Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
Развитию в стране цивилизованных рыночных отношений серьезно препятствуют злоупотребления, нарушения антимонопольного законодательства, факты поборов и вымогательства, а также другие противоправные действия, допускаемые в сфере торговли, что наносит серьезный ущерб экономике страны, интересам и правам граждан.
Нет единства в понимании отдельных норм уголовного и административного права об ответственности за нарушения правил торговли, антимонопольного законодательства. В следственной практике, в деятельности налоговых органов распространены факты неправильного применения указанных законов.
В судебной практике допускаются случаи назначения необоснованно мягких наказаний рэкетирам и другим лицам, препятствующим свободному доступу товаров на рынок, представителям администрации рынков, занимающимся поборами, хищениями и другими злоупотреблениями, неправильной квалификации преступлений. Зачастую не выявляются причины и условия, способствующие нарушениям правил торговли, судебные процессы по этой категории дел не придаются широкой огласке.
В целях укрепления законности, правильного и единообразного применения законодательства, обеспечения защиты прав и интересов граждан Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов, следственных и налоговых органов на необходимость строжайшего соблюдения принципа неотвратимости ответственности и наказания за правонарушения в сфере торговли, имея в виду их повышенную общественную опасность для общества.
См. последующую редакцию.
Обеспечить применение строгих наказаний к вымогателям, должностным лицам администрации рынков, занимающимся хищениями, поборами с граждан, злоупотребляющим своим служебным положением, перекупщикам, нарушающим правила торговли, искусственно поддерживающим чрезмерно высокие цены, вытесняющих с рынков производителей продукции.
См. последующую редакцию.
2. Разъяснить судам, что действия лица, направленные на затруднение свободного доступа товаров на рынок, изъятие товаров из обращения в целях создания их дефицита и другие противоправные действия, препятствующие свободной рыночной конкуренции, следует расценивать как нарушение Закона Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года «Об ограничении монополистической деятельности» и квалифицировать по статье 178 Кодекса об административной ответственности.
См. последующую редакцию.
К ответственности по указанной статье должны привлекаться и лица, не представляющие информацию органу, уполномоченному осуществлять антимонопольную деятельность, а также представляющие заведомо недостоверные сведения, уклоняющиеся от исполнения или несвоевременно исполняющие требования такого органа о прекращении нарушений, восстановлении первоначального положения, расторжении или изменении договоров или других законных предписаний.
К уголовной ответственности по статье 183 Уголовного кодекса должны привлекаться лица, которые после привлечения к административной ответственности повторно в течение года нарушили антимонопольное законодательство.
См. последующую редакцию.
3. Любое воспрепятствование свободному доступу товаров на рынок, вытеснение с него производителей, требования об искусственном поддержании чрезмерно высоких цен и другие действия, сопряженные с насилием или с угрозой насилия, повреждения или уничтожения имущества в отношении собственника товара, администрации рынков или других лиц, преследующих цель получения какой-либо имущественной выгоды, следует квалифицировать как вымогательство (рэкет) по статье 165 Уголовного кодекса. Вымогательство может выражаться в требовании о предоставлении имущественной выгоды, либо совершения действий имущественного характера в интересах вымогателя (переуступка товара по заниженной цене либо безвозмездное, насильственное изъятие товара и т. п.). Для привлечения к уголовной ответственности за вымогательство не требуется, чтобы виновное лицо реализовало угрозу насилия, а достаточно самого требования.
4. Осуществление торговой или посреднической деятельности с уклонением от регистрации, скупкой и перепродажей товаров с целью получения неконтролируемой прибыли влечет административную ответственность по части 2 статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное в значительном размере, влечет административную ответственность по части 3 статьи 176. Те же действия, совершенные в значительном размере после применения административного взыскания, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 188 Уголовного кодекса.
См. последующую редакцию.
По указанной статье Уголовного кодекса должны квалифицироваться и действия лиц, оказывающих содействие в приобретении или реализации товаров или иных предметов для юридических лиц и граждан, заключении сделок между сторонами, и иные посреднические действия, осуществляемые с уклонением от регистрации.
При этом следует иметь в виду, что повышенная уголовная ответственность за указанные действия предусмотрена частями 2 и 3 статьи 188 Уголовного кодекса, если они совершены опасным рецидивистом, группой или в ее интересах либо с целью получения неконтролируемой прибыли в крупном или особо крупном размере. В этих случаях закон не предусматривает предварительного привлечения к административной ответственности.
