В целях обеспечения требований законов Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О социальной защищенности инвалидов», а также реализации Государственной программы «Год социальной защиты» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о специализированном профессиональном колледже для лиц с ограниченными возможностями согласно приложению.
преобразовать в установленном порядке средние специальные образовательные учреждения Министерства труда и социальной защиты населения в г. Ташкенте и г. Фергане в специализированные профессиональные колледжи для лиц с ограниченными возможностями;
совместно с Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования, Министерством экономики и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан разработать и по согласованию с Кабинетом Министров утвердить перечень специальностей и профессий среднего специального, профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями.
3. Центру среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования совместно с Министерством труда и социальной защиты населения и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать и утвердить необходимые образовательные стандарты, специальные учебные планы и программы для обучения лиц с ограниченными возможностями в специализированных профессиональных колледжах.
4. Министерству труда и социальной защиты населения совместно с Министерством экономики, Министерством финансов и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента при формировании инвестиционных программ на 2008-2009 годы вносить предложения в Кабинет Министров по включению специализированных профессиональных колледжей для лиц с ограниченными возможностями в адресные программы строительства профессиональных колледжей, с учетом реальных потребностей регионов, в пределах параметров адресных программ ввода профессиональных колледжей, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 октября 2003 года № 473.
5. Возложить на Центр среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан укрепление материально-технической базы и пополнение библиотечных фондов специализированных профессиональных колледжей для лиц с ограниченными возможностями в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в параметрах бюджета Центру среднего специального, профессионального образования.
6. Министерству труда и социальной защиты населения, Центру среднего специального образования и Министерству юстиции Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Касымова.
1. Настоящее Положение определяет статус и особенности деятельности специализированных колледжей для лиц с ограниченными возможностями в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О Национальной программе по подготовке кадров», «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», Положением о среднем специальном, профессиональном образовании, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 13 мая 1998 года № 204.
2. Специализированный профессиональный колледж для лиц с ограниченными возможностями (далее — Колледж) является государственным образовательным учреждением, осуществляющим обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями и обеспечивающим доступность и равные возможности при обучении и получении профессии учащимся с ограниченными возможностями.
3. Колледж является юридическим лицом, создается в порядке, установленном законодательством, действует на основании Устава, настоящего Положения и других актов законодательства.
См. предыдущую редакцию.
4. Целью Колледжа является углубленное профильное, дифференцированное обучение, обеспечение интеллектуального развития учащихся из числа лиц с ограниченными возможностями и приобретения ими специальностей по выбранным профессиям в соответствии с особенностями их физического и умственного развития.
(пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 сентября 2013 года № 243 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 484)
создание условий для развития у лиц с ограниченными возможностями профессиональных знаний, умений и навыков по специальности, удовлетворение их потребности в профессионально-образовательных услугах;
реализация общеобразовательных и профессиональных программ в рамках государственных образовательных стандартов;
углубление уровня знаний и профессиональной подготовленности учащихся, необходимых и достаточных для продолжения обучения на следующих ступенях образования и занятия трудовой деятельностью в соответствии с выбранной профессией;
См. предыдущую редакцию.
6. Содержание образования, организация образовательного процесса в Колледже (срок обучения, график учебного процесса) определяются специальными учебными планами и программами, которые разрабатываются на основе образовательных стандартов, утвержденных Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2017 года № 130 — СЗ РУ, 2017 г., № 15, ст. 249)
Образовательный процесс имеет коррекционную направленность с привитием профессиональных и практических умений, способствует формированию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество.
7. Срок обучения в Колледже устанавливается с учетом общего объема учебной нагрузки, необходимой и достаточной для обучения лиц с ограниченными возможностями, по соответствующим специальностям и профессиям среднего специального, профессионального образования. При этом принимаются во внимание количество и сложность избранных профессий.
8. Социальные гарантии, поддержка и льготы учащихся и работников Колледжа устанавливаются законодательством, а также Уставом Колледжа.
9. Прием учащихся в Колледж осуществляется на базе общего среднего образования с учетом их добровольного выбора направлений обучения.
При приеме учитываются медицинские рекомендации в соответствии с перечнем специальностей и профессий для лиц с ограниченными возможностями.
См. предыдущую редакцию.
10. В колледж принимаются учащиеся независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной, религиозной принадлежности, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан в следующем порядке:
См. предыдущую редакцию.
учащиеся, имеющие инвалидность, — по направлению Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан и территориальных управлений здравоохранения;
(абзац второй пункта 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2017 года № 130 — СЗ РУ, 2017 г., № 15, ст. 249)
учащиеся с диагнозом «умственная отсталость легкой степени» — по направлению психолого-медико-педагогической комиссии при территориальных органах народного образования.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 сентября 2013 года № 243 — СЗ РУ, 2013 г., № 37, ст. 484)
11. Лица, зачисленные в Колледж, именуются учащимися. Зачисленным в Колледж учащимся выдается ученический билет и книжка успеваемости установленного образца.
