В целях дальнейшего совершенствования деятельности государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, а также в соответствии с Государственной программой «Год молодежи», утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 февраля 2008 года № ПП-805, Кабинет Министров постановляет:
1. Установить следующие типы государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов:
См. последующую редакцию.
Положение о специализированных классах государственных общеобразовательных учреждений, государственных специализированных общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов согласно приложению № 1;
Положение о государственных специализированных школах-интернатах по футболу согласно приложению № 2.
3. Определить основными задачами специализированных классов государственных общеобразовательных учреждений, государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов:
обеспечение углубленной образовательной подготовки учащихся, превышающей требования государственных стандартов образования;
формирование и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
4. Министерству народного образования Республики Узбекистан, Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента, другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в трехмесячный срок провести комплексную инвентаризацию материально-технической базы и эффективности образовательной деятельности, укомплектованности соответствующими педагогическими кадрами гимназий, лицеев, лицеев-интернатов, школ, школ-интернатов, классов с углубленным изучением отдельных предметов и по ее итогам принять соответствующее решение о прекращении их деятельности или создании на их базе соответствующих специализированных общеобразовательных учреждений и классов только при наличии в них необходимых условий, значительно сократив при этом их количество;
определить квоты приема учащихся в государственные специализированные общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов, учитывая мощность материально-технической базы;
принять необходимые меры по укомплектованию государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов квалифицированными педагогическими кадрами, владеющими современными педагогическими методиками и технологиями, а также укреплению их материально-технической базы.
5. Министерству народного образования Республики Узбекистан, Государственному центру тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок разработать и утвердить:
положение о порядке приема учащихся в специализированные классы государственных общеобразовательных учреждений, государственные специализированные общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
положение о порядке приема учащихся в государственные специализированные школы-интернаты по футболу;
типовые учебные планы, программы государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов.
6. Определить, что финансирование деятельности государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется за счет:
поступлений от установленной платы за содержание детей в специализированных школах-интернатах в размерах и порядке, предусмотренных законодательством;
7. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента принять необходимые меры по привлечению дополнительных финансовых средств за счет внебюджетных источников и спонсорской (безвозмездной) помощи для совершенствования работы государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов.
8. Установить, что оплата труда работников государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов производится в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 декабря 2005 г. № 275 «Об утверждении усовершенствованной системы оплаты труда работников народного образования», с применением следующих надбавок к базовым тарифным ставкам в размерах:
20 процентов — учителям за фактически проведенные уроки по предметам углубленного изучения в государственных специализированных общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, а также педагогическим работникам, включая помощников воспитателей, в специализированных школах-интернатах с углубленным изучением отдельных предметов;
20 процентов — директорам, их заместителям и психологам в специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов, непосредственно связанным с учебным процессом;
40 процентов — директорам, их заместителям в специализированных школах-интернатах с углубленным изучением отдельных предметов, непосредственно связанным с учебно-воспитательным процессом;
См. последующую редакцию.
9. Министерству народного образования Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления, и обеспечить приведение ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
постановление Кабинета Министров от 27 мая 1993 г. № 255 «О мерах по организации и развитию деятельности узбекско-турецких лицеев»;
абзац третий пункта 1 постановления Кабинета Министров от 21 ноября 1995 г. № 440 «Об утверждении нормативных документов об образовательных учреждениях» (СП Республики Узбекистан, 1995 г., № 11, ст. 44) и приложение № 2 к нему;
постановление Кабинета Министров от 8 мая 1998 г. № 196 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров от 27 мая 1993 года № 255 «О мерах по организации и развитию деятельности узбекско-турецких лицеев».
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Касымова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 7 августа 2008 г. № 173
к постановлению Кабинета Министров от 7 августа 2008 г. № 173
1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров» регулирует деятельность специализированных классов государственных общеобразовательных учреждений (далее — специализированный класс), государственных специализированных школ и школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов (далее — специализированное общеобразовательное учреждение).
