УТВЕРЖДЕН
Постановлением Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 года № 152–I
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 3 декабря 2005 года № 112–I
Порядок
ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ ПАЛАТ ОЛИЙ МАЖЛИСА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
I. Общие положения
1. Порядок образования и организации деятельности согласительной комиссии палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по преодолению возникших разногласий по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону (далее — согласительная комиссия) разработан в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан (статья 84), конституционными законами Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (статьи 30-31), «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (статья 25), законами Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (статья 16), «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» (статьи 11-12) и Регламентом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (статьи 137— 144), Регламентом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан (статья 28).
2. По результатам рассмотрения закона, принятого Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Законодательная палата), Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Сенат) может принять одно из следующих решений (постановлений):
одобрить закон;
отклонить закон;
отклонить закон и внести в Законодательную палату предложение о создании согласительной комиссии.
3. В постановлении Сената об отклонении закона должны быть указаны мотивы его отклонения. Одновременно в нем могут содержаться предложения о необходимости внесения в закон изменений и дополнений, а также о создании согласительной комиссии с указанием конкретных фамилий сенаторов — членов согласительной комиссии от Сената. Постановление Сената об отклонении закона в течение десяти дней со дня его принятия направляется в Законодательную палату.
4. По отклоненному Сенатом закону Сенат и Законодательная палата на паритетных началах могут образовывать из числа членов Сената и депутатов Законодательной палаты согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
5. По кандидатурам в состав согласительной комиссии Председателем Сената и Спикером Законодательной палаты проводятся взаимные консультации.
6. Заседания согласительной комиссии проводятся по усмотрению ее членов в Законодательной палате или Сенате.
7. Организационное, информационное, документационное и иное обеспечение работы согласительной комиссии осуществляется соответственно аппаратом Законодательной палаты или аппаратом Сената в зависимости от места работы согласительной комиссии.
II. Формирование состава согласительной комиссии от Сената
8. В Сенате инициатива о создании согласительной комиссии может исходить от Председателя Сената, а также сенаторов, составляющих не менее одной пятой от общего числа членов Сената.
9. В состав согласительной комиссии, как правило, избираются члены комитета, ответственного за предварительное рассмотрение закона. В состав комиссии могут быть включены сенаторы других комитетов, обладающие специальными знаниями по этому закону.
10. Состав согласительной комиссии должен включать не менее трех членов Сената и в количестве, определяемом на паритетных началах совместно с Законодательной палатой.
11. Состав согласительной комиссии от Сената утверждается на его пленарном заседании, а в период между заседаниями Сената — его Кенгашем. Решение о создании согласительной комиссии и об избрании в ее состав сенаторов оформляется постановлением Сената, проект которого вносится ответственным Комитетом в Кенгаш, с последующим внесением вопроса на пленарное заседание Сената. В случае утверждения состава комиссии Кенгашем (в период между заседаниями Сената), его решение оформляется постановлением Кенгаша.
12. Члены согласительной комиссии от Сената большинством голосов избирают из своего состава сопредседателя комиссии от Сената. Избрание сопредседателя комиссии от Сената оформляется решением членов согласи тельной комиссии от Сената.
13. В случае прекращения (досрочного прекращения) полномочий сенатора, являющегося членом согласительной комиссии, он выбывает из ее состава без принятия специального решения Сенатом. Вместо выбывшего члена согласительной комиссии Сенатом или его Кенгашем избирается новый член согласительной комиссии.
14. Постановление Сената или его Кенгаша об избрании нового члена согласительной комиссии направляется в Законодательную палату.
III. Формирование состава согласительной комиссии от Законодательной палаты
15. Отклоненный Сенатом и поступивший в Законодательную палату закон передается Спикером Законодательной палаты ответственному комитету для подготовки заключения. Рассмотрев представленные Сенатом документы, ответственный комитет Законодательной палаты может внести в Законодательную палату одну из следующих рекомендаций:
создать согласительную комиссию;
принять закон в ранее принятой Законодательной палатой редакции;
снять закон с повторного рассмотрения Законодательной палатой.
16. В Законодательной палате инициатива о создании согласительной комиссии может исходить от Спикера Законодательной палаты, фракций политических партий и депутатских групп.
17. В состав согласительной комиссии, как правило, избираются члены комитета, ответственного за предварительное рассмотрение закона. В состав комиссии могут быть включены депутаты других комитетов, обладающие специальными знаниями по этому закону.
18. Состав согласительной комиссии должен включать не менее трех депутатов Законодательной палаты и в количестве, определяемом на паритетных началах совместно с Сенатом.
19. В случае принятия предложения Сената о создании согласительной комиссии состав согласительной комиссии от Законодательной палаты утверждается на заседании Законодательной палаты.
