См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
См. последующую редакцию.
1. Обратить внимание хозяйственных судов, что государственная пошлина — обязательный платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами.
См. последующую редакцию.
Государственная пошлина взимается на основании Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — НК), Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК) и других актов законодательства о государственной пошлине.
См. последующую редакцию.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 НК хозяйственными судами государственная пошлина взимается: с исковых заявлений; с заявлений о признании банкротами организаций и граждан; с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; с апелляционных и кассационных жалоб на решения хозяйственного суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; с заявлений об отмене решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; с апелляционных и кассационных жалоб на определения хозяйственного суда по делам об отмене решений третейского суда, а также о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
Также государственная пошлина взимается с заявлений о выдаче судебного приказа и за выдачу хозяйственными судами копий документов.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), обращающиеся в хозяйственные суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов, если они не освобождены от ее уплаты.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
См. последующую редакцию.
4. В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 112 ХПК в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Указание на цену иска необходимо для проверки правильности уплаты государственной пошлины, так как при неоплате государственной пошлины в установленном порядке и размере хозяйственный суд возвращает исковое заявление на основании пункта 5 части первой статьи 118 ХПК, кроме случаев удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4.1. Следует иметь в виду, что по делам о взыскании денежных сумм цена иска определяется исходя из требуемой суммы.
Иски о признании имущественного права (например, о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделении доли из общего имущества) подлежат оплате государственной пошлиной исходя из стоимости этого имущества либо его доли.
Иски по преддоговорным спорам, об изменении и расторжении договора, о признании договора (сделки) недействительным, а также об освобождении помещения (о выселении) не подлежат оценке. По таким искам государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
(пункт 4.1 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
4.2. По искам об истребовании имущества цена иска определяется исходя из стоимости имущества. Однако следует учитывать, что данные о стоимости истребуемого имущества на момент предъявления иска имеют, как правило, приблизительный характер, так как у истца нет обязанности производить действительную оценку имущества. Предположение суда об уплате заявителем государственной пошлины в уменьшенном размере в связи с занижением стоимости истребуемого имущества, не является основанием для возвращения искового заявления. В случаях, когда хозяйственный суд находит стоимость истребуемого имущества заниженной и в ходе рассмотрения дела будет установлена действительная стоимость имущества, недостающая часть государственной пошлины должна быть взыскана по результатам рассмотрения дела.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда на основании статьи 33 ХПК, судом должна быть принята во внимание ранее уплаченная государственная пошлина (почтовые расходы).
(пункт 4.3 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. последующую редакцию.
4.4. Согласно части второй статьи 92 ХПК в цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Судам следует иметь в виду что, если в исковом заявлении имеются требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 327 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, то в цену иска включаются также эти проценты.
См. последующую редакцию.
4.5. При предъявлении иска несколькими истцами к нескольким ответчикам в порядке части первой статьи 37 ХПК государственная пошлина исчисляется исходя из общей суммы иска, и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований.
См. последующую редакцию.
4.6. Если при подаче апелляционной и кассационной жалобы обжалуется судебный акт лишь в части взыскания или отказа во взыскании, то государственная пошлина исчисляется исходя из оспариваемой суммы.
См. предыдущую редакцию.
В случае обжалования судебного акта только в части государственной пошлины государственная пошлина оплате не подлежит. При этом обратить внимание судов, если по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы обжалуемый судебный акт изменен или отменен не только в части взыскания государственной пошлины, то вопрос взыскания государственной пошлины разрешается в общем порядке, предусмотренном ХПК.
(абзац второй пункта 4.6 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4.7. Согласно статье 106 ХПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Разъяснить судам, что размер уплачиваемой (взыскиваемой) государственной пошлины по заявлению о выдаче судебного приказа должен быть не менее 50 процентов минимальной заработной платы а в случае обращения субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в суд с заявлением о выдаче судебного приказа размер уплачиваемой государственной пошлины должен быть не менее 25 процентов минимальной заработной платы.
