ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
 Комментарий LexUz
Настоящая Военная доктрина утратила силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № ЗРУ-458 «Об Оборонной доктрине Республики Узбекистан».
 Комментарий LexUz
Военная доктрина Республики Узбекистан утверждена постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 августа 1995 года № 105-I.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Военная доктрина составляет основу оборонной политики Республики Узбекистан и является составной частью общегосударственной концепции национальной безопасности, базируется на принципиально новых подходах к вопросам внешней политики, межгосударственных отношений, проблемам войны и мира.
Узбекистан стал независимым государством в эпоху исторических перемен, когда ушли в прошлое катаклизмы глобальных идеологических противостояний, в эпоху окончания «холодной войны», когда непосредственную угрозу мировой войны удалось значительно снизить.
Вместе с тем изменения в структуре международных отношений, становление новой системы балансов сопровождается возникновением очагов напряженности, конфликтов, активизацией различных проявлений экстремизма и терроризма.
В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы обороноспособности и укрепления безопасности молодого суверенного государства.
Узбекистан, провозгласив независимость и встав на путь возрождения своих духовных интеллектуальных ценностей, коренных преобразований в экономической, политической и социальной сферах, строит правовое, демократическое и светское общество.
Для практической реализации проводимых демократических реформ Узбекистану жизненно необходимы упрочнение стабильности общества и надежная безопасность государства.
Исходя из этого, Республика Узбекистан, как суверенное государство и субъект международных отношений, основывает свою оборонную политику на принципах мирного сосуществования всех стран, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения их суверенитета и независимости, а также целостности и неизменности сложившихся межгосударственных границ.
Республика Узбекистан направляет свои усилия на установление и развитие многосторонних связей со всеми государствами, достижение всеобъемлющего мира, повсеместной общественно-политической стабильности и демилитаризации.
Республика Узбекистан считает, что развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами создает благоприятные условия для улучшения жизни ее народа, упрочнения общественного строя, основанного на общепризнанных нормах международного права, принципах демократии и социальной справедливости.
Проводя миролюбивый курс в международных отношениях, Республика Узбекистан в то же время берет на себя функции защиты жизни и достоинства своих граждан, осуществляет неотъемлемое право на оборону в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, обеспечивает военную мощь и оборонную способность государства на уровне разумной достаточности.
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ
Отношение Республики Узбекистан к войне
Республика Узбекистан решительно выступает против войны как способа решения международных и межгосударственных проблем и считает главной задачей своей внешней политики активное участие в упреждении военных конфликтов между государствами мирового сообщества посредством превентивной дипломатии, направления усилий на исключение или преодоление причин обострения противоречий.
Предотвращение войны и военной угрозы — главное стратегическое направление
Провозглашая главным стратегическим направлением своей внешней политики предотвращение войн и военных конфликтов, невхождение в военные блоки, Республика Узбекистан заявляет, что:
не применит свои Вооруженные Силы против другого государства, кроме случаев отражения нападения на Республику Узбекистан или другие государства, связанные с Узбекистаном соответствующими договорами о взаимной военной помощи;
никому не угрожает и на считает своим противником ни одно государство мира и не имеет ни к одному из них ни территориальных, ни иных притязаний и готова со всеми странами строить отношения на основе международного права, взаимного учета интересов безопасности;
придерживается безъядерных принципов: не размещать, не производить и не приобретать ядерного оружия.
