Отметить, что за годы независимости в стране сформирована отвечающая рыночным принципам налоговая система, принят новый Налоговый кодекс Республики Узбекистан, внедрены современные методы и механизмы налогового администрирования, создана целостная система налоговых органов.
Вместе с тем, критический анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о необходимости дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики.
Не отвечают современным требованиям функции, полномочия и структура налоговых органов, которые еще не заняли ведущее место в структуре фискально-финансовых органов, прежде всего, в вопросах контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнения установленных заданий по стабильному формированию доходной части Государственного бюджета.
Не в должной мере используются современные формы и методы организации работы с применением передовых информационно-коммуникационных технологий, слабо проводится информационно-аналитическая работа по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений.
Отсутствует четкая координация работы по контролю за функционированием дехканских рынков и торговых комплексов, имеются факты незаконного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов на территории рынков со стороны различных проверяющих и контролирующих органов. Наряду с этим на рынках продолжают иметь место нарушения налогового законодательства, взимание различных сборов, незаконного оборота подакцизных товаров и контрафактной продукции, перепродажи по завышенным ценам сельскохозяйственной продукции, неполной инкассации полученной наличной выручки.
В целях дальнейшей модернизации системы налоговых органов с учетом накопленного собственного и зарубежного опыта, исключения дублирования в функциях контролирующих органов, расширения полномочий и повышения роли налоговых органов в структуре фискально-финансовых органов республики, прежде всего, в вопросах исполнения принятого налогового законодательства и установленных заданий по формированию доходной части Государственного бюджета:
1. Определить основными задачами и функциями Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:
реализацию государственной налоговой политики и обеспечение действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей;
обеспечение в полном объеме поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан, в государственные целевые фонды и во внебюджетные фонды в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства;
осуществление мер по повышению собираемости налогов, совершенствование механизмов учета налогоплательщиков на основе ведения единой системы компьютерной базы данных, расширение сферы предоставляемых им информационно-консультативных услуг, реализацию комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений в налоговой сфере;
пресечение источников незаконного оборота денежных средств, обеспечение систематического контроля за своевременностью и полнотой сдачи наличной выручки юридическими и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с населением;
внесение предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства по стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, предоставлению им необходимых льгот и преференций;
осуществление жесткого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью рынков и торговых комплексов, соблюдением ими налогового законодательства и по выявленным на их территории правонарушениям проведение дознания с передачей уголовных дел в правоохранительные органы;
обеспечение координации контролирующих органов республики по вопросам проверок деятельности хозяйствующих субъектов, недопущение дублирования и злоупотреблений при проведении этой работы;
осуществление, в пределах своей компетенции, действенного контроля за строгим соблюдением законодательства при осуществлении юридическими и физическими лицами валютных и экспортно-импортных операций;
проведение системной работы по укомплектованию органов налоговой службы добросовестными, высококвалифицированными работниками, решительному искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, обеспечение на постоянной основе переподготовки и повышения квалификации кадров.
См. последующую редакцию.
2. Принять предложение Рабочей комиссии, созданной в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2009 года № Р-3296 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности дехканских рынков и торговых комплексов», о создании в структуре центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и подчиняющихся ему территориальных отделов в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте с общей численностью управленческого персонала 604 единицы, в том числе Главного управления — 14 единиц.
Возложить на Главное управление по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и его территориальные отделы:
осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за деятельностью рынков, торговых комплексов, прилегающих к ним автостоянок, а также субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на их территории;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений в финансово-экономической и налоговой сфере на территории рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним автостоянок;
противодействие изготовлению и реализации недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) или контрабандных товаров на территории рынков и торговых комплексов;
обеспечение полноты учета денежных потоков и поступлений средств от деятельности рынков, торговых комплексов, прилегающих к ним автостоянок, а также осуществляющих деятельность на их территории субъектов предпринимательства;
организацию и проведение доследственных проверок по фактам совершений правонарушений в финансово-экономической и налоговой сферах, возбуждение уголовных дел, проведение дознания по ним, передачу уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы;
принятие мер по обеспечению возмещения в установленном порядке ущерба, нанесенного в результате налоговых правонарушений государству, юридическим и физическим лицам.
Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан обеспечить постоянный и всесторонний мониторинг и анализ эффективности деятельности Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и, при необходимости, вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по дальнейшему совершенствованию его деятельности.
