от 18.04.2008 г. № 180
Акт утратил силу 21.02.2020
Акт на состоянии 19.05.2018
Перейти на действующую версию
См. предыдущую редакцию.
(наименование постановление в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Государственная пошлина взимается на основании Налогового кодекса Республики Узбекистан (далее — НК), Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК) и других актов законодательства о государственной пошлине.
(абзац второй пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 НК экономическими судами государственная пошлина взимается: с исковых заявлений; с заявлений о признании банкротами организаций и граждан; с заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора; с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; с апелляционных и кассационных жалоб на решения экономического суда, на определения о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов; с заявлений об отмене решений третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда; с апелляционных и кассационных жалоб на определения экономического суда по делам об отмене решений третейского суда, а также о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
4. В соответствии с пунктом 3 части второй статьи 149 ЭПК в исковом заявлении должна быть указана цена иска, если иск подлежит оценке. Указание на цену иска необходимо для проверки правильности уплаты государственной пошлины, так как при неоплате государственной пошлины в установленном порядке и размере экономический суд возвращает исковое заявление на основании пункта 6 части первой статьи 155 ЭПК, кроме случаев удовлетворения ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4.1 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
4.3. Согласно части пятой статьи 149 ЭПК истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. В таких случаях цена иска определяется суммой всех требований. В соответствии с частью четвертой статьи 337 НК в случае выделения одного или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина вторично не уплачивается.
(абзац первый пункта 4.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
При передаче дела на рассмотрение другого экономического суда на основании статьи 39 ЭПК, судом должна быть принята во внимание ранее уплаченная государственная пошлина (почтовые расходы).
(абзац второй пункта 4.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
4.4. Согласно части второй статьи 114 ЭПК в цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Судам следует иметь в виду что, если в исковом заявлении имеются требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 327 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, то в цену иска включаются также эти проценты.
(пункт 4.4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
4.5. При предъявлении иска несколькими истцами к нескольким ответчикам в порядке части первой статьи 44 ЭПК государственная пошлина исчисляется исходя из общей суммы иска, и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований.
(пункт 4.5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 4.6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
4.7. Согласно статье 139 ЭПК заявление о выдаче судебного приказа оплачивается государственной пошлиной в размере пятидесяти процентов ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы при обращении в суд с иском в общем порядке.
(абзац первый пункта 4.7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункт 4.7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
(пункт 4.7 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
5. В соответствии с частью второй статьи 337 НК при замене судом первоначального истца с его согласия другим лицом это лицо должно уплатить государственную пошлину на общих основаниях. Экономическим судам следует иметь в виду, что в этом случае государственная пошлина, уплаченная первоначальным истцом, ему не возвращается.
(абзац первый пункта 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
6. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается до обращения в экономический суд, если иное не установлено разделом XVII НК. При этом истец оплачивает государственную пошлину при подаче иска; ответчик — в случае подачи встречного иска (статья 160 ЭПК); третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, — при подаче заявления.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
7. В случаях и по основаниям, предусмотренным законом, экономический суд вправе по заявлению истца, исходя из его имущественного положения, отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины. В частности, в соответствии с частью двадцать шестой статьи 337 НК юридическим и физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, по определению суда может быть предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины при отсутствии денежных средств, подтвержденном обслуживающим банком. Следует иметь в виду, что экономический суд вправе также отсрочить или рассрочить уплату государственной пошлины при обращении указанных лиц с апелляционной, кассационной или надзорной жалобой.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7.1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 7.4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
7.5. Согласно части двадцать седьмой статьи 337 НК при обращении акционеров в экономический суд с иском о нарушении их прав и законных интересов по спорам, вытекающим из деятельности акционерного общества, акционерам предоставляется отсрочка по уплате государственной пошлины, с последующим ее взысканием с виновной стороны.
