Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

Акт утратил силу 19.05.2018
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан в связи с принятием Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан».
1. Обратить внимание хозяйственных судов на необходимость разрешения споров в строгом соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее — ХПК) и другими актами законодательства в условиях обеспечения равноправия сторон, гласности судопроизводства, состязательности и других принципов правосудия.
2. В соответствии со статьей 1 ХПК любое заинтересованное лицо вправе обратиться в хозяйственный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов. При этом под заинтересованным лицом следует понимать лицо, обращающееся о нарушении либо оспаривании его прав и законных интересов. Отказ от обращения в хозяйственный суд недействителен.
Обращение в хозяйственный суд осуществляется в порядке и форме, установленной в ХПК. Такие обращения и приложенные к ним документы могут быть направлены в хозяйственный суд в электронной форме через информационную систему.
(пункт 2 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
3. В соответствии с частью первой статьи 6 ХПК хозяйственный суд возбуждает дело по заявлениям заинтересованных лиц; прокурора; государственных и иных органов, когда по закону они имеют право на обращение в хозяйственный суд в защиту государственных и общественных интересов.
Согласно части второй этой же статьи, если законом предусмотрен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, дело может быть возбуждено в хозяйственном суде лишь после принятия сторонами мер к добровольному урегулированию своих взаимоотношений. Такой порядок установлен, в частности, Воздушным кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О железнодорожном транспорте». Необходимо учитывать, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, установленных законом и договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон, за исключением случая, когда в законе установлена отсылочная норма об их применении. В случае, когда в договоре сторонами предусмотрено условие, что возникшие споры будут решаться мирным путем, но не предусмотрена процедура урегулирования спора, претензионный порядок урегулирования спора является необязательным. Следует иметь в виду, что возбуждение дел по заявлению прокурора, государственных или иных органов производится независимо от соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
5. Согласно части второй статьи 14 ХПК, вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Республики Узбекистан. В связи с тем, что судебные акты, подписываемые судьей, оставляются в деле, копии их, направляемые лицам, участвующим в деле, должны заверяться гербовой печатью.
При применении пункта 1 части первой статьи 17 ХПК следует иметь в виду, что судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он является родственником одного из участников процесса (руководителей лиц, участвующих в деле) или их представителя.
(абзац третий пункта 6 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
Судам необходимо иметь в виду, что в ХПК не предусмотрен одновременный отвод всех судей суда, в связи с чем в удовлетворении заявлений об отводе всех судей следует отказывать.
Согласно части четвертой статьи 21 ХПК, вопрос об отводе, заявленном нескольким судьям или всему составу суда, рассматривающего дело, разрешается этим же судом в полном составе простым большинством голосов. При этом следует учитывать, что под «этим же судом» имеется в виду судебный состав, рассматривающий данное дело.
7. В соответствии с частью первой статьи 19 ХПК судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции, не может участвовать при новом рассмотрении этого дела в суде первой инстанции, если решение суда отменено судами апелляционной или кассационной инстанций либо в порядке надзора, кроме случаев рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судья, принимавший участие в вынесении определений оставлении иска без рассмотрения, возвращении искового заявления и других определений в виде отдельного акта, может участвовать при новом рассмотрении этого дела в суде первой инстанции.
(абзац первый пункта 7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
Под судьей, принимавшим участие в рассмотрении дела, понимается судья, принимавший участие в рассмотрении дела по существу и вынесении решения, постановления. Судам следует иметь в виду, что правило, установленное в статье 19 ХПК, не распространяется на судей, принимавших участие в вынесении определений о принятии иска и возбуждении дела, о подготовке дела к судебному разбирательству, об отложении судебного заседания и других, не подлежащих обжалованию, определений.
8. Хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным спорам, возникающим в экономической сфере из гражданских, административных и иных правоотношений, предусмотренных статьей 23 ХПК. Под иными правоотношениями, из которых может возникнуть спор, подведомственный хозяйственному суду, следует понимать земельные, налоговые и другие отношения, которые не охватываются нормами гражданского и административного права.
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
Судам следует иметь в виду, что приведенный в статье 15519 ХПК перечень корпоративных споров не является исчерпывающим. В связи с этим, не допускается отказ в принятии искового заявления или прекращение производства по делу по основанию отсутствия спора в данном перечне.
