РЕГЛАМЕНТ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
 Комментарий LexUz
Настоящий Регламент утвержден постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 мая 1995 года № 49-I «Об утверждении регламента Олий Мажлиса Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
Настоящий Регламент утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 года № 714-II «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан».
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
В соответствии со статьей 76 Конституции Республики Узбекистан высшим государственным представительным органом является Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.
Олий Мажлис состоит из 250 депутатов, избираемых по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе.
Срок полномочий Олий Мажлиса — пять лет.
По истечении срока полномочий Олий Мажлис продолжает свою деятельность вплоть до начала работы Олий Мажлиса нового созыва.
Статья 2.
Деятельность Олий Мажлиса основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подотчетности перед Олий Мажлисом создаваемых им органов, избираемых и назначаемых должностных лиц, постоянном учете общественного мнения.
См. предыдущую редакцию.
Постоянный и эффективный характер деятельности Олий Мажлиса обеспечивается работой его сессий, Кенгаша Олий Мажлиса, комитетов и комиссий Олий Мажлиса и депутатов.
(часть вторая статьи 2 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 3.
Депутатам Олий Мажлиса обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Узбекистан, Конституционным Законом «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан», Законом «О статусе депутатов в Республике Узбекистан», настоящим Регламентом и другими законодательными актами.
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ ОЛИЙ МАЖЛИСА
Статья 4.
В соответствии со статьей 6 Конституционного Закона «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан» организационной формой работы Олий Мажлиса является сессия.
Сессия Олий Мажлиса открывается и закрывается на его заседаниях.
Сессия Олий Мажлиса состоит из его заседаний, а также проводимых в период между ними заседаний комитетов и комиссий, других органов Олий Мажлиса.
Статья 5.
Сессия Олий Мажлиса созывается Председателем Олий Мажлиса по мере необходимости, но не реже, чем два раза в год.
См. предыдущую редакцию.
В соответствии со статьей 13 Конституционного Закона «Об Олий Мажлисе» Председатель Олий Мажлиса вправе внести вопрос о созыве сессии на рассмотрение Кенгаша. В таких случаях сессию созывает Кенгаш Олий Мажлиса, о чем принимает постановление.
(часть вторая статьи 5 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Решение о созыве сессии и информация о вопросах, вносимых на ее рассмотрение, заблаговременно доводятся до сведения депутатов Олий Мажлиса и населения.
Проекты законов, постановлений и других документов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, предоставляются депутатам заблаговременно, как правило, не позднее чем за десять дней до начала сессии.
Для подготовки сессии Олий Мажлиса может создаваться депутатская рабочая группа.
Сообщение о месте и времени проведения сессии Олий Мажлиса, а также о месте и времени регистрации депутатов, прибывающих на сессию, публикуется в республиканских и областных газетах, передается по телевидению и радио не позднее чем за три дня до открытия сессии.
В случае невозможности прибыть на сессию депутат сообщает об этом одному из руководителей Олий Мажлиса.
Статья 6.
Внеочередные сессии Олий Мажлиса созываются Председателем Олий Мажлиса по его инициативе, либо по предложению Президента Республики Узбекистан, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан или не менее одной трети депутатов Олий Мажлиса.
Предложения с обоснованием необходимости созыва внеочередной сессии Олий Мажлиса направляются в адрес Председателя Олий Мажлиса в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать Олий Мажлис.
До начала работы внеочередной сессии Олий Мажлиса депутатам предоставляются проекты документов, вносимых на ее рассмотрение.
Статья 7.
Перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов Олий Мажлиса.
Заседание Олий Мажлиса правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа депутатов.
Статья 8.
Первое после выборов заседание первой сессии Олий Мажлиса открывается и ведется Председателем Центральной избирательной комиссии до избрания Председателя Олий Мажлиса.
Статья 9.
Председательствующий на сессии Олий Мажлиса открывает и закрывает его заседания, предоставляет слово для доклада и выступлений, ставит на голосование проекты законов, постановлений и других законодательных актов, предложения депутатов по рассматриваемым вопросам и объявляет результаты голосования, оглашает запросы депутатов, вопросы, справки, сообщения, заявления и предложения, поступившие в Секретариат сессии Олий Мажлиса, обеспечивает порядок в зале заседаний.
См. предыдущую редакцию.
В случае необходимости председательствующий организует проведение консультаций с руководителями фракций, блоков и других депутатских групп, в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе работы Олий Мажлиса.
