Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В СФЕРЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В целях обеспечения исполнения пунктов 1.5 и 3.1 Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2008 года № УП-4058, а также реализации мер по финансовой и кредитной поддержке предприятий, стимулированию роста инвестиционной активности и модернизации предприятий реального сектора экономики, содействию повышению занятости населения и созданию новых рабочих мест Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить:
состав подгруппы Рабочей группы по мониторингу и контролю за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала, созданной Указом Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2008 года № УП-4058, по вопросам обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики (далее — подгруппа) согласно приложению № 1;
Временное положение о порядке рассмотрения вопросов обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики согласно приложению № 2.
2. Определить основными задачами подгруппы:
координацию деятельности Министерства экономики, Министерства финансов Республики Узбекистан по вопросам обеспечения кредитной поддержки предприятий реального сектора экономики за счет целевых средств, выделенных на увеличение капитализации банков в соответствии с принятыми в 2008 году актами Президента Республики Узбекистан из бюджетных средств, средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и других акционеров (далее — целевые средства);
оказание содействия в достижении предприятиями прогнозных параметров нового строительства, модернизации, технического и технологического перевооружения производства, реализации товаров (работ, услуг) за счет кредитов, выданных из целевых средств.
3. Подгруппе (Саидова) ежемесячно вносить информацию о проделанной работе на рассмотрение Рабочей группы по мониторингу и контролю за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЯЕВ
г. Ташкент,
31 декабря 2008 г.,
№ 288
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2008 г. № 288
СОСТАВ
подгруппы Рабочей группы по мониторингу и контролю за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала по вопросам обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики
См. предыдущую редакцию.
Саидова Г.К.первый заместитель министра экономики, руководитель подгруппы
Рофиев К.Т.первый заместитель председателя Центрального банка, заместитель руководителя подгруппы
Абдухакимов А.А.председатель Госкомконкуренции
Нажимов Н.Э.первый заместитель министра ВЭСИТ
Файзуллаев Ш.Н.заместитель министра экономики
Мирзаев М.М.заместитель министра финансов
Шукуров Ж.М.начальник главного управления Министерства экономики
Исмаилов Ш.Я.и. о. начальника главного управления Министерства экономики
(приложение № 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 сентября 2013 года № 244 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 485)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Кабинета Министров от 31 декабря 2008 г. № 288
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке рассмотрения вопросов обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики
I. Общие положения
1. Настоящее Временное положение определяет порядок рассмотрения вопросов обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики за счет средств, выделенных на увеличение капитализации банков в соответствии с принятыми в 2008 году актами Президента Республики Узбекистан из бюджетных средств, средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан и других акционеров (далее – целевые средства).
2. Для целей настоящего Временного положения используются следующие основные понятия:
Рабочая группаРабочая группа по мониторингу и контролю за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала, созданная Указом Президента Республики Узбекистан от 28 ноября 2008 года № УП-4058;
ПодгруппаподгруппаРабочей группы по мониторингу и контролю за ходом реализации Программы мер по поддержке предприятий базовых отраслей реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала по вопросам обеспечения кредитной поддержки предприятий и инвестиционной активности в сфере реального сектора экономики;
рабочий орган — Министерство экономики Республики Узбекистан;
предприятие — предприятие, зарегистрированное в качестве юридического лица на территории Республики Узбекистан, экспортирующее товары (работы, услуги) собственного производства, а также осуществляющее новое строительство, модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства и испытывающее временные финансовые трудности;
См. предыдущую редакцию.
банки — Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Микрокредитбанк», Народный банк Республики Узбекистан, АК «Узпромстройбанк», АКБ «Агробанк», АКБ «Кишлок курилиш банк» и ГАКБ «Асака», а также их отделения и филиалы, обслуживающие предприятия.