(пункт 8 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
8.1 Согласно части третьей статьи 31 ХПК иски по корпоративным спорам предъявляются по месту нахождения юридического лица. При этом следует иметь в виду, что под указанным в данном правиле юридическим лицом понимается именно то юридическое лицо, из деятельности которого вытекает данный спор.
(пункт 8.1 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
9. В статье 23 ХПК установлен субъектный состав участников правоотношений, из которых могут возникнуть споры, подведомственные хозяйственному суду. Он, прежде всего, включает в себя юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также граждан — физических лиц по делам, предусмотренным в пункте 4 части первой статьи 23 ХПК. Судам необходимо иметь в виду, что хозяйственный суд не вправе отказывать в принятии искового заявления, если с иском обратилось не само юридическое лицо, а его обособленное подразделение (филиал, представительство) на основании доверенности. При этом истцом по таким делам считается не обособленное подразделение, которое выступает как представитель, а юридическое лицо, в интересах которого оно действует.
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 ХПК гражданин признается участником спора, подведомственного хозяйственному суду, если он осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственной регистрации, не приобретает статуса индивидуального предпринимателя и споры с участием таких лиц в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 23 ХПК хозяйственному суду неподведомственны. Если действие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя прекращено, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства, аннулированием государственной регистрации и т. п., а соответствующие требования вытекают из их предыдущей предпринимательской деятельности, то эти требования подведомственны хозяйственному суду. Однако, само по себе наличие статуса гражданина-предпринимателя еще не дает основания для рассмотрения спора с его участием в хозяйственном суде.
(абзац четвертый пункта 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
Отсюда следует, что хозяйственный суд должен принять к рассмотрению возникший преддоговорный спор, если заключение такого договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон (статья 377 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, далее —ГК). Другим условием передачи на разрешение хозяйственному суду спора о разногласиях по договору является согласование сторонами такой возможности. Подобное согласование может быть выражено в различных формах, например, путем обмена письмами, телеграммами, информацией, посредством факсимильной или электронной связи. Кроме того, передача разногласий по договору на разрешение хозяйственного суда может быть предусмотрена в качестве условия договора, подлежащего заключению, и включена в его проект одной из сторон, если другая сторона в протоколе разногласий не высказывает никаких возражений по данному условию проекта.
Хозяйственному суду также подведомственны экономические споры об изменении условий или о расторжении договоров. Для принятия хозяйственным судом к своему производству спора данной категории не имеет значения ни вид договора, ни порядок его заключения. Вместе с тем ГК устанавливает правило, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК, другими законами или договором (часть первая статьи 382 ГК). По требованию же одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут судом только при существенном его нарушении другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами или договором (часть вторая статьи 382 ГК). При этом хозяйственный суд вправе принять иск одной стороны об изменении или расторжении договора только после получения отказа другой стороны на предложение изменить его или расторгнуть, либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок (статья 384 ГК).
11. В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 23 ХПК хозяйственному суду подведомственны дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Заявление об установлении юридического факта подается с соблюдением требований, изложенных в статье 112 ХПК. Кроме того, в нем должны быть указаны: факт, об установлении которого просит заявитель; доказательства, подтверждающие его; перечень прилагаемых документов; цель, для которой заявителю необходимо установить данный факт; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов либо невозможность восстановления утраченных документов иным способом.
12. Право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, предусмотренное частью первой статьи 40 ХПК, может быть использовано до принятия решения судом первой инстанции. Эта норма не применяется при рассмотрении дела в других инстанциях. Указанное право может быть использовано также истцом при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены решения апелляционной, кассационной инстанцией или в порядке надзора. Изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Из понятий предмета и основания иска вытекает, что если требование о признании сделки недействительной заменяется требованием о расторжении договора и приводятся иные основания этого изменения, то имеет место изменение предмета и основания иска. Одновременное изменение предмета и основания иска ХПК не допускает. Под увеличением размера исковых требований следует понимать увеличение суммы иска по тому же требованию, которое было заявлено истцом в исковом заявлении. Увеличение размера исковых требований не может быть связано с предъявлением дополнительных требований, которые не были заявлены истцом в исковом заявлении. Так, требование о применении имущественных санкций не может расцениваться как увеличение размера требований по иску о взыскании основной задолженности. Поскольку такое требование считается новым требованием, не являющимся предметом иска, в мотивировочной части решения указывается, что такое требование не подлежит рассмотрению и может быть заявлено самостоятельно.