Главными критериями международной деятельности Республики Узбекистан в области предотвращения войны являются:
повышение роли ООН и других международных организаций в обеспечении всеобщей безопасности;
активная интеграция в международные и региональные структуры, главная цель которых — обеспечение мира, стабильности и сотрудничества между государствами и народами;
развитие при активном участии заинтересованных государств и мирового сообщества системы региональной безопасности Центральной Азии;
всеобщее запрещение ядерных испытаний и в конечном итоге создание условий для перехода от Договора в нераспространении ядерного оружия к заключению Договора и его полной ликвидации;
объявление Центральноазиатского региона безъядерной зоной;
повсеместная ликвидация химического, бактериологического и других видов оружия массового поражения, участие Республики Узбекистан в Конвенции по запрещению химического оружия и переговорах по проблемам запрещения бактериологического оружия;
запрещение разработок, испытаний и производства средств, пагубно воздействующих на психику людей, тектонического и других видов оружия;
выработка согласованных мер эффективного контроля за поставкой оружия и торговлей им в регионе, в том числе в целях предотвращения снабжения оружием незаконных воинских формирований. В основу этих мер заложить обмен информацией, взаимные инспекции, регулярные консультации, использование национальных средств контроля;
поощрение усилий по активному осуществлению конверсии материальной поддержкой в виде безвозмездной помощи и льготных кредитов;
сокращения во всех странах обычных вооружений и вооруженных сил, расширение взаимных мер укрепления доверия и безопасности;
развитие межгосударственного военного сотрудничества, способствующего открытости военного строительства и расширению контрактов по военной линии;
недопущение в международных отношениях национальной и религиозной нетерпимости;
пресечение тенденций к активизации фундаментализма, экстремизма, терроризма;
создание системы прочных межгосударственных отношений, основанных на взаимных обязательствах по поддержанию мира, отказе всех государств от применения или угрозы применения военной силы;
последовательное сокращение иностранного военного присутствия на чужих территориях с конечной целью размещения войск только в пределах национальных границ;
трансформация военно-политических союзов в инструменты политического сотрудничества как в региональных, так и в мировом масштабах.
III. ВОЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДОКТРИНЫ
Особенности Центральноазиатского региона
Узбекистан твердо и последовательно выступает за обеспечение безопасности и стабильности во всех регионах и, прежде всего, в Центральной Азии. Особенность этого региона, его геополитическое положение таковы, что при негативном развитии событий он может стать крупным детонатором нестабильности во всем мире.
В Центральной Азии проживает около 60 миллионов человек, относящихся к различным этническим и религиозным группам. Здесь накоплено ядерное оружие, а также обычное вооружение большой разрушительной силы. Столкновения в этом регионе способны вызвать катастрофы непредсказуемых масштабов.
В настоящее время между многими странами этого региона по существу отсутствуют границы в их классическом понимании. В таких условиях возникший в любой из этих стран конфликт грозит охватить весь регион.
При негативном развитии военно-политической обстановки в мире и, прежде всего, в Центральноазиатском регионе, перед Республикой Узбекистан может актуально встать вопрос об обеспечении собственной безопасности.
Подчеркивая приоритетность своих политико-дипломатических и других мирных усилий в деле предотвращения войны, Республика Узбекистан в то же время считает необходимым укреплять свою обороноспособность.
Потенциальные источники военной опасности
Потенциальными источниками военной опасности являются:
высокий уровень концентрации вооруженных группировок в различных регионах мира;
неослабевающая напряженность политической ситуации в мире;
приверженность отдельных государств или блоков государств в проведению своей политики с позиции силы;
стремление некоторых государств к наращиванию группировок вооруженных сил вблизи границ других государств;
нестабильность политической обстановки в сопредельных странах и возможность ее эскалации;
действия некоторых государств по усилению своего влияния на обстановку в странах Центральноазиатского региона;
террористические акты, осуществляемые в регионе экстремистскими политическими организациями, незаконными воинскими формированиями, а также их деятельность, направленная на разжигание националистических настроений и религиозной нетерпимости.
Характер и последствия современных войн
В условиях, происходящих в мире позитивных перемен, вероятность развязывания новой мировой войны снижена. В то же время возросла опасность развязывания локальных войн и военных конфликтов в различных регионах мира, которые также могут иметь последствия мирового масштаба.
Оценивая стратегический характер и последствия современных войн, Республика Узбекистан исходит из следующих положений:
ядерная война не может быть локальной и в случае развязывания каким-либо государством она вызовет катастрофические последствия для всего человечества;
локальные войны с применением обычных средств поражения между государствами, где в большом количестве накоплены химическое оружие, оружие большой разрушительной силы, также могут принять мировой размах с аналогичными последствиями для всей цивилизации.
Совершенствование военных технологий и развитие средств вооруженной борьбы обуславливают возможность перерастания военных конфликтов в локальные войны, локальных войн — в войну регионального или мирового масштабов, которая на любом этапе ее ведения может перерасти в ядерную.
Для пресечения агрессии, направленной против Узбекистана или государств, связанных с ним соответствующими договорами о взаимной военной помощи, Республика Узбекистан оставляет за собой право использования своих военных возможностей.
