В целях дальнейшего формирования конкурентного рынка страховых услуг, развития современных видов и повышения качества страховой деятельности, увеличения уровня капитализации и обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, расширения их региональной сети, а также совершенствования методов регулирования страхования:
1. Одобрить разработанную Министерством финансов Республики Узбекистан совместно со страховыми организациями Программу реформирования и развития страхового рынка Республики Узбекистан на 2007—2010 годы согласно приложению № 1, предусматривающую меры по:
дальнейшему совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы страхования, страховой деятельности и страхового надзора в соответствии международной практикой;
расширению объемов, спектра и повышению качества оказываемых страховых услуг, особенно в сфере страхования предпринимательской деятельности, импортно-экспортных операций, долгосрочного страхования жизни, в том числе накопительных видов страхования;
совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы страхования.
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с министерствами, ведомствами и страховыми организациями — исполнителями обеспечить безусловное и качественное выполнение в установленные сроки предусмотренных в Программе мероприятий.
Действующим страховым компаниям (страховщикам) в срок до 1 января 2008 года обеспечить приведение размеров уставного капитала в соответствие с требованиями, установленными в утвержденном настоящим постановлением Положении о профессиональных участниках страхового рынка.
3. Министерству юстиции и Министерству финансов Республики Узбекистан до 1 января 2008 года совместно с Государственным налоговым комитетом принять меры по прекращению в установленном порядке деятельности и аннулированию лицензий страховых организаций, не отвечающих требованиям утвержденного Положения о профессиональных участниках страхового рынка.
4. Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в экономических вузах страны специализированных групп, расширению контингента и повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов профессиональных участников страхового рынка, регулярному повышению их квалификации.
5. Согласиться с предложением Министерства финансов Республики Узбекистан и страховых компаний республики о создании Ассоциации профессиональных участников страхового рынка Узбекистана, со следующими основными направлениями деятельности:
изучение конъюнктуры страхового рынка, разработка предложений по обеспечению его большей прозрачности, развитию конкуренции, увеличению объемов, расширению спектра и повышению качества страховых услуг;
оказание содействия потенциальным иностранным инвесторам в инвестировании средств в сферу страхования Республики Узбекистан;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для страхования, разработка норм профессиональной этики для профессиональных участников страхового рынка.
См. предыдущую редакцию.
6. Для стимулирования развития рынка страховых услуг и широкого участия юридических и физических лиц в страховании определить, что страховые премии по долгосрочному страхованию жизни не облагаются налогом.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 590)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 6 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 590)
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов, другими заинтересованными министерствами, ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
№ | Мероприятия | Форма реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы страхования, страховой деятельности и страхового надзора | ||||
1.1. Принятие новых законов | ||||
1. | Разработка проекта закона Республики Узбекистан «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». | Проект закона | II квартал 2007 года | Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Узбекская ассоциация транспорта и транспортных коммуникаций, другие заинтересованные министерства и ведомства, страховые компании |
2. | Разработка проекта закона Республики Узбекистан «Об обязательном страховании ответственности работодателя». | Проект закона | IV квартал 2007 года | Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты населения, другие заинтересованные министерства и ведомства, страховые компании |
3. | Разработка проекта закона Республики Узбекистан «О медицинском страховании». | Проект закона | IV квартал 2007 года | Министерство здравоохранения, Министерство финансов, Министерство экономики, другие заинтересованные министерства и ведомства, страховые компании |
1.2. Внесение изменений и дополнений в действующие законы | ||||
4. | Разработка проекта закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности» в части конкретизации и расширения состава профессиональных участников страхового рынка, определения их прав и обязанностей, порядка осуществления деятельности. | Проект закона | II квартал 2007 года | Министерство финансов, другие заинтересованные министерства и ведомства, страховые компании |
