Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 г. № УП–3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» и в целях обеспечения предоставления иностранным инвесторам предусмотренных законодательством гарантий Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», согласно приложению № 1.
2. Установить, что при предоставлении иностранному инвестору Правительством Республики Узбекистан дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций) заключается инвестиционный договор между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и иностранным инвестором, с последующим утверждением договора Кабинетом Министров.
См. последующую редакцию.
Утвердить Положение о порядке заключения и реализации инвестиционных договоров согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Голышева. В.А.
1. Настоящее Положение, в соответствии с законами Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «Об иностранных инвестициях», Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 г. № УП–3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций», определяет порядок применения гарантии, предоставленной иностранным инвесторам и их инвестициям частью четвертой статьи 3 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» (далее — гарантия).
2. Гарантия о применении в течение десяти лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством, применяется в случаях:
увеличения размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев приостановления государством репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;
введения количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;
введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики;
введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.
3. Иностранными инвесторами, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», являются:
международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;
юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;
физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.
при приобретении имущества, доли, акций и других ценных бумаг, эмитированных резидентами Республики Узбекистан, права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами — с даты вступления в силу документа, закрепляющего право собственности или другого вещного права;
при вложении прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл) — с даты вступления в силу документа, подтверждающего вложение прав на интеллектуальную собственность;
при приобретении концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов — с даты регистрации концессионного договора в установленном законодательством порядке;
при инвестировании с одновременным закреплением инвестиционных обязательств в инвестиционном договоре, заключаемом иностранным инвестором с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан — с даты вступления в силу договора;
при инвестировании в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан, — с даты вступления в силу документа, подтверждающего осуществление иностранным инвестором инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
5. При наступлении любого из перечисленных в пункте 2 настоящего Положения видов ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет соответствующий уполномоченный орган о применении гарантии.
Уполномоченными органами, которые уведомляются о применении иностранным инвестором гарантии, являются государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан и обслуