от 10.04.2009 г. № 06/196
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 10.04.2009 г. № 06/196
Кучга кириш санаси
10.04.2009
Акт на состоянии 03.10.2014
Перейти на действующую версию
2. В соответствии со статьей 114 Конституции Республики Узбекистан, статьями 16 и 370 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК), статьями 14 и 209 Хозяйственного процессуального кодекса (далее — ХПК), акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
4. Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (далее — Закон), установлен общий порядок обращения судебного акта к исполнению, в соответствии с которым исполнительный лист, как правило, должен выдаваться взыскателю.
В соответствии со статьей 373 ГПК исполнительный лист выдается взыскателю по вступлении судебного акта в законную силу.
5. В случаях утраты подлинника исполнительного листа суд, вынесший постановление, может в соответствии с требованиями статьи 374 ГПК и статьи 216 ХПК выдать дубликат. При этом судам следует различать выдачу дубликата исполнительного листа от восстановления утраченного исполнительного производства, предусмотренного статьей 43 Закона.
6. Обратить внимание судов на то, что законом установлены обязательные требования к содержанию исполнительного документа (статья 375 ГПК, статья 212 ХПК). Исполнительный лист должен дословно соответствовать резолютивной части судебного акта и содержать полные данные, касающиеся взыскателя и должника (фамилия; имя, отчество, год рождения, адрес, а в отношении юридического лица — его точное наименование). В случае невыполнения данных требований судебный исполнитель может возвратить исполнительный лист для устранения недостатков.
7. В статье 379 ГПК и статье 215 ХПК установлен порядок восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
8. В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, либо установления разночтения между ним и судебным актом, судебный исполнитель в соответствии со статьей 31 Закона вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении судебного акта и устранении допущенных в указанных документах описок, опечаток и арифметических ошибок. В заявлении судебного исполнителя не может быть затронут вопрос, касающийся законности судебного акта.
9. Суд, постановивший решение в соответствии со статьей 216 ГПК, статьей 217 ХПК вправе по заявлению судебного исполнителя, взыскателя или должника отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения.
При вынесении по делу дополнительного решения, разъяснении решения суда в случае его неясности, отсрочки и рассрочки исполнения решения, изменении способа и порядка его исполнения судам следует руководствоваться пунктами 15—18 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 17 апреля 1998 года № 13 «О судебном решении», пунктами 10, 13, 14 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 15 июня 2007 года № 161 «О судебном решении», Законом, а также требованиями настоящего постановления Пленума.
11. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 34 Закона, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае:
Следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 35 Закона, исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае:
Согласно части третьей статьи 36 Закона, после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление исполнения, исполнительное производство возобновляется судом, приостановившим его, или судебным исполнителем на основании заявления взыскателя или по инициативе судебного исполнителя.
12. Судам необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 34 Закона, приостановление исполнительного производства производится на основании обращения судебного исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 части первой статьи 35 Закона — судом, одновременно с принятием заявления об отсрочке или рассрочке, либо жалобы на действия судебного исполнителя или заявления об оспаривании результатов оценки к производству, в определении указывается о приостановлении исполнительного производства.
Перечень случаев, предусмотренных в статьях 34 и 35 Закона, при наступлении которых суд обязан и вправе приостановить исполнительное производство, является исчерпывающим.
Вместе с тем, следует принять во внимание, что согласно статье 63 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве», основанием для приостановления исполнения исполнительного документа также является определение хозяйственного суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве в отношении должника.
13. Поскольку право приостановления исполнения судебного акта в порядке надзора предоставлено только определенным должностным лицам (статьи 352 ГПК, 517 УПК), при решении вопроса об истребовании конкретного дела, указанные лица также вправе решить вопрос о приостановлении исполнения судебного акта.
Согласно статье 38 Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, производятся тем же хозяйственным судом или хозяйственным судом по месту нахождения судебного исполнителя.
По исполнительным документам, не предусмотренным в части первой настоящей статьи Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства осуществляются судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного исполнителя.
В соответствии со статьей 861 Закона на постановление судебного исполнителя, вынесенное по исполнительному документу, выданному хозяйственным судом, взыскателем или должником в десятидневный срок со дня уведомления о вынесенном постановлении может быть подана жалоба в хозяйственный суд, выдавший исполнительный документ, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу.
Согласно пункту 9 статьи 24 ХПК, хозяйственным судам подведомственны споры о признании недействительными актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан.
При рассмотрении указанных категорий дел, в случаях установления нарушений Закона в действиях судебных исполнителей, суды, руководствуясь статьей 19 ГПК и статьей 152 ХПК, должны принимать в отношении них соответствующие законные меры воздействия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 831 Закона главный судебный исполнитель Республики Узбекистан, главные судебные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также их заместители отменяют незаконные и необоснованные постановления судебных исполнителей.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
17. Согласно статье 88 Закона, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы в суд. Объектом судебного обжалования может быть непринятие судебным исполнителем мер по исполнению вступившего в законную силу судебного акта или совершение других неправомерных действий.
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с требованиями статей 40 ГПК и ХПК, стороны могут окончить дело мировым соглашением в любой стадии судебного процесса, в том числе, и в стадии исполнения.
21. Согласно статье 284 ГК Республики Узбекистан, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.
22. Согласно статье 81 Закона, за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств банком или иной кредитной организацией, которым предъявлен исполнительный документ, хозяйственным судом на них налагается штраф в размере до пятидесяти процентов суммы, подлежащей взысканию.