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 мая 2009 года № 142 — СЗ РУ, 2009 г., № 21, ст. 252)
II. Основные функции Подгруппы
3. Для выполнения возложенных задач Подгруппа осуществляет следующие функции:
рассмотрение документации предприятий по использованию целевых средств и других вопросов по предоставлению предприятиям кредитов банков за счет целевых средств;
осуществление контроля за рассмотрением соответствующими министерствами, ведомствами кредитной документации предприятий в установленные сроки;
подготовка предложений по осуществлению мер по устранению факторов, препятствующих расширению инвестиционной активности банков и получению предприятиями кредитов.
III. Порядок предоставления кредитов за счет целевых средств
4. Кредиты за счет целевых средств выдаются банками предприятиям на следующие цели:
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 4 иключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, в первую очередь, при реализации утвержденных отраслевых программ, повышение уровня локализации предприятий машиностроения, нефтегазовой, химической, электроэнергетической, электротехнической и других ведущих отраслей промышленности, агропромышленного комплекса и на этой основе освоение и расширение производства новой, конкурентоспособной, востребованной на внешнем и внутреннем рынках продукции, повышение экспортного потенциала предприятий, устойчивое насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными товарами;
реализация социально значимых государственных программ и проектов по формированию и развитию производственной, социальной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
См. предыдущую редакцию.
приобретение субъектами предпринимательства современного оборудования и мини-технологий с целью производства и реализации готовой продукции, насыщения внутреннего рынка товарами отечественного производства, создания за счет этого дополнительных рабочих мест и повышения доходов населения.
(абзац пятый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
5. Целевые средства, выделенные для АКБ «Микрокредитбанк», направляются для кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в установленном порядке.
6. Целевые средства аккумулируются на специальных счетах банков в Центральном банке Республики Узбекистан.
7. Расходование средств со специальных счетов банков в Центральном банке Республики Узбекистан осуществляется для выдачи кредитов на цели, указанные в пункте 4 настоящего Временного положения, только при наличии положительных решений Рабочей группы и кредитного комитета (или Совета) банка, оформленных соответствующими протоколами.
8. Размер процентной ставки за использование кредита за счет целевых средств не может превышать действующую ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Выделение кредитов за счет целевых средств осуществляется, как правило, на льготных условиях, со сроком выдачи кредита на инвестиционные цели — не менее 3 лет, с льготным периодом не менее 1 года.
(абзацы второй—пятый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
Выделение льготных кредитов на цели, указанные в пункте 4 настоящего Временного положения, осуществляется на условиях, предусмотренных законодательством.
9. Для получения кредитов на цели, указанные в пункте 4 настоящего Временного положения, предприятие обращается в:
См. предыдущую редакцию.
банки — по кредитам на инвестиционные цели стоимостью до 500 тыс. долл. США в эквиваленте;
(абзац второй пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
Подгруппу — если сумма запрашиваемого кредита на инвестиционные цели превышает 500 тыс.долл.США в эквиваленте.
10. Ежемесячно до 10 числа банки вносят в Подгруппу прогнозные параметры использования целевых средств в разбивке по предприятиям и направлениям их использования.
Подгруппа в трехдневный срок рассматривает предложения банков о направлении использования целевых средств и вносит их на утверждение Рабочей группы.
Не допускается использование банками целевых средств на кредитование предприятий, не вошедших в перечень, утвержденный Рабочей группой.