2. Специализированные общеобразовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, иными актами законодательства, а также своим уставом.
3. Специализированные классы и специализированные общеобразовательные учреждения осуществляют образовательный процесс в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования и дополнительными образовательными программами по углубленному изучению отдельных предметов.
4. Специализированное общеобразовательное учреждение создается учредителем по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан (далее — МНО Республики Узбекистан) и проходит государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством.
5. Учредителями специализированного общеобразовательного учреждения могут быть МНО Республики Узбекистан (для республиканских учреждений), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.
6. Специализированное общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет свой устав, банковские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и с указанием своего наименования, штамп, бланки со своим наименованием.
7. Аккредитация специализированного общеобразовательного учреждения осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.
8. Специализированные классы создаются в общеобразовательных школах со 2 класса обучения в пределах их общего количества, путем преобразования отдельных классов в специализированные.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
тестирования учащихся 1 класса по завершению учебного года по соответствующим предметам, проводимого Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
психолого-педагогической диагностики учащихся 1 класса с целью определения их способностей и наклонностей, проводимой Министерством народного образования при участии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Материалы и методика тестирования формируются Государственным центром тестирования, психолого-педагогической диагностики — Министерством народного образования при участии Министерства здравоохранения, с привлечением ведущих специалистов в сфере начального образования.
См. последующую редакцию.
9. Специализированные школы с углубленным изучением отдельных предметов создаются в пределах общего количества классов общеобразовательного учреждения, путем преобразования более 50 процентов классов в специализированные, начиная со 2 класса обучения.
См. последующую редакцию.
Критерием создания специализированной школы с углубленным изучением отдельных предметов являются критерии, изложенные в пункте 8 настоящего Положения.
10. Специализированные школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов создаются в целях охвата всего привлеченного контингента учащихся комплексом образовательно-воспитательного процесса, направленного на развитие одаренности и таланта, с предоставлением необходимых условий для обучения и проживания, в соответствии с санитарными нормами и правилами, начиная с 5 класса обучения.
См. последующую редакцию.
Критерием создания специализированной школы-интерната с углубленным изучением отдельных предметов являются результаты:
См. последующую редакцию.
тестирования учащихся 4 класса по завершению учебного года по соответствующим предметам, проводимого Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
психолого-педагогической диагностики учащихся 4 класса с целью определения их способностей и наклонностей, проводимой Министерством народного образования при участии Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Материалы и методика тестирования по предметам формируются Государственным центром тестирования, психолого-педагогической диагностики — Министерством народного образования при участии Министерства здравоохранения, с привлечением ведущих специалистов в сфере начального и общего среднего образования.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
11. Предложение о создании специализированных классов и специализированного общеобразовательного учреждения вносится в отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования соответствующих районов (городов) директором общеобразовательного учреждения.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 2011 года № 183 — СЗ РУ, 2011 г., №25, ст. 260)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
12. Отдел методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования соответствующего района (города) по согласованию с хокимом района (города), вносит предложение соответственно в Министерство народного образования Республики Каракалпакстан (далее — МНО Республики Каракалпакстан), управление народного образования области (далее — ОблУНО) или Главное управление народного образования города Ташкента (далее — ГУНО) о создании специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений в разрезе каждого учреждения и отдельных предметов.
(пункт 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 2011 года № 183 — СЗ РУ, 2011 г., №25, ст. 260)
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
с выездом на места проводят комплексное изучение учебной и материально-технической базы, деятельности педагогических кадров и других показателей образовательных учреждений, предложенных отделами методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования районов (городов) для создания специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений;
(абзац второй пункта 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 июня 2011 года № 183 — СЗ РУ, 2011 г., № 25, ст. 260)
при соответствии учебной и материально-технической базы школы нормативным требованиям, наличии высоких показателей уровня подготовки и результатов деятельности педагогических кадров, а также высокого рейтинга школы среди школ области (Республики Каракалпакстан или г. Ташкента) подает заявку в Государственный центр тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, а также Министерство народного образования и Министерство здравоохранения Республики Узбекистан для проведения тестов и диагностики в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
14. При высоких результатах комплексного изучения, тестирования и диагностики МНО Республики Каракалпакстан, ОблУНО и ГУНО по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента вносят в МНО Республики Узбекистан предложения о создании специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений.