(абзац второй пункт 4.7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
(пункт 4.7 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
5. В соответствии с частью второй статьи 337 НК при замене судом первоначального истца с его согласия другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что в этом случае государственная пошлина, уплаченная первоначальным истцом, ему не возвращается.
См. последующую редакцию.
При подаче истцом искового заявления без уплаты государственной пошлины и замене его правопреемником государственная пошлина взыскивается с правопреемника.
С заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными исковыми требованиями государственная пошлина взыскивается на общих основаниях.
6. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается до обращения в хозяйственный суд, если иное не установлено разделом XVII НК. При этом истец оплачивает государственную пошлину при подаче иска; ответчик — в случае подачи встречного иска (часть вторая статьи 120 ХПК); третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, — при подаче заявления.
См. последующую редакцию.
7. В соответствии с частью четвертой статьи 91 ХПК в исключительных случаях хозяйственный суд вправе по заявлению истца, исходя из его имущественного положения, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины. Следует иметь в виду, что хозяйственный суд вправе также отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины при обращении лиц, участвующих в деле, с апелляционной или кассационной жалобой.
См. последующую редакцию.
7.1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, производятся по письменному ходатайству заинтересованной стороны. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении (заявлении), апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении.
До обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной и кассационной жалобой ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины хозяйственным судом не принимается.
В ходатайстве должны быть приведены основания отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины с приложением документов, подтверждающих то, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном порядке при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы.
См. последующую редакцию.
7.2. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено только в тех случаях, когда имеются объективные основания и представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств, в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства отказывается.
7.3. Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства — в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. В определении должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.
Определение о возвращении искового заявления (заявления) и апелляционной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях. Такие жалобы государственной пошлиной не оплачиваются.
См. последующую редакцию.
7.4. В случае, если при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня судебного заседания сторона не представила к этому сроку документ, подтверждающий ее уплату, вопрос о взыскании государственной пошлины с соответствующей стороны решается хозяйственным судом при принятии решения, определения, постановления. Если хозяйственный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в бюджет с лица, которому предоставлена отсрочка или рассрочка в ее уплате.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
В связи с этим судам следует иметь в виду, что при обращении акционеров с иском в суд о нарушении их прав и законных интересов по спорам, вытекающим из деятельности акционерного общества, им предоставляется отсрочка от уплаты государственной пошлины с последующим ее взысканием с виновной стороны. При этом, приложение к ходатайству документов, подтверждающих, что имущественное положение акционера не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном порядке, не требуется.
(пункт 7.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 года № 292)
8. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Платежные поручения на безналичное перечисление государственной пошлины с отметкой обслуживающего банка и квитанции банка о приеме денег и уплате государственной пошлины (в подлинниках) прилагаются к исковым заявлениям (заявлениям), апелляционным и кассационным жалобам и приобщаются к материалам дела.
См. последующую редакцию.
Следует учитывать, что при подаче в хозяйственный суд искового заявления по имущественному спору, в случаях, если цена иска, сумма договора определяется в иностранной валюте, государственная пошлина, в случаях, предусмотренных законодательством, может взиматься в иностранной валюте, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьей 327 НК плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины не может быть произведена лицом, не участвующем в деле. Если уплата государственной пошлины произведена за истца (заявителя) или за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом (за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие), следует исходить из того, что государственная пошлина фактически не уплачена и, следовательно, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежит возврату на основании пункта 5 части первой статьи 118, пункта 3 части первой статьи 162 и пункта 4 части первой статьи 180 ХПК соответственно.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
10. При обращении с исковыми заявлениями (заявлениями) имущественного характера, размер государственной пошлины определяется исходя из взыскиваемой суммы. С исковых заявлений (заявлений) неимущественного характера, заявлений о возбуждении дела о банкротстве, по спору, возникающему при заключении, изменении или расторжении договора государственная пошлина оплачивается исходя из размера минимальной заработной платы.
За исковые заявления (заявления), содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, каждое требование оплачивается государственной пошлиной отдельно по ставкам, установленным для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
11. При подаче искового заявления (заявления) неимущественного характера, заявления о возбуждении дела о банкротстве, по спору, возникающему при заключении, изменении или расторжении договора, государственная пошлина оплачивается исходя из размера минимальной заработной платы, действующей на день его подачи.
