Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными совместным постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 октября 2002 года № 21/108)
Комментарий LexUz
Настоящее Совместное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288 «О внесении изменений и дополнений а также признании утратившими силу некоторых совместных постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
Создание условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательства обеспечивается соблюдением и правильным применением законодательства в данной сфере.
Однако, суды не в полной мере реагируют на факты подмены законов ведомственными нормативными актами, противоречащими законам, ограничивающими права и законные интересы предпринимателей, а также на факты необоснованного вмешательства должностных лиц в деятельность предпринимателей, незаконного отказа в регистрации предприятий малого и среднего бизнеса, дехканско-фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, несвоевременного рассмотрения жалоб и заявлений предпринимателей и принятия решений по ним.
См. последующую редакцию.
Изучение конкретных дел свидетельствует о неправильной квалификации хищения чужого имущества, злоупотребления должностным или служебным положением. Отсутствует единая судебная практика по делам о незаконной выдаче кредитов и их несвоевременном возврате, недооценивается роль залога, как способа обеспечения обязательств и эффективной меры пресечения.
По ряду дел при назначении наказания не признается исключительно смягчающим вину обстоятельством возмещение причиненного ущерба.
В целях устранения имеющихся недостатков, обеспечения защиты прав и законных интересов предпринимателей Пленум Верховного суда и Пленум Высшего хозяйственного суда, руководствуясь статьями 17 и 47 Закона «О судах» Республики Узбекистан постановляют:
1. Обратить внимание судов на необходимость точного соблюдения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательства, имея в виду, что его нарушения препятствуют развитию рыночных отношений, законной предпринимательской деятельности, в частности, предприятий малого и среднего бизнеса, дехканско-фермерских хозяйств, индивидуального предпринимательства.
См. последующую редакцию.
2. Разъяснить судам, что при разрешении споров противоречащие законам ведомственные нормативные акты, положения и указания не могут быть применены и положены в основу обвинения.
3. В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан основу экономики страны составляет собственность в ее различных формах. Право собственности является абсолютным правом, которое предполагает запрет на какие-либо действия, ущемляющие это право.
В обществе должна быть создана обстановка уважения права собственности, любые посягательства на него должны влечь неотвратимую ответственность и наказание.
В соответствии со статьей 54 Конституции Республики Узбекистан субъективное право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику этого имущества. Согласно статье 182 Гражданского кодекса основанием приобретения собственности наряду с другими основаниями является также предпринимательская деятельность.
Любое, не основанное на законе вмешательство в осуществление права собственности является его грубым нарушением.
Действия должностных лиц, выразившиеся, например, в противозаконном распоряжении имуществом фермера, другого лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, если они причинили крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам собственника, образуют состав преступления — злоупотребление властью или должностными полномочиями. Вывод о существенности вреда должен быть аргументирован судом по каждому конкретному делу.
При этом у собственника, в отношении имущества которого допущены незаконные действия, возникает право на взыскание материального ущерба, в том числе и упущенной выгоды, а также морального вреда.
Моральный вред компенсируется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае.
4. Обратить внимание, что Закон от 24 декабря 1998 года «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» гарантирует невмешательство контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов, определяет основания, периодичность, сроки проведения проверок.
В соответствии со статьей 9 этого закона основанием для проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов правоохранительными органами является только наличие возбужденного уголовного дела.
Если должностные лица контролирующих органов обнаружат нарушения законодательства деятельности субъектов предпринимательства, они вправе принять только те меры, на которые они уполномочены, и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Должностные лица контролирующих органов не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательства.
В связи с этим суды должны реагировать на нарушения законодательства по данному вопросу. В случае установления фактов незаконного вмешательства в деятельность предпринимателя из-за корыстных или других низменных побуждений, действия виновных должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления. Суд должен также разъяснить участникам процесса право предпринимателя на взыскание с виновного всех убытков, вызванных, например, приостановкой производства, последовавшей в результате незаконного вмешательства в его деятельность.
Суды должны иметь в виду, что согласно статьи 39 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25 мая 2000 года, проверки деятельности субъектов предпринимательства ограничены, т. е. проверки деятельности субъектов предпринимательства могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
5. В статье 18 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» от 25 мая 2000 года установлены конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности. Так, предпринимателям гарантируется судебная защита их прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, общественных объединений, действий (бездействии) их должностных лиц. При рассмотрении таких жалоб суды должны руководствоваться постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 июля 1996 года № 18 «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан».
См. последующую редакцию.
6. Контролирующие органы и их должностные лица, аудиторы (аудиторские организации) за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, ставших известными им в связи с проверкой и ревизией деятельности субъектов предпринимательства, без согласия ее владельца, могут нести ответственность за причиненный вред в соответствии и Гражданским кодексом, а также статьей 191 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
7. Исключительное право субъектов предпринимательской деятельности на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности — интеллектуальная собственность — охраняется законом и защищается государством. Использование интеллектуальной собственности, которая является объектом исключительных прав, может осуществляться другими лицами только с согласия правообладателя. Поэтому любое незаконное использование объектов интеллектуальной собственности является грубым нарушением этого права. В частности, присвоение результатов интеллектуальной деятельности субъектов предпринимательства может квалифицироваться по статье 149 Уголовного кодекса. Если объекты интеллектуальной собственности представляют собой материальные ценности, то деяния виновного расцениваются, как хищение.