5. | Разработка проекта закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс об административной ответственности Республики Узбекистан» в части установления ответственности водителей, управляющих незастрахованными транспортными средствами. | Проект закона | II квартал 2007 года | Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Узбекская ассоциация транспорта и транспортных коммуникаций, другие заинтересованные министерства и ведомства, страховые компании |
1.3. Принятие ведомственных нормативно-правовых актов | ||||
6. | Разработка и утверждение плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховщиков и инструкции по его применению. | План счетов и инструкция по его применению | III квартал 2007 года | Министерство финансов |
7. | Разработка и утверждение форм финансовой отчетности страховщиков и правил по их заполнению. | Формы финансовой отчетности и правила по их заполнению | III квартал 2007 года | Министерство финансов |
8. | Разработка и утверждение методических указаний по расчету страховых тарифов в отрасли общего страхования и страхования жизни. | Методические указания | III квартал 2007 года | Министерство финансов, страховые организации |
9. | Подготовка методических рекомендаций по рейтинговой оценке страховых компаний. | Методические рекомендации | III квартал 2007 года | Министерство финансов, страховые компании |
10. | Разработка и утверждение Положения о порядке выдачи квалификационного сертификата актуария. | Положение | III квартал 2007 года | Министерство финансов |
11. | Разработка методических рекомендаций по организации деятельности по оказанию аджастерских, актуарных, сюрвейерских услуг и услуг ассистанс. | Методические рекомендации | III квартал 2007 года | Министерство финансов, страховые организации |
12. | Разработка и утверждение Положения о платежеспособности страховщиков и перестраховщиков. | Положение | IV квартал 2007 года | Министерство финансов |
13. | Разработка методических рекомендаций по проведению аудиторской проверки страховых компаний. | Методические рекомендации | IV квартал 2007 года | Министерство финансов |
14. | Пересмотр и внедрение в нормативно-правовую базу отдельных норм международных стандартов регулирования страховой деятельности и страхового надзора. | Изменения и дополнения в нормативно-правовую базу | 2007-2008 гг. | Министерство финансов |
15. | Разработка и утверждение типовых правил страхования предпринимательских рисков (страхование от потери прибыли, страхование от ошибок в проектировании, страхование от банкротства и т. п.). | Типовые правила | I квартал 2008 года | Министерство финансов, страховые компании |
16. | Установление единых требований и стандартов предоставления страховых услуг для сферы бизнеса. | Положение | I квартал 2008 года | Министерство финансов, страховые компании |
17. | Разработка и утверждение типовых правил, регламентирующих взаимоотношения страховщиков со страховыми посредниками. | Типовые правила | I квартал 2008 года | Министерство финансов, страховые организации |
18. | Установление единых требований и стандартов предоставления перестраховочных услуг. | Положение | I квартал 2008 года | Министерство финансов, страховые организации |
19. | Внедрение типовых технологий претензионной работы. | Методические рекомендации | III квартал 2008 года | Министерство финансов, страховые компании |
20. | Разработка и утверждение Положения об инвестиционной деятельности страховщика и перестраховщика. | Положение | I квартал 2009 года | Министерство финансов |
II. Расширение объемов, спектра и повышение качества оказываемых страховых услуг | ||||
21. | Увеличение объемов страховых услуг в 2007 — 2010 гг. в 3 раза, страховых резервов страховщиков — более чем в 2,5 раза, совокупного капитала страховых компаний — более чем в 2 раза. | Комплекс мер | Разработка — II квартал 2007 года Реализация —2007—2010 гг. | Министерство финансов, страховые организации |
22. | Повышение охвата населения и юридических лиц страховыми услугами, особенно в сфере страхования бизнеса, а также в сельской местности за счет увеличения количества обособленных подразделений страховщиков и страховых агентов. | Комплекс мер в соответствии с Программой развития сферы услуг и сервиса в 2006—2010 гг. | 2007—2010 гг. | Министерство финансов, страховые организации |
23. | Разработка и внедрение новых комплексных страховых услуг и продуктов по страхованию экспорта, обеспечивающих эффективную страховую защиту экспортных кредитов и экспортно-импортных операций, включая: страхование от политических и коммерческих рисков, страхование на условиях отсрочки платежа, страхование по типу «кредит поставщика», страхование по типу «кредит покупателю», страхование рисков, связанных с выполнением экспортно-импортных контрактов и реализацией инвестиционных проектов, страхование экспортно-импортных грузоперевозок, страхование от несостоятельности (банкротства) иностранного партнера и др. | Комплекс мер | Разработка — II квартал 2007 года Реализация —2007—2010 гг. | Министерство финансов, страховые организации |
24. | Расширение долгосрочного страхования жизни, в том числе накопительных видов страхования (смешанное страхование жизни, страхование к бракосочетанию, страхование аннуитетов, страхование дополнительной пенсии, страхование расходов на образование, страховании на лечение, в том числе за рубежом, страхование к совершеннолетию и др.). | Комплекс мер | Разработка — IV квартал 2007 года Реализация —2008—2010 гг. | Министерство финансов, страховые организации |