IV. Порядок рассмотрения заявок на использование целевых средств банками
11. Для получения кредита за счет целевых средств предприятие предоставляет в банки следующую документацию:
заявление на получение кредита за счет целевых средств с указанием обслуживающего предприятие банка;
бизнес-план с указанием цели получения и направлений использования, а также предполагаемой суммы, срока и процентной ставки кредита, прогнозного потока денежных средств на банковский счет предприятия, структуры портфеля заказов на производимые товары (работы, услуги) и рынка их сбыта, а также другой относящейся к освоению кредита информации;
ПТЭО (ТЭО) или ПТЭР (ТЭР) инвестиционного проекта по осуществлению нового строительства, модернизации, технического и технологического перевооружения производства, утвержденные в установленном порядке, а также информацию о ходе реализации данного инвестиционного проекта (только по инвестиционным проектам);
документация о финансовом положении предприятия за последние 3 года, включая заверенные органами государственной налоговой службы бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о финансовых результатах (форма № 2), справку о дебиторской и кредиторской задолженности (форма № 2а);
информация о предполагаемом обеспечении по кредиту (залог имущества, гарантия, поручительство, страховой полис и др.);
финансовый план по снижению себестоимости продукции (работ, услуг), материалоемкости и энергоемкости производства, повышению рентабельности и прибыльности производства, совершенствованию управления финансовыми потоками и сокращению излишних штатных единиц, утвержденный органами управления предприятия и одобренный Министерством экономики Республики Узбекистан, а также информация о ходе реализации данного финансового плана, за исключением вновь создаваемых предприятий и/или производств.
12. Банки при рассмотрении целесообразности выдачи кредита за счет целевых средств вправе запрашивать у предприятия дополнительную информацию, непредусмотренную пунктом 11 настоящего Временного положения.
13. Регистрация банками официального письменного заявления предприятия осуществляется в однодневный срок с момента обращения.
14. Банк рассматривает документацию по кредиту за счет целевых средств в соответствии с законодательством и внутренней кредитной политикой банка.
15. Банки рассматривают документацию по кредиту за счет целевых средств, особо обратив внимание на следующие критерии:
значимость реализации проекта для целей социально-экономического развития республики, перспективы дальнейшего развития предприятия и отрасли с учетом динамики развития региональной и мировой экономики, конъюнктуры внутренних и внешних рынков;
обоснованность экономических расчетов бизнес-плана (ТЭО, ТЭР) проекта, перспективы освоения и расширения на предприятии производства конкурентоспособной, востребованной на внешнем и внутреннем рынках продукции;
анализ выполнения финансового плана по снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности и прибыльности производства, финансового состояния предприятия, наличия задолженности перед бюджетом, по кредитам банков, коммунальным услугам, заработной плате, а также дебиторско-кредиторской задолженности и т.д.
16. Срок выдачи заключений банком о целесообразности (нецелесообразности) выдачи кредита за счет целевых средств не должен превышать 10 дней со дня регистрации официального письменного заявления предприятия.
17. В случае выдачи заключения о нецелесообразности выдачи кредита за счет целевых средств банк должен письменно уведомить заявителя об отказе в выдаче кредита с указанием мотивированных причин отказа.
18. При положительном заключении о целесообразности выдачи кредита за счет целевых средств банк направляет в Центральный банк Республики Узбекистан протокол кредитного комитета (или Совета) банка для зачисления средств на корреспондентский счет банка.
19. При поступлении средств на корреспондентский счет банк заключает кредитный договор с предприятием.
V. Порядок рассмотрении заявок на использование целевых средств Подгруппой
См. предыдущую редакцию.
20. Для получения кредита за счет целевых средств предприятие представляет в Рабочий орган документы, предусмотренные пунктом 11 настоящего Временного положения.
(пункт 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
21. По проектам, соответствующим требованиям, предусмотренным пунктом 1 Положения о порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения документации инвестиционных проектов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 7 июня 2007 г. № 110, предприятием также представляется в Рабочий орган утвержденное в соответствии с вышеуказанным Положением ТЭО (ТЭР) проекта.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 22 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 июня 2009 года № 156 — СЗ РУ, 2009 г., № 24, ст. 271)
23. Регистрация Рабочим органом официального письменного заявления предприятия осуществляется в однодневный срок с момента обращения.
24. Рабочий орган в однодневный срок направляет на рассмотрение членам Подгруппы и банку заявление предприятия на получение кредита за счет целевых средств с прилагаемыми документами.
25. Члены Подгруппы вправе при рассмотрении целесообразности выдачи кредита за счет целевых средств запрашивать у предприятия дополнительные документы, непредусмотренные пунктом 11 настоящего Временного положения.