15. Министерство народного образования Республики Узбекистан, изучив внесенные предложения по созданию специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений, направляет соответствующее заключение по созданию специализированных общеобразовательных учреждений в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият областей и г.Ташкента.
При изучении предложений Министерство народного образования Республики Узбекистан руководствуется принципом равномерного размещения и количественного баланса специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений по точным, естественным, гуманитарным предметам, иностранным языкам и искусству по регионам республики.
См. последующую редакцию.
16. Решение о создании специализированного общеобразовательного учреждения и специализированного класса в общеобразовательных школах принимается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятом области и г. Ташкента, а для специализированного общеобразовательного учреждения республиканского подчинения — Министерством народного образования Республики Узбекистан.
17. На основании решения о создании специализированного класса и специализированного общеобразовательного учреждения МНО Республики Узбекистан, МНО Республики Каракалпакстан, ОблУНО и ГУНО принимают меры по организации деятельности специализированных общеобразовательных учреждений.
18. Изучение и оценка деятельности специализированных классов и специализированных общеобразовательных учреждений, а также качества учебно-воспитательного процесса осуществляются в порядке, определяемом Министерством народного образования Республики Узбекистан и Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
19. Специализированные классы и специализированные общеобразовательные учреждения, не достигшие определенных результатов по качеству учебно-воспитательного процесса, по представлению Министерства народного образования Республики Узбекистан перепрофилируются в общеобразовательные учреждения (классы) общего типа.
См. последующую редакцию.
20. Основными задачами специализированного класса и специализированного общеобразовательного учреждения являются:
обеспечение углубленной образовательной подготовки учащихся, превышающей требования государственных образовательных стандартов по углубленным предметам общего среднего образования;
формирование и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
21. Для выполнения возложенных задач специализированный класс и специализированное общеобразовательное учреждение осуществляют следующие функции:
реализация образовательных программ общего и специализированного личностно-ориентированного обучения, с учетом способностей, интересов учащихся;
обеспечение интенсивного интеллектуального развития, углубленного специализированного обучения на основе преемственности и непрерывности образования;
разработка и реализация интеграции основных и дополнительных образовательных программ, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса с переходом на проектное обучение;
внедрение в образовательный процесс инновационных, педагогических и современных информационно-коммуникационных технологий;
создание условий, способствующих повышению уровня образованности, эффективной подготовки учащихся к поступлению в академические лицеи и профессиональные колледжи;
См. последующую редакцию.
создание условий для участия учащихся в республиканских и международных семинарах, конференциях, фестивалях и других интеллектуально-творческих мероприятиях;
подготовка учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях по выявлению и развитию одаренности и таланта;
22. Организация учебно-воспитательного процесса, продолжительность и сроки обучения регламентируются учебным планом, программами, календарным учебным графиком, соответствующими нормативными документами МНО Республики Узбекистан и уставом общеобразовательного учреждения.
См. последующую редакцию.
23. Образовательный процесс в специализированных классах и специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов организуется по специальным учебным планам и программам 2 — 9 классов.
См. последующую редакцию.
В общеобразовательных учреждениях, осуществляющих прием учащихся с 1 класса, углубленное изучение предметов начинается со 2 класса.
См. последующую редакцию.
В специализированных школах-интернатах учебно-воспитательный процесс организуется по специальным учебным планам и программам в рамках 5—9 классов.
См. последующую редакцию.
