См. последующую редакцию.
В связи с внесением изменений и дополнений в законодательство об исполнении судебных актов и актов иных органов, направленных на совершенствование исполнительного производства, в целях обеспечения единой судебной практики при применении норм указанного законодательства, руководствуясь статьями 17, 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда и Пленум Высшего хозяйственного суда постановляет:
1. Обратить внимание судов на то, что обеспечение исполнения судебных актов играет важную роль в защите прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
2. В соответствии со статьей 114 Конституции Республики Узбекистан, статьями 16 и 370 Гражданского процессуального кодекса (далее — ГПК), статьями 14 и 209 Хозяйственного процессуального кодекса (далее — ХПК), акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
Следовательно, если срок для подачи апелляционной жалобы (протеста), поступившей после вступления в законную силу судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, восстанавливается, а жалоба или протест принимаются к производству, то в определении о восстановлении срока и принятии апелляционной жалобы (протеста) также должен быть решен вопрос о приостановлении исполнения судебного решения.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
3. Следует иметь в виду, что по закону суд может отступить от правила выдачи одного исполнительного листа по каждому решению в случаях, если:
В случае, если предусматривается взыскание с солидарных должников, в каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и перечислены все должники с указанием на их солидарную ответственность.
4. Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» (далее — Закон), установлен общий порядок обращения судебного акта к исполнению, в соответствии с которым исполнительный лист, как правило, должен выдаваться взыскателю.
В соответствии со статьей 373 ГПК исполнительный лист выдается взыскателю по вступлении судебного акта в законную силу.
См. последующую редакцию.
Суд, по просьбе взыскателя, может направить исполнительный лист по решению, выносимому по некоторым гражданским делам, непосредственно в орган исполнения.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
5. В случаях утраты подлинника исполнительного листа суд, вынесший постановление, может в соответствии с требованиями статьи 374 ГПК и статьи 216 ХПК выдать дубликат. При этом судам следует различать выдачу дубликата исполнительного листа от восстановления утраченного исполнительного производства, предусмотренного статьей 43 Закона.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
6. Обратить внимание судов на то, что законом установлены обязательные требования к содержанию исполнительного документа (статья 375 ГПК, статья 212 ХПК). Исполнительный лист должен дословно соответствовать резолютивной части судебного акта и содержать полные данные, касающиеся взыскателя и должника (фамилия; имя, отчество, год рождения, адрес, а в отношении юридического лица — его точное наименование). В случае невыполнения данных требований судебный исполнитель может возвратить исполнительный лист для устранения недостатков.
См. последующую редакцию.
При вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд в исполнительном листе может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе произвести эти действия с последующим взысканием с ответчика понесенных расходов. Если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд указывает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
7. В статье 379 ГПК и статье 215 ХПК установлен порядок восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.
См. последующую редакцию.
По результатам рассмотрения заявления о восстановлении пропущенного срока выносится определение, которое направляется взыскателю и должнику. На определение хозяйственного суда по результатам рассмотрения заявления может быть подана жалоба или принесен протест, а на определение суда по гражданским делам об отказе в восстановлении пропущенного срока — частная жалоба или частный протест.
См. последующую редакцию.
8. В случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, либо установления разночтения между ним и судебным актом, судебный исполнитель в соответствии со статьей 31 Закона вправе обратиться в суд, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении судебного акта и устранении допущенных в указанных документах описок, опечаток и арифметических ошибок. В заявлении судебного исполнителя не может быть затронут вопрос, касающийся законности судебного акта.
См. последующую редакцию.
Суд рассматривает такое заявление в десятидневный срок со дня его поступления и по результатам выносит определение согласно статье 215 ГПК, статье 150 ХПК.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Разъяснение дается судом лишь в отношении неисполненного судебного акта либо той его части, которая не приведена в исполнение.
9. Суд, постановивший решение в соответствии со статьей 216 ГПК, статьей 217 ХПК вправе по заявлению судебного исполнителя, взыскателя или должника отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения.