(пункт 12 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
13. В соответствии с частью первой статьи 49 ХПК дела организаций ведут в хозяйственном суде их органы и их представители. Под организациями следует понимать юридические лица (предприятия, организации, учреждения). В доверенности представителя должны быть перечислены те из предусмотренных в статье 52 ХПК процессуальных действий, которые представитель вправе совершать в суде от имени доверителя. Если в выданной представителю доверенности не указаны его конкретные полномочия, то представитель вправе совершать процессуальные действия, кроме тех, на совершение которых, в соответствии со статьей 52 ХПК ему должны быть предоставлены полномочия.
В соответствии с частью третьей статьи 49 ХПК граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Под гражданами, указанными в части третьей статьи 49 ХПК, следует понимать граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и получивших в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя, а также физических лиц — участников споров, предусмотренных пунктом 4 части первой статьи 23 ХПК.
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
14. В соответствии с частью второй статьи 55 ХПК хозяйственный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств. При этом следует иметь в виду, что хозяйственный суд вправе, а не обязан предлагать лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. Хозяйственный суд лишь предлагает, а не обязывает лиц, участвующих в деле, представить дополнительные доказательства. Дополнительные доказательства должны быть необходимыми для правильного разрешения спора и принятия по нему законного и обоснованного судебного акта. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что согласно части первой статьи 130 ХПК непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые судья предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам.
15. Согласно части второй статьи 56 ХПК хозяйственный суд может истребовать по ходатайству лица, участвующего в деле, необходимые доказательства, которые находятся у участвующего или не участвующего в деле лица. В случае невыполнения без уважительной причины обязанности представить истребуемые доказательства, штраф, предусмотренный частью четвертой данной статьи, может быть наложен как на участвующее, так и на не участвующее в деле лицо.
(пункт 16 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
17. Указанные в статье 77 ХПК меры по обеспечению иска, если непринятие их может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда, могут быть приняты на любой стадии судопроизводства по делу. Следует иметь в виду, что часть первая статьи 77 ХПК не предусматривает такой меры по обеспечению иска как наложение ареста на расчетный счет. В связи с этим при рассмотрении заявления лица, участвующего в деле, о принятии мер по обеспечению иска в виде наложения ареста на денежные средства, принадлежащие ответчику, следует учитывать, что арест налагается не на его счета в кредитных учреждениях, а на имеющиеся на счетах средства в пределах заявленной суммы иска.
(пункт 17 дополнен абзацами вторым, третьим и четвертым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
Наложение ареста на имущество возможно, если при длительном хранении оно не потеряет своих качеств. Такая мера не может применяться, в частности, в отношении скоропортящихся товаров. В случаях, когда подается исковое заявление о признании недействительным акта, на основании которого списываются денежные средства или продается имущество, по заявлению истца может быть решен вопрос о запрещении ответчику списывать эти средства или продавать имущество (пункт 2 части первой статьи 77 ХПК). По смыслу статьи 80 ХПК при вступлении в законную силу решения об отказе в иске хозяйственный суд, рассмотревший дело по первой инстанции, обязан по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе отменить обеспечение иска. По ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд вправе отменить обеспечение иска и до вступления в законную силу решения об отказе в иске, если найдет, что основания, послужившие поводом к обеспечению иска, отпали. При удовлетворении иска мера по его обеспечению действует до фактического исполнения решения.
В случае отказа в иске хозяйственный суд может вынести определение об отмене обеспечения иска. При этом ХПК предусматривает вынесение отдельного определения и не допускает указание об отмене обеспечения иска в решении суда, которым отказано в иске.
18. Приостановление производства по делу означает приостановление всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом по данному делу. Основания приостановления производства по делу предусмотрены в статьях 82 и 83 ХПК. При этом следует иметь в виду, что хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу по собственной инициативе или по ходатайству сторон по основаниям, предусмотренным в статье 83 ХПК, и обязан приостановить производство по делу по основаниям, указанным в статье 82 ХПК, независимо от наличия ходатайства сторон. В определении суда о приостановлении производства по делу должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по делу.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 82 ХПК хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемым в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства.