При обращении по этим же категориям дел с апелляционными или кассационными жалобами государственная пошлина оплачивается исходя из минимального размера заработной платы, действовавшей на день подачи искового заявления (заявления).
См. последующую редакцию.
За выдачу хозяйственным судом дубликатов судебных актов и копий других документов из дела, государственная пошлина оплачивается исходя из минимального размера заработной платы на день ее уплаты.
См. последующую редакцию.
12.1. При подаче исковых заявлений в сумах, оплата государственной пошлины осуществляется по ставкам государственной пошлины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О ставках государственной пошлины» от 3 ноября 1994 года № 533.
12.2. Иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства при подаче исковых заявлений (заявлений), апелляционных и кассационных жалоб уплачивают государственную пошлину на общих основаниях, если иное не предусмотрено международными договорами.
См. последующую редакцию.
При обращении хозяйствующего субъекта, находящегося на территории одного из государств—участников СНГ, подписавшего Соглашение «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» в г. Ашгабаде 24 декабря 1993 года, участником которого является и Республика Узбекистан, с иском в суд другого государства, государственная пошлина исчисляется и уплачивается в порядке и по ставкам, предусмотренным данным Соглашением.
12.3. Хозяйственные суды не наделены правом освобождения от уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера. При решении вопросов взыскания государственной пошлины хозяйственным судам необходимо руководствоваться НК и другими актами законодательства о государственной пошлине.
См. последующую редакцию.
13. Основания и порядок возврата государственной пошлины предусмотрены в статье 342 НК и в статье 93 ХПК, согласно которым государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях: внесения государственной пошлины в большем размере, чем требуется по законодательству; отказа в принятии заявления (жалобы); возвращения истцу заявления (жалобы); прекращения производства по делу, если оно не подведомственно суду; смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемства; несоблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон и возможность такого урегулирования утрачена; если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано; отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
См. последующую редакцию.
14. Следует учитывать, что по общему правилу при окончании рассмотрения дела вынесением определения о прекращении производства по делу, государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина — взыскивается с истца. Вместе с тем в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 9 части первой статьи 342 НК, в случаях: — прекращения производства по делу в связи с его не подведомственностью суду; — смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемство; — в связи с несоблюдением истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон, и возможность такого урегулирования утрачена; — если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано, государственная пошлина подлежит возврату.
См. последующую редакцию.
15. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что при окончании рассмотрения дела вынесением определения об оставлении иска (заявления) без рассмотрения, государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина — взыскивается с истца.
При повторном обращении в хозяйственный суд с исковым заявлением (заявлением) после оставления первоначального иска (заявления) без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях.
См. последующую редакцию.
16. Уплаченная государственная пошлина возвращается и при возвращении апелляционной или кассационной жалобы. В случае отказа от апелляционной или кассационной жалобы и принятии отказа от жалобы судом, суд соответствующей инстанции прекращает производство и уплаченная государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина взыскивается с лица, подавшего жалобу.
См. последующую редакцию.
При обоснованном уменьшении хозяйственным судом размера неустойки на основании статьи 326 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
См. последующую редакцию.
18. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина взимается в соответствии с увеличенной ценой иска.
К заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. Однако непредставление такого документа к заявлению об увеличении размера исковых требований не является основанием для возвращения этого заявления. В этом случае, в соответствии с частью второй статьи 91 ХПК, недостающая сумма государственной пошлины взыскивается при принятии решения в соответствии с увеличенной ценой иска.
См. последующую редакцию.
19. В судебном решении, определении и постановлении указываются обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины.
20. Согласно части третьей статьи 93 ХПК по заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в хозяйственный суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.
Возврат государственной пошлины производится в соответствии с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в финансовых органах исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан от 10 апреля 2006 года № 1560.
См. последующую редакцию.
21. Согласно части первой статьи 95 ХПК государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
См. последующую редакцию.