8. Обратить внимание, что законодательством Республики Узбекистан установлена судебная защита чести, достоинства и деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности.
См. последующую редакцию.
Субъект предпринимательской деятельности вправе требовать опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию.
Если сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных законодательством. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.
9. При рассмотрении гражданских и хозяйственных споров, а также уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности судам необходимо обращать особое внимание на соблюдение законодательства, регламентирующего право каждого гражданина на занятие предпринимательской деятельностью. Действия должностных лиц, препятствующих осуществлению законной предпринимательской деятельности, должны получать надлежащую правовую оценку. К таким неправомерным действиям могут относиться, в частности, незаконный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или уклонение от их регистрации, отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, необоснованный отказ от предоставления банковского кредита и т. д.
Указанные деяния виновных лиц в зависимости от обстоятельств дела и характера наступивших последствий должны квалифицироваться как злоупотребление должностными полномочиями либо как бездействие власти или халатность, а если установлены корыстные мотивы, и как вымогательство взятки.
10. Субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане или юридические лица, а также лица без гражданства.
Под предпринимательством следует понимать инициативную в соответствии с законодательством деятельность, направленную на получение дохода (прибыли), осуществляемую юридическими и физическими лицами на свой риск и под свою имущественную ответственность путем производства продукции (работ, услуг).
Предприниматель — физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью на постоянной основе, как с образованием, так и без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
В связи с изложенным следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 41 Уголовного кодекса не является преступлением причинение вреда правам и охраняемым интересам при оправданном профессиональном или хозяйственном риске для достижения общественно полезной цели.
11. Хозяйственный договор является основой правовой формы взаимоотношений субъектов предпринимательства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон договорных обязательств виновная сторона возмещает другой стороне причиненные убытки, несет иную ответственность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, Законом от 29 августа 1998 года «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», иными актами законодательства и договором.
При рассмотрении дел, в которых затрагиваются договорно-правовые вопросы, следует руководствоваться требованиями Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», выяснять, использованы ли сторонами хозяйственного договора их права: запрашивать и получать справки и иные документы, необходимые для заключения, исполнения, изменения и расторжения хозяйственных договоров; запрашивать и получать письменные заключения экспертов, консультироваться у специалистов по вопросам, связанным с заключением, исполнением, изменением, и расторжением хозяйственных договоров; запрашивать сведения, касающиеся экономического состояния, репутации и деловых качеств другой стороны; применять предусмотренные Законом, средства и способы защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов; а также проверять: выполнены ли, предусмотренные статьей 7 этого Закона, обязанности по своевременному и надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по заключенным хозяйственным договорам; соблюдены ли хозяйствующим субъектом, права и законные интересы которого нарушены, порядок и сроки предъявления претензий; соблюдены ли порядок и сроки рассмотрения претензий хозяйствующим субъектом, которому предъявлена претензия, подачи в хозяйственный суд искового заявления и заявления на получение судебного приказа, в случае получения отказа (частичного отказа) или неполучения ответа на претензию в установленный срок и т. д.
Сам факт нарушения договорных обязательств, нецелевого использования денежных средств или иного имущества при отсутствии существенного вреда интересам Республики Узбекистан и прямого умысла на совершение этих действий не образует состава преступления. Виновные в этом лица могут привлекаться к гражданской, административной или дисциплинарной ответственности.
12. При выдаче кредитов субъекту предпринимательской деятельности гарантами могут являться учреждения банков и иные кредитные учреждения или страховые организации.
В качестве обеспечения обязательств по кредитным договорам субъект предпринимательской деятельности может использовать свое имущество, в том числе вещи и имущественные права.
При разрешении дел данной категории необходимо проверять, соблюдена ли форма кредитного договора, условия обеспечения обязательств, выяснять, соблюдены ли при предоставлении кредитов коммерческими банками требования о том, что заемщик должен представлять наряду с другими документами бизнес-план с обязательным указанием прогноза денежного потока, справку о наличии заемных средств, полученных у других кредиторов, и свободных средствах, хранящихся на депозитах в других банках.
В зависимости от установленных обстоятельств при наличии к тому оснований необходимо обсуждать вопрос об уголовной ответственности должностных лиц банков и иных кредитных организаций.
13. В соответствии со статьей 744 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, кредитом являются денежные средства, предоставляемые банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику, в размерах и на условиях, предусмотренных договором.
Умышленное уклонение должностного лица от своевременного возвращения кредита при отсутствии признаков хищения следует также квалифицировать как злоупотребление властью или должностными полномочиями, а если эти же действия совершены частными лицами, то они должны квалифицироваться по статье 170 Уголовного кодекса.