19. Хозяйственный суд прекращает производство по делу по основаниям, предусмотренным в статье 86 ХПК. Прекращение производства по делу является одной из форм окончания производства по делу без вынесения судебного решения по существу спора. Перечень оснований прекращения производства по делу, предусмотренный в данной статье, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению в хозяйственном суде. Подведомственность дела хозяйственному суду определяется судом исходя из требований статей 23 и 24 ХПК. При этом необходимо иметь в виду, что подведомственность может измениться в уже начатом хозяйственном процессе, например, в связи с привлечением в процесс лиц, не обладающих статусом участников процессуальных отношений: физических лиц или организаций, не являющихся юридическими лицами и других. Однако не допускается прекращение производства по делу по основанию, что привлеченное к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, не обладает статусом юридического лица или является гражданином (физическим лицом).
(абзац второй пункта 19 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
Следует иметь в виду, что законом могут быть предусмотрены случаи прекращения производства по делу по другим основаниям, не установленным в вышеуказанных статьях. В частности, согласно части 3 статьи 61 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве», производство по делу о банкротстве прекращается в случае согласия кредиторов на проведение досудебной санации.
20. Оставление иска без рассмотрения, как и прекращение производства по делу, является одной из форм окончания судебного разбирательства без вынесения решения по существу спора. Перечень оснований оставления иска без рассмотрения, указанный в статье 88 ХПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Об оставлении иска без рассмотрения суд выносит определение, которое должно соответствовать требованиям статьи 89 ХПК. В содержании определения, кроме сведений, установленных статьей 89 ХПК, следует разъяснить способы устранения перечисленных в статье 88 ХПК обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела и послуживших основанием для оставления иска без рассмотрения. Помимо оснований, указанных в статье 88 ХПК, иск оставляется без рассмотрения ( в случае отказа истца от иска, предъявленного в его интересах государственным или иным органом (статья 44 ХПК).
(абзац первый пункта 21 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы второй — шесьтой пункта 21 исключены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 21 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
В соответствии со статьей 105 ХПК заявитель (кредитор) при подаче заявления о выдаче судебного приказа обязан вручить должнику копию этого заявления. Доказательством вручения копии заявления о выдаче судебного приказа должнику является подпись руководителя должника, заверенная печатью. В случае направления копии заявления посредством средств связи, судья отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании пункта 4 части первой статьи 107 ХПК.
Согласно части первой статьи 111 ХПК в случае подачи должником в десятидневный срок со дня выдачи судебного приказа заявления о его отмене, судья отменяет приказ. Судам следует иметь в виду, что если заявление об отмене судебного приказа подано по истечении срока, указанного в данной статье, и причины пропуска срока являются уважительными, судья вправе восстановить его и отменить судебный приказ в установленном порядке. Об отмене судебного приказа суд выносит определение. При этом в определении должно быть разъяснено право кредитора на обращение в суд с иском и рассмотрении спора в общем порядке.
22. В соответствии со статьей 112 ХПК исковое заявление, подаваемое в хозяйственный суд, подписывается истцом или его представителем. Истцом является лицо, обращающееся в суд за защитой своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов. По смыслу части первой статьи 112 ХПК исковое заявление должно подписываться руководителем истца или его представителем собственноручно. При этом возможность воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При применении части первой статьи 112 ХПК следует иметь в виду, что если организацию возглавляет коллегиальный орган и к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий полномочия руководителя или заместителя руководителя на его подписание, судья при подготовке дела к судебному разбирательству должен предложить истцу представить соответствующий документ.
23. В соответствии со статьей 115 ХПК истец вправе соединить в одном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой. Соединение нескольких исковых требований может иметь место, когда они связаны между собой исходя из спорного материального правоотношения, подведомственного хозяйственному суду (в частности, о взыскании невозвращенного кредита, процентов за пользование кредитом и неустойки; о признании недействительным акта и о возврате сумм, уплаченных на основании этого акта; о взыскании стоимости недостачи, полученной по нескольким транспортным документам и оформленной одним актом приемки или оплаченной по одному расчетному документу). Если требование дополнительного иска не связано с первоначальным, либо признается совместное рассмотрение требований нецелесообразным, хозяйственный суд выносит определение о его возвращении применительно к пункту 7 части первой статьи 118 ХПК.
До возбуждения дела суд не вправе принимать меры по обеспечению доказательств (статья 72 ХПК), давать судебные поручения (статья 74 ХПК), принимать меры по обеспечению иска (статья 77 ХПК), приостанавливать или прекращать производство по делу (статьи 82, 86 ХПК), производить действия по подготовке дела к судебному разбирательству (статья 122 ХПК), принимать решение (статья 135 ХПК). Вопрос о принятии искового заявления к производству и возбуждении дела разрешается судьей единолично вне зависимости от правил о коллегиальном рассмотрении.
