используемый для предоставления рекламной услуги.
Запрещается использование бесплатно обслуживаемых номеров телефонов милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб для распространения рекламы.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
К внешней рекламе относится реклама, размещаемая на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, на зданиях, сооружениях, обочинах дорог и опорах уличного освещения и т. п.
(часть первая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
Порядок размещения внешней рекламы устанавливается органами государственной власти на местах в пределах их компетенции.
Информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, возле входа (въезда), или с его продукцией в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не является рекламой и не нуждается в получении разрешения органов государственной власти на местах.
См. предыдущую редакцию.
Размещение внешней рекламы на опорах уличного освещения и над проезжей частью улиц и дорог производится с соблюдением требований техники безопасности и обеспечения видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспортных средств общего пользования, а также при условии, что такая реклама не повторяет (либо не имитирует) изображение дорожных знаков.
(часть четвертая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
Размещение внешней рекламы в пределах объектов природоохранного назначения разрешается по согласованию с органами государственной власти на местах или соответствующими органами государственного управления в пределах их компетенции.
См. предыдущую редакцию.
Запрещается размещать внешнюю рекламу на объектах материального культурного наследия, на дорожных знаках и светофорах, на их опорах или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, а также путем уничтожения зеленых насаждений и нарушения элементов благоустройства прилегающей территории.
(часть шестое статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)
Реклама может размещаться на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, лишь по согласованию с их владельцами или собственниками и в соответствии с требованиями безопасности и правилами дорожного движения.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 декабря 2015 года № 370.
Запрещается распространение рекламы через звуковые сети оповещения пассажиров в транспортных средствах общего пользования, на станциях метрополитена, вокзалах, в портах и аэропортах, за исключением социальной рекламной информации.
См. предыдущую редакцию.
Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется в установленном порядке на договорной основе.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Положение о размещении рекламы ( рег. № 1024 от 06.04.2001 г.).
(часть третья статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 апреля 2006 г., № ЗРУ-28 — СЗ РУ, 2006 г., №14, ст. 110)
См. предыдущую редакцию.
(наименование статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
полное (в том числе и международное фармакологическое) название лекарственного средства и наименование производителя;
См. предыдущую редакцию.
Без разрешения Министерства здравоохранения Республики Узбекистан не допускается реклама лекарственных средств для несовершеннолетних.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке выдачи разрешения на рекламу лекарственных средств для несовершеннолетних, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 декабря 2014 года № 341.
(часть третья статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
Запрещается реклама косметических средств, бытовой химии, продуктов питания, витаминных и биологически активных пищевых добавок без специального разрешения соответствующих государственных органов на их применение и реализацию.
Положения настоящей статьи не распространяются на рекламу, предназначенную для медицинских учреждений и медицинских работников. Порядок рекламы лекарственных средств, предназначенный для медицинских учреждений и медицинских работников, определяется Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункт 17 Положения о размещении рекламы ( рег. № 1024 от 06.04.2001 г.).
См. предыдущую редакцию.
Реклама энергетических напитков должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, кому они не рекомендуются.
Реклама энергетических напитков не должна демонстрировать процессы потребления напитков, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей.
безвозмездное распространение образцов энергетических напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших восемнадцати лет;
спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц, не достигших восемнадцати лет, если при этом используется наименование, товарный знак или изображение энергетических напитков;
распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.), среди лиц, не достигших восемнадцати лет, с использованием наименования, товарного знака или изображения энергетических напитков;
реклама энергетических напитков в печатных изданиях, предназначенных преимущественно для детей и подростков, а также в медицинских, спортивных и образовательных учреждениях.
(статья 221 введена Законом Республики Узбекистан от 9 января 2019 года № ЗРУ-514 — Национальная база данных законодательства, 10.01.2019 г., № 03/19/514/2450 — Вступает в силу с 11 апреля 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
Комментарий LexUz
См. предыдущую редакцию.
