Целью настоящего Закона является усиление роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны.
Настоящий Закон является основанием для внесения соответствующих поправок в Конституцию Республики Узбекистан, а также изменений и дополнений в действующее законодательство.
Фракция политической партии — депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвинутыми от политической партии, в целях выражения ее интересов в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, и зарегистрированное в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См. статью 24 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», а также статью 58 «Регламента Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», утвержденного постановлением Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 января 2016 года № 368-III.
Фракция политической партии, получившая большинство мест в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, составляет парламентское большинство.
См. предыдущую редакцию.
Парламентское большинство могут составить также несколько фракций политических партий и депутатов, избранных от Экологического движения Узбекистана, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.
(часть третья статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2008 г. № ЗРУ-194 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 510)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Фракции политических партий, а также депутаты, избранные от Экологического движения Узбекистана, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.
(часть четвертая статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2008 г. № ЗРУ-194 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 510)
См. последующую редакцию.
Объединение фракций политических партий в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.
Фракция политической партии, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:
на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;
на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. «Порядок образования и организации деятельности Согласительной комиссии палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан», утвержденный постановлениями Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 года № 152–I и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 3 декабря 2005 года № 112–I.
Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.
Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, может быть членом фракции только этой партии.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.
Заместители Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов на срок полномочий Законодательной палаты.
Фракция политической партии, созданная в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, имеет гарантированное право на замещение ее представителем одной должности заместителя Спикера Законодательной палаты.
Для избрания заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан фракция политической партии, как правило, вносит кандидатуру руководителя своей фракции.
В случае неизбрания представленной от фракции политической партии кандидатуры на должность заместителя Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан фракция политической партии имеет право представить другую кандидатуру из числа членов своей фракции.
Заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть избран в состав одного из комитетов Законодательной палаты.
Для дополнительной информаций см. главу 1 раздела III «Регламента Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», утвержденного постановлением Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29 января 2016 года № 368-III.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.
См. последующую редакцию.
Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Олий Мажлисе Республики Узбекистан представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.
(статья 4 дополнена частью третьей Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года № ЗРУ-367 — СЗ РУ, 2014 г., № 16, ст. 177)
Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан считается утвержденной, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Если при голосовании кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан в Законодательной палате или Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан не удалось набрать большинство голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, еще раз представить кандидатуру на должность Премьер-министра.
В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Вотум недоверия Премьер-министру Республики Узбекистан считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.
Новая кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями политических партий, представленных в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В случае двукратного отклонения Олий Мажлисом Республики Узбекистан кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра Республики Узбекистан и распускает Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В случае роспуска Олий Мажлиса Республики Узбекистан новые выборы проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.
(текст статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года № ЗРУ-285 — СЗ РУ, 2011 г., № 16, ст. 160)
в) в случае возникновения непреодолимых разногласий в составе Кабинета Министров Республики Узбекистан, ставящих под угрозу нормальное его функционирование, а также неоднократного принятия Кабинетом Министров решений, противоречащих Конституции, законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан;
г) по инициативе фракций политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представленной на рассмотрение Президента Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра Республики Узбекистан, если такая инициатива с необходимыми обоснованиями будет поддержана ведущими фракциями политических партий в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан и при постановке Президентом Республики Узбекистан на голосование получит в Законодательной палате и Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан соответственно более двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
См. последующую редакцию.
д) в случае выражения вотума недоверия Премьер-министру, принятого палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 5 дополнена пунктом «д» Законом Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года № ЗРУ-285 — СЗ РУ, 2011 г., № 16, ст. 160)
Освобождение от должности Премьер-министра Республики Узбекистан одновременно влечет за собой отставку Правительства Республики Узбекистан.
Кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах народных депутатов партийных групп.
Утвержденной считается кандидатура хокима области и города Ташкента, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Если при голосовании кандидатуры хокима области и города Ташкента не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций с партийными группами в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.
В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур хокима области и города Ташкента Президент Республики Узбекистан имеет право назначить исполняющего обязанности хокима области и города Ташкента, распустить соответствующий Кенгаш народных депутатов. При этом выборы в областной и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.
В соответствии с решением областного и Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов по кандидатуре хокима Президент Республики Узбекистан принимает указ.
Партийным группам областных, Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов в целях повышения эффективности контрольных функций предоставляется право инициировать представление Президенту Республики Узбекистан обоснованных заключений о неудовлетворительной деятельности лиц, утвержденных на должность хокима области и города Ташкента. В случае если эта инициатива поддерживается ведущими партийными группами, Президент Республики Узбекистан назначает обсуждение этой инициативы в Кенгаше народных депутатов и в соответствии с результатами обсуждения принимает решение.