При применении части третьей статьи 116 ХПК следует иметь в виду, что указание на подготовку дела к судебному разбирательству, а также на действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения, может содержаться либо в определении о принятии искового заявления к производству и возбуждении дела, либо в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, но последовательность вынесения этих актов должна соответствовать реальному развитию процессуальных отношений. Сначала судья решает вопрос о принятии иска к производству и возбуждении дела, о чем выносит определение, затем, в соответствии со статьей 123 ХПК, выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Перечисленные в статье 122 ХПК процессуальные действия, направленные на подготовку дела к судебному разбирательству, судья совершает в порядке, предусмотренном в ХПК. Если при подготовке дела к судебному разбирательству судья признает необходимым привлечение другого ответчика, либо других лиц, назначение экспертизы, принятие мер по обеспечению иска, то соответствующие действия фиксируются в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
(пункт 24 дополнен абзацами четвертым и пятым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
25. Основания отказа в принятии искового заявления предусмотрены в статье 117 ХПК и данный перечень расширительному толкованию не подлежит. В случае, если основания для отказа в принятии искового заявления, предусмотренные в пунктах 1 и 4 части первой статьи 117 ХПК, выявлены после принятия иска к производству, производство по делу подлежит прекращению по пунктам соответственно 1 и 3 статьи 86 ХПК. При выявлении основания для отказа в принятии искового заявления, предусмотренного в пункте 3 части первой статьи 117 ХПК, после принятия искового заявления к производству, иск оставляется без рассмотрения на основании пункта 1 статьи 88 ХПК.
26. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что перечень оснований возвращения искового заявления, предусмотренный в части первой статьи 118 ХПК, расширительному толкованию не подлежит. Если предусмотренные в пунктах 1, 4, 5, 7 части первой статьи 118 ХПК основания возвращения искового заявления выявлены хозяйственным судом после принятия искового заявления к производству, дело подлежит рассмотрению по существу. При этом суд обязан принять меры по ознакомлению лиц, участвующих в деле, с исковым заявлением и приложенными к нему документами и рассмотреть вопрос выделения требований (в случае соединения нескольких требований к одному или нескольким ответчикам, когда эти требования не связаны между собой) в отдельное производство в порядке статьи 115 ХПК. При выявлении оснований для возвращения искового заявления, предусмотренных пунктами 2 и 8 части первой статьи 118 ХПК, после принятия искового заявления к производству, суд оставляет иск без рассмотрения на основании пунктов соответственно 3 и 4 статьи 88 ХПК. В случае если после принятия искового заявления к производству выявлено основание для возвращения искового заявления, предусмотренное в пункте 3 части первой статьи 118 ХПК, суд обязан передать дело на рассмотрение другого хозяйственного суда по правилам подсудности на основании пункта 1 части второй статьи 33 ХПК.
К исковому заявлению (заявлению) Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и ее территориальных управлений, поданному в интересах члена палаты должен быть приложен договор о членстве, заключенный между истцом и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан. При несоблюдении данного требования исковое заявление (заявление) подлежит возврату применительно к пункту 2 части первой статьи 118 ХПК, а если данное обстоятельство установлено после принятия искового заявления к производству, иск подлежит оставлению без рассмотрения применительно к пункту 3 статьи 88 ХПК. Однако не допускается прекращение производства по делу по основанию, что привлеченное к участию в деле третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, не обладает статусом юридического лица или является гражданином (физическим лицом).
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
27. В соответствии с частью первой статьи 120 ХПК ответчик вправе до принятия решения по делу предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском. При этом следует иметь в виду, что встречный иск может быть принят к производству судом при наличии хотя бы одного из условий, указанных в части третьей статьи 120 ХПК. В случае подачи встречного иска в соответствии с требованиями процессуального законодательства, но при отсутствии условий, указанных в вышеназванной статье, суд выносит определение об отказе в принятии встречного иска. Определение об отказе в принятии встречного иска по мотиву отсутствия условий, предусмотренных в статье 120 ХПК, не подлежит обжалованию, поскольку не препятствует предъявлению самостоятельного иска в хозяйственный суд. Если же в принятии встречного искового заявления отказано по основаниям, указанным в статье 117 ХПК, определение об отказе в принятии встречного искового заявления может быть обжаловано.