25. | Ускоренное развитие страхования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, внедрение новых видов страховых услуг в сфере страхования бизнеса (страхование от банкротства, от потери прибыли, от непредвиденных расходов, от судебных издержек, от профессиональной ответственности и др.), повышение их адресности, дифференцированности, качества и эффективности. | Комплекс мер | Разработка — I квартал 2008 года Реализация — 2008—2010 гг. | Министерство финансов, страховые организации |
26. | Организация маркетинговых исследований по оценке спроса на страховые услуги, аналитических разработок по развитию страхового рынка. | Маркетинговые и другие аналитические исследования | Постоянно, начиная с III квартала 2007 года | Ассоциация профессиональных участников страхового рынка |
27. | Разработка и внедрение автоматизированной системы сбора и обработки данных в Государственной инспекции по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Узбекистан. | Автоматизированная система | II квартал 2008 года | Министерство финансов |
28. | Разработка и внедрение механизма тестирования по раннему предупреждению рисков, основанного на системе оценки рисков. | Комплекс мер | Начиная с IV квартала 2008 года | Министерство финансов |
29. | Осуществление комплекса мер по вступлению Узбекистана в Международную ассоциацию органов страхового надзора. | Комплекс мер | В течение 2008 года | Министерство финансов |
30. | Проведение совместно с профессиональными участниками страхового рынка и их объединениями просветительской и разъяснительной работы среди населения по повышению страховой культуры. | Семинары, передачи и рекламные кампании на радио- и телевидении, публикации в средствах массовой информации | Постоянно | Министерство финансов, страховые компании |
31. | Информирование населения о незаконной либо неправомерной деятельности на страховом рынке, в том числе страховых агентов. | Информационные сообщения в средствах массовой информации | Постоянно | Министерство финансов, страховые компании |
III. Обеспечение прозрачности и надежности отечественного страхового рынка, повышение уровня капитализации страховщиков, укрепление их финансовой устойчивости и платежеспособности | ||||
32. | Увеличение, исходя из осуществляемых видов страховой деятельности, уставных капиталов действующих страховых компаний до установленных минимальных размеров. | Комплекс мер | До 1 января 2008 года | Министерство финансов, страховые компании |
33. | Осуществление комплекса мер по выявлению страховщиков, не имеющих возможности в установленные сроки обеспечить формирование минимального размера уставного капитала, оказание им содействия в перепрофилировании страховой деятельности и реорганизации (слияние, присоединение). | Комплекс мер | II квартал 2007 года | Министерство финансов |
34. | Реализация государственных долей в уставных ф?ндах ГАСК «?загросугур?а», ГАСК «Кафолат» и НКЭИС «Узбекинвест», преобразуемой в акционерную компанию. | Мероприятия | В сроки, установленные соответствующими решениями Правительства | Госкомимущество, Министерство финансов, ГАСК «Узагросугурта», ГАСК «Кафолат», НКЭИС «Узбекинвест». |
35. | Разработка и реализация мер по стимулированию создания страховых компаний с участием иностранного капитала. | Комплекс мер | II квартал 2007 года | Министерство финансов, страховые компании |
IV. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников сферы страхования | ||||
36. | Создание при Банковско-финансовой академии постоянно действующих специализированных курсов повышения квалификации и переподготовки работников профессиональных участников страхового рынка. | Специализированные учебные курсы | III квартал 2007 года | Ассоциация профессиональных участников страхового рынка, Банковско-финансовая академия |
37. | Организация учебно-практических конференций и семинаров для работников профессиональных участников страхового рынка по актуальным вопросам страхования и страховой деятельности. | Конференции и семинары | Регулярно | Ассоциация профессиональных участников страхового рынка, страховые компании, другие профессиональные участники страхового рынка |
38. | Создание учебного центра повышения квалификации и переподготовки работников профессиональных участников страхового рынка за счет долевого участия указанных структур. | Комплекс мер | I квартал 2008 года | Ассоциация профессиональных участников страхового рынка, страховые компании, другие профессиональные участники страхового рынка |
39. | Разработка норм профессиональной этики для профессиональных участников страхового рынка. | Нормы профессиональной этики | II квартал 2008 года | Ассоциация профессиональных участников страхового рынка, страховые компании, другие профессиональные участники страхового рынка |
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О страховой деятельности», другими актами законодательства и определяет особенности деятельности профессиональных участников страхового рынка.