24. Учебно-воспитательный процесс в специализированных классах и специализированных школах с углубленным изучением отдельных предметов во 2—4 классах обеспечивает развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. При этом осуществляется изучение индивидуальных особенностей учащихся, способностей к гуманитарным, естественнонаучным или эстетическим дисциплинам, и по окончании обучения, с учетом результатов изучения, психолого-педагогической диагностики, принимаются рекомендации по выбору дальнейшего направления их обучения.
См. последующую редакцию.
25. Учебно-воспитательный процесс в 5—9 классах обеспечивает изучение углубленного содержания основного курса профилирующих предметов и усиление их прикладной направленности, а также условия становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. При этом осуществляется изучение динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и таланта учащихся.
См. последующую редакцию.
26. Содержание образования ориентируется на формирование личности с разносторонним интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ, отдельных областей знаний с учетом склонностей и сложившихся интересов.
27. Образовательный процесс носит личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм обучения и воспитания, сочетающих традиционный и нетрадиционный подходы к различным видам учебно-воспитательной деятельности.
28. Количество классов специализированного общеобразовательного учреждения определяется в зависимости от санитарных норм и правил, необходимых для осуществления образовательного процесса.
См. последующую редакцию.
30. Для проведения лабораторных и практических работ, а также углубленного изучения отдельных предметов допускается деление классов на 2 группы учащихся по специализированным предметам.
31. Перевод в последующие классы и ступени обучения осуществляется по результатам итоговой аттестации знаний учащихся в сроки и порядке, установленным МНО Республики Узбекистан.
32. Выпускникам специализированных общеобразовательных учреждений выдается аттестат об общем среднем образовании.
33. Специализированные школы-интернаты с углубленным изучением отдельных предметов создаются с контингентом не менее 250 учащихся в городе и не менее 150 учащихся в сельских районах.
См. последующую редакцию.
34. Дислокация специализированных общеобразовательных учреждений определяется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов по согласованию с МНО Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
самостоятельно разрабатывать, утверждать по согласованию с Республиканским центром образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан и реализовывать авторские учебные программы по углубленному изучению предметов;
разрабатывать на основе базового учебного плана, утвержденного МНО Республики Узбекистан, специальный учебный план и утверждать его по согласованию с Республиканским центром образования при Министерстве народного образования Республики Узбекистан;
применять различные формы, средства и методы обучения и воспитания, не противоречащие законодательству;
привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых средств и материальные ресурсы;
36. Специализированное общеобразовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за:
качество образования и реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья;
37. Непосредственное руководство специализированным общеобразовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством порядке.
наличие не менее 5 лет педагогического и 10 лет общего стажа работы в сфере образования — для специализированных классов и специализированных школ с углубленным изучением отдельных предметов;
наличие не менее 10 лет педагогического стажа и 5 лет на руководящей должности в сфере образования — для специализированных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов;
владение организаторскими способностями, креативным мышлением, знанием возрастной и личностной психологии детей и взрослых;
владение компьютерными технологиями и опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
39. Директор действует от имени специализированного общеобразовательного учреждения, представляет его интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом специализированного общеобразовательного учреждения и заключает договоры.
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированного общеобразовательного учреждения, и несет персональную ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и степень их ответственности;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников специализированного образовательного учреждения;
вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по укреплению учебно-материальной базы, совершенствованию учебно-воспитательной работы, по обеспечению квалифицированными педагогическими кадрами и по другим вопросам деятельности специализированного образовательного учреждения;
См. последующую редакцию.
41. Аттестация директоров специализированных общеобразовательных учреждений проводится в установленном порядке.
42. В специализированных общеобразовательных учреждениях формируются и функционируют педагогический, методический и попечительский советы, порядок деятельности которых устанавливается МНО Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
43. Участниками образовательного процесса специализированных общеобразовательных учреждений являются учащиеся, родители или лица, заменяющие родителей, педагогические и другие работники.
Учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений имеют право на получение бесплатного общего среднего образования, медицинского обслуживания, на участие в различных мероприятиях (конференциях, олимпиадах, выставках и конкурсах).
Учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений обязаны соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специализированного образовательного учреждения, а также санитарные нормы и правила.
Другие права и обязанности учащихся специализированных общеобразовательных учреждений определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированного общеобразовательного учреждения.
44. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащихся обеспечивается специалистами психолого-педагогической службы специализированного общеобразовательного учреждения.
45. К учебно-воспитательному процессу в установленном законодательством порядке могут быть привлечены преподаватели других образовательных учреждений, сотрудники научных и иных организаций, и на них распространяются все права, обязанности и льготы данного учреждения.
46. Прием педагогических кадров на работу в специализированное образовательное учреждение осуществляется на конкурсной основе из числа лиц с высшим педагогическим образованием и наличием высшей или первой квалификационной категории. Порядок проведения конкурса определяется Министерством народного образования Республики Узбекистан.
Права и обязанности педагогических кадров специализированных общеобразовательных учреждений определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированного общеобразовательного учреждения.
47. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) педагогическим работникам устанавливается из количества часов по учебному плану, а также обеспеченности кадрами.
48. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам или сокращения количества классов.
49. Обучение, отдых и питание в специализированных общеобразовательных учреждениях организуются под строгим контролем медицинского персонала в соответствии с законодательством.
50. В целях ранней диагностики и профилактики заболеваемости в начале каждого учебного года учащиеся специализированных общеобразовательных учреждений подлежат диспансеризации (полный медицинский осмотр). При обнаружении отрицательных показателей развития, по рекомендации медицинской комиссии учащийся переводится в общеобразовательное учреждение по месту жительства.
51. Учащиеся специализированных общеобразовательных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов обеспечиваются местами проживания при данных специализированных образовательных учреждениях.
52. Число воспитанников специализированных общеобразовательных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов, проживающих совместно с родителями или лицами, заменяющими родителей, не должно превышать 5 процентов от всего контингента учащихся в сельской местности и 10 процентов в городской местности.
53. Финансирование деятельности специализированного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов, зарегистрированной в установленном порядке.
54. Привлечение в специализированное общеобразовательное учреждение дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение бюджетного финансирования.
55. Штатная численность специализированных общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с типовыми штатами общеобразовательных учреждений.
56. Учащиеся специализированных школ-интернатов с углубленным изучением отдельных предметов обеспечиваются питанием в установленном порядке.
57. Специализированное общеобразовательное учреждение может заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих его уставным целям.
58. Имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной деятельности, зачисляется в состав имущества, учитываемого на балансе специализированного общеобразовательного учреждения.
59. Специализированное общеобразовательное учреждение имеет право осуществлять международную деятельность по вопросам образования в соответствии с законодательством.
60. Реорганизация и ликвидация специализированного общеобразовательного учреждения осуществляется по решению учредителя или суда в порядке, установленном законодательством.
61. Реорганизация или ликвидация специализированного образовательного учреждения осуществляется по окончании учебного года, при этом соответствующий орган управления образования берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие образовательные учреждения по согласованию с их родителями или лицами, заменяющими родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 7 августа 2008 г. № 173
к постановлению Кабинета Министров от 7 августа 2008 г. № 173
1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» регулирует деятельность государственных специализированных школ-интернатов по футболу.
2. Специализированная школа-интернат по футболу в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, настоящим Положением, иными актами законодательства, а также своим уставом.
3. Специализированная школа-интернат по футболу обеспечивает отбор талантливых детей и осуществляет образовательный процесс в соответствии с государственными стандартами общего среднего образования, подготовку одаренных и талантливых детей для дальнейшего продолжения учебно-тренировочного процесса в колледжах олимпийского резерва, а также участия в молодежных и юношеских сборных и других командах республики по футболу.
4. Специализированная школа-интернат по футболу создается учредителем по согласованию с Министерством народного образования Республики Узбекистан (далее — МНО Республики Узбекистан) и проходит государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством.
5. Учредителями специализированной школы-интерната по футболу могут быть МНО Республики Узбекистан (для республиканских учреждений), Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента.
