от 18.04.2008 г. № 180
Акт утратил силу 21.02.2020
Акт на состоянии 23.12.2016
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
Государственная пошлина взимается на основании Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — НК), Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК) и других актов законодательства о государственной пошлине.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 НК хозяйственными судами государственная пошлина взимается: с исковых заявлений; с заявлений о признании банкротами организаций и граждан; с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; с апелляционных и кассационных жалоб на решения хозяйственного суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; с заявлений об отмене решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; с апелляционных и кассационных жалоб на определения хозяйственного суда по делам об отмене решений третейского суда, а также о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
4. В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 112 ХПК в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Указание на цену иска необходимо для проверки правильности уплаты государственной пошлины, так как при неоплате государственной пошлины в установленном порядке и размере хозяйственный суд возвращает исковое заявление на основании пункта 5 части первой статьи 118 ХПК, кроме случаев удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4.1 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
См. предыдущую редакцию.
При передаче дела на рассмотрение другого хозяйственного суда на основании статьи 33 ХПК, судом должна быть принята во внимание ранее уплаченная государственная пошлина (почтовые расходы).
(пункт 4.3 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
4.4. Согласно части второй статьи 92 ХПК в цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Судам следует иметь в виду что, если в исковом заявлении имеются требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 327 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, то в цену иска включаются также эти проценты.
4.5. При предъявлении иска несколькими истцами к нескольким ответчикам в порядке части первой статьи 37 ХПК государственная пошлина исчисляется исходя из общей суммы иска, и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 4.6 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
См. предыдущую редакцию.
4.7. Согласно статье 106 ХПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункт 4.7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
(пункт 4.7 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
5. В соответствии с частью второй статьи 337 НК при замене судом первоначального истца с его согласия другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что в этом случае государственная пошлина, уплаченная первоначальным истцом, ему не возвращается.
6. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается до обращения в хозяйственный суд, если иное не установлено разделом XVII НК. При этом истец оплачивает государственную пошлину при подаче иска; ответчик — в случае подачи встречного иска (часть вторая статьи 120 ХПК); третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, — при подаче заявления.
7. В соответствии с частью четвертой статьи 91 ХПК в исключительных случаях хозяйственный суд вправе по заявлению истца, исходя из его имущественного положения, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины. Следует иметь в виду, что хозяйственный суд вправе также отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины при обращении лиц, участвующих в деле, с апелляционной или кассационной жалобой.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 года № 292)
8. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьей 327 НК плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины не может быть произведена лицом, не участвующем в деле. Если уплата государственной пошлины произведена за истца (заявителя) или за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом (за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие), следует исходить из того, что государственная пошлина фактически не уплачена и, следовательно, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежит возврату на основании пункта 5 части первой статьи 118, пункта 3 части первой статьи 162 и пункта 4 части первой статьи 180 ХПК соответственно.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
12.1. При подаче исковых заявлений в сумах, оплата государственной пошлины осуществляется по ставкам государственной пошлины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О ставках государственной пошлины» от 3 ноября 1994 года № 533.
13. Основания и порядок возврата государственной пошлины предусмотрены в статье 342 НК и в статье 93 ХПК, согласно которым государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях: внесения государственной пошлины в большем размере, чем требуется по законодательству; отказа в принятии заявления (жалобы); возвращения истцу заявления (жалобы); прекращения производства по делу, если оно не подведомственно суду; смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемства; несоблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон и возможность такого урегулирования утрачена; если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано; отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
14. Следует учитывать, что по общему правилу при окончании рассмотрения дела вынесением определения о прекращении производства по делу, государственная пошлина не возвращается, а неуплаченная государственная пошлина — взыскивается с истца. Вместе с тем в соответствии с пунктами 4, 6, 7 и 9 части первой статьи 342 НК, в случаях: — прекращения производства по делу в связи с его не подведомственностью суду; — смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемство; — в связи с несоблюдением истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон, и возможность такого урегулирования утрачена; — если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано, государственная пошлина подлежит возврату.