2. Профессиональными участниками страхового рынка являются страховщики, страховые посредники (страховой брокер, перестраховочный брокер, страховой агент), юридические и физические лица, оказывающие актуарные, аджастерские, сюрвейерские услуги, а также услуги ассистанс.
См. предыдущую редакцию.
3. Государственная регистрация профессиональных участников страхового рынка осуществляется в Центрах государственных услуг в порядке, установленном законодательством.
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 января 2018 года № УП-5302)
4. Деятельность страховщиков и страховых брокеров осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых Министерством финансов Республики Узбекистан.
Порядок выдачи, прекращения действия и аннулирования лицензий на право осуществления деятельности страховщиков и страховых брокеров устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
5. Юридические и физические лица, оказывающие актуарные, аджастерские, сюрвейерские услуги, а также услуги ассистанс не вправе:
6. Для координации своей деятельности, защиты и представления общих интересов, а также решения иных общих задач профессиональные участники страхового рынка вправе в установленном законодательством порядке образовывать свои ассоциации и союзы, являющиеся некоммерческими организациями.
Ассоциации и союзы профессиональных участников страхового рынка не могут быть использованы для достижения соглашений, направленных на монополизацию страхового рынка.
7. Страховщик — это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, имеющее лицензию на осуществление страхования соответствующего вида и принимающее в соответствии с договором страхования обязательство осуществить выплату страхового возмещения (страховой суммы).
Государственные страховые организации создаются на основании решений Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан.
9. Уставной капитал страховщика не менее чем на девяносто процентов формируется из денежных средств учредителей (участников).
Использование для формирования уставного капитала страховщика средств, полученных в кредит, под залог и других привлеченных средств не допускается.
Первоначальный уставной капитал страховщика должен быть сформирован учредителями к моменту получения лицензии и не может быть меньше минимального размера уставного капитала, установленного настоящим Положением.
См. предыдущую редакцию.
10. Минимальные размеры уставного капитала составляют для страховщиков, осуществляющих деятельность:
(пункт 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2017 года № УП-5197 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)
11. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли страхования жизни, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли общего страхования, за исключением отдельных видов (классов) отрасли общего страхования, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Страховщик, осуществляющий страховую деятельность в отрасли общего страхования, не вправе осуществлять страховую деятельность в отрасли страхования жизни.
