от 25.10.2002 г. № 26
Акт утратил силу 11.12.2013
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с предпринимательской деятельностью».
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 3 февраля 2006 года № 5)
2. По смыслу Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» предпринимательство — инициативная деятельность соответствующих субъектов, осуществляемая в соответствии с законодательством и направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.
4. Диспозиции некоторых статей Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с предпринимательской деятельностью, для привлечения лица к ответственности предусматривают обязательность применения к нему ранее административного взыскания. При этом необходимо строго исходить из срока, предусмотренного статьей 37 КоАО.
Судам следует иметь в виду, что при совершении виновным преступления, связанного с предпринимательской деятельностью, в период испытательного срока, определенного в порядке статьи 72 УК или отбывания наказания, не связанного с лишением свободы, либо после отбытия наказания, но до погашения или снятия в установленном законом порядке судимости за ранее совершенное преступление, связанное с предпринимательской деятельностью, также требуется, чтобы к этому лицу ранее применялось административное взыскание за такое же деяние. Исключение составляют случаи совершения преступления при наличии квалифицирующих признаков, предусмотренных диспозициями соответствующих частей конкретных статей УК.
6. Разъяснить, что при привлечении субъектов предпринимательской деятельности к ответственности по статье 167 УК, необходимо обращать особое внимание на то, что собственники частных фирм и предприятий, дехканских (фермерских) хозяйств не могут быть привлечены к ответственности по данной статье за распоряжение своим имуществом в личных целях.
7. Судам при квалификации деяния по статье 184 УК следует обращать внимание на обязательность наличия умысла у предпринимателя на уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Признаки умышленного сокрытия прибыли (дохода) исчерпывающе установлены в Приложении к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 октября 1997 года № 483 «Об упорядочении взимания налогов и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью» и состоят: в подделке документов (подчистке, незаконном исправлении); использовании фальшивых первичных бухгалтерских документов; списании материальных затрат, неиспользованных в производстве; увеличении расходов на оплату труда путем начисления заработной платы неработающим на предприятии, но числящимся в штате; переносе выручки от реализации на следующий за отчетным период (умышленном занижении объема реализации и дохода); искусственном завышении или неправильном применении нормативов (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и начислении амортизации (износа); уничтожении документов или отказе в их предъявлении; наличии в местах реализации продукции (товаров), не оформленных соответствующим образом бухгалтерскими и другими документами; ведении хозяйственной (предпринимательской) деятельности без государственной регистрации и постановки на учет налоговых органов; не предоставлении физическими лицами, получающими доходы из двух и более источников, декларации о всех доходах при наличии письменного уведомления органов государственной налоговой службы.
Обратить внимание судов, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 184 УК, обязательно наличие в деянии предпринимателя одного из вышеперечисленных признаков.
При оценке указанных в диспозиции статьи 184 УК понятий «значительный размер», «крупный размер» и «особо крупный размер», следует исходить не из размера полученной прибыли (дохода), а из суммы неуплаченного налога или иного обязательного платежа.
По смыслу закона (статья 133 Налогового кодекса) лицо не привлекается к административной и уголовной ответственности, если излишне внесенные суммы по одним видам налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей полностью покрывает умышленно неуплаченные суммы по другим видам.
8. Суды, при рассмотрении уголовных дел и дел об административных правонарушениях должны обращать внимание на соблюдение требований законов «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Положения «О порядке координации проверок деятельности хозяйствующих субъектов со стороны контролирующих органов», в частности на недопустимость вмешательства контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов, законность, периодичность и соблюдение установленных сроков проведения проверок, а также внесения об этом соответствующих записей в книгу регистрации проверок.
9. Под незаконным (без соответствующих акцизных марок и др.) оборотом этилового спирта, алкогольной и табачной продукции (статья 1861 УК) понимается их продажа либо обмен в коммерческих целях на другие материальные ценности, а также залог и передача в счет долга.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 ноября 2007 года № 17)
10. Под субъектами нарушения правил торговли или оказания услуг, предусмотренного статьей 164 Кодекса об административной ответственности и статьей 189 Уголовного кодекса, понимаются только лица, обладающие правом осуществления в установленном порядке торговой деятельности или деятельности по оказанию услуг. Данные правонарушения считаются совершенными при введении в оборот (продаже) товаров непосредственно с нарушением правил торговли, а также правил оказания услуг.
12. Положением «О порядке ввоза и реализации потребительских товаров юридическими и физическими лицами», разработанным в соответствии с указами Президента Республики Узбекистан от 20 июня 2002 года № УП-3076 и от 11 июля 2002 года № УП-3105, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 мая 2002 года № 154, 13 июня 2002 года № 208, 12 июля 2002 года № 248 и № 249, 19 июля 2002 года № 157, 20 августа 2002 года № 295 и зарегистрированным Министерством юстиции 31 августа 2002 года за № 1169, установлен новый порядок ввоза в Республику Узбекистан и оборота товарно-материальных ценностей.
13. Согласно статье 245 Кодекса об административной ответственности, если лицо оспаривает факт правонарушения, любые дела об административных правонарушениях, независимо от их подведомственности, рассматриваются непосредственно судами. В связи с этим судам следует беспрепятственно принимать такие дела к своему производству и разрешать их по существу.
14. В соответствии со статьей 14 Закона «О нормативно-правовых актах» в случаях наличия противоречия между равными по юридической силе нормативными актами применяются правила акта, принятого позднее. В частности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением таможенного законодательства, судам по данному вопросу следует руководствоваться нормами Таможенного кодекса.
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 ноября 2007 года № 17)