26. Члены Подгруппы рассматривают направленную документацию по кредиту за счет целевых средств, особо обратив внимание на следующие критерии:
значимость реализации проекта для целей социально-экономического развития республики, перспективы дальнейшего развития предприятия и отрасли, с учетом динамики развития национальной и мировой экономики, конъюнктуры внутренних и внешних рынков;
анализ выполнения финансового плана по снижению себестоимости продукции не менее чем на 20 процентов, повышению рентабельности и прибыльности производства, финансового состояния предприятия, наличия задолженности перед бюджетом, коммунальным услугам, заработной плате, а также дебиторско-кредиторской задолженности и т.д.;
оценка общей экономической целесообразности реализации проекта с точки зрения обеспечения устойчивого, сбалансированного развития экономики, оптимального размещения производительных сил, использования действующих мощностей, а также конъюнктуры рынка сырья и производимой продукции.
27. Срок направления членами Подгруппы заключений о соответствии (несоответствии) проекта целям выдачи кредита за счет целевых средств в рабочий орган не должен превышать 7 дней со дня регистрации официального письменного заявления предприятия.
28. Рабочий орган в течение 3 дней со дня получения заключений организует проведение заседания Подгруппы для принятия решения о соответствии (несоответствии) проекта целям выдачи кредита за счет целевых средств.
29. Решение Подгруппы оформляется соответствующим протоколом и в однодневный срок вносится в Рабочую группу для принятия окончательного решения.
30. Рабочая группа в трехдневный срок рассматривает решение Подгруппы.
Решение Рабочей группы оформляется соответствующим протоколом и направляется банку и предприятию в однодневный срок со дня принятия решения.
31. При получении решения Рабочей группы о соответствии проекта критериям использования целевых средств документация по кредиту вносится на рассмотрение кредитного комитета (или Совета) банка для принятия соответствующего решения.
32. Банк вправе запросить от предприятия дополнительную информацию, необходимую для принятия решения кредитного комитета в соответствии с законодательством и внутренней кредитной политикой банка.
33. Кредитный комитет (или Совет) банка в течение 2 дней со дня внесения документации по кредиту на его рассмотрение принимает решение о выдаче кредита за счет целевых средств.
34. В случае принятия кредитным комитетом (или Советом) банка решения об отказе в предоставлении кредита за счет целевых средств банк письменно информирует Подгруппу и предприятие с указанием мотивированных причин отказа в срок не позднее 2 дней со дня принятия соответствующего решения кредитным комитетом (или Советом) банка.
35. При положительном решении вопроса выдаче кредита за счет целевых средств банк в однодневный срок направляет в Центральный банк Республики Узбекистан решение Рабочей группы и протокол кредитного комитета (или Совета) банка для зачисления средств на корреспондентский счет банка.
36. При поступлении средств на корреспондентский счет банк в однодневный срок заключает кредитный договор с предприятием.
VI. Порядок осуществления мониторинга за использованием целевых средств
37. Банк осуществляет мониторинг выданных кредитов за счет целевых средств в соответствии с банковским законодательством, кредитным договором и кредитной политикой банка.
38. В случае нецелевого использования выданных кредитов банк вправе досрочно взыскать использованную не по назначению часть кредита с депозитного счета до востребования предприятия в банке в предусмотренном кредитным договором порядке.
39. Банк ежемесячно представляет в Центральный банк Республики Узбекистан информацию о выданных кредитах за счет целевых средств в разрезе предприятий, с указанием суммы первоначально выданного кредита, остатка кредитной задолженности, суммы начисленных и оплаченных процентных платежей, сведений об осуществлении мониторинга кредита.
40. Центральный банк Республики Узбекистан на ежемесячной основе предоставляет Подгруппе информацию в разрезе банков об использовании целевых средств по направлениям и сведения о фактах нецелевого использования средств.

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 52, ст. 526; 2009 г., № 21, ст. 252, № 24, ст. 271; 2010 г., № 23, ст. 182; 2013 г., № 37, ст. 485)