заключать и исполнять договоры страхования (перестрахования) в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством;
осуществлять инвестиционную деятельность в порядке и на условиях, определяемых Министерством финансов Республики Узбекистан;
осуществлять деятельность, связанную с повышением квалификации специалистов в области страхования (перестрахования), а также страховое посредничество в качестве страхового агента;
финансировать мероприятия по предотвращению и предупреждению наступления страховых случаев в порядке и на условиях, определяемых Министерством финансов Республики Узбекистан;
устанавливать правила (условия) по осуществляемым страховщиком видам страхования в соответствии с законодательством;
в установленном порядке запрашивать и получать от правоохранительных органов, судов, медицинских, сейсмологических, ветеринарных, гидрометеорологических и иных организаций соответствующую информацию и документы, необходимые для определения размера страхового возмещения;
заключать соответствующие договоры со страховыми агентами, страховыми и перестраховочными брокерами, иными профессиональными участниками страхового рынка;
отказать в выплате страхового возмещения, досрочно расторгнуть договор страхования в случаях и порядке, установленном законодательством и/или договором страхования (перестрахования);
в порядке, предусмотренном в договоре страхования (перестрахования), проверять сообщенную страхователем информацию, вести контроль за выполнением страхователем требований и условий договора страхования;
реализовать или сдавать в аренду имущество, ранее приобретенное страховщиком для собственных нужд или поступившее в его распоряжение в результате реализации договора страхования;
получать рейтинги рейтинговых организаций Республики Узбекистан и зарубежных рейтинговых организаций;
обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении страховой деятельности, в соответствии с требованиями законодательства;
представлять по требованию Министерства финансов Республики Узбекистан установленную законодательством информацию;
при наступлении страхового случая произвести в сроки, предусмотренные законодательством или договором страхования (перестрахования), все необходимые расчеты и выплаты страхового возмещения;
в случае изменения фирменного наименования, организационно-правовой формы или местонахождения довести информацию об этом до сведения страхователей через средства массовой информации, а по имеющимся у него на исполнении договорам страхования (перестрахования) со сроком свыше одного года — в письменной форме;
формировать и размещать страховые резервы в порядке и на условиях, устанавливаемых Министерством финансов Республики Узбекистан;
не реже одного раза в год проходить актуарное обследование в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан;
публиковать годовую финансовую отчетность по формам, в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан;
вести бухгалтерский учет, составлять финансовую, статистическую, налоговую и иную отчетность в установленном законодательством порядке.
Страховщик может нести иные обязанности в соответствии с законодательством и заключенными им договорами.
14. Страховщики не могут заниматься предпринимательской деятельностью, непосредственно не связанной с осуществлением страхования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Положением.
15. Страховой брокер — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страхователя. Деятельность страхового брокера не может совмещаться с другими видами деятельности в сфере страхования, за исключением деятельности перестраховочного брокера.
Перестраховочный брокер — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора перестрахования от своего имени и по поручению страховщика, выступающего по договору перестрахования в качестве страхователя.
осуществлять посредническую деятельность по любому виду страхования (перестрахования) в пределах полномочий;
получать от страховщика сведения о наличии лицензии, размерах уставного фонда, страховых резервов и принятых обязательств, а также иных показателях его платежеспособности и финансовой устойчивости;
по запросам клиентов предоставлять полную, достоверную и объективную информацию по заключению и исполнению договора страхования;
18. Страховой (перестраховочный) брокер оказывает услуги на основании договора, заключенного между ним и страхователем.
Оплата услуг страховых (перестраховочных) брокеров осуществляется в виде комиссионного вознаграждения, размер которого устанавливается договором.
19. Страховые и перестраховочные брокеры проводят разъяснительную работу по видам страхования, проверяют программы и условия страхования (перестрахования), предложенные страховщиками, на предмет их эффективности и выбирают из них наиболее оптимальный вариант.
20. Страховой агент — юридическое или физическое лицо, осуществляющее деятельность по организации заключения и исполнения договора страхования от имени и по поручению страховщика.