(пункт 27 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
28. В силу статьи 122 ХПК судья обязан произвести надлежащую подготовку дела к судебному разбирательству, так как это является одним из основных условий правильного и своевременного разрешения спора.
Действия, совершаемые судьей при подготовке дела, направлены на создание условий для проведения полноценного и оперативного судебного разбирательства. Обязательного совершения совокупности всех действий, перечисленных в части первой статьи 122 ХПК, не требуется. Необходимость в совершении тех или иных действий определяется в каждом конкретном случае по усмотрению судьи и зависит от обстоятельств спора и активности участников дела. В соответствии с частью второй статьи 122 ХПК перечень действий по подготовке судебного разбирательства не является исчерпывающим и судья может совершать и другие действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора.
При подготовке дела к судебному разбирательству (пункт 3 части первой статьи 122 ХПК), если суд сочтет невозможным рассмотреть спор на основании имеющихся доказательств, то вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительную информацию.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
30. В соответствии с пунктом 9 части первой статьи 122 ХПК судья принимает меры к примирению сторон. В зависимости от характера спора хозяйственные суды должны содействовать окончанию дела путем заключения мирового соглашения. Возможность разрешения спора заключением мирового соглашения должна выясняться как при подготовке дела к судебному разбирательству (пункт 9 части первой статьи 122 ХПК), так и в процессе судебного разбирательства (статья 132 ХПК). Условия мирового соглашения, заключенного сторонами, должны быть изложены в резолютивной части определения четко и определенно с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении. Об утверждении мирового соглашения выносится определение (статья 132 ХПК). Мировое соглашение утверждается определением хозяйственного суда, если оно не противоречит законодательству, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не заключено под условием, которое исполняется по общим правилам, регулирующим исполнение актов хозяйственного суда, и с учетом положений, содержащихся в части пятой статьи 146 ХПК.
31. Предусмотренный частью третий статьи 125 ХПК вопрос продления срока рассмотрения дела решается председателем хозяйственного суда на основании рапорта судьи, рассматривающего дело. В рапорте указываются причины невозможности рассмотрения дела в месячный срок и излагается просьба о продлении срока рассмотрения дела. На этом рапорте председателем хозяйственного суда ставится резолюция о продлении срока рассмотрения дела или об отказе в этом.
Правило о продлении срока рассмотрения дела, предусмотренное частью третьей статьи 125 ХПК, применяется и к делам, которые должны быть рассмотрены в срок, не превышающий пятнадцати дней.
(пункт 31 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30 сентября 2015 года № 286)
32. В соответствии с частью первой статьи 128 ХПК при рассмотрении дела хозяйственный суд исследует доказательства по делу: заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов; знакомится с письменными доказательствами; осматривает вещественные доказательства. При этом необходимо учитывать, что судья должен лично исследовать доказательства в судебном заседании с целью оценки их с точки зрения достоверности, относимости и допустимости. Доказательства, непосредственно судом не исследованные (например, доведенные до него в устной форме представителем одной из сторон), не могут быть положены в основу судебного акта. Кроме того, суд обязан оглашать объяснения сторон, показания свидетелей и заключения экспертов, представленные в письменной форме и не оглашенные в заседании ими самими (например, из-за неявки). Оглашение таких доказательств необходимо для предоставления другим участникам процесса возможности их оценить и выразить свое мнение.
33. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что закрепленное в части третьей статьи 128 ХПК правило требует, чтобы начатый судебный процесс протекал непрерывно, кроме времени, назначенного для отдыха. В исключительных случаях возможно объявление перерыва в заседании на срок не более трех дней.
В соответствии с ХПК процесс в суде первой инстанции может быть завершен принятием решения (статья 135 ХПК), вынесением определения о прекращении производства по делу (статья 86 ХПК) или определения об оставлении иска без рассмотрения (статья 88 ХПК). До принятия решения по делу или вынесения перечисленных выше определений хозяйственный суд не вправе рассматривать другие дела.
34. Хозяйственным судам необходимо следовать правилу, установленному в части первой статьи 129 ХПК, согласно которому заявления и ходатайства сторон разрешаются судом только после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью второй статьи 129 ХПК по результатам рассмотрения заявлений и ходатайств хозяйственный суд выносит определение. Форма определения зависит от сути ходатайства и результатов его рассмотрения. Например, если заявлено ходатайство об отложении судебного заседания, при удовлетворении его выносится определение как отдельный акт, при отказе в удовлетворении — указывается в решении суда. Если сторона обратилась с ходатайством о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, при его удовлетворении или отказе в удовлетворении выносится устное определение. Общее требование к оформлению определений по заявленным ходатайствам — обязанность занесения сведений в протокол судебного заседания.