См. последующую редакцию.
При вынесении по делу дополнительного решения, разъяснении решения суда в случае его неясности, отсрочки и рассрочки исполнения решения, изменении способа и порядка его исполнения судам следует руководствоваться пунктами 15—18 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 17 апреля 1998 года № 13 «О судебном решении», пунктами 10, 13, 14 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 15 июня 2007 года № 161 «О судебном решении», Законом, а также требованиями настоящего постановления Пленума.
См. последующую редакцию.
10. Судебный исполнитель обязан принять исполнительный документ для исполнения от суда, иного органа или взыскателя и возбудить исполнительное производство.
Если исполнительный документ направлен по истечении срока для предъявления к исполнению либо исполнительный документ не соответствует требованиям статьи 8 Закона, судебный исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа.
Постановление судебного исполнителя о возвращении любого исполнительного документа может быть обжаловано: по судебным актам — в суд, вынесший данный акт, или в суд по месту исполнения, а по актам иных органов — в суд общей юрисдикции в порядке, установленном главой 27 ГПК.
См. последующую редакцию.
11. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 34 Закона, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае:
смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство;
оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законодательством;
См. последующую редакцию.
подачи жалобы в суд на решение органов (действия должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.
Следует иметь в виду, что в соответствии с частью первой статьи 35 Закона, исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае:
обращения должника или взыскателя в соответствующий суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения исполнительного документа, изменении способа и порядка его исполнения;
нахождения должника в длительной служебной командировке или на лечении в стационарном лечебном учреждении;
См. последующую редакцию.
Суды должны иметь в виду, что приостановление исполнительного производства не должно в дальнейшем затруднить или сделать невозможным исполнение решения.
Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается судом в десятидневный срок с момента его поступления, без вызова сторон и судебного разбирательства.
О приостановлении исполнительного производства суд выносит определение. На данное определение суда может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ГПК или ХПК.
Согласно части третьей статьи 36 Закона, после устранения обстоятельств, вызвавших приостановление исполнения, исполнительное производство возобновляется судом, приостановившим его, или судебным исполнителем на основании заявления взыскателя или по инициативе судебного исполнителя.
Обратить внимание судов, что если в определении суда о приостановлении исполнительного производства не указан срок приостановления, суды вправе возобновить исполнительное производство.
12. Судам необходимо иметь в виду, что в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой статьи 34 Закона, приостановление исполнительного производства производится на основании обращения судебного исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 части первой статьи 35 Закона — судом, одновременно с принятием заявления об отсрочке или рассрочке, либо жалобы на действия судебного исполнителя или заявления об оспаривании результатов оценки к производству, в определении указывается о приостановлении исполнительного производства.
См. последующую редакцию.
Перечень случаев, предусмотренных в статьях 34 и 35 Закона, при наступлении которых суд обязан и вправе приостановить исполнительное производство, является исчерпывающим.
Вместе с тем, следует принять во внимание, что согласно статье 63 Закона Республики Узбекистан «О банкротстве», основанием для приостановления исполнения исполнительного документа также является определение хозяйственного суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о банкротстве в отношении должника.
См. последующую редакцию.
13. Поскольку право приостановления исполнения судебного акта в порядке надзора предоставлено только определенным должностным лицам (статьи 352 ГПК, 517 УПК), при решении вопроса об истребовании конкретного дела, указанные лица также вправе решить вопрос о приостановлении исполнения судебного акта.
Исполнение вступивших в законную силу судебных актов хозяйственных судов приостанавливается до окончания производства в порядке надзора только при принесении протеста лицами, указанными в статье 193 ХПК.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Следует иметь в виду, что на основании судебного акта исполнительное производство прекращается судебным исполнителем в случае:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
вынесения судом определения о замене уголовного наказания в виде штрафа другими видами наказания либо об освобождении от уголовного наказания в виде штрафа на основании акта амнистии;
отмены судебного акта или акта иного органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо отмены или признания недействительным документа, который в силу закона является исполнительным документом.