Учебный год в Колледже делится на два семестра. Для обучающихся устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 10 недель и не более 12 недель.
13. Обучение в Колледже реализуется в очной форме. Продолжительность занятий, учебная нагрузка учащихся и другие вопросы учебно-воспитательного процесса определяется в соответствии с государственными стандартами среднего специального, профессионального образования.
Количественный состав учебных классов и групп Колледжа (в количестве 15—20 человек) определяется планом приема.
14. Программы среднего специального, профессионального образования включают общеобразовательные, общетехнические профессиональные и специальные программы по направлениям обучения.
См. предыдущую редакцию.
15. Учебные программы среднего специального, профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями, имеющих общее среднее образование, определяются Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования совместно с Министерством здравоохранения.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2017 года № 130 — СЗ РУ, 2017 г., № 15, ст. 249)
16. По завершении обучения на каждом курсе по результатам рейтингового контроля и аттестации принимается решение о переводе учащихся Колледжа с курса на курс. Перевод производится приказом директора Колледжа.
17. Выпускникам Колледжа, освоившим учебную программу и прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается диплом государственного образца о среднем специальном, профессиональном образовании.
К диплому прилагается вкладыш с указанием освоенных общеобразовательных и специальных дисциплин, объема часов и оценок по ним.
Диплом об окончании Колледжа дает право для осуществления трудовой деятельности в соответствии с полученной специальностью.
20. Право на занятие педагогической деятельностью в Колледже имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высокими нравственными качествами для работы с лицами с ограниченными возможностями.
21. Прием на работу в Колледж преподавателей и инженерно-педагогических работников производится по результатам аттестации в порядке, установленном законодательством.
22. Учебно-педагогическая нагрузка преподавателей и инженерно-педагогических работников устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
23. Порядок замещения преподавателей (по учебным дисциплинам и часам) устанавливается нормативными документами Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан.
24. В процессе работы уполномоченными органами осуществляется периодическая аттестация преподавателей и инженерно-педагогических работников Колледжа.
25. Организационное, учебно-методическое и научное руководство Колледжем, разработка и внедрение государственного образовательного стандарта, унификация учебных образовательных и профессиональных программ, обеспечение педагогическими кадрами, их подготовка и переподготовка осуществляются Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования, его территориальными управлениями совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами и организациями.
26. Колледжи отраслевых министерств, ведомств и организаций находятся в двойном подчинении. Отраслевые министерства, ведомства и организации осуществляют их материальное и финансовое обеспечение, профессиональное обучение и формирование практических навыков у учащихся, определяют потребность в специалистах, решают вопросы трудоустройства выпускников.
27. Колледж возглавляет директор, который назначается и освобождается от должности в установленном законодательством порядке.
28. Директор осуществляет общее руководство деятельностью Колледжа, несет ответственность за обучение и воспитание учащихся, выполнение специальных учебных планов и программ, учебно-производственную и финансово-хозяйственную деятельность, утверждает, в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, штатное расписание Колледжа, тарификационные списки педагогических работников в установленном законодательстве порядке.
29. Должностные обязанности и права работников и руководителей Колледжа устанавливаются законодательством и Уставом Колледжа.
30. В Колледже создаются педагогические советы, являющиеся коллегиальным органом при директоре Колледжа, содействующим организации и совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
31. В Колледже могут формироваться органы общественного управления (попечительские советы) и самоуправления, включающие попечителей, представителей местных органов исполнительной власти, министерств, ведомств, общественных организаций и фондов, действующие на основе законодательства и Устава.
33. Финансирование деятельности Колледжа осуществляется, в соответствии с законодательством, за счет:
доходов, полученных от реализации образовательных услуг, научно-педагогической, производственной и других видов деятельности, соответствующих уставным задачам образовательного учреждения;
34. Финансовые средства Колледжа находятся в его распоряжении, используются в соответствии с законодательством и Уставом Колледжа.
35. Материальные средства, здания, сооружения и оборудование Колледжа находятся в его хозяйственном ведении и используются для решения уставных задач.
Оснащенность мастерских, лабораторий и других объектов Колледжа определяется нормативами материально-технического обеспечения образовательного процесса среднего специального, профессионального образования, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
36. Колледж в установленном порядке осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность.
Контроль за соблюдением хозяйственной и финансовой дисциплины в Колледже осуществляется уполномоченным государственным органом.
37. Материально-техническое оснащение, здания и помещения должны отвечать требованиям по обучению лиц с ограниченными возможностями.
38. Колледжи имеют право осуществлять международное сотрудничество на основе соответствующих межгосударственных и межправительственных соглашений Республики Узбекистан, а также межведомственных соглашений в сфере образования, заключать с зарубежными партнерами соглашения по вопросам, входящим в их компетенцию, в соответствии с законодательством и своим Уставом.