(часть вторая статьи 9 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Заместители Председателя Олий Мажлиса содействуют Председателю в выполнении им своих полномочий, по его поручению председательствуют на заседаниях Олий Мажлиса, а в отсутствие Председателя или невозможности осуществления им своих обязанностей — замещают его.
Статья 10.
На время проведения заседаний каждой сессии Олий Мажлиса на первом заседании, образуется Секретариат сессии. Секретариат избирается открытым голосованием из числа депутатов Олий Мажлиса в составе руководителей и членов. Предложение по персональному составу Секретариата вносится председательствующим на сессии.
Об образовании Секретариата сессии принимается постановление Олий Мажлиса.
Для участия в работе Секретариата сессии могут привлекаться специалисты и консультанты.
Статья 11.
Секретариат сессии организует ведение стенограммы заседаний Олий Мажлиса, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы депутатов, организует работу с обращениями граждан и другими документами, поступающими в адрес Олий Мажлиса.
Статья 12.
На первой сессии из числа депутатов Олий Мажлиса избирается группа контроля за работой электронной системы голосования в составе руководителя и четырех членов группы.
Об избрании группы контроля принимается постановление Олий Мажлиса.
Статья 13.
См. предыдущую редакцию.
Депутаты Олий Мажлиса обсуждают и принимают повестку дня сессии. Предложения по повестке дня предварительно рассматриваются Кенгашем Олий Мажлиса.
(часть первая статьи 13 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Предложения и замечания к повестке дня передаются депутатами в Секретариат сессии или председательствующему на заседании в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях на заседании Олий Мажлиса.
Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня сессии решается путем открытого голосования по каждому предложению простым большинством голосов от общего числа депутатов.
См. предыдущую редакцию.
(статья 14 исключена Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 15.
Заседания Олий Мажлиса являются открытыми. По решению Олий Мажлиса может быть проведено закрытое заседание.
Статья 16.
Президент Республики Узбекистан, Премьер-министр, лица, входящие в состав Кабинета Министров, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда, Председатель Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, Председатель правления Центрального банка имеют право присутствовать на любом (открытом и закрытом) заседании Олий Мажлиса.
Статья 17.
См. предыдущую редакцию.
На заседаниях Олий Мажлиса могут присутствовать приглашенные Кенгашем Олий Мажлиса представители государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов, научных учреждений, печати, телевидения, радио и другие лица.
(часть первая статьи 17 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Приглашенные лица не вправе вмешиваться в работу Олий Мажлиса, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае грубого нарушения порядка они могут быть удалены из зала заседаний по распоряжению председательствующего.
Статья 18.
Заседания по решению Олий Мажлиса могут транслироваться по телевидению и радио в удобное для населения время. Информационные сообщения о заседаниях публикуются в республиканских и областных газетах, а также передаются другими средствами массовой информации.
Статья 19.
Во время проведения сессий депутаты Олий Мажлиса размещаются в зале заседаний по территориальному признаку. Для лиц, приглашенных на сессию Олий Мажлиса, отводятся специальные места.
См. предыдущую редакцию.
Статья 20.
На заседаниях Олий Мажлиса работа ведется на государственном языке и при необходимости обеспечивается синхронным переводом на другие языки.
(статья 20 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 21.
Утренние заседания Олий Мажлиса проводятся, как правило, с 10 часов до 13 часов, а вечерние — с 15 до 18 часов, через каждые два часа работы объявляется перерыв на 20 минут. По решению Олий Мажлиса может быть установлено иное время начала, окончания и перерыва заседаний.
Статья 22.
Время для докладов на заседаниях Олий Мажлиса предоставляется, как правило, в пределах одного часа, для содокладов — до 20 минут. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для выступления при постатейном обсуждении проектов законов — до 3 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседаний, мотивам голосования, для заявлений, внесения запросов, вопросов, предложений, сообщений и справок — до 2 минут. С согласия большинства депутатов председательствующий на заседании может продлить время для выступления. Выступления производятся с трибуны либо с места с использованием индивидуальных микрофонов.
По предложению председательствующего Олий Мажлиса может заранее определить время, отводимое на обсуждение каждого вопроса повестки дня.
Статья 23.
См. предыдущую редакцию.
Заявления о предоставлении слова для выступления в прениях направляются до начала заседания в Кенгаш Олий Мажлиса, а в ходе заседания Олий Мажлиса подаются письменно в Секретариат сессии или с места через электронную систему.
(статья 23 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 24.
Председательствующий на заседании Олий Мажлиса предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов принятого им решения. Депутат выступает после предоставления ему слова председательствующим.
