Тизимнинг ушбу имкониятидан фойдаланиш учун Сиз авторизация қилинишингиз керак!
Рўйхатдан ўтишни хоҳлайсизми? Ёки тизимга ўз логинингиз билан кирасизми?

Авторизация қилиш Рўйхатдан ўтиш

Акт на состоянии 27.01.2006 00
Перейти на действующаю версию
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве», Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан «О судах» постановляет:
1. Закон «О банкротстве» применяется в отношении всех юридических лиц (за исключением бюджетных организаций) и индивидуальных предпринимателей.
5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в хозяйственный суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом общей юрисдикции.
6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству хозяйственным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении хозяйственного суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.
9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ХПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:
11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.
16. При осуществлении процедуры банкротства предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления в соответствии с частью первой статьи 19 Закона и части четвертой статьи 91 ХПК принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.
17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в хозяйственный суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в хозяйственный суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.
При приостановлении производства по делу о банкротстве, хозяйственный суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная хозяйственным судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.
В частности, согласно статье 59 Закона определения хозяйственного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения хозяйственного суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения. По результатам рассмотрения жалоб (протестов) апелляционная инстанция суда выносит определение, которое в кассационном и надзорном порядках не пересматривается (статья 60 Закона).
22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения хозяйственного суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ХПК.
23. В соответствии со статьей 54 Закона решение хозяйственного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства.
24. В соответствии со статьей 56 Закона определением хозяйственного суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его хозяйственным судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются хозяйственным судом.
28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится хозяйственным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.
Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается хозяйственным судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления.
30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать один год. Исходя из этого, в решении хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.
При обращении в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.
36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в хозяйственный суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.
Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327 «О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», в случае недостаточности средств и имущества ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, числящаяся за ними непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается по решению Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет по представлению Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
В связи с этим, в случае подачи заявления органом государственной налоговой службы или ликвидационной комиссией о признании банкротом предприятия, ликвидированного решением хозяйственного суда в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327, и в ходе ликвидационного производства которого выявлена задолженность только перед бюджетом и внебюджетными фондами, это заявление подлежит отказу в принятии в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 117 ХПК.
В случае недостаточности имущества должника — индивидуального предпринимателя для удовлетворения требований всех кредиторов судебный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов». После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.
Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона хозяйственным судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.
38. В соответствии с пунктом 4 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 апреля 2003 года № 188 «О мерах повышения эффективности проводимой реструктуризации и финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий», при объявлении предприятия-должника банкротом и открытии ликвидационного производства, в случае, если кредитором должника является коммерческий банк, имеющий требования по кредиторской задолженности семьдесят и более процентов от общей суммы кредиторской задолженности должника, включенной в реестр требований кредиторов, данный кредитор вправе обратиться в хозяйственный суд с заявлением о передаче предприятия (имущества) должника в его собственность, за исключением имущества, являющегося предметом залога.
При этом, если требования банка по кредиторской задолженности больше или равны оценочной стоимости предприятия, определенной в соответствии со статьей 131 Закона, передача предприятия в собственность банка производится при условии перечисления банком на единый счет должника средств на покрытие внеочередных расходов в порядке, указанном в части первой статьи 134 Закона, и погашения задолженности по заработной плате работников предприятия.
В случае, когда сумма требований по кредиторской задолженности банка, а также по погашению задолженности по заработной плате работников предприятия и внеочередных расходов, определенных в части первой статьи 134 Закона, меньше оценочной стоимости предприятия, передача предприятия в собственность банка производится при условии перечисления банком на единый счет должника указанной разницы и средств для покрытия внеочередных расходов и погашения задолженности по заработной плате работников предприятия, которые направляются ликвидационным управляющим, в первую очередь на внеочередные платежи и погашение задолженности по заработной плате работников предприятия и во вторую — в порядке, указанном в статье 134 Закона.
40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия хозяйственным судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов хозяйственным судом направляются ликвидационному управляющему.
41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона хозяйственным судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 128 ХПК. Если отчет ликвидационного управляющего будет признан обоснованным, хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет будет признан необоснованным, то он возвращается.

При обнаружение ошибки в акте, выделите и нажмите Ctrl+Enter.

© Центр правовой информации «Адолат» Министерства юстиции Республики Узбекистан