спонсирование мероприятий, в которых используется название, товарный знак или изображение табака, табачных изделий либо алкогольных напитков;
распространение, в том числе продажа товаров (футболок, головных уборов, игр и т. п.) с использованием наименования, товарного знака табака, табачных изделий и алкогольных напитков;
установление изображений, названий и иной информации о табаке, табачных изделиях и алкогольных напитках на фасаде, входе (въезде), витринах, на выносимых предметах и иных местах торговых объектов.
(текст статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-259 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 317)
Реклама оружия осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых организаций, реализующих охотничье оружие, или на соответствующих выставках (мероприятиях).
Реклама ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения (банковских, страховых и т. п.), или лиц, оказывающих эти услуги, возможна лишь при наличии соответствующей лицензии, подтверждающей право на осуществление такого вида деятельности. В рекламе таких услуг или лиц, их оказывающих, запрещается сообщать размеры ожидаемого дохода, а также иную информацию о будущей прибыли (доходе), кроме фактически выплаченных по итогам не менее одного года.
Регулирование отношений, обусловленных рекламой ценных бумаг и услуг, связанных с привлечением средств населения, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Рекламодатель, производитель и распространитель рекламы обязаны хранить материалы рекламы в течение одного года со дня последней публикации (передачи) рекламы.
См. предыдущую редакцию.
Рекламодатель, производитель и распространитель рекламы по требованию уполномоченного государственного органа, в установленный им срок обязаны представить документы и материалы рекламной информации.
(часть первая статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
См. предыдущую редакцию.
Должностные лица уполномоченного государственного органа наделяются правом беспрепятственного доступа к касающимся рекламы документам и материалам рекламодателей, производителей и распространителей рекламы.
(часть вторая статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
Сведения, составляющие коммерческую тайну и полученные должностными лицами, указанными в части второй настоящей статьи, разглашению не подлежат.
Комментарий LexUz
В соответствии со статьей 98 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, гражданским законодательством защищается информация, составляющая коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
См. предыдущую редакцию.
В случае разглашения должностными лицами уполномоченного государственного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, убытки, а также моральный вред, причиненные рекламодателю, производителю и распространителю рекламы, возмещаются в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. статьи 15, 990, 1021 и 1022 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 27 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2002 г. № 404-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 164)
В случае установления уполномоченными государственными органами нарушения законодательства о рекламе нарушитель по решению этих органов и в указанный ими срок обязан осуществить контррекламу. Контрреклама может осуществляться также добровольно или по решению суда. Все расходы по осуществлению контррекламы несет нарушитель.
Если нарушителем контрреклама не осуществлена в срок, указанный органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о рекламе, последний вправе принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до осуществления им контррекламы и известить об этом стороны, заключившие договор с нарушителем законодательства о рекламе.
Контрреклама осуществляется в тех же средствах массовой информации, с использованием той же продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая реклама.
Содержание контррекламы согласовывается с соответствующим государственным органом, установившим факт нарушения и принявшим решение об его исправлении. В исключительных случаях по решению этого органа может быть допущена замена средства массовой информации, продолжительности, места и порядка осуществления контррекламы.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут ответственность в установленном порядке.
Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для производства рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине производителя рекламы или распространителя рекламы.
Производитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части производства рекламы.
Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств распространения рекламы.
За недостоверную рекламу, отказ от контррекламы, рекламу продукции, реклама которой запрещена законодательством, несвоевременное исполнение предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы, непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок документов и материалов рекламной информации или представление заведомо недостоверных сведений должностные лица рекламодателей, производителей и распространителей рекламы — юридических лиц, рекламодатели, производители и распространители рекламы — физические лица привлекаются к административной ответственности.
Применение административного взыскания не освобождает рекламодателей, производителей и распространителей рекламы от обязанности исполнить решение или предписание уполномоченного государственного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством о рекламе.
(текст статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
Споры, возникающие в процессе производства и распространения рекламы, разрешаются в судебном порядке.