Статья 25.
Депутат Олий Мажлиса может выступить на сессии по одному и тому же вопросу не более двух раз. Переуступка права на выступление в пользу другого лица не допускается. За выступившим депутатом сохраняется право при необходимости дать справку, разъяснение, ответить на вопрос.
Слово по порядку ведения заседания Олий Мажлиса, для справок, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено председательствующим вне очереди.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места через индивидуальные микрофоны.
Президент Республики Узбекистан, Председатель и заместители Председателя Олий Мажлиса имеют право взять слово для выступления в любое время.
Статья 26.
Выступающий на сессии Олий Мажлиса не должен отклоняться от обсуждаемого вопроса, использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий в этом случае вправе сделать предупреждение.
После второго предупреждения выступающий лишается слова. При этом председательствующий вправе отключить микрофон.
Статья 27.
Прекращение прений производится по решению Олий Мажлиса, принимаемому путем открытого голосования большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на сессии.
После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
Если депутат не имел возможности выступить в связи с прекращением прений, то по его просьбе текст выступления может быть включен в стенограмму заседания. Текст выступления должен быть завизирован депутатом.
Статья 28.
На заседаниях Олий Мажлиса решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием. В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан, другими законами, настоящим Регламентом или по решению Олий Мажлиса проводится тайное голосование.
Открытое и тайное голосование проводится с помощью электронной системы подсчета голосов, если Олий Мажлис не примет иное решение.
При голосовании по одному вопросу каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается при голосовании.
Статья 29.
Проведение открытого голосования без использования электронной системы подсчета голосов поручается группе депутатов, состав которой определяется Олий Мажлисом. Голосование может быть проведено без подсчета голосов — по явному большинству, если ни один депутат не потребует иного, либо с подсчетом голосов.
После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования.
Статья 30.
В случае принятия решения о проведении тайного голосования с использованием бюллетеней Олий Мажлис избирает из числа депутатов счетную комиссию в составе 5-7 человек.
В счетную комиссию не могут входить депутаты, кандидатуры которых выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии установленной ею форме и в определенном количестве.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией.
Статья 31.
При тайном голосовании путем подачи бюллетеней счетная комиссия выдает каждому депутату по предъявлении им удостоверения один бюллетень.
Заполнение бюллетеня проводится депутатом в кабине для тайного голосования или специально для этого отведенном помещении путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения (варианта решения) — слово «за» либо «против» возле варианта предлагаемых решений.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц — бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
Тайное голосование не проводится по процедурным вопросам.
Статья 32.
По итогам тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Олий Мажлис принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 33.
По требованию не менее одной пятой депутатов на сессии проводится поименное голосование с использованием электронной системы либо путем подачи именных бюллетеней. В бюллетене содержатся слова «за», «против» или «воздержался». Депутат обязан оставить в бюллетене одно из этих слов, вычеркнув остальные. При подсчете голосов бюллетени, в которых оставлено больше одного из указанных выше слов, или все три слова зачеркнуты, либо вписан вариант решения, не предусмотренный бюллетенем, признаются недействительными.
Поименное голосование не проводится по процедурным вопросам.
Статья 34.
Депутат Олий Мажлиса обязан лично осуществлять свое право на голосование.
Статья 35.
При выявлении ошибок в порядке и технике проведения голосования по решению Олий Мажлиса проводится повторное голосование.
См. предыдущую редакцию.
ГЛАВА III. ФРАКЦИИ, БЛОКИ И ДРУГИЕ ДЕПУТАТСКИЕ ГРУППЫ
Статья 36.
Депутаты Олий Мажлиса в соответствии с законодательством могут объединятся во фракции, блоки и другие депутатские группы.
Каждая депутатская группа вправе предварительно обсуждать и вносить предложения по вопросам, вносимым на рассмотрение Олий Мажлиса.
Статья 37.
Депутат Олий Мажлиса вправе состоять только в одной фракции или одном блоке.
Фракции, блоки осуществляют свою деятельность после регистрации их Олий Мажлисом и действуют в рамках Конституции и законов Республики Узбекистан.
Фракции, блоки работают в тесном контакте с Кенгашем, комитетами и комиссиями Олий Мажлиса.
Прекращение деятельности фракции, блока может быть произведено путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения) или ликвидации. По данному вопросу Олий Мажлис принимает соответствующее решение.
Статья 38.