21.1. Если решение принято в пользу истца, то ему с ответчика взыскивается уплаченная государственная пошлина. Если решение вынесено в пользу ответчика, то истцу уплаченная государственная пошлина не возвращается.
При частичном удовлетворении иска судебные расходы по государственной пошлине присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных хозяйственным судом исковых требований и ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
21.2. При удовлетворении иска (полностью или в части), предъявленного к нескольким ответчикам одним или несколькими истцами, освобожденными от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины осуществляется отдельно с каждого ответчика исходя из присужденной суммы по решению хозяйственного суда. Если такой иск предъявлен несколькими истцами к одному ответчику, государственная пошлина взыскивается с ответчика из общей присужденной с него суммы.
См. последующую редакцию.
21.3. Частью третьей статьи 95 ХПК предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 21.3 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
См. последующую редакцию.
21.4. При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в хозяйственный суд государственная пошлина относится на ответчика.
См. последующую редакцию.
22. В соответствии с частью девятой статьи 138 ХПК в резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов по государственной пошлине. Это же правило распространяется на случаи, когда рассмотрение дела заканчивается вынесением определения о прекращении производства по делу и оставлении иска без рассмотрения.
При рассмотрении дела в судах апелляционной, кассационной инстанций или в надзорном порядке, в случае изменения или отмены судебных актов, хозяйственный суд в постановлении должен рассмотреть вопрос перераспределения расходов по государственной пошлине, понесенных лицами, участвующими в деле, с учетом ранее уплаченной.
При отмене судебного акта и направлении дела на новое рассмотрение в инстанцию хозяйственного суда, судебный акт которой отменен, вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине разрешается хозяйственным судом, вновь рассматривающим дело, с учетом уже оплаченной государственной пошлины и размера удовлетворенных исковых требований.
См. последующую редакцию.
23. Государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в установленном порядке, взыскивается с ответчика в доход бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. Если обе стороны освобождены, то государственная пошлина взысканию не подлежит.
24. В случае если лица, участвующие в деле, заключили мировое соглашение, в котором содержатся условия о распределении судебных расходов по государственной пошлине, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, хозяйственный суд распределяет государственную пошлину в соответствии с этим соглашением.
См. последующую редакцию.
Если в мировом соглашении отсутствует условие о распределении судебных расходов по государственной пошлине, хозяйственный суд разрешает этот вопрос при утверждении мирового соглашения в общем порядке, установленном ХПК.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Судам следует иметь в виду, что при утверждении мирового соглашения государственная пошлина исчисляется исходя из требований, указанных в исковом заявлении.
(пункт 24 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
25. При подаче искового заявления (заявления) от уплаты государственной пошлины в хозяйственных судах освобождаются государственные органы, юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также другие организации, предусмотренные в статье 330 НК.
См. последующую редакцию.
Следует иметь в виду, что при обращении государственных органов, освобожденных от уплаты государственной пошлины, в хозяйственные суды с апелляционными и кассационными жалобами на судебные акты, они также освобождаются от уплаты государственной пошлины. Это же правило распространяется и на случаи, когда они участвуют в судебном процессе в качестве ответчиков.
См. последующую редакцию.
26. Основания освобождения от уплаты государственной пошлины установлены статьей 330 НК и другими актами законодательства. При этом следует иметь в виду, что под освобождением от уплаты государственной пошлины понимается полное освобождение либо освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления) в хозяйственный суд.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину, указанную в подпунктах «а» — «г» и «е» пункта 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года № 533, в размере 50 процентов от установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден прилагаемой к исковому заявлению справкой органа статистики, которая должна быть датирована не ранее тридцати дней до даты обращения в суд.
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
Если при обращении в хозяйственный суд субъектом малого бизнеса и частного предпринимательства государственная пошлина оплачена в размере 50 процентов установленной ставки и исковые требования удовлетворены, взыскиваемая по результатам рассмотрения дела с ответчика государственная пошлина ограничивается уплаченной истцом суммой. В случае отказа в иске, государственная пошлина дополнительно с истца не взыскивается.
