от 28.04.2000 г. № 2/84
Совместное постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, от 28.04.2000 г. № 2/84
Кучга кириш санаси
28.04.2000
Акт утратил силу 13.11.2015
Акт на состоянии 13.11.2015
Перейти на действующую версию
 Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными совместным постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 октября 2002 года № 21/108)
 Комментарий LexUz
Настоящее Совместное постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 13 ноября 2015 года № 17/288 «О внесении изменений и дополнений а также признании утратившими силу некоторых совместных постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан».
(абзац второй вступительной части в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
3. В соответствии со статьей 53 Конституции Республики Узбекистан основу экономики страны составляет собственность в ее различных формах. Право собственности является абсолютным правом, которое предполагает запрет на какие-либо действия, ущемляющие это право.
В соответствии со статьей 54 Конституции Республики Узбекистан субъективное право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику этого имущества. Согласно статье 182 Гражданского кодекса основанием приобретения собственности наряду с другими основаниями является также предпринимательская деятельность.
4. Обратить внимание, что Закон от 24 декабря 1998 года «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» гарантирует невмешательство контролирующих органов в деятельность хозяйствующих субъектов, определяет основания, периодичность, сроки проведения проверок.
В соответствии со статьей 9 этого закона основанием для проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов правоохранительными органами является только наличие возбужденного уголовного дела.
В связи с этим суды должны реагировать на нарушения законодательства по данному вопросу. В случае установления фактов незаконного вмешательства в деятельность предпринимателя из-за корыстных или других низменных побуждений, действия виновных должны квалифицироваться по соответствующим статьям Уголовного кодекса, предусматривающим ответственность за преступления против порядка управления. Суд должен также разъяснить участникам процесса право предпринимателя на взыскание с виновного всех убытков, вызванных, например, приостановкой производства, последовавшей в результате незаконного вмешательства в его деятельность.
Судам следует иметь в виду, что статьей 39 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» проверка деятельности субъектов предпринимательства ограничена, то есть в соответствии с требованиями данного Закона, проверка деятельности субъекта предпринимательства может быть осуществлена контролирующими органами в плановом порядке на основании решения специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов не чаще одного раза в год, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных частями второй — шестой указанной статьи.
(абзац пятый пункта 4 заменен абзацами постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
5. В статье 18 Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» установлены конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности. Так, предпринимателям гарантируется судебная защита их прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, общественных объединений, действий (бездействии) их должностных лиц. При рассмотрении таких жалоб суды должны руководствоваться постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 июля 1996 года № 18 «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан».
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
(абзац третий пункта 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
(пункт 10 дополнен абзацем четвертым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
В связи с изложенным следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 41 Уголовного кодекса не является преступлением причинение вреда правам и охраняемым интересам при оправданном профессиональном или хозяйственном риске для достижения общественно полезной цели.
При рассмотрении дел, в которых затрагиваются договорно-правовые вопросы, следует руководствоваться требованиями Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», выяснять, использованы ли сторонами хозяйственного договора их права: запрашивать и получать справки и иные документы, необходимые для заключения, исполнения, изменения и расторжения хозяйственных договоров; запрашивать и получать письменные заключения экспертов, консультироваться у специалистов по вопросам, связанным с заключением, исполнением, изменением, и расторжением хозяйственных договоров; запрашивать сведения, касающиеся экономического состояния, репутации и деловых качеств другой стороны; применять предусмотренные Законом, средства и способы защиты прав и законных интересов хозяйствующих субъектов; а также проверять: выполнены ли, предусмотренные статьей 7 этого Закона, обязанности по своевременному и надлежащему исполнению взятых на себя обязательств по заключенным хозяйственным договорам; соблюдены ли хозяйствующим субъектом, права и законные интересы которого нарушены, порядок и сроки предъявления претензий; соблюдены ли порядок и сроки рассмотрения претензий хозяйствующим субъектом, которому предъявлена претензия, подачи в хозяйственный суд искового заявления и заявления на получение судебного приказа, в случае получения отказа (частичного отказа) или неполучения ответа на претензию в установленный срок и т. д.
13. В соответствии со статьей 744 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, кредитом являются денежные средства, предоставляемые банком или иной кредитной организацией (кредитором) по кредитному договору заемщику, в размерах и на условиях, предусмотренных договором.
Незаконная выдача кредитов, при отсутствии признаков хищения, должна квалифицироваться по статье 205 Уголовного кодекса. Уголовная ответственность за умышленное уклонение от возвращения кредитов или за незаконную выдачу кредитов, а равно за незаконный отказ в выдаче кредита наступает только при условии причинения крупного ущерба либо существенного вреда правам или охраняемым законом интересам гражданам, либо государственным или общественным интересам.
Судам необходимо учесть, что согласно действующему законодательству к понятию должностного лица также относятся руководители юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Поэтому получение указанным должностным лицом кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о финансово-хозяйственном положении субъекта хозяйственной деятельности, при отсутствии умысла на безвозмездное изъятие и присвоение кредитных средств, в случае причинения подобными действиями существенного вреда государственным или общественным интересам, должно квалифицироваться по статье 209 (должностной подлог) Уголовного кодекса. В случае совершения указанных действий индивидуальным предпринимателем он подлежит уголовной ответственности по статье 228 (изготовление, подделка документов, штампов, печатей, бланков, их сбыт и использование) Уголовного кодекса.
16. Дискредитация предпринимателя конкурентом, то есть распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений в печатном или иным способом размноженном тексте, либо в средствах массовой информации с целью нанесения вреда деловой репутации предпринимателя образует состав преступления, предусмотренный статьей 192 Уголовного кодекса лишь тогда, когда заведомо ложная, искаженная или неточная информация рассчитана на определенную аудиторию. Поэтому передача заведомо ложной информации отдельно взятому лицу не может расцениваться как указанное преступление, даже если она передается в печатном виде.
17. При рассмотрении дел об уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей необходимо иметь в виду, что само по себе запутывание учета или отчетности, ошибки при подсчете прибыли и т. д. вследствие, например, халатного отношения к выполнению служебных обязанностей не могут квалифицироваться по статье 184 Уголовного кодекса, так как уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей совершается только умышленно. Следственные органы и суды по каждому делу обязаны установить умысел и корыстную цель лица, уклоняющегося от уплаты налогов и других обязательных платежей.
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
(абзац второй пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
18. Суды должны иметь в виду, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты» от 20.08.1999 года статья 184 Уголовного кодекса Республики Узбекистан дополнена указанием на то, что в случае полной уплаты налогов и других обязательных платежей на умышленно сокрытую, заниженную прибыль (доходы) не применяется наказание в виде лишения свободы.
(пункт 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)