35. Статья 131 ХПК устанавливает право хозяйственного суда отложить рассмотрение дела в случаях, когда оно не может быть рассмотрено в данном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, свидетелей, экспертов, переводчиков или необходимости представления дополнительных доказательств либо в случае невозможности установления видеоконференцсвязи при проведении судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи. Указанные в данной статье основания отложения рассмотрения дела не являются исчерпывающими. При этом следует иметь в виду, что рассмотрение дела может быть отложено как по инициативе суда, так и на основании ходатайств сторон. Судам необходимо в каждом конкретном случае индивидуально разрешать вопрос отложения судебного заседания исходя из обстоятельств дела, причин, приведенных в качестве обоснования ходатайства, с тем, чтобы не допускать нарушения сроков рассмотрения дела. В случае удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела или отложении судебного слушания по инициативе суда, судебное заседание должно быть отложено на срок, не превышающий месячный срок, предусмотренный для рассмотрения дела (статья 125 ХПК). Если судебное заседание необходимо отложить на срок, превышающий общий срок рассмотрения дела, то он может быть продлен председателем хозяйственного суда не более чем на один месяц на основании части второй статьи 125 ХПК.
(абзац первый пункта 35 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
Определение об отложении рассмотрения дела направляется лицам, участвующим в деле в порядке, предусмотренном в статьи 124 настоящего Кодекса. В то же время присутствующие в заседании лица могут извещаться о времени и месте нового заседания непосредственно в заседании, факт извещения в таком случае удостоверяется соответствующей распиской, которая приобщается к материалам дела.
(абзац третий пункта 35 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
36. В соответствии с частью первой статьи 67 ХПК для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, хозяйственный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, назначает экспертизу. При этом следует иметь в виду, что лица, участвующие в деле, вправе представить, а хозяйственный суд вправе обязать лиц представить суду вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. В случае отклонения вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, суд обязан их мотивировать. В то же время хозяйственный суд вправе уточнять смысл представленных вопросов, корректировать их, самостоятельно ставить вопросы перед экспертом. В случае необходимости хозяйственный суд вправе вызвать в судебное заседание эксперта и, в целях правильной и точной постановки, при его участии сформировать вопросы для производства экспертизы. Окончательный перечень вопросов, по которым требуется заключение экспертизы, определяется хозяйственным судом.
Часть первая статьи 67 ХПК предусматривает возможность назначения экспертизы лишь по ходатайству сторон. Судам следует учитывать, что при назначении дополнительной или повторной экспертизы, наличие ходатайства лиц, участвующих в деле, не требуется.
(абзацы первый и второй пункта 36 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
Записи в протоколе судебного заседания должны производиться в той последовательности, в какой совершались процессуальные действия с момента начала судебного разбирательства до принятия решения. Показания свидетелей и устные разъяснения экспертами своих заключений заносятся в протокол судебного заседания и могут быть подписаны ими, если суд признает это необходимым. Перечень сведений, которые в соответствии со статьей 134 ХПК должны быть указаны в протоколе судебного заседания, не является исчерпывающим. В протокол могут быть занесены и иные сведения, которые суд считает существенными для дела. В случае проведения судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи в протоколе должно указываться сведение об этом. В частности, в нем указывается о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, дачу заведомо ложных показаний, а также о том, была ли отобрана у него подписка о разъяснении его обязанностей и ответственности. Протокол должен быть подписан председательствующим и секретарем судебного заседания не позднее следующего дня после заседания или непосредственно после совершения отдельного процессуального действия. В случае задержки с подписанием в течение трех дней, новый срок для представления замечаний на протокол начинается на следующий день после его подписания. Замечания на протокол судебного заседания, поданные не позднее трех дней после его подписания, рассматриваются судьей, председательствовавшим в заседании, без вызова лиц, участвовавших в деле. В результате рассмотрения замечаний судья выносит определение о принятии замечаний либо об их отклонении. Замечания на протокол и определение судьи должны быть приобщены к делу. Замечания, поданные с пропуском установленного срока, возвращаются судьей без рассмотрения. Пропущенный срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном в статье 99 ХПК.