20. Решение о создании согласительной комиссии и об избрании в ее состав депутатов оформляется постановлением Законодательной палаты. Проект постановления вносится ответственным комитетом в Кенгаш для включения вопроса в проект повестки дня очередного заседания Законодательной палаты.
21. Члены согласительной комиссии от Законодательной палаты большинством голосов избирают из своего состава сопредседателя комиссии от Законодательной палаты. Избрание сопредседателя комиссии от Законодательной палаты оформляется решением членов согласительной комиссии от Законодательной палаты.
22. В случае прекращения (досрочного прекращения) полномочий депутата, являющегося членом согласительной комиссии, он выбывает из ее состава без принятия специального решения Законодательной палатой. Вместо выбывшего члена согласительной комиссии Законодательной палатой избирается новый член согласительной комиссии.
23. Постановление Законодательной палаты об избрании нового члена согласительной комиссии направляется в Сенат.
IV. Порядок деятельности согласительной комиссии
24. Депутат или сенатор, избранный в состав согласительной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании согласительной комиссии депутат или сенатор заблаговременно информирует сопредседателя согласительной комиссии от соответствующей палаты.
25. На заседаниях согласительной комиссии председательствуют поочередно сопредседатели согласительной комиссии от соответствующей палаты.
26. Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Сената в отдельности, с целью выработки единого текста закона. Согласительная комиссия вправе принимать решение об изменении редакции отдельных статей закона, в отношении которых не имелось возражений Сената, если такое изменение обусловлено новой редакцией статей закона, выработанной на основе предложений Сената, поддержанных согласительной комиссией.
27. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутатов и сенаторов, входящих в состав согласительной комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов согласи тельной комиссии от каждой из палат. Решение принимается открытым голосованием, если иной порядок не будет установлен согласительной комиссией.
28. Согласительная комиссия при рассмотрении разногласий по закону вправе получать консультации ученых и специалистов, запрашивать необходимые материалы и данные.
29. На заседании согласительной комиссии ведется протокол. В случае необходимости, по решению согласительной комиссии, ее заседания стенографируются.
30. Если по итогам работы согласительной комиссии по закону согласие не было достигнуто, то закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой как отклоненный Сенатом. При невозможности достичь соглашения оформляется протокол, подписываемый сопредседателями комиссии, который направляется в Сенат и Законодательную палату.
31. Если согласительная комиссия пришла к единому мнению, то по результатам своей работы согласительная комиссия принимает заключение, содержащее предложения по преодолению разногласий. К заключению прилагается текст проекта изменений и дополнений к закону.
32. Заключение согласительной комиссии подписывается сопредседателями комиссии от Сената и от Законодательной палаты и передается соответственно в Сенат и Законодательную палату.
V. Заключительные положения
33. Сопредседатель согласительной комиссии от Законодательной палаты вносит на рассмотрение Кенгаша для определения даты повторного рассмотрения закона следующие документы:
заключение согласительной комиссии;
протокол заседания согласительной комиссии и сопоставительную таблицу;
проект изменений и дополнений к закону;
завизированный сопредседателем согласительной комиссии от Законодательной палаты закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией.
34. Законодательная палата в течение десяти дней со дня представления заключения согласительной комиссии должна рассмотреть ее предложения и принять решение.
35. Законодательная палата принимает решения по предложениям согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов.
36. По результатам рассмотрения заключения согласительной комиссии Законодательная палата принимает одно из следующих решений:
принять предложения согласительной комиссии;
предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных Законодательной палатой, для представления новых предложений;
отклонить предложение согласительной комиссии по новой редакции статей, рассматриваемого закона.
37. При принятии предложений согласительной комиссии закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой. При повторном рассмотрении закона обсуждаются только те предложения, которые содержатся в протоколе согласительной комиссии. В этом случае закон принимается в обычном порядке.
38. В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Законодательная палата может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных Законодательной палатой, для представления новых предложений.
39. В случае принятия Законодательной палатой закона в редакции согласительной комиссии, он направляется в течение пяти дней в Сенат для одобрения с приложением необходимых материалов.
40. Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного Сенатом, Законодательная палата не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Сената об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.
41. Если Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и в течение десяти дней направляется Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
42. Если при голосовании по закону в Законодательной палате, отклоненному Сенатом, в ранее принятой редакции, данный закон не набирает две трети голосов от общего числа депутатов, то рассматриваемый закон считается не принятым.
43. После принятия Законодательной палатой и Сенатом окончательного решения по рассматриваемому закону согласительная комиссия упраздняется соответствующими решениями Законодательной палаты и Сената.