смерти взыскателя или должника, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом либо актом иного органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или доверительному управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
15. Обратить внимание судов на то, что при разрешении вопросов о подведомственности споров, возникших из отношений, связанных с исполнительным производством, необходимо всегда выяснять, каким судом был выдан исполнительный документ.
Согласно статье 38 Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного хозяйственным судом, производятся тем же хозяйственным судом или хозяйственным судом по месту нахождения судебного исполнителя.
Приостановление и прекращение исполнительного производства также производятся хозяйственным судом в случае:
исполнения исполнительных надписей, если взыскателем и должником являются юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
исполнения постановлений судебного исполнителя о взыскании исполнительского сбора и расходов по исполнению, если должником является юридическое лицо или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
По исполнительным документам, не предусмотренным в части первой настоящей статьи Закона, приостановление и прекращение исполнительного производства осуществляются судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного исполнителя.
В соответствии со статьей 861 Закона на постановление судебного исполнителя, вынесенное по исполнительному документу, выданному хозяйственным судом, взыскателем или должником в десятидневный срок со дня уведомления о вынесенном постановлении может быть подана жалоба в хозяйственный суд, выдавший исполнительный документ, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу.
В случаях, не предусмотренных в части первой настоящей статьи, жалоба на постановление судебного исполнителя подается в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного исполнителя в десятидневный срок со дня уведомления о вынесенном постановлении или в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу.
Вопрос подведомственности жалоб на действия судебного исполнителя также решается с соблюдением требований вышеуказанных норм Закона.
Если исполнительные листы, выданные хозяйственным судом и судом общей юрисдикции, объединены в одно исполнительное производство, то действия судебного исполнителя, связанные с исполнением данных исполнительных листов, могут быть обжалованы в суд общей юрисдикции по месту исполнения.
См. последующую редакцию.
16. Вопрос подведомственности судам рассмотрения заявлений и жалоб на действия и постановления Главного судебного исполнителя Республики Узбекистан, его заместителей, а также судебных исполнителей при осуществлении ими полномочий, предусмотренных статьями 831 и 84 Закона, должен решаться судами, исходя из требований пункта 15 настоящего постановления.
Согласно пункту 9 статьи 24 ХПК, хозяйственным судам подведомственны споры о признании недействительными актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан.
При рассмотрении указанных категорий дел, в случаях установления нарушений Закона в действиях судебных исполнителей, суды, руководствуясь статьей 19 ГПК и статьей 152 ХПК, должны принимать в отношении них соответствующие законные меры воздействия.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 831 Закона главный судебный исполнитель Республики Узбекистан, главные судебные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также их заместители отменяют незаконные и необоснованные постановления судебных исполнителей.
См. предыдущую редакцию.
Хозяйственным судам следует принять во внимание, что заявления об отмене того или иного постановления судебного исполнителя не подлежат рассмотрению хозяйственным судом и в принятии таких заявлений следует отказывать на основании пункта 1 статьи 117 ХПК, а в случае принятия — прекращать производство на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
(абзац пятый пункта 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
См. последующую редакцию.
17. Согласно статье 88 Закона, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы в суд. Объектом судебного обжалования может быть непринятие судебным исполнителем мер по исполнению вступившего в законную силу судебного акта или совершение других неправомерных действий.
Обжалование осуществляется путем подачи заявления (жалобы) с соблюдением требований, предусмотренных главами 15 ГПК и ХПК.
Судам следует иметь в виду, что указанные заявления (жалобы), с учетом некоторых особенностей, подлежат рассмотрению в таком же порядке, что и споры, возникающие из административно-правовых отношений.
При подготовке заявления (жалобы) к рассмотрению судья истребует необходимые материалы исполнительного производства.