Для образования фракции или блока необходимо:
1) образование инициативной группы;
2) объявление о намерении создать фракцию, блок;
3) проведение учредительного собрания фракции или блока;
4) избрание руководителя фракции или блока;
5) принятие учредительного протокола об образовании фракции или блока и его передача в Олий Мажлис.
Руководитель (представитель) фракции, блока обращается с заявлением в Олий Мажлис с просьбой о регистрации фракции блока.
К заявлению прилагается протокол учредительного собрания, в котором указывается численный и персональный состав фракции, блока, а также фамилия, имя, отчество руководителя фракции, блока место его работы и номер избирательного округа.
При рассмотрении заявлений на сессии Олий Мажлиса руководители фракций, блоков могут выступить с информацией о целях и задачах созданной фракции, блока, сообщить другие сведения.
Олий Мажлис принимает постановление по вопросу регистрации фракций, блоков.
(глава III в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА IV. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОЛИЙ МАЖЛИСА
Статья 39.
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Узбекистан Председатель Олий Мажлиса и его заместители избираются из числа депутатов Олий Мажлиса тайным голосованием.
Статья 40.
Председатель Олий Мажлиса и его заместители избираются на срок полномочий Олий Мажлиса.
Статья 41.
Кандидат считается избранным на пост Председателя Олий Мажлиса, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
Статья 42.
Председатель Олий Мажлиса может быть досрочно путем тайного голосования отозван Олий Мажлисом.
Вопрос об отзыве Председателя Олий Мажлиса включается в повестку дня сессии Олий Мажлиса, если за принятие этого предложения подано более половины голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
При рассмотрении вопроса об отзыве Председателю Олий Мажлиса должно быть предоставлено слово для выступления.
Председатель Олий Мажлиса считается отозванным, если за его отзыв проголосовало более чем две трети от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
Статья 43.
Досрочное прекращение полномочий Председателя Олий Мажлиса может быть произведено Олий Мажлисом по просьбе самого Председателя в случае его болезни или в связи с другими обстоятельствами, делающими невозможным выполнение возложенных на него обязанностей.
Статья 44.
Избрание заместителей Председателя Олий Мажлиса, их отзыв и досрочное прекращение полномочий производится в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 45.
Об избрании Председателя и заместителей Председателя Олий Мажлиса, об их отзыве и досрочном прекращении полномочий принимается постановление Олий Мажлиса.
Статья 46.
В случае, если кандидатура на пост Председателя Олий Мажлиса или на должность его заместителя не получила поддержки большинства депутатов Олий Мажлиса, проводится голосование по другой рекомендованной кандидатуре.
Статья 47.
В случае, если на пост Председателя Олий Мажлиса или на должность его заместителя было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если выдвинуты два кандидата и ни один из них не набрал более половины голосов от общего числа депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов.
См. предыдущую редакцию.
ГЛАВА V. КЕНГАШ ОЛИЙ МАЖЛИСА
Статья 48.
Для организации работы Олий Мажлиса и осуществления других полномочий, предусмотренных Конституционным Законом «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан», на первой сессии образуется Кенгаш Олий Мажлиса.
Статья 49.
В состав Кенгаша Олий Мажлиса входят Председатель Олий Мажлиса, заместители Председателя Олий Мажлиса, председатели комитетов, комиссий (кроме временных), руководители фракций, блоков депутатов Олий Мажлиса.
Кенгаш Олий Мажлиса возглавляет Председатель Олий Мажлиса.
Статья 50.
Заседания Кенгаша Олий Мажлиса созываются по мере необходимости и правомочны при наличии более половины общего состава Кенгаша. Заседания Совета Кенгаша Олий Мажлиса созывает и ведет Председатель Олий Мажлиса, а в его отсутствие — один из заместителей Председателя Олий Мажлиса.
Решения Кенгаша Олий Мажлиса принимаются на его заседаниях большинством голосов от числа присутствующих. Решения могут приниматься также путем персонального опроса состава Кенгаша Олий Мажлиса.
В заседаниях Кенгаша Олий Мажлиса вправе участвовать Президент Республики Узбекистан.
По приглашению Председателя Олий Мажлиса в заседаниях Кенгаша могут участвовать депутаты Олий Мажлиса, а также представители государственных органов, общественных объединений, ученые и специалисты.
Лицам, входящим в состав Кенгаша Олий Мажлиса, а также другим лицам, участвующим в его заседаниях, заблаговременно сообщается о вопросах, которые предполагается рассмотреть на заседании, и представляются необходимые материалы.
Заседания Кенгаша Олий Мажлиса протоколируются и стенографируются. О вопросах, рассмотренных Кенгашем Олий Мажлиса и принятых им решениях, сообщается в средствах массовой информации.