(абзац первый пункта 7.5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
(пункт 7.5 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 года № 292)
8. Согласно части первой статьи 336 НК государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии со статьей 327 НК плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, обращающиеся по поводу совершения юридически значимых действий и (или) выдачи документов уполномоченными на то учреждениями и (или) должностными лицами. Исходя из этого, судам следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины не может быть произведена лицом, не участвующем в деле. Если уплата государственной пошлины произведена за истца (заявителя) или за лицо, подающее апелляционную или кассационную либо надзорную жалобу, другим лицом (за исключением случаев оплаты государственной пошлины руководителем или учредителем за предприятие), следует исходить из того, что государственная пошлина фактически не уплачена и, следовательно, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная либо надзорная жалоба подлежит возврату на основании пункта 6 части первой статьи 155, пункта 3 части первой статьи 269, пункта 4 части первой статьи 292 и пункта 2 части первой статьи 313 ЭПК соответственно.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
12.1. При подаче исковых заявлений в сумах, оплата государственной пошлины осуществляется по ставкам государственной пошлины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О ставках государственной пошлины» от 3 ноября 1994 года № 533.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 12.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 12.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
13. Основания и порядок возврата государственной пошлины предусмотрены в статье 342 НК и в статье 115 ЭПК, согласно которым государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях: внесения государственной пошлины в большем размере, чем требуется по законодательству; отказа в принятии заявления (жалобы); возвращения истцу заявления (жалобы); прекращения производства по делу, если оно не подведомственно суду; смерти лица, участвовавшего в деле, если спорное правоотношение не допускает правопреемства; несоблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, когда это предусмотрено законом для данной категории споров или договором сторон и возможность такого урегулирования утрачена; если юридическое лицо, участвующее в деле, ликвидировано; отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
При уменьшении экономическим судом размера неустойки на основании статьи 326 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения, а если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взимается с ответчика в доход государства (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины).
(абзац второй пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
18. В соответствии с частью девятой статьи 337 НК при увеличении суммы иска недостающая сумма государственной пошлины взимается в соответствии с увеличенной суммой иска. В связи с этим, к заявлению об увеличении размера исковых требований прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. Данное правило также применяется и при увеличении размера исковых требований истцом, в интересах которого иск предъявлен освобожденным от уплаты государственной пошлины государственным органом и или иным лицом.
(пункт 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
20. Согласно части третьей статьи 115 ЭПК по заявлениям, апелляционным, кассационным или надзорным жалобам, оплаченным государственной пошлиной, но не поступившим в экономический суд или им возвращенным либо отказанным в принятии, и по судебным актам, предусматривающим полный или частичный возврат пошлины, ее возвращение производится на основании выданной судом справки.
(пункт 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
21. Согласно части первой статьи 118 ЭПК государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
(пункт 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 21.2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
21.3. Частью четвертой статьи 118 ЭПК предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, предусмотренного законом для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), суд вправе отнести на это лицо судебные расходы независимо от исхода дела.
(пункт 21.3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 21.4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
22. В соответствии с частью восьмой статьи 179 ЭПК в резолютивной части решения указывается о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов по государственной пошлине. Это же правило распространяется на случаи, когда рассмотрение дела заканчивается вынесением определения о прекращении производства по делу и оставлении иска без рассмотрения.
(пункт 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 24 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 25 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 25 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
26. Основания освобождения от уплаты государственной пошлины установлены статьей 330 НК и иными актами законодательства. При этом следует иметь в виду, что под освобождением от уплаты государственной пошлины понимается полное освобождение либо освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления (заявления) в экономический суд.
При обращении в суд в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину, указанную в подпунктах «а»-»г» и «е» пункта 2 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1994 года № 533, в размере 50 процентов от установленной ставки. При этом, статус субъекта малого бизнеса должен быть подтвержден прилагаемой к исковому заявлению справкой органа статистики или органа государственной налоговой службы, которая должна быть датирована не ранее тридцати дней до даты обращения в суд, за исключением индивидуальных предпринимателей.
(пункт 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 26.2 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 26.3 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
26.4. Обратить внимание судов, что согласно пункту 31 статьи 330 НК по делам о применении мер правового воздействия заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. Настоящая льгота применяется к ним также при обращении с апелляционными, кассационными и надзорными жалобами на судебные акты.
(пункт 26.4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 26.5 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
26.6. Согласно пункту 32 статьи 330 НК акционерные общества с иностранными инвестициями освобождаются от уплаты государственной пошлины в экономических судах по искам о нарушении их прав и законных интересов.
(абзац первый пункта 26.6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
(пункт 26.6 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
См. предыдущую редакцию.
27. В соответствии с частью первой статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и пунктом 6 статьи 330 НК Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления имеют право предъявлять иски в суд в интересах членов палаты, а также обжаловать решения органов государственного и хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц без уплаты государственной пошлины, при этом это право не может быть передано созданным ими предприятиям и организациям.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
См. предыдущую редакцию.
28. Согласно пункту 21 статьи 330 НК органы государственной налоговой службы, финансовые и таможенные органы, а также выступающие в качестве истцов и ответчиков в экономических судах, освобождены от уплаты государственной пошлины. Однако, следует иметь в виду, что при удовлетворении исковых требований, предъявленных к ответчику, освобожденному от уплаты государственной пошлины, истцу возмещаются расходы по государственной пошлине. В связи с этим экономический суд принимает меры по взысканию с ответчика — государственного органа, освобожденного от уплаты государственной пошлины, — в пользу истца расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины.
(пункт 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2019 года № 17)