6. Специализированная школа-интернат по футболу является юридическим лицом, имеет свой устав, банковские счета, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и с указанием своего наименования, штамп, бланки со своим наименованием.
7. Аккредитация специализированной школы-интерната по футболу осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.
8. Специализированные школы-интернаты по футболу создаются в целях охвата всего привлеченного контингента учащихся комплексом образовательно-воспитательного процесса, направленного на развитие спортивной подготовки учащихся с предоставлением необходимых условий для обучения и проживания учащихся, в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами.
9. Специализированная школа-интернат по футболу комплектуется из физически подготовленных учащихся, имеющих способности к футболу, закончивших 4-й класс общеобразовательной школы (возраст — 10-11 лет) и успешно прошедших конкурсные экзамены.
Конкурсные экзамены проводятся Министерством народного образования, Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, Федерацией футбола Узбекистана при участии Министерства здравоохранения.
10. Министерство народного образования Республики Каракалпакстан (далее — МНО Республики Каракалпакстан), управления народного образования областей (далее — ОблУНО) и Главное управление народного образования города Ташкента (далее — ГУНО) с выездом на места проводят комплексное изучение учебной, материально-технической и спортивной базы и других показателей специализированных школ-интернатов по футболу.
11. По результатам комплексного изучения МНО Республики Каракалпакстан, ОблУНО и ГУНО по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента вносят предложение в МНО Республики Узбекистан о создании специализированной школы-интерната по футболу.
12. МНО Республики Узбекистан, изучив внесенные предложения по созданию специализированной школы-интерната по футболу, направляет соответствующее заключение в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимият области и г.Ташкента.
13. Решения о создании специализированной школы-интерната по футболу принимаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, а для республиканских учреждений — МНО Республики Узбекистан.
14. На основании решения о создании специализированной школы-интерната по футболу МНО Республики Узбекистан, МНО Республики Каракалпакстан, ОблУНО и ГУНО принимает меры по организации деятельности специализированных школ-интернатов по футболу.
15. Изучение и оценка деятельности специализированной школы-интерната по футболу, а также качества учебно-воспитательного и тренировочного процесса осуществляются в порядке, определяемом Министерством народного образования и Государственным центром тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
16. Специализированные школы-интернаты по футболу, не достигшие определенных результатов по качеству учебно-воспитательного и тренировочного процесса, по представлению Министерства народного образования Республики Узбекистан перепрофилируются в общеобразовательные учреждения общего типа.
воспитание гармонично развитой личности, формирование у нее культурно-эстетических ценностей, гражданственности и патриотизма в духе лучших национальных традиций;
формирование надежного резерва и создание необходимых условий для развития детско-юношеского спорта, привлечение талантливых и одаренных детей к спорту, развитие их индивидуальных особенностей и постоянного наращивания их спортивного потенциала, привитие им стремления к здоровому образу жизни и любви к спорту;
создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных особенностей талантливых и одаренных детей, создание среды, способствующей формированию и максимально полной реализации спортивных способностей в области футбола, подготовка достойных спортсменов для команд республики по футболу;
создание условий для развития самостоятельной творческой личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям, всестороннее раскрытие ее способностей;
организация воспитательной, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности учащихся, формирование общей культуры на основе предоставления обязательного минимума содержания общеобразовательных и специализированных программ;
ранняя профориентация учащихся, создание основы для осознанного выбора последующего освоения профессиональных образовательных программ.
18. Для выполнения возложенных задач специализированная школа-интернат по футболу осуществляет следующие функции:
реализует образовательные программы общего и специализированного личностно-ориентированного обучения, с учетом способностей и интересов учащихся;
обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное специализированное обучение на основе преемственности и непрерывности образования;
внедряет в образовательный процесс инновационные, педагогические и современные информационно-коммуникативные технологии;
создает условия, способствующие повышению уровня образованности, эффективной подготовки учащихся к поступлению в академические лицеи и профессиональные колледжи спортивного направления;
создает условия для участия учащихся в республиканских, международных и других спортивных соревнованиях;
ведет подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях по выявлению и развитию одаренности и таланта.
