от 28.12.2007 г. № 172
Акт утратил силу 20.02.2023
Акт на состоянии 05.12.2013
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
В целях обеспечения правильного и единообразного применения хозяйственными судами законодательства при вынесении частных определений, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание хозяйственных судов на то, что в соответствии со статьей 3 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК) задачами судопроизводства в хозяйственном суде являются не только защита нарушенных или оспариваемых прав либо охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в экономической сфере, но и содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений.
2. В соответствии с частью первой статьи152 ХПК хозяйственный суд вправе вынести частное определение в случае выявления при рассмотрении спора нарушения актов законодательства в деятельности организации, государственного и иного органа, должностного лица или гражданина.
4. Указом Президента Республики Узбекистан № УП-1938 от 4 марта 1998 года «Об усилении ответственности должностных лиц за экономическую несостоятельность хозяйствующих субъектов и исполнение договорных обязательств» (далее —Указ) хозяйственным судам предоставлено право:
Вместе с тем судам следует иметь в виду, что поскольку данный Указ не устанавливает процессуальных правил применения таких мер его положения реализованы путем внесения необходимых изменений и дополнений в соответствующие законы (Хозяйственный процессуальный, Гражданский, Трудовой, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административной ответственности). Исходя из этого, при осуществлении перечисленных в Указе полномочий суды должны руководствоваться этими законами.
5. В соответствии с частью первой статьи 14 ХПК хозяйственный суд принимает судебные акты в форме решения, определения, постановления, судебного приказа. Судам следует иметь в виду, что частное определение является одним из видов определений и на него распространяются требования части второй данной статьи об обязательности судебных актов для всех государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
6. Привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица, так же как и любого другого работника, может осуществляться в соответствии с нормами главы XI Трудового кодекса Республики Узбекистан (далее — ТК) либо на основании действующих в отдельных отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников уставов и положений о дисциплине.
7.1. В соответствии с частью первой статьи 198 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный вред.
Частью второй данной статьи предусмотрено, что под прямым действительным вредом понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя (в том числе имущества, арендованного работодателем у третьих лиц), а также необходимость для работодателя произвести излишние выплаты.
Часть третья статьи 198 ТК устанавливает, что работник несет материальную ответственность за прямой действительный вред, как непосредственно причиненный им работодателю, так и возникший у последнего в результате возмещения им вреда иным лицам.
8.1. В соответствии со статьями 242, 245-1 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан (далее КоАО) хозяйственные суды в случае установления административных правонарушений в ходе разрешения споров рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 175, статьями 176-1, 180 и 181 названного Кодекса.
8.2. Административные правонарушения, предусмотренные частью третьей статьи 175, статьей 176-1, являются правонарушениями в области торговли, предпринимательства и финансов.
К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 175 КоАО, могут быть привлечены должностные лица хозяйствующих субъектов, в чьи обязанности входит ведение кассовых операций и обеспечение соблюдения платежной дисциплины, в том числе исполнение инкассовых поручений налоговых органов. К таким должностным лицам относятся: руководитель хозяйствующего субъекта, главный бухгалтер, иные должностные лица, на которых уставом, трудовым договором или распоряжением руководителя возложено исполнение данных функций.
К административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 176-1 КоАО, могут быть привлечены как должностные лица хозяйствующих субъектов, в чьи обязанности входит обеспечение соблюдения платежной дисциплины, так и должностные лица, ответственные за отпуск товаров и оказание услуг. Обязательным условием привлечения к административной ответственности за данное правонарушение является не сам факт ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом договорных обязательств, а причинение вследствие такого неисполнения (ненадлежащего исполнения) имущественного вреда.
При этом следует иметь в виду, что дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 176-1 КоАО, по фактам причинения имущественного вреда хозяйствующему субъекту вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договоров контрактации по закупке хлопка-сырца в соответствии со статьей 245-2 КоАО, рассматриваются хозяйственными судами на основании протоколов об административном правонарушении, составляемых органами юстиции и направляемых в хозяйственные суды в порядке, установленном статьей 282 КоАО.