При обоснованном уменьшении хозяйственным судом размера неустойки на основании статьи 326 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
20. Согласно части третьей статьи 93 ХПК по заявлениям, апелляционным или кассационным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в хозяйственный суд или им возвращенным, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.
Возврат государственной пошлины производится в соответствии с «Инструкцией по бухгалтерскому учету в финансовых органах исполнения бюджета Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан от 10 апреля 2006 года № 1560.
21. Согласно части первой статьи 95 ХПК государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
21.3. Частью третьей статьи 95 ХПК предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, предусмотренного законом для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 21.3 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
22. В соответствии с частью девятой статьи 138 ХПК в резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов по государственной пошлине. Это же правило распространяется на случаи, когда рассмотрение дела заканчивается вынесением определения о прекращении производства по делу и оставлении иска без рассмотрения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
26. Основания освобождения от уплаты государственной пошлины установлены статьей 330 НК и другими актами законодательства. При этом следует иметь в виду, что под освобождением от уплаты государственной пошлины понимается полное освобождение либо освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления) в хозяйственный суд.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину, указанную в подпунктах «а» — «г» и «е» пункта 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года № 533, в размере 50 процентов от установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден прилагаемой к исковому заявлению справкой органа статистики, которая должна быть датирована не ранее тридцати дней до даты обращения в суд.
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
(пункт 26 дополнен абзацами вторым — четвертым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
26.3. Согласно пункту 30 статьи 330 НК собственники освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам об обжаловании в суд решений государственных и иных органов, органов самоуправления граждан, действий (бездействия) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением права частной собственности.
26.4. Обратить внимание судов, что согласно пункту 31 статьи 330 НК по делам о применении мер правового воздействия заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. Настоящая льгота применяется к ним также при обращении с апелляционными и кассационными жалобами на судебные акты.
(пункты 26.3-26.4 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
См. предыдущую редакцию.
26.5 Согласно пункту 25 статьи 330 НК юридические и физические лица по жалобам на действия (бездействие) судебного исполнителя освобождены от уплаты государственной пошлины. Разъяснить судам, что при удовлетворении такого требования государственная пошлина взыскивается с ответчика, а в случае отказа в удовлетворении требования государственная пошлина с заявителя не взыскивается.
(пункт 26.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. предыдущую редакцию.
26.6. Согласно пункту 32 статьи 330 НК акционерные общества с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты государственной пошлины в хозяйственных судах по искам о нарушении их прав и законных интересов.
(пункт 26.6 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
См. предыдущую редакцию.
27. В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и пунктом 6 статьи 330 НК Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления имеют право предъявлять иски в суд в интересах членов палаты, а также обжаловать решения органов государственного и хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц без уплаты государственной пошлины, при этом это право не может быть передано созданным ими предприятиям и организациям.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
См. предыдущую редакцию.
28. Согласно пункту 21 статьи 330 НК органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы, а также выступающие в качестве истцов и ответчиков в хозяйственных судах, освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако, следует иметь в виду, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику, освобожденному от уплаты государственной пошлины, истцу возмещаются расходы по государственной пошлине. В связи с этим хозяйственный суд принимает меры по взысканию с ответчика — государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, — в пользу истца расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
См. предыдущую редакцию.
29 При отказе в удовлетворение иска (прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения), заявленном прокурором, государственным и иным органом в интересах юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, с лица, в интересах которого был подан иск, государственная пошлина не взыскивается, за исключением прекращения производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения на основании пункта 7 статьи 86 ХПК. Если само лицо, в интересах которого предъявлен иск, на основании статьи 40 ХПК изменил предмет иска либо увеличил размер исковых требований, то данное правило не распространяется на данную измененную (увеличенную) часть иска, за исключением случаев освобождения от уплаты государственной пошлины на основании статьи 330 НК.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан 17 июня 2016 года № 299)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 29 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)