19. Учебный и воспитательный процесс в специализированной школе-интернате по футболу по общеобразовательным дисциплинам осуществляется по учебному плану, разрабатываемому руководством специализированной школы-интерната по футболу на основании учебного плана средней общеобразовательной школы, утвержденного Министерством народного образования Республики Узбекистан.
20. Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях, инструкторская и судейская практика учащихся.
21. В соответствии с учебным планом руководство специализированной школы-интерната по футболу определяет формы и методы организации учебной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, сроки начала занятий, проведение каникул, промежуточной и итоговой аттестации.
22. В целях обеспечения планомерной спортивной подготовки воспитанников, учебно-тренировочный процесс осуществляется с учетом единого календаря спортивно-массовых мероприятий республики, на основе которого составляется календарный план спортивных мероприятий.
23. Для повышения уровня спортивного мастерства учащихся специализированной школы-интерната по футболу проводятся учебно-тренировочные сборы в течение учебного года.
24. При выезде учащихся специализированной школы-интерната по футболу на учебно-тренировочные сборы в период учебы, их обучение организуется на базе близлежащих общеобразовательных школ. При отсутствии условий для организации такой учебы учащиеся получают индивидуальные задания от преподавателей на весь период пребывания на сборах, а по возвращении сдают зачеты по соответствующим разделам программ.
25. В целях обеспечения учебно-воспитательного процесса в период проведения учебно-тренировочных сборов в места их проведения могут направляться преподаватели и работники специализированной школы-интерната по футболу.
26. В период каникул специализированная школа-интернат по футболу также организует учебно-тренировочные сборы, которые являются необходимым звеном в круглогодичном учебно-тренировочном процессе. Продолжительность сборов в зимние каникулы составляет — 12 дней, в весенние каникулы — 7 дней и в летние каникулы — до 60 дней.
27. В целях обеспечения качественного отбора учащихся организуются предэкзаменационные учебно-тренировочные сборы продолжительностью 24 дня на территории специализированной школы-интерната по футболу. Для просмотра и отбора кандидатов руководство специализированной школы-интерната по футболу направляет на различные соревнования тренеров и преподавателей.
28. Наполняемость классов в специализированных школах-интернатах по футболу должна быть не менее 25 и не более 30 человек. Количество классов определяется в зависимости от санитарных норм и правил, необходимых для осуществления образовательного процесса.
29. Учащиеся, которые по состоянию здоровья не могут продолжать обучение в специализированной школе-интернате по футболу, переводятся в общеобразовательные учреждения по месту жительства на основании заключения соответствующих медицинских учреждений.
30. Перевод учащихся специализированной школы-интерната по футболу в другие общеобразовательные учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством.
31. Выпускникам специализированной школы-интерната по футболу выдается аттестат об общем среднем образовании.
разрабатывать на основе базового учебного плана, утвержденного Министерством народного образования Республики Узбекистан, учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;
привлекать для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых средств и материальные ресурсы;
самостоятельно выбирать систему оценок знаний, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся.
качество образования и реализацию в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья;
34. Непосредственное руководство специализированной школой-интернатом по футболу осуществляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном законодательством порядке.
35. Директор действует от имени специализированной школы-интерната по футболу, представляет ее интересы, распоряжается в установленном законодательством порядке имуществом учреждения и заключает договоры.
принимает решения по вопросам, входящим в компетенцию специализированной школы-интерната по футболу, и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на образовательное учреждение задач и функций;
определяет полномочия своих заместителей, распределяет обязанности между ними и степень их ответственности;
в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников специализированной школы-интерната по футболу;
вносит на рассмотрение в соответствующие органы народного образования предложения по укреплению учебной, материально-технической и спортивной базы, совершенствованию учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы, по обеспечению квалифицированными педагогическими кадрами и тренерским составом, по другим вопросам деятельности специализированной школы-интерната по футболу;
37. Аттестация директоров специализированных школ-интернатов по футболу проводится в установленном порядке.