Главные военно-стратегические задачи
Главными военно-стратегическими задачами Республики Узбекистан являются:
в мирное время — поддержание обороноспособности государства на уровне необходимой достаточности, гарантирующей территориальную целостность республики, пресечение возможных провокаций и посягательств на ее суверенитет, обеспечение постоянной всесторонней готовности ее Вооруженных Сил для отражения агрессии как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами государств — участников Договора о коллективной безопасности;
в случае войны — гарантированное отражение агрессии, нанесение решительного поражения агрессору как своими силами, так и совместно с военным потенциалом других государств, связанных с Республикой Узбекистан соответствующими договорами.
Принципы строительства и стратегического применения Вооруженных Сил
В соответствии с оценкой военной опасности, возможного характера войны, объема оборонных задач и экономическими возможностями республики осуществляется строительство, совершенствование структуры и подготовка Вооруженных Сил, определяются принципы их боевого применения.
В основу строительства Вооруженных Сил положены создание и сбалансированное развитие их видов, родов войск и специальных войск, способных обеспечить защиту Республики Узбекистан.
Вооруженные Силы Республики Узбекистан состоят из Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Войск противовоздушной обороны, специальных и инженерно-строительных войск, Национальной гвардии.
Целью совершенствования строительства Вооруженных Сил является приведение их в соответствие с особенностями государственного устройства, физико-географическими условиями региона, согласованное развитие и применение видов Вооруженных Сил и родов войск, основных систем вооружения.
Осуществляя реформирование, важнейшее значение в строительстве Вооруженных Сил придается поддержанию боевого потенциала группировок войск мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба.
В случае войны Вооруженные Силы выполняют задачи совместно с пограничными войсками Службы национальной безопасности и внутренними войсками Министерства внутренних дел, являющимися на военное время оперативным резервом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.
Вооруженные Силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой, регулярной армии.
Состав и структура Вооруженных Сил, их техническое оснащение и совершенствование средств вооруженной борьбы, подготовку кадров, потребность в мобилизационных ресурсах и запасах, финансирование военного строительства Республика Узбекистан связывает с необходимостью соблюдения принципа надежной и разумной достаточности для отражения агрессии как самостоятельно, так и во взаимодействии с вооруженными силами государств — участников Договора о коллективной безопасности.
Республика Узбекистан осуществляет комплекс мероприятий, направленных на поддержание Вооруженных Сил в постоянной боевой готовности, обеспечение их необходимыми материально-техническими ресурсами, подготовку народного хозяйства, населения, территории к отражению агрессии.
Повышение качества допризывной подготовки, повсеместное оздоровление подростковой молодежи, подготовка военных специалистов положены в основу государственных программ.
В основу военно-технической политики положены оснащение войск современной техникой, вооружением, отвечающим уровню мировых стандартов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в этой сфере.
Республика Узбекистан, ориентируясь на ответные действия, в то же время считает необходимым проводить мероприятия по сдерживанию агрессора и поддерживает Вооруженные Силы в готовности, исключающей внезапность нападения и обеспечивающей немедленный отпор агрессору.
С началом агрессии главным видом военных действий в стратегическом масштабе является оборона. При этом, в зависимости от обстановки, не исключается на определенных направлениях ведение наступательных действий.
В связи с этим в мирное время войска готовятся к ведению боевых действий в любой обстановке, в том числе и в условиях применения противником ядерного оружия.
Оперативная и боевая подготовка штабов и войск направлена на освоение и совершенствование способов подготовки и ведения операций как оборонительных, так и наступательных.
Процесс обучения и воспитания личного состава ориентирован на четкое выполнение задач боевого дежурства, повышение уровня боевой готовности, качества оперативной и боевой подготовки войск, мастерское овладение оружием, военной техникой и способами эффективного их применения, формирование у личного состава верности Республике Узбекистан, своему народу, Военной присяге, воинскому долгу, а также глубокого уважения к истории и традициям своего Отечества, высокой личной ответственности за защиту своей Родины.
Республика Узбекистан в мирное время предусматривает расширение инженерно-строительных войск в целях обеспечения развития инфраструктуры Вооруженных Сил и выполнения стратегических экономических программ государства. В случае войны инженерно-стрительные войска будут привлекаться для строительства оборонительных сооружений, устройства коммуникаций и выполнения аварийно-восстановительных работ.
Условия применения Вооруженных Сил
Республика Узбекистан, считая, что усилия, предпринимаемые мирными средствами, не всегда дают возможность предотвратить войны и вооруженные конфликты, оставляет за собой право применять свои Вооруженные Силы в целях:
отражения нападения на Республику Узбекистан;
выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
См. предыдущую редакцию.