Заявитель, а также орган (должностное лицо), чьи действия (бездействие) оспариваются, извещается о времени и месте судебного разбирательства.
Неявка указанных лиц или их представителей, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
См. предыдущую редакцию.
Если суд установит жалобу обоснованной, он признает действия (бездействия) незаконными, а постановление недействительным. В случае необоснованности заявленного требования, суд отказывает в его удовлетворении.
(абзац седьмой пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
При полном или частичном удовлетворении поступившего заявления (жалобы) в судебном решении указываются конкретные действия, которые должны быть выполнены для устранения допущенного нарушения.
См. последующую редакцию.
18. Обратить внимание судов на то, что в соответствии с требованиями статей 40 ГПК и ХПК, стороны могут окончить дело мировым соглашением в любой стадии судебного процесса, в том числе, и в стадии исполнения.
См. последующую редакцию.
Мировое соглашение, заключенное по судебному акту на стадии исполнения, утверждается судом, выдавшим исполнительный документ, или соответствующим судом по месту осуществления исполнения, а по актам иных органов — судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного исполнителя.
См. последующую редакцию.
19. Решение хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства должно быть направлено судебному исполнителю по месту нахождения должника и его имущества.
Судебный исполнитель прекращает исполнительное производство с момента получения решения хозяйственного суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства. Исключение составляют исполнительные производства о признании права собственности, компенсации морального вреда, истребовании имущества из чужого незаконного владения, возврате неосновательного обогащения, признании недействительными сделок и применении последствий их недействительности.
Одновременно с прекращением исполнительного производства судебный исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения, связанные с исполнением.
Поскольку исполнение всех обязательств должника допускается в рамках ликвидационного производства, исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления судебного исполнителя об окончании исполнительного производства в течение трех рабочих дней направляются ликвидатору. О направлении исполнительного документа ликвидатору судебный исполнитель в соответствии с частью третьей статьи 62 Закона сообщает взыскателю.
См. последующую редакцию.
20. Взыскание по долгам юридического лица, в том числе при недостаточности его имущества, для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, может быть обращено на денежные средства и иное имущество собственников, учредителей и членов (участников) этого юридического лица на основании судебного акта на условиях и в порядке, установленных законом.
При этом, если должник владеет имуществом, находящимся в общей собственности с другими лицами, взыскание обращается на его долю, которая определяется в соответствии с законом.
21. Согласно статье 284 ГК Республики Узбекистан, в случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.
См. последующую редакцию.
В связи с этим, судебный исполнитель не вправе прекратить исполнительное производство на том основании, что заложенное имущество, на которое судом обращено взыскание, продано другому лицу.
См. последующую редакцию.
22. Согласно статье 81 Закона, за неисполнение исполнительного документа о взыскании денежных средств банком или иной кредитной организацией, которым предъявлен исполнительный документ, хозяйственным судом на них налагается штраф в размере до пятидесяти процентов суммы, подлежащей взысканию.
Заявление о применении штрафа к банкам и иным кредитным организациям, поданное в хозяйственный суд, должно рассматриваться судом в порядке отдельного искового производства.
Такое заявление может быть подано как судебным исполнителем, так и взыскателем (субъектом предпринимательства).
См. последующую редакцию.
23. В случае неисполнения должником — физическим лицом, требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, судебный исполнитель на основании заявления взыскателя или по собственной инициативе вправе вынести постановление об ограничении на выезд должника из Республики Узбекистан.
Если исполнительный документ выдан не на основании судебного акта, ограничение на выезд производится судами общей юрисдикции на основании заявления взыскателя или судебного исполнителя.
См. последующую редакцию.
24. Поручить судам общей юрисдикции и хозяйственным судам периодически обобщать судебную практику по применению законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов, выявлять обстоятельства, препятствующие их исполнению, а также принимать меры к устранению допущенных нарушений закона.
См. последующую редакцию.