См. последующую редакцию.
5. Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами торговой деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статье 190 Уголовного кодекса, если ранее в течение года виновный привлекался к административной ответственности за такие же действия по статье 176 Кодекса об административной ответственности.
Если при этом будет установлено, что виновный осуществлял торговую деятельность не только без лицензии, но и уклонялся от регистрации, его действия следует квалифицировать по совокупности статей 188 и 190 Уголовного кодекса.
См. последующую редакцию.
6. Под нарушением правил торговли или оказания услуг, ответственность за которые предусмотрена статей 189 Уголовного кодекса и статьями 164 и 168 Кодекса об административной ответственности, следует понимать нарушения законодательства Республики Узбекистан, регулирующего правоотношения в сфере торговли и услуг.
7. Под уклонением от уплаты налогов или других платежей, ответственность за которые предусмотрена статьей 174 Кодекса об административной ответственности, следует понимать сокрытие, занижение прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, а равно иное уклонение от уплаты установленных государством налогов, сборов, пошлин или других платежей. Те же действия, совершенные в значительном размере, влекут административную ответственность по части 2 статьи 174 Кодекса об административной ответственности.
Те же действия, совершенные в значительном размере после применения административного взыскания, влекут уголовную ответственность по части 1 статьи 184 Уголовного кодекса.
Перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей предусмотрен законодательством Республики Узбекистан.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством не облагаются налогами доходы от продажи продукции личного подсобного хозяйства граждан. Наличие у гражданина личного подсобного хозяйства подтверждается справкой местного органа власти.
См. последующую редакцию.
8. Должностные лица администрации рынков, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли и за вознаграждение препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности за взяточничество по статье 210 Уголовного кодекса.
Если указанные действия не были связаны с получением вознаграждения, однако причинили крупный ущерб либо существенный вред правам и интересам граждан, либо государственным или общественным интересам, их следует квалифицировать в зависимости от обстоятельств дела, как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса или как превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса.
Работники администрации рынков, не являющиеся должностными лицами, требующие от хозяйствующего субъекта передачи денежных средств свыше размера, установленного разовым или иными сборами, должны привлекаться к ответственности за вымогательство вознаграждения по статье 214 Уголовного кодекса.
9. Разъяснить, что нарушение хозяйствующим субъектом правил метрологии, сертификации, прав владельца товарного знака, влечет административную ответственность соответственно по статьям 213, 214 и 177 Кодекса об административной ответственности.
10. При рассмотрении административных дел о правонарушениях в сфере торговли суды обязаны требовать от налоговых органов и органов внутренних дел представления данных о том, привлекался ли виновный ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
11. В соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» любой гражданин вправе обжаловать действия налоговых органов или любого другого должностного лица в суд.
См. последующую редакцию.
Если при этом гражданин требует возмещения имущественного или иного вреда, то суд обязан рассмотреть эти требования в обще исковом порядке.
12. Судам надлежит обеспечить правильное и оперативное рассмотрение дел о преступлениях и других правонарушениях в сфере торговли, принимать меры для освещения наиболее актуальных дел в средствах массовой информации.
13. Обратить внимание судов, что при рассмотрении данной категории уголовных и административных дел необходимо повысить требовательность к следственным и налоговым органам за неукоснительное соблюдение норм процессуального законодательства о всестороннем и объективном расследовании преступления, выявлении и привлечении к ответственности всех причастных к нему лиц, полноте материалов об административной ответственности, остро реагировать на факты необоснованного привлечения граждан к административной или уголовной ответственности, незаконного изъятия принадлежащего им имущества. По каждому факту нарушения законности, непривлечения к ответственности всех лиц, участвовавших в преступлении, ставить вопрос об ответственности должностных лиц, тщательно изучать причины и условия, способствующие правонарушениям в сфере торговли, принимать меры к их устранению путем внесения частных определений.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Председателям Верховного суда Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областных и Ташкентского городского судов по уголовным делам, а также Военного суда Республики Узбекистан обеспечить правильное и единообразное применение законодательства по делам данной категории, систематически анализировать судебную практику, принимать меры к устранению имеющихся в ней недостатков.
См. последующую редакцию.