осуществлять посредническую деятельность по любому виду страхования в пределах полномочий, предоставленных страховщиком, в том числе и по обязательным видам страхования;
оказывать необходимое содействие при оценке страхового риска, принимаемого на страхование, по осуществлению страховой выплаты при наступлении страхового случая и в уплате страхователем страховой премии в полном объеме и в сроки, установленные в договоре страхования;
получать от страховщика сведения о наличии лицензии, размерах уставного фонда, страховых резервов и принятых обязательств, а также иных показателях его платежеспособности и финансовой устойчивости;
подготавливать и оформлять необходимые документы для заключения договора страхования (страхового полиса);
собирать из общедоступных источников, не мешая частной жизни страхователя, сведения о риске и страхователе с целью предоставления страховщику более полной информации о принимаемых от страхователя рисках;
содействовать правильному и своевременному оформлению документов при заключении договора страхования и выплате страхового возмещения, а также других документов, свойственных страхованию;
владеть информацией о страховых тарифах, условиях страхования, предлагаемых страховщиками, наличии лицензии, размерах уставного фонда, страховых резервов и принятых обязательств, а также иных показателях его платежеспособности и финансовой устойчивости;
при оформлении договора страхования владеть максимально возможной информацией о страхователе, предложить ему проведение конкретных мероприятий, направленных на снижение страхового риска и уменьшение вероятности наступления страхового случая;
подробно и правильно информировать страхователей, по их запросу, о действующих условиях страхования;
правильно заключать и своевременно переоформлять на новый срок договоры страхования, аккуратно и разборчиво заполняя предусмотренные в страховых документах реквизиты, не допуская помарок, подчисток и исправлений;
вести учет заключенных договоров страхования и полученных сумм страховых премий по установленным формам;
обеспечивать своевременное получение страховщиком любой информации, касающейся существенных изменений условий риска в течение договора страхования, а также своевременный и качественный обмен информацией между страховщиком и страхователем при возникновении и в процессе урегулирования страховых претензий;
организовать осуществление страховых выплат по поручению и за счет страховщика при наличии соответствующего соглашения;
23. Страховые агенты осуществляют свою деятельность на основе заключенных со страховщиками договоров поручения (агентских соглашений).
Страховой агент может осуществлять свою деятельность только после внесения его в реестр страховщика, с которым он заключил договор (агентское соглашение).
Оплата услуг страховых агентов осуществляется в виде комиссионных вознаграждений со страховых премий (платежей) по договорам страхования, заключенным страховым агентом.
заключение страховыми агентами договоров страхования от имени страховщиков, не получивших соответствующих лицензий;
посредническая деятельность страховых агентов по страхованию на территории Республики Узбекистан, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, не зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Узбекистан, если международными договорами Республики Узбекистан не предусмотрено иное.
25. Страховые агенты — физические лица не вправе по договорам страхования выписывать документы на свое имя, а при наличной уплате платежей — на имя близких родственников (отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, сестры и брата), а также заключать договоры страхования в свою пользу и при этом выступать страховым агентом по данному договору страхования.
26. Аджастер или аджастерская организация — это соответственно физическое или юридическое лицо, оказывающее по поручению страховщика (страхователя) следующие услуги:
при наличии страхового случая установление степени повреждения и размера ущерба, возникшего вследствие страхового случая;
Аджастер (аджастерская организация) осуществляет свою деятельность в соответствии с договором, заключенным со страховщиком (страхователем).
запрашивать и получать необходимую информацию от страхователя (страховщика) для изучения страхового события (страхового случая);
оформлять акт о произведенном им визуальном осмотре объекта (при необходимости с применением технических средств);
в установленном порядке запрашивать и получать необходимые сведения, имеющие юридическое значение, от органов государственной власти и управления, чья деятельность касается объектов страхования;
владеть соответствующими знаниями или иметь в своем штате специалистов, имеющих соответствующие профессиональные знания и навыки;
принимать возможные меры для правильного и своевременного анализа данных, требующих специального изучения;
29. Результаты оказания аджастерской услуги оформляются в виде экспертного отчета, который может быть использован страховщиком при оплате убытков и разрешении судебных споров.
Выводы, содержащиеся в экспертном отчете аджастера (аджастерской организации), могут быть пересмотрены в ходе независимой страховой экспертизы.
30. Актуарий или актуарная организация — это соответственно физическое или юридическое лицо, оказывающее актуарные услуги, включающие в себя:
осуществление расчетов математической вероятности наступления страхового события, определение частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба, как в отдельных рисковых группах, так и в целом по страховой совокупности;
математическое обоснование и расчет необходимых страховых резервов и фондов страховщика (перестраховщика), разработку методов их формирования;
определение зависимости между нормой вложения капитала и величиной нетто-ставки при использовании страховщиком собранных взносов в качестве инвестиций, что способствует снижению тарифных ставок на сумму инвестиционного дохода;
обоснование необходимых расходов на организацию процесса страхования и расчет себестоимости страховых услуг;
установление тарифных ставок по каждому виду страхования (перестрахования) с учетом долгосрочного и краткосрочного характера их проведения для страховщиков;
оценку результатов инвестиционной деятельности страховщика (перестраховщика) с использованием актуарных расчетов;
планирование доходов страховщика (перестраховщика) по различным видам страхования (перестрахования).