(абзац второй пункта 37 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
38. В соответствии со статьей 135 ХПК, рассмотрев дело по существу, хозяйственный суд в том же судебном заседании принимает решение с соблюдением требований, указанных в статье 138 ХПК.
В случае оглашения только резолютивной части решения хозяйственный суд объявляет дату, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением. Эта дата должна быть записана в протоколе судебного заседания. Мотивированное решение и ранее объявленная резолютивная часть решения подписываются судьями, участвовавшими в их принятии. Резолютивная часть составленного мотивированного решения должна дословно соответствовать резолютивной части решения, объявленного в день окончания разбирательства дела. В случае объявления на заседании только резолютивной части решения, датой принятия решения считается дата объявления резолютивной части решения. К материалам дела приобщаются как объявленная резолютивная часть решения, так и решение, составленное в окончательной форме. После объявления решения или определения суда председательствующий обязан разъяснить их содержание, порядок и срок обжалования, а также право лиц, участвующих в деле, и представителей ознакомиться с протоколом судебного заседания и подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.
39. В соответствии с частью второй статьи 16 ХПК, при несогласии с решением других судей, судья обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к материалам дела в запечатанном конверте. При этом следует иметь в виду, что особое мнение судьи может иметь место и в случае вынесения в отдельной комнате определения, которым заканчивается дело. В судебном заседании особое мнение не оглашается и с ним не знакомят лиц, участвующих в деле. Особое мнение не является судебным документом, подлежащим обжалованию (опротестованию). Особое мнение не является основанием для пересмотра решения в апелляционном или кассационном порядке, однако оно может быть принято во внимание судом при пересмотре дела на основании апелляционной или кассационной жалобы лица, участвующего в деле.
40. Перечень оснований, по которым хозяйственный суд может принять дополнительное решение, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (статья 149 ХПК). Дополнительное решение может быть принято только до вступления решения в законную силу, то есть до истечения месячного срока со дня его принятия. Принятие дополнительного решения по делам, по которым законодательством предусмотрено немедленное вступление решения в законную силу (например, решения Высшего хозяйственного суда по делам, рассмотренным по первой инстанции), не допускается. Дополнительное решение может быть принято хозяйственным судом как по инициативе суда, так и по ходатайству лиц, участвующих в деле. Дополнительное решение и определение об отказе в принятии дополнительного решения могут быть обжалованы (опротестованы).
(пункт 40 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
41. В соответствии с частью первой статьи 150 ХПК правом обращения в хозяйственный суд с заявлением о разъяснении решения обладают лица, участвующие в деле, или судебный исполнитель. При разъяснении решения содержание его не может быть дополнено, не могут быть внесены изменения в описание установленных фактических обстоятельств, в оценку доказательств, в мотивы принятия решения и выводы суда, в том числе результаты разрешенных ходатайств и заявлений лиц, участвующих в деле.
(абзац второй пункта 41 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23 декабря 2016 года № 307)
42. В соответствии с частью первой статьи 151 ХПК хозяйственный суд выносит определение в виде отдельного акта при отложении рассмотрения дела, приостановлении, прекращении производства по делу, оставлении иска без рассмотрения, а также в других случаях, предусмотренных ХПК.
43. Предусмотренное в части третьей статьи 26 ХПК право Высшего хозяйственного суда изъять любое дело из любого хозяйственного суда и принятии его к своему производству по первой инстанции или передать дело из одного хозяйственного суда в другой, осуществляется председателем Высшего хозяйственного суда на основании абзаца седьмого статьи 53 Закона Республики Узбекистан «О судах».
(пункт 43 в редакции постановления Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 марта 2015 года № 277)
44. При рассмотрении хозяйственных споров необходимо больше уделять внимания выявлению причин и условий, повлекших возникновение правонарушений в экономической сфере. В случаях установления в процессе рассмотрения дел нарушений законности либо существенных недостатков в деятельности хозяйствующих субъектов, а также их должностных лиц хозяйственные суды вправе на основании статьи 152 ХПК выносить частные определения, а в случае обнаружения признаков преступления — направлять сообщения об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовных дел с приложением соответствующих материалов. Частные определения необходимо оглашать в судебном заседании.
(абзац первый пункта 44 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)

При обнаружение ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Центр правовой информации «Адолат» Министерства юстиции Республики Узбекистан