Статья 51.
Полномочия Кенгаша Олий Мажлиса определяются Конституционным Законом «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан».
Статья 52.
Кенгаш Олий Мажлиса для подготовки предложений по вопросам, входящим в его компетенцию, в случае необходимости образует из своего состава, из числа депутатов Олий Мажлиса, специалистов, а также представителей государственных органов, общественных объединений и научных учреждений рабочие комиссии или группы.
(глава V в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА VI. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ОЛИЙ МАЖЛИСА
Статья 53.
В соответствии со статьей 86 Конституции Республики Узбекистан Олий Мажлис избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Олий Мажлиса, контроля за исполнением законов и иных решений Олий Мажлиса.
Полномочия, порядок организации и деятельности комитетов и комиссий определяются Конституцией Республики Узбекистан, Конституционным Законом «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан», настоящим Регламентом и другими законодательными актами.
Статья 54.
Комитеты и комиссии образуются Олий Мажлисом на срок его полномочий.
Перечень и численный состав комитетов и комиссий определяются Олий Мажлисом. По данным вопросам принимаются постановления.
В случае необходимости Олий Мажлис может образовывать новые комитеты и комиссии, упразднять и реорганизовывать ранее созданные, вносить изменения в состав комитетов и комиссий.
Статья 55.
Комитеты и комиссии избираются открытым голосованием. Голосование проводится отдельно по кандидатуре председателя комитета, комиссии, а затем по решению Олий Мажлиса в целом по составу комитета, комиссии или отдельно по каждой кандидатуре.
Депутат Олий Мажлиса может быть избран, как правило, членом только одного комитета или комиссии.
Все члены комитетов и комиссий пользуются равными правами.
Депутат Олий Мажлиса, не избранный в состав комитета, комиссии, вправе участвовать в их работе с совещательным голосом.
Статья 56.
В состав комитетов и комиссий не могут быть избраны Председатель Олий Мажлиса и его заместители.
Статья 57.
Комитеты и комиссии ответственны перед Олий Мажлисом и подотчетны ему.
Статья 58.
См. предыдущую редакцию.
Олий Мажлис и его Кенгаш для исполнения конкретных поручений могут образовывать из числа депутатов временные комиссии, определять задачи и порядок их деятельности.
(часть первая статьи 58 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Заседания временных комиссий являются открытыми, если комиссии не определят иное.
Статья 59.
Государственные органы, органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности представляют временным комиссиям документы и материалы необходимые для их работы.
Должностные лица, препятствующие деятельности временных комиссий привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
Статья 60.
См. предыдущую редакцию.
По результатам деятельности временная комиссия представляет доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу комиссии Олий Мажлис или его Кенгаш может принять постановление.
Временные комиссии прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач. По решению Олий Мажлиса или его Кенгаша деятельность временных комиссий может быть прекращена досрочно.
(статья 60 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА VII. УТВЕРЖДЕНИЕ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. ИЗБРАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ВЕРХОВНОГО СУДА, ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Статья 61.
В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Олий Мажлис утверждает Указы Президента Республики Узбекистан о назначении и освобождении от должности Премьер-министра, его первого заместителя, заместителей Премьер-министра, членов Кабинета Министров, Генерального прокурора и его заместителей, об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления.
По вопросу утверждения Указов Президента Республики Узбекистан Олий Мажлис принимает постановления.
См. предыдущую редакцию.
Статья 62.
В соответствии с пунктом 10 статьи 93 Конституции Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан представляет Олий Мажлису кандидатуры на должности Председателя и членов Конституционного суда Республики Узбекистан, Председателя и членов Верховного суда Республики Узбекистан, Председателя и членов Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, председателя правления Центрального банка Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Указанные кандидатуры перед назначением или избранием на должность по поручению Олий Мажлиса или его Кенгаша обсуждаться в соответствующих комитетах, комиссиях.
О назначении и избрании на должность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, Олий Мажлис принимает постановление.
Статья 63.
Назначение или избрание представленных кандидатур на соответствующие должности производится открытым голосованием. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов.
В случае, если кандидат на должность не получит поддержки Олий Мажлиса, то обсуждается другое предложение Президента Республики Узбекистан по данному вопросу.
Статья 64.
Постановления Олий Мажлиса по кандидатурам в состав Конституционного суда, Верховного суда и Высшего хозяйственного суда принимаются по каждой кандидатуре в отдельности или по всем кандидатурам одновременно (за исключением состава Конституционного суда) либо в ином порядке, определяемом Олий Мажлисом.