Актуарий (актуарная организация) осуществляет свою деятельность в соответствии с договором, заключенным со страховщиком.
отказаться от проведения актуарного обследования в случае непредставления страховщиком всей информации, необходимой для составления достоверного актуарного заключения;
привлекать в установленном порядке к участию в проведении актуарного обследования других актуариев и иных специалистов;
отражать в актуарном заключении факты недостатков актуарных расчетов и предложения по их устранению;
33. Актуарий может привлекаться к проведению актуарного обследования, если он состоит в штате актуарной организации или в случае заключения между ним и актуарной организацией договора гражданско-правового характера.
Актуарий в соответствии с законодательством несет перед актуарной организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественного актуарного обследования, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для актуарной организации.
34. Для оказания актуарных услуг актуарии обязаны получить квалификационный сертификат актуария в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан.
Актуарные организации должны иметь в своем штате не менее 1 актуария с квалификационным сертификатом актуария.
35. Результаты деятельности актуарной организации (актуария) оформляются в виде отчета. Выводы, содержащиеся в отчете актуарной организации (актуария) могут быть пересмотрены в ходе независимой экспертизы.
36. Юридические и физические лица, оказывающие услуги ассистанс, в рамках договора страхования предоставляют технические, медицинские и другие услуги страхователям (застрахованным лицам, выгодоприобретателям) и страховщикам, а также оказывают им финансовое содействие.
Юридические и физические лица, оказывающие услуги ассистанс, осуществляют свою деятельность в соответствии с договором, заключенным со страховщиком.
отказаться от оказания услуг ассистанс в случае непредставления страховщиком всей информации, необходимой для оказания услуг ассистанс;
организовать круглосуточный прием сообщений от страхователей (застрахованных лиц) о страховых событиях (случаях) и оказывать страхователям (застрахованным лицам) необходимую помощь в рамках договора страхования, на основании предъявленного страхового полиса;
обеспечить организацию оказания необходимой помощи и услуг страхователям (застрахованным лицам) немедленно, в возможно минимальные сроки с момента приема вызова;
проведению анализа всех фактов и рисковых обстоятельств, определению степени риска до заключения договора страхования;
Порядок работы специалистов (экспертов) страхового сюрвейера, уполномоченных на проведение страховой экспертизы, определяется внутренними документами страхового сюрвейера.
Страховой сюрвейер осуществляет свою деятельность в соответствии с договором, заключенным со страховщиком (страхователем).
запрашивать и получать необходимую информацию от страхователя (страховщика) для изучения объекта страхования;
запрашивать и получать необходимые сведения от органов государственной власти и управления, иных организаций, чья деятельность касается объектов страхования;
владеть соответствующими знаниями или иметь в своем штате специалистов, имеющих соответствующие профессиональные знания и навыки;
42. Результаты деятельности страхового сюрвейера оформляются в виде экспертного отчета, который может быть использован страховщиком (страхователем) при заключении договора страхования (перестрахования).
Выводы, содержащиеся в экспертном отчете страхового сюрвейера, могут быть пересмотрены в ходе независимой страховой экспертизы.
43. За неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств профессиональные участники страхового рынка несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
44. Общие условия проведения страховой деятельности, перечень предлагаемых страховых сделок и операций, страховые тарифы, виды и сроки страхования являются открытой информацией и не могут быть предметом тайны страхования и коммерческой тайны.
См. предыдущую редакцию.
45. Реорганизация и ликвидация страховщиков и других профессиональных участников страхового рынка осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
(пункт 45 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2012 года № УП-4473 — СЗ РУ, 2012 г., № 40, ст. 466)