Незаконная выдача кредитов, при отсутствии признаков хищения, должна квалифицироваться по статье 205 Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за умышленное уклонение от возвращения кредитов или за незаконную выдачу кредитов, а равно за незаконный отказ в выдаче кредита наступает только при условии причинения крупного ущерба либо существенного вреда правам или охраняемым законом интересам гражданам, либо государственным или общественным интересам.
Судам необходимо учесть, что согласно действующему законодательству к понятию должностного лица также относятся руководители юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Поэтому получение указанным должностным лицом кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о финансово-хозяйственном положении субъекта хозяйственной деятельности, при отсутствии умысла на безвозмездное изъятие и присвоение кредитных средств, в случае причинения подобными действиями существенного вреда государственным или общественным интересам, должно квалифицироваться по статье 209 (должностной подлог) Уголовного кодекса. В случае совершения указанных действий индивидуальным предпринимателем он подлежит уголовной ответственности по статье 228 (изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт и использование) Уголовного кодекса.
14. Лжепредпринимательство посягает не только на основы экономики, но и на саму идею предпринимательской деятельности, так как подрывает веру людей в рынок и его преимущества перед другими способами хозяйствования.
При рассмотрении дел о лжепредпринимательстве следует учитывать, что оно преследует цель незаконного получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды, которое лицо не вправе иметь, не осуществляя деятельности, предусмотренной учредительными документами. Установление такой цели может служить основанием для квалификации действий лица по совокупности статьи 179 и статей, предусматривающих ответственность за покушение на хищение, уклонение от уплаты налогов и т. д.
15. Лжебанкротство проявляется в заведомо не соответствующем действительности объявлении предпринимателем об экономической несостоятельности исполнения обязательств перед кредиторами, причинившим им крупный ущерб. Отсутствие крупного ущерба влечет лишь гражданско — правовую ответственность. Как следует из смысла закона, целью лжебанкротства является извлечение имущественной выгоды за счет кредиторов. В связи с этим, при рассмотрении дел о лжебанкротстве необходимо тщательно, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела и выявлять истинных организаторов таких афер, так как формально возглавлять такие организации могут и лица, не причастные к их созданию, т. е. подставные лица.
16. Дискредитация предпринимателя конкурентом, то есть распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений в печатном или иным способом размноженном тексте, либо в средствах массовой информации с целью нанесения вреда деловой репутации предпринимателя образует состав преступления, предусмотренный статьей 192 Уголовного кодекса лишь тогда, когда заведомо ложная, искаженная или неточная информация рассчитана на определенную аудиторию. Поэтому передача заведомо ложной информации отдельно взятому лицу не может расцениваться как указанное преступление, даже если она передается в печатном виде.
При этом следует иметь в виду, что заведомо ложная, неточная или искаженная информация может быть подготовлена одним лицом, а фактически передана огласке (например, по телевидению и напечатана в газетах) другим лицом, что можно квалифицировать как соучастие в совершении этого преступления, если исполнитель осознавал, что передаваемая им информация является ложной.
17. При рассмотрении дел об уклонении от уплаты налогов или других обязательных платежей необходимо иметь в виду, что само по себе запутывание учета или отчетности, ошибки при подсчете прибыли и т. д. вследствие, например, халатного отношения к выполнению служебных обязанностей не могут квалифицироваться по статье 184 Уголовного кодекса, так как уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей совершается только умышленно. Следственные органы и суды по каждому делу обязаны установить умысел и корыстную цель лица, уклоняющегося от уплаты налогов или других обязательных платежей.
См. последующую редакцию.
Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей выражается в умышленном неотражении в отчетных документах, представляемых налоговым органам, фактических данных или внесении в них заведомо несоответствующей действительности информации о величине налогообложения, скорректированного в сторону ее снижения и (или) уменьшения.
См. последующую редакцию.
Если отчетность малыми и средними предприятиями, микрофирмами необходимо представляться в налоговые органы ежеквартально, уклонение от уплаты ежемесячных налогов или других обязательных платежей, вследствие, например, халатности с последующей их уплатой, с учетом финансовых санкций до наступления отчетного периода, также не могут квалифицироваться по статье 184 Уголовного кодекса.
18. Суды должны иметь в виду, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» от 20.08.1999 года статья 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан дополнена указанием на то, что в случае полной уплаты налогов и других обязательных платежей на умышленно сокрытую, заниженную прибыль (доходы) не применяется наказание в виде лишения свободы.
19. Учитывая специфику дел, связанных с предпринимательской деятельностью, рекомендовать судам в целях наиболее полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела в необходимых случаях привлекать к участию в судебном разбирательстве специалистов, обладающих соответствующими познаниями в области законодательства о предпринимательской деятельности.
20. При рассмотрении гражданских и хозяйственных споров, а также уголовных дел о преступлениях в сфере предпринимательства судам необходимо выяснять все причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений и должным образом на них реагировать.
21. Верховному суду Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентскому городскому судам, хозяйственным судам и Военному суду обеспечить правильное и единообразное применение законодательства по делам указанной категории, систематически анализировать судебную практику, принимать меры к устранению имеющихся в ней недостатков.
См. последующую редакцию.