Комментарий LexUz
Статья 11 Конституции Республики Узбекистан установила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Основной Закон государства провозгласил, что судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.
Только независимая судебная власть служит гарантом того, что любой гражданин может защищать свои нарушенные права в компетентном и объективном суде при гласном рассмотрении дела.
Требования о независимом суде является правом каждого человека. Это право закреплено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека и в других актах международного права, к которым присоединилась Республика Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Ознакомление с работой судов показало, что законодательство о судебной власти, в основном, соблюдается, однако в их деятельности возникли некоторые вопросы, требующие разъяснений.
(абзац пятый преамбулы в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляют:
1. Судебная власть — это полномочия суда по рассмотрению уголовных, гражданских, экономических, административных дел и дел об административных правонарушениях на основе безусловного соблюдения принципа верховенства Конституции и законов Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Согласно статье 138 Конституции Республики Узбекистан акты судебной власти обязательны для всех государственных органов и других организаций, должностных лиц и граждан.
(абзац второй пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
Невыполнение или ненадлежащее выполнение актов судебной власти влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
2. Исходя из смысла части второй статьи 55 Конституции Республики Узбекистан суды правомочны разрешать любой вопрос, имеющий характер правового спора, в том числе жалобы на незаконные решения, действия и бездействия государственных органов, других организаций и их должностных лиц.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 16 Конституции ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить ее нормам и принципам.
3. В соответствии с законом не допускается какое-либо ограничение судебного разбирательства, оказание прямого или косвенного воздействия, угроза или вмешательство в судебную деятельность с любой стороны, должностного лица или гражданина по любому поводу.
См. предыдущую редакцию.
Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О судах» судьям дан высокий статус. Судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законом;
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
Комментарий LexUz
Ни один институт государственной власти не вправе возложить на суд обязанности, не связанные с отправлением правосудия.
4. Никто не вправе требовать от судьи объяснений по поводу принятия им того или иного решения по делу.
При этом следует иметь в виду, что сам факт отмены или изменения судебного решения не является основанием для требования от судей объяснений.
5. Письменные или устные обращения должностных лиц в суд, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, не подлежат рассмотрению.
Законом не предусмотрено установление контроля со стороны государственных органов, общественных объединений и других учреждений за рассмотрением судом жалоб и заявлений. Круг лиц, правомочных подавать жалобы на судебные решения, и порядок их рассмотрения строго определен процессуальным законодательством.
См. предыдущую редакцию.
6. Средства массовой информации в своих сообщениях о рассматриваемых делах не вправе высказывать мнение о том, каким должно быть судебное решение или другими средствами оказывать воздействие на суд в пользу какого-либо участвующего в деле лица. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Узбекистан и статьей 16 Закона «О судах» каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
7. Принцип независимости дает судам право и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.
В соответствии с принципом состязательности производства в суде, закрепленным в процессуальном законодательстве, прокурор является стороной в судебном процессе и пользуется равными правами с другими сторонами процесса.
8. Обратить внимание судов, что важнейшей гарантией независимости судей, их беспристрастности и объективности является тайна совещания судей и запрещения требовать ее разглашения.
Обсуждение дел судьей с представителями сторон, равно другими лицами вызывает сомнение в беспристрастности судьи и поэтому является недопустимым. Судья участвует в обсуждении дела только в совещательной комнате. Судья также не вправе давать советы и высказывать мнение кому бы то ни было по поводу разрешения конкретного дела, поскольку в дальнейшем это дело может оказаться в его юрисдикции.
См. предыдущую редакцию.
9. Разъяснить, что, суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, межрайонные, районные (городские), военные суды подчинены вышестоящим судам только процессуально.
Судьи судов всех уровней подчинены председателям и заместителям председателя соответствующих судов только по вопросам организации работы.
(абзацы первый и второй пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Указанные должностные лица не имеют права давать рекомендации судьям по судебным делам, наказывать судей в дисциплинарном порядке.
См. предыдущую редакцию.
Судьи в соответствии с законом вправе обжаловать решения квалификационных коллегий в Высшую квалификационную коллегию судей, решение Высшей квалификационной коллегии судей — в Высший судейский совет Республики Узбекистан. До вступления в законную силу решения квалификационной коллегии, нельзя считать судью наказанным в дисциплинарном порядке;
(абзац пятый пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только в том случае, если им было допущено преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. Оценку этим обстоятельствам может дать только квалификационная коллегия судей.
См. предыдущую редакцию.
10. В соответствии со статьей 91 Закона Республики Узбекистан «О судах» материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
11. Закон запрещает судьям быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти, состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи. Вместе с тем, судьи могут объединяться в ассоциации.
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
12. Важной гарантией независимости суда является неприкосновенность судей, которая в соответствии с законом распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.
См. предыдущую редакцию.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан и без согласия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
Судья не может быть привлечен к административной ответственности без получения заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
(пункт 12 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
См. предыдущую редакцию.
13. При рассмотрении дел и материалов судей должны неукоснительно соблюдать принцип статьи 65 Конституции Республики Узбекистан о том, что государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Следует иметь в виду, что частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Поэтому при рассмотрении дел суды должны выяснять, насколько государственные органы и должностные лица соблюдают права собственника, должным образом реагировать на факты необоснованных проверок, ревизий и т. д. и принимать меры к тому, чтобы причиненный в результате таких незаконных действий ущерб собственнику возмещался государственным органом или виновными должностными лицами.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 33)
14. Судебная власть должна базироваться на общечеловеческих принципах, согласно которым высший ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.
Исходя из этого, суды обязаны по каждому делу обеспечить соблюдение законности и прав граждан и реагировать на каждый факт их нарушения. Неукоснительно должны соблюдаться все судебные процедуры, включая право каждого на защиту. Надлежащую оценку должен получать каждый случай необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, незаконного ареста и содержания под стражей, применения или угрозы применения физического или психического насилия.
Разъяснить, чтобы любые доказательства, полученные с применением противозаконных методов, не имеют юридической силы.
См. предыдущую редакцию.
В тоже время суды должны строго соблюдать принцип неотвратимости ответственности, применять всю силу закона в отношении опасных преступников.
(абзац четвертый пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
15. Осуществление судебной власти и полномочий судьи невозможно без соблюдения судьей высоких этических норм, формирующих его ответственность за порученное дело, авторитет и уважение к суду.
Судья обязан поддерживать честь и независимость судебной власти, быть честным и беспристрастным, строго соблюдать закон и уважать права граждан, избегать любых предосудительных поступков или поступков, которые могут показаться таковыми, избегать использование авторитета своей судейской должности в личных интересах или интересах других лиц, поддерживать свою профессиональную компетентность в области права, проявлять терпение, собственное достоинство к сторонам в судебном процессе, придерживаться высоких моральных устоев в личной жизни.