ГЛАВА VIII. АКТЫ ОЛИЙ МАЖЛИСА, ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТОВ ОЛИЙ МАЖЛИСОМ И ЕГО ОРГАНАМИ
Статья 65.
В соответствии со статьей 9 Конституционного Закона «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан», Олий Мажлис принимает Конституцию Республики Узбекистан, конституционные законы, законы, постановления и другие акты.
Статья 66.
Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов, проектов законов об изменениях действующих законов, предложений о принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы (законодательных предложений).
Статья 67.
В соответствии со статьей 82 Конституции Республики Узбекистан право законодательной инициативы в Олий Мажлисе принадлежит Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего органа государственной власти, депутатам Олий Мажлиса, Кабинету Министров, Конституционному суду, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду, Генеральному прокурору.
Статья 68.
Проекты законов и законодательные предложения представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.
При оформлении проектов законов и законодательных предложений должны учитываться также другие требования, установленные законодательными актами о порядке подготовки проектов законов.
Статья 69.
См. предыдущую редакцию.
Проекты законов и законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Олий Мажлисом, представляются Председателю Олий Мажлиса или в Кенгаш Олий Мажлиса и регистрируются в Секретариате Олий Мажлиса.
(статья 69 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 70.
См. предыдущую редакцию.
Если представленные проект закона или законодательное предложение не отвечают требованиям настоящего Регламента и законодательных актов о порядке подготовки проектов законов, такие проекты или предложения могут быть возвращены Председателем Олий Мажлиса или Кенгашем Олий Мажлиса.
(статья 70 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 71.
См. предыдущую редакцию.
Зарегистрированные законопроект или законодательные предложения для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними, как правило, направляются Председателем Олий Мажлиса или Кенгашем Олий Мажлиса в соответствующие комитеты, комиссии и одновременно в Комитет по законодательству и судебно-правовым вопросам. При этом определяется головной комитет (комиссия) для подготовки заключения.
Олий Мажлис или его Кенгаш могут образовывать специальную комиссию для подготовки или предварительного рассмотрения проекта закона.
(части первая и вторая статьи 71 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Законопроекты заблаговременно рассылаются депутатам Олий Мажлиса. Замечания и предложения депутатов учитываются при дальнейшей работе над проектом закона.
Статья 72.
Предварительное рассмотрение законопроектов и подготовка заключений по проектам законодательных актов в комитетах и комиссиях, производятся в порядке, предусмотренном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
Статья 73.
Кенгаш Олий Мажлиса с учетом заключения комитетов, комиссий предлагает проект закона для включения в повестку дня данной сессии либо принимает решение о продолжении работы над законопроектом (законодательным предложением), либо о его отклонении.
В случаях, когда субъекты, обладающие правом законодательной инициативы настаивают на включении законопроекта в повестку дня сессии, Кенгаш Олий Мажлиса не вправе отклонить предложение. Кенгаш Олий Мажлиса может внести на рассмотрение сессии свое заключение по данному вопросу.
(статья 73 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 74.
См. предыдущую редакцию.
Рассмотрение проектов законов, внесенных в Олий Мажлис, может, а наиболее важных из них должно, осуществляться в нескольких чтениях, а также они предварительно обсуждаются во фракциях, блоках и депутатских группах.
(статья 74 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 75.
При первом чтении законопроекта Олий Мажлис, как правило, заслушивает доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета или комиссии, обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок, рассматривает вопрос о необходимости опубликования законопроекта для широкого обсуждения.
По результатам обсуждения Олий Мажлис принимает закон или одобряет основные положения законопроекта в первом чтении или отклоняет его. В случае одобрения законопроекта Олий Мажлис устанавливает срок его представления для второго чтения.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него подано большинство голосов от общего числа депутатов Олий Мажлиса. Такое решение оформляется постановлением Олий Мажлиса.
Статья 76.
См. предыдущую редакцию.
Поправки к проекту закона и отдельным его статьям, как правило, вносятся депутатами в письменном виде в Кенгаш Олий Мажлиса либо в головной комитет, комиссию или иной орган, которому поручена доработка законопроекта не позднее чем за три дня до начала рассмотрения законопроекта во втором чтении.
(статья 76 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 77.
Головной комитет, комиссия или другой орган, которому поручена доработка законопроекта, рассматривает внесенные поправки к проекту закона и подготавливает его для рассмотрения во втором чтении.
Статья 78.