См. последующую редакцию.
3. Установить порядок, в соответствии с которым право осуществления проверок деятельности рынков, торговых комплексов, прилегающих к ним автостоянок, а также субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на их территории, предоставляется только органам государственной налоговой службы.
органы государственной налоговой службы имеют право ежедневной проверки на рынках, торговых комплексах и прилегающих к ним автостоянках полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, использования контрольно-кассовых машин, расчетных терминалов, а также правил торговли и оказания услуг, на основании приказов начальников Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и его территориальных отделов, с последующим уведомлением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов или его территориальных комиссий;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
контроль за соблюдением санитарных норм и правил, а также стандартов, норм и правил пожарной безопасности на рынках и торговых комплексах возлагается соответственно на органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и Государственную службу пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
Министерству внутренних дел Республики Узбекистан, соответствующим министерствам и ведомствам обеспечить участие их работников и специалистов в составе групп, организуемых органами государственной налоговой службы для обеспечения исполнения требований законодательства по упорядочению деятельности рынков и торговых комплексов.
См. последующую редакцию.
4. Распространить на работников Главного управления по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов порядок и условия оплаты труда, предусмотренные для работников Главного контрольно-ревизионного управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
организационную структуру Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и структуру его центрального аппарата согласно приложениям №№ 1 и 2;
типовую структуру Отдела по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте согласно приложению № 3;
типовую структуру Государственного налогового управления в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте согласно приложениям №№ 4 и 4а;
предельную численность работников управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы согласно приложению № 6.
См. последующую редакцию.
в двухнедельный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров новую редакцию Положения о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, а также Положение о Главном управлении по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
в месячный срок организовать размещение, обеспечить материально-технической базой и укомплектовать высококвалифицированными кадрами Главное управление по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов и его территориальные отделы в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте;
в месячный срок, по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан, внести соответствующие дополнения и изменения в сметы расходов и штатное расписание подразделений Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
в месячный срок внести в Кабинет Министров на утверждение образец новой формы одежды работников органов государственной налоговой службы, предусмотрев ее введение, начиная с 1 июля 2010 года.
7. Ввести с 1 апреля 2010 г. специальные стимулирующие надбавки к должностным окладам работников органов государственной налоговой службы, устанавливаемые на основе ежегодного тестирования выполнения ими функциональных обязанностей, уровня знаний, профессиональных способностей работы с налогоплательщиками.
Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и после апробации в установленном порядке утвердить Порядок применения специальных стимулирующих надбавок к должностным окладам, в зависимости от присвоенных по результатам тестирования категорий, в размере от 10 до 30 процентов.
Определить источником финансирования расходов, связанных с выплатой специальных стимулирующих надбавок к должностным окладам, а также частичного возмещения стоимости форменной одежды нового образца, средства Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
8. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и государственного советника Президента Республики Узбекистан И.Б. Абдуллаева.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4а
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257
№ | Органы государственной налоговой службы | Предельная численность органов государственной налоговой службы | Из них: | ||
в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте | государственные налоговые инспекции районов (городов) | ||||
государственные налоговые управления | отделы по контролю за деятельностью рынков и торговых комплексов | ||||
1. | Республика Каракалпакстан | 618 | 77 | 26 | 515 |
2. | Андижанская область | 900 | 98 | 68 | 734 |
3. | Бухарская область | 713 | 81 | 34 | 598 |
4. | Джизакская область | 486 | 72 | 24 | 390 |
5. | Кашкадарьинская область | 742 | 74 | 38 | 630 |
6. | Навоийская область | 447 | 72 | 24 | 351 |
7. | Наманганская область | 742 | 84 | 38 | 620 |
8. | Самаркандская область | 993 | 102 | 58 | 833 |
9. | Сурхандарьинская область | 597 | 72 | 31 | 494 |
10. | Сырдарьинская область | 507 | 73 | 19 | 415 |
11. | Ташкентская область | 1 327 | 127 | 44 | 1 156 |
12. | Ферганская область | 1 197 | 103 | 68 | 1 026 |
13. | Хорезмская область | 671 | 71 | 34 | 566 |
14. | г. Ташкент | 1 997 | 199 | 84 | 1 714 |
Всего | 11 937 | 1 305 | 590 | 10 042 |
См. последующую редакцию.