от 27.01.2006 г. № 142
Акт утратил силу 20.02.2023
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 30.10.2008 г. № 189)
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Закона Республики Узбекистан «О банкротстве» (далее — Закон «О банкротстве», Закон) Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан на основании статьи 47 Закона Республики Узбекистан «О судах» постановляет:
1. Закон «О банкротстве» применяется в отношении всех юридических лиц (кроме государственных предприятий и некоммерческих организаций, за исключением юридических лиц, действующих в форме потребительского кооператива либо общественного фонда) и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, если денежные обязательства и обязанности по обязательным платежам вытекают из его предыдущей предпринимательской деятельности.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац второй пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац первый пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац третий пункта 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
5. В соответствии со статьей 9 Закона непредъявление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором заявления должника в экономический суд влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии или ликвидатора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного частью третьей статьи 8 Закона. Субсидиарная ответственность отмеченных лиц рассматривается судом по гражданским делам.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
6. В соответствии со статьей 10 Закона с момента принятия к производству экономическим судом заявления о возбуждении дела о банкротстве должника кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7. Если Законом не предусмотрено иное, при принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве должника, судье необходимо проверить наличие документов, подтверждающих задолженность должника — юридического лица в совокупности не менее трехсоткратного размера базовой расчетной величины, должника — градообразующего и приравненного к нему предприятия — не менее пятитысячекратного размера базовой расчетной величины, должника — индивидуального предпринимателя или физического лица, утратившего статус индивидуального предпринимателя — не менее двадцатикратного размера базовой расчетной величины, и не выполнение этих обязательств в течение трех месяцев, а градообразующим и приравненным к нему предприятием в течение шести месяцев со дня их наступления. В случае непредставления таких документов, заявление подлежит отказу в принятии на основании части пятой статьи 45 Закона и пункта 1 части первой статьи 154 ЭПК.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
8. Во время подготовки дела о банкротстве к рассмотрению в судебном заседании, судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 48 и 62 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении экономического суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац четвертый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
9. В соответствии со статьей 48 Закона при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству в порядке, предусмотренном ЭПК и с учетом особенностей, установленных Законом, судья осуществляет следующие действия:
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
11. В соответствии с частью первой статьи 18 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, со стажем работы не менее двух лет, а также прошедшие аттестацию в государственном органе по делам о банкротстве и имеющие аттестат установленного образца.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац третий пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац первый пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац третий пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 132 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
(пункты 131-132 введены постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 28 ноября 2014 года № 271)
(абзац первый пункта 133 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Согласно пункту 9 Правил по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013 года № 224 (далее — Правила), определение признаков лжебанкротства производится судебным управляющим во всех случаях возбуждения экономическим судом дела о банкротстве по заявлению должника, и осуществляется в ходе процедуры наблюдения.
(абзац второй пункта 133 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В соответствии с пунктом 21 Правил признаки сокрытия банкротства определяются судебным управляющим в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, а также в ходе процедур банкротства.
(абзацы четвертый — шестой пункта 13.3 заменен абзацем четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы седьмой и восьмой пункта 13.3 исключены постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
Обратить внимание судов, что согласно пунктам 39 — 42 Правил созданная в Государственном комитете Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции для рассмотрения заключения и приложенных к нему материалов и представления по ним мнения постоянно действующая Комиссия в месячный срок с момента поступления обращения со стороны хозяйственного суда должна рассмотреть заключение судебных управляющих и представить свое мнение в хозяйственный суд.
(пункт 133 введен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац третий пункта 15 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
16. При осуществлении процедуры банкротства предъявляемые судебным управляющим исковые заявления и заявления в соответствии с частью первой статьи 19 Закона принимаются без предварительной оплаты государственной пошлины и почтовых расходов.
(пункт 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
17. В соответствии с абзацами шестым и седьмым части первой статьи 25 Закона государственный орган по делам о банкротстве осуществляет контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, и деятельностью судебных управляющих, обращается с заявлением в экономический суд об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей при выявлении в его деятельности систематического или однократного грубого нарушения законодательства.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым, пятым и шестым статьи 26 Закона территориальные управления государственного органа по делам о банкротстве обращаются в экономический суд по указанию государственного органа по делам о банкротстве с заявлением о возбуждении дела о банкротстве предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства и (или) задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам, а также осуществляют контроль за ходом процедур банкротства предприятий, в уставном фонде которых имеется доля государства, ведут мониторинг процессов банкротства предприятий, осуществляют контроль за деятельностью судебных управляющих, обращаются с ходатайством в государственный орган по делам о банкротстве о необходимости освобождения в установленном порядке судебного управляющего от исполнения обязанностей.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
18. Разъяснить судам, что публикация необходимых сведений, предусмотренных статьями 52 и 53 Закона, осуществляется в газетах «Биржа» и (или) «Солик. инфо», являющихся официальными изданиями.