См. предыдущую редакцию.
Доработанный законопроект по решению Кенгаша Олий Мажлиса вносится для рассмотрения во втором чтении.
(статья 78 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 79.
См. предыдущую редакцию.
При рассмотрении проекта закона во втором чтении обсуждение проводится постатейно, по разделам или в целом. За время обсуждения возможно возвращение законопроекта на доработку в соответствующие комитеты, комиссии или органы (должностным лицам), его внесшим.
(статья 79 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 80.
По результатам рассмотрения законопроекта Олий Мажлис принимает закон либо отклоняет его или возвращает на доработку.
На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел или глава проекта закона, а затем весь проект в целом. Олий Мажлис может принять решение о голосовании сразу по законопроекту в целом.
Статья 81.
Каждая предложенная поправка обсуждается отдельно. При этом председательствующий может объявить перерыв для подготовки заключения соответствующим комитетом, комиссией. Если депутат не согласен с заключением комитета, комиссии, то ему предоставляется слово для обоснования своего предложения. Прения по поправкам в этом случае не открываются.
Статья 82.
По решению Олий Мажлиса наиболее важные проекты законов могут быть внесены на народное голосование (референдум). Референдум проводится в порядке, установленном законом.
Статья 83.
Олий Мажлис принимает законы, постановления, другие акты большинством голосов от общего числа депутатов. Конституция Республики Узбекистан, законы, изменяющие и дополняющие Конституцию, а также другие конституционные законы принимаются большинством, не менее чем двумя третями от общего числа депутатов Олий Мажлиса.
Олий Мажлис может принять закон об изменениях и поправках к Конституции в течение шести месяцев после внесения соответствующего предложения с учетом его широкого обсуждения. Если Олий Мажлис отклонил предложение об изменении Конституции, оно может быть возобновлено не ранее чем через год.
Статья 84.
Законы Республики Узбекистан подписывает Президент Республики Узбекистан. В соответствии с пунктом 14 статьи 93 Конституции Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан вправе возвратить законы со своими возражениями в Олий Мажлис для повторного обсуждения и голосования. Если Олий Мажлис большинством в две трети голосов подтвердит ранее принятое решение, Президент подписывает закон.
Статья 85.
Текст принятого закона, подписанный Президентом Республики Узбекистан, направляется в Олий Мажлис для хранения и опубликования. Опубликование законопроектов осуществляется в порядке, определяемом законодательством.
Статья 86.
См. предыдущую редакцию.
Постановления Олий Мажлиса и решения Кенгаша Олий Мажлиса подписывает Председатель Олий Мажлиса, а в случае его отсутствия эти акты подписывает один из заместителей Председателя Олий Мажлиса.
(статья 86 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА IX. ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ РЕШЕНИЙ ОЛИЙ МАЖЛИСОМ И ЕГО ОРГАНАМИ
Статья 87.
См. предыдущую редакцию.
Олий Мажлис, его Кенгаш могут принимать обращения, декларации, заявления.
(часть первая статьи 87 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Инициатива принятия Олий Мажлисом деклараций, обращений и заявлений может исходить из субъектов, обладающих правом законодательной инициативы.
См. предыдущую редакцию.
В необходимых случаях проекты деклараций, обращений и заявлений могут направляться по решению Олий Мажлиса или его Кенгаша на предварительное рассмотрение комитетам и комиссиям Олий Мажлиса.
(часть вторая статьи 87 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 88.
Решения Олий Мажлиса по процедурным вопросам принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании. Такие решения оформляются и фиксируются в стенограмме заседания.
Статья 89.
См. предыдущую редакцию.
В целях осуществления своих полномочий Кенгаш Олий Мажлиса принимает постановления.
(статья 89 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
Статья 90.
См. предыдущую редакцию.
Комитеты и комиссии Олий Мажлиса по обсуждаемым ими вопросам принимают решения и дают заключения по проектам законов, направляемым им Олий Мажлисом, Председателем Олий Мажлиса или Кенгашем Олий Мажлиса. Решения и заключения комитета, комиссии подписываются председателем комитета, комиссии.
(статья 90 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА X. ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
Статья 91.
Проекты Государственного бюджета Республики Узбекистан, стратегических государственных программ, а также проекты законов об их утверждении представляются в Олий Мажлис Кабинетом Министров.
Статья 92.
Материалы о проектах стратегических государственных программ заблаговременно вручаются депутатам Олий Мажлиса.
Статья 93.
Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан ставится на голосование после утверждения Олий Мажлисом общей суммы доходов и общей суммы расходов Государственного бюджета, если не будет принято иное решение.
Об утверждении стратегических государственных программ, отчетов об исполнении Государственного бюджета и о выполнении программ Олий Мажлис принимает постановления.
ГЛАВА XI. РАССМОТРЕНИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Статья 94.
Порядок деятельности Олий Мажлиса, связанный ратификацией и денонсацией международных договоров, определяется законодательством.
Статья 95.
См. предыдущую редакцию.
Олий Мажлис, Председатель Олий Мажлиса либо Кенгаш Олий Мажлиса определяют состав направляемых в зарубежные страны официальных парламентских делегаций.
(статья 95 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА XII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЛИЙ МАЖЛИСОМ КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Статья 96.
Олий Мажлис осуществляет контроль за исполнением государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями Конституции и законов Республики Узбекистан, решений Олий Мажлиса.
Статья 97.
Олий Мажлис может заслушать отчет либо информацию избираемых, назначаемых и утверждаемых им должностных лиц об их работе в целом или по отдельным вопросам деятельности. По отчету, информации на сессии Олий Мажлиса могут проводиться прения. По итогам обсуждения Олий Мажлис принимает постановление.
Статья 98.
Депутат или группа депутатов Олий Мажлиса, комитет, комиссия, фракция, блок вправе обратиться с запросом-требованием дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства республики к должностным лицам, а также к руководителям хозяйствующих субъектов.
Запрос может быть внесен на сессии Олий Мажлиса в письменной или устной форме.
Председательствующий на заседании доводит запрос до сведения того органа или должностного лица, к которому запрос обращен. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать ответ на запрос в сроки и в порядке, определенными Олий Мажлисом.
Депутат или группа депутатов, комитет, комиссия, фракция, блок от имени которых внесен запрос, могут обратиться к органу или должностному лицу, представившему ответ на запрос, за дополнительными разъяснениями, выступить с репликой, заявлением.
Ответ на запрос после заслушивания может быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос принимается постановление.
Запрос, адресованный Председателю Верховного суда, Председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору, руководителям органов дознания и следствия не может касаться конкретных дел и материалов, находящихся в их производстве.
Статья 99.
Предложения и замечания, высказанные на сессии Олий Мажлиса или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются Олий Мажлисом либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам или общественным объединениям и должностным лицам.
Статья 100.
См. предыдущую редакцию.
Руководители государственных органов и общественных объединений, иные должностные лица несут установленную законодательством ответственность за достоверность предоставляемой Олий Мажлису и его органам информации либо за умышленное ее сокрытие.
(статья 100 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
См. предыдущую редакцию.
Статья 101.
Олий Мажлис Республики Узбекистан на первой сессии на срок своих полномочий избирает Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека.
Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека избирается из числа депутатов Олий Мажлиса.
(статья 101 введена Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)
ГЛАВА XIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
См. предыдущую редакцию.
Статья 102.
Смета расходов, связанных с деятельностью Олий Мажлиса, его органов и депутатов, утверждается Председателем Олий Мажлиса.
Статья 103.
Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности Олий Мажлиса, его органов и депутатов обеспечивается Секретариатом Олий Мажлиса.
Статья 104.
Положение о Секретариате Олий Мажлиса, его структура и штаты утверждаются Председателем Олий Мажлиса.
Статья 105.
При регистрации депутатов, записи для выступления, внесении запросов, предложений и поправок, подсчете голосов и определении результатов голосования, а также для накопления и оперативной выдачи справочной и статистической информации о ходе заседаний, формирования и распечатки списков и других документов, информационного обеспечения работы Олий Мажлиса может использоваться электронная система.
Депутаты, входящие в группу контроля за работой электронной системы, имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для контроля за системой. Решения этой группы по вопросам, отнесенным к ее ведению, являются обязательными для всех специалистов и служб, обеспечивающих работу электронной системы.
Группа контроля вправе до начала тайного голосования проверить функционирование электронной системы, о чем составляется специальный протокол.
Группа контроля рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов об ошибках в списках с результатами поименного голосования, привлекает к своей работе специалистов-экспертов.
Результаты регистрации, записи для выступления, запросы депутатов, результаты голосования и другие данные о ходе заседания сохраняются в памяти компьютера электронной системы, а также на магнитных носителях в архиве Олий Мажлиса.
(нумерация статей 101, 102, 103 и 104 изложена в соответствии с Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 83-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 154)

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 6, ст. 97; 2000 г., № 5-6, ст. 154)