(абзац исключен Законом Республики Узбекистан от 10 сентября 2012 года № ЗРУ-330).
Принимает решение и отдает приказ о ведении боевых действий Президент Республики Узбекистан — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами.
В целях пресечения и ликвидации угрозы дестабилизации внутренней обстановки, дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, угрожающих безопасности граждан, общества и государства, Верховный Главнокомандующий имеет право на применение Вооруженных Сил для стабилизации обстановки с последующим обсуждением этого решения в Олий Мажлисе Республики Узбекистан.
Общее руководство планированием стратегического применения Вооруженных Сил совместно с внутренними войсками Министерства внутренних дел и пограничными войсками Службы национальной безопасности осуществляет Министерство обороны Республики Узбекистан.
Подготовка экономики, территории и населения республики к обороне
Важнейшим направлением в укреплении обороноспособности государства является мобилизационная подготовка экономики, государственных органов и систем управления к функционированию в военное время, а также подготовка территории и населения страны к обороне.
Такая подготовка предусматривает разработку и осуществление в мирное время комплекса организационных и практических мероприятий, позволяющих в случае военной агрессии осуществить в кратчайшие сроки мобилизацию максимальных людских резервов, материально-технических ресурсов, перевод народного хозяйства на работу в условиях военного времени.
Мобилизационная подготовка экономики включает в себя:
создание и поддержание мобилизационных мощностей для производства (ремонта) вооружений, военной техники и имущества, а также гражданской продукции, необходимой для обеспечения безопасности государства, удовлетворения потребностей Вооруженных Сил;
создание и содержание в готовности специальных формирований и учреждений, предназначенных для обеспечения в военное время безопасности государства, выполнения восстановительных, эксплуатационных, ремонтных, строительных и других работ в промышленности, на транспорте, автомобильных дорогах, объектах связи, для организации медицинского обеспечения, других нужд, а также передачи этих формирований в состав Вооруженных Сил или использования в их интересах;
накопление, хранение и обновление материальных ценностей в мобилизационном резерве.
Подготовка территории к обороне осуществляется заблаговременно в мирное и военное время путем проведения комплекса мероприятий в интересах развертывания, передислокации, сосредоточения и боевого слаживания всех видов Вооруженных Сил, защиты важных объектов тыла и народного хозяйства от воздействия современных средств поражения.
Общегосударственные мероприятия осуществляются путем создания и развития всех видов коммуникаций и транспорта, подготовки средств связи и управления, развития сети баз, складов государственного и мобилизационного резервов, подготовки предприятий и организаций, предназначенных для выполнения оборонных заказов, организации их жизнеобеспечения и защиты.
Подготовка населения к обороне осуществляется проведением как в мирное, так и в военное время комплекса общегосударственных практических мероприятий.
Военная подготовка населения осуществляется с целью обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных Сил в мирное время, укомплектования и отмобилизирования до штатов военного времени соединений и частей сокращенного состава и кадра, вновь формируемых соединений и частей, а также восполнения потерь в угрожаемый период и в военное время.
Военная подготовка населения проводится:
в системе подготовки допризывников и призывников к военной службе в школах и других учебных заведениях, учебных организациях Общества содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар»;
в Вооруженных Силах Республики Узбекистан при прохождении личным составом срочной военной службы, совершенствовании знаний военнообязанных на различных учебно-сборовых мероприятиях, обучении курсантов в военных училищах;
в военных лицеях, на военных факультетах и кафедрах гражданских высших учебных заведений республики;
в специальных формированиях, передаваемых в Вооруженные Силы.
Правовые основы Военной доктрины
Военная доктрина Республики Узбекистан основывается на Конституции и законах Республики Узбекистан, регламентирующих государственную деятельность по подготовке страны к обороне, при организации противодействия угрозам ее военной безопасности и применения Вооруженных Сил для защиты жизненно важных интересов Республики Узбекистан.
Объявляя суть своей Военной доктрины, Республика Узбекистан гарантирует строгое соблюдение всех международных обязательств, вытекающих из Устава ООН, Хельсинского Заключительного акта, документа Стокгольмской конференции, двусторонних и многосторонних договоров и соглашений, общепризнанных норм международных правовых актов.
Надежная обороноспособность Республики Узбекистан и высокая боеспособность Вооруженных Сил обеспечиваются развитием экономического, военно-технического и научного потенциалов, сплоченностью народа Узбекистана и воспитанием каждого гражданина в духе патриотизма.

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 9, ст. 180)