Апелляционные и кассационные жалобы по этим делам оплачиваются государственной пошлиной в размере 50 процентов от пошлины, оплаченной (взысканной) в суд первой инстанции.
(пункт 26 дополнен абзацами вторым — четвертым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. последующую редакцию.
26.2. Освобождение субъектов предпринимательства от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, предусмотренное в пункте 3 статьи 330 НК, также означает освобождение этих лиц от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления).
Это же правило распространяется и на случаи обращения в хозяйственный суд негосударственных некоммерческих организаций с жалобами на неправомерные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
26.3. Согласно пункту 30 статьи 330 НК собственники освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности.
Судам следует иметь в виду, что данная льгота применяется только по исковым заявлениям об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих права собственников по владению, пользованию и распоряжению имуществом. При этом собственник освобождается от уплаты государственной пошлины и в случае отказа в удовлетворении иска. В случае удовлетворения иска в соответствии с частью десятой статьи 337 НК государственная пошлина взимается с ответчика в доход государства (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
См. последующую редакцию.
26.4. Обратить внимание судов, что согласно пункту 31 статьи 330 НК по делам о применении мер правового воздействия заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. Настоящая льгота применяется к ним также при обращении с апелляционными и кассационными жалобами на судебные акты.
(пункты 26.3-26.4 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
26.5 Согласно пункту 25 статьи 330 НК юридические и физические лица по жалобам на действия (бездействие) судебного исполнителя освобождены от уплаты государственной пошлины. Разъяснить судам, что при удовлетворении такого требования государственная пошлина взыскивается с ответчика, а в случае отказа в удовлетворении требования государственная пошлина с заявителя не взыскивается.
(пункт 26.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
26.6. Согласно пункту 32 статьи 330 НК акционерные общества с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты государственной пошлины в хозяйственных судах по искам о нарушении их прав и законных интересов.
См. последующую редакцию.
Разъяснить судам, что при отказе в удовлетворении такого иска с акционерного общества с иностранными инвестициями государственная пошлина не взыскивается, а при удовлетворении иска в соответствии с частью десятой статьи 337 НК государственная пошлина взыскивается с ответчика (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) в доход государства.
(пункт 26.6 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
См. предыдущую редакцию.
27. В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и пунктом 6 статьи 330 НК Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления имеют право предъявлять иски в суд в интересах членов палаты, а также обжаловать решения органов государственного и хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц без уплаты государственной пошлины, при этом это право не может быть передано созданным ими предприятиям и организациям.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
См. предыдущую редакцию.
28. Согласно пункту 21 статьи 330 НК органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы, а также выступающие в качестве истцов и ответчиков в хозяйственных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако, следует иметь в виду, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику, освобожденному от уплаты государственной пошлины, истцу возмещаются расходы по государственной пошлине. В связи с этим хозяйственный суд принимает меры по взысканию с ответчика — государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, — в пользу истца расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
29 При отказе в удовлетворение иска (прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения), заявленном прокурором, государственным и иным органом в интересах юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с лица, в интересах которого был подан иск, государственная пошлина не взыскивается, за исключением прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения на основании пункта 7 статьи 86 ХПК. Если само лицо, в интересах которого предъявлен иск, на основании статьи 40 ХПК изменил предмет иска либо увеличил размер исковых требований, то данное правило не распространяется на данную измененную (увеличенную) часть иска, за исключением случаев освобождения от уплаты государственной пошлины на основании статьи 330 НК.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан 17 июня 2016 года № 299)
См. последующую редакцию.
При отказе в удовлетворении иска, заявленного государственным органом и иным органом, который освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не взыскивается. При отказе же в удовлетворении иска, заявленного государственным и иным органом, освобожденным соответствующим актом законодательства от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления), государственная пошлина взыскивается с истца.
См. предыдущую редакцию.
В случае отмены по апелляционной или кассационной жалобы ответчика (с уплатой государственной пошлины в установленном порядке и размере) решения суда об удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, и отказе в удовлетворении иска в связи с его необоснованностью, уплаченные ответчиком судебные расходы подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
(пункт 29 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. последующую редакцию.