(пункт 18 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 1 декабря 2011 года № 235)
(абзац первый пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац второй пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац пятый пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац седьмой пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац восьмой пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац первый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 20 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
При приостановлении производства по делу о банкротстве, экономический суд не вправе принимать судебные акты, указанные в статье 50 Закона. При этом введенная экономическим судом процедура банкротства продолжает осуществляться. В этот период за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за выполнение своих обязанностей.
(абзац второй пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац первый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Определения, вынесенные экономическим судом в рамках дела о банкротстве, которые не предусмотрены ЭПК, могут быть обжалованы (опротестованы) лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, за исключением определений, предусмотренных статьей 50, частью второй статьи 91 и частью четвертой статьи 124 Закона, которые обжалуются (протестуются) в порядке, предусмотренном ЭПК.
(абзац второй пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
В частности, согласно статье 59 Закона определения экономического суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений, жалоб (ходатайств) и разногласий в деле о банкротстве, могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Жалобы (протесты) на указанные определения хозяйственного суда подаются в течение десяти дней с момента их вынесения.
(абзац третий пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац четвертый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац пятый пункта 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
22. В соответствии со статьей 50 Закона решения и определения экономического суда по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению. Однако данное обстоятельство не означает, что судебные акты вступают в законную силу с момента их принятия. Они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ЭПК.
(пункт 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
23. В соответствии со статьей 54 Закона решение экономического суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае: неустановления признаков банкротства, то есть если требования к должнику в совокупности составляют менее размеров, установленных Законом; удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия экономическим судом решения по делу о банкротстве; установления лжебанкротства и в других случаях, предусмотренных Законом.
(пункт 23 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
24. В соответствии со статьей 56 Закона определением экономического суда производство по делу о банкротстве прекращается в случаях восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления, заключения мирового соглашения и утверждения его экономическим судом, отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований, удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства.
(пункт 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 25 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 26 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
27. Согласно статье 59 Закона разногласия между судебным управляющим и представителем работников должника о размере и составе требований по оплате труда и выплате выходного пособия лицам, работающим по трудовому договору (за исключением случаев прекращения трудового договора), рассматриваются экономическим судом.
(пункт 27 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
28. В соответствии с частью первой статьи 91 Закона внешнее управление вводится экономическим судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления государственного органа по делам о банкротстве по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.
(абзац первый пункта 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац второй пункта 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
Срок, установленный для расчета с кредиторами в соответствии частью второй статьи 119 Закона, не входит в срок внешнего управления.
Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью третьей статьи 91 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению государственного органа по делам о банкротстве или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается экономическим судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.
(абзац четвертый пункта 28 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
29. Согласно статье 93 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления за исключением денежных обязательств и (или) обязательных платежей, возникших после введения в отношении должника наблюдения и (или) судебной санации.
(абзац первый пункта 29 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
30. Согласно статье 124 Закона срок ликвидационного производства не может превышать девяти месяцев. Исходя из этого, в решении экономического суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства, следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.
(абзац первый пункта 30 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(абзац второй пункта 30 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(пункт 31 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(пункт 32 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
34. При рассмотрении заявлений о возбуждении дела о банкротстве градообразующего и приравненного к нему предприятия экономическим судам следует руководствоваться Положением о порядке отнесения предприятий к числу градообразующих и приравненных к ним предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2015 года № 107.
(пункт 34 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
При обращении в экономический суд с заявлением о признании должника банкротом, в соответствии с частью второй статьи 185 Закона, к заявлению должно быть приложено решение о ликвидации должника.
(абзац второй пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац третий пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(абзац четвертый пункта 35 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
36. В соответствии со статьей 185 Закона, если стоимость имущества юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации в связи с неосуществлением им финансово-хозяйственной деятельности и (или) несформированием своего уставного фонда в установленные законодательством сроки, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом. При обнаружении этих обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в экономический суд с заявлением о признании ликвидируемого юридического лица банкротом или в орган государственной налоговой службы для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.
(пункт 36 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Если же в соответствии с частью второй статьи 181 Закона экономическим судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьями 142 и 144 Закона.
(пункт 37 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 38 утратил силу постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 21 февраля 2020 года № 05)
(пункт 39 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
40. В соответствии со статьей 125 Закона с момента принятия экономическим судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается, исполнительные документы подлежат передаче судебными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов экономическим судом направляются ликвидационному управляющему.
(пункт 40 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
41. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим, в соответствии со статьей 144 Закона экономическим судом рассматривается, в случае необходимости, в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 168 ЭПК. Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, экономический суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства. В этом случае, вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета.
(пункт 41 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 42 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
(пункт 43 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)