8.3. В случае выявления при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 175 и статьей 176-1 КоАО, факта причинения этим правонарушением ущерба другим лицам, суды должны в соответствии с правилами, установленными статьей 38 КоАО, рассматривать вопрос возмещения виновными этого ущерба. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй этой статьи хозяйственный суд наряду с другими органами и должностными лицами вправе решать вопрос возмещения виновными ущерба, только если размер этого ущерба не превышает установленный минимальный размер заработной платы.
В случае, если выявленный ущерб превышает указанную сумму, он, в соответствии с частью третьей статьи 38 КоАО, подлежит возмещению в порядке гражданского судопроизводства, о чем хозяйственный суд может дать необходимые разъяснения потерпевшему.
8.4. Административные правонарушения, предусмотренные статьями 180 и 181 КоАО, являются правонарушениями, посягающими на правосудие.
При этом в случае проявления лицом неуважения к суду в формах, предусмотренных статьей 180 КоАО, данное обстоятельство фиксируется в протоколе судебного заседания и постановление о привлечении виновного к административной ответственности выносится в той стадии судебного процесса, в которой это правонарушение было совершено. Дальнейшее рассмотрение хозяйственного дела продолжается в общем порядке.
8.5. К административной ответственности, предусмотренной статьей 181 КоАО, может быть привлечено только должностное лицо, которому направлено вступившее в законную силу частное определение суда для рассмотрения, только в случае, когда это частное определение им получено и оставлено без рассмотрения (не приняты меры к устранению указанных нарушений закона) либо по нему дан несвоевременный ответ.
8.6. В связи с тем, что ХПК не содержит норм, регламентирующих порядок привлечения виновного лица к административной ответственности, оно осуществляется хозяйственным судом в порядке, предусмотренном КоАО.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по правилам глав XIX, XXII, XXIII КоАО, а применение административного взыскания — с соблюдением правил, предусмотренных главой IV этого Кодекса.
При этом особое внимание следует обращать на безусловное соблюдение требований статьи 30 КоАО об учете характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
8.8. Протокол рассмотрения дела об административном правонарушении составляется по правилам, установленным статьей 308 КоАО. Исключением из этого правила является рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выразившееся в проявлении лицом неуважения к суду в формах, предусмотренных статьей 180 КоАО. В этом случае данное обстоятельство фиксируется в протоколе судебного заседания и постановление о привлечении виновного к административной ответственности выносится в той стадии судебного процесса, в которой это правонарушение было совершено.
8.10. В соответствии с частью первой статьи 315 КоАО постановление хозяйственного суда по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, установленном ХПК.
Часть четвертая статьи 315 КоАО устанавливает, что лицо, обжаловавшее постановление по делу об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины.
8.11. В соответствии с частью второй статьи 317 КоАО постановление хозяйственного суда по делу об административном правонарушении опротестовывается в порядке, установленном ХПК.
8.14. В целях обеспечения полномочий прокурора, предусмотренных статьей 275 КоАО, хозяйственный суд направляет копию постановления о привлечении к административной ответственности в течение пяти дней со дня вынесения соответствующему прокурору.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии с частью четвертой статьи 152 ХПК, если при рассмотрении хозяйственного спора суд обнаружит в действиях лиц признаки преступления, он сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
(пункты 9.1 — 9.8 утратили силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
10. ХПК не устанавливает момент, когда может быть вынесено частное определение, в связи с чем оно может быть вынесено на любой стадии хозяйственного судопроизводства и в любой инстанции хозяйственного суда.
10.1. ХПК не требует обязательного вынесения частного определения в отдельной комнате, однако в случае необходимости суд может воспользоваться таким правом для более тщательного изучения материалов дела и обстоятельств, побудивших его к вынесению частного определения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 10.2 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
10.3. Частное определение по форме и содержанию должно соответствовать требованиям статьи 151 ХПК. Вместе с тем, при вынесении частных определений и постановлений, связанных с привлечением лица к административной ответственности, необходимо учитывать требования, предъявляемые к форме таких процессуальных актов, предусмотренных соответствующими кодексами (КоАО).
(абзац третий пункта 10.3 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
1) пункты 2-5.2, 6.2, 6.3, 6.6-10 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 9 апреля 1998 года № 72;