38. В специализированной школе-интернате по футболу формируются и функционируют педагогический, тренерский, методический и попечительский советы, порядок деятельности которых устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.
39. Участниками образовательного процесса специализированных школ-интернатов по футболу являются учащиеся, родители или лица, заменяющие родителей, тренерский состав, педагогические и медицинские работники.
Учащиеся специализированных школ-интернатов по футболу имеют право на получение бесплатного общего среднего образования, медицинского обслуживания, участие в различных мероприятиях (соревнованиях, турнирах, конференциях, олимпиадах, выставках и конкурсах).
Учащиеся специализированных школ-интернатов по футболу обязаны соблюдать устав и правила внутреннего распорядка специализированного образовательного учреждения, а также санитарные нормы и правила.
Другие права и обязанности учащихся специализированных школ-интернатов по футболу определяются в соответствии с законодательством и уставом специализированной школы-интерната по футболу.
40. Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащихся обеспечивается специалистами психолого-педагогической службы специализированной школы-интерната по футболу.
41. К учебно-воспитательному процессу в установленном порядке могут быть привлечены преподаватели образовательных учреждений, тренеры и спортсмены команд республики по футболу.
42. Прием педагогических кадров на работу осуществляется на конкурсной основе из числа лиц с высшим педагогическим образованием и наличием высшей или первой квалификационной категории. Для тренеров-преподавателей обязательно наличие действующей лицензии «С» Азиатской конфедерации футбола.
Права и обязанности педагогических кадров специализированной школы-интерната по футболу определяются в соответствии с законодательством и уставом учреждения.
43. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) педагогическим работникам устанавливается из количества часов по учебному плану, а также обеспеченности кадрами.
44. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам или сокращения количества классов.
45. В специализированной школе-интернате по футболу осуществляется непрерывное наблюдение за состоянием здоровья учащихся.
46. Медицинский персонал специализированной школы-интерната по футболу в тесном контакте с тренерским составом осуществляет медицинский контроль учащихся в период тренировочных занятий, учебно-тренировочных сборов, соревнований и их отдыха.
47. В целях ранней диагностики и профилактики заболеваемости в начале каждого учебного и календарного года учащиеся специализированных школ-интернатов по футболу подлежат диспансеризации (полный медицинский осмотр). При обнаружении отрицательных показателей развития, по рекомендации медицинской комиссии, учащийся переводится в общеобразовательное учреждение по месту жительства.
VIII. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность специализированных школ-интернатов по футболу
48. Финансирование деятельности специализированной школы-интерната по футболу осуществляется в установленном законодательством порядке за счет:
49. Финансирование специализированной школы-интерната по футболу осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов, зарегистрированной в установленном порядке.
50. Привлечение в специализированную школу-интернат по футболу дополнительных внебюджетных средств не влечет за собой снижение бюджетного финансирования.
51. Штатное расписание специализированной школы-интерната по футболу составляется в соответствии с типовыми штатами общеобразовательных учреждений в установленном законодательством порядке.
52. Учащиеся специализированных школ-интернатов по футболу обеспечиваются питанием в установленном законодательством порядке.
53. Специализированная школа-интернат по футболу может заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих ее уставным целям.
54. Имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной деятельности, зачисляется в состав имущества, учитываемого на балансе специализированной школы-интерната по футболу.
55. Специализированная школа-интернат по футболу имеет право осуществлять международную деятельность по вопросам образования в соответствии с законодательством.
56. Реорганизация и ликвидация специализированной школы-интерната по футболу осуществляется в порядке, установленном законодательством.
57. Реорганизация или ликвидация специализированной школы-интерната по футболу осуществляется по окончании учебного года, при этом соответствующий орган управления образования берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями или лицами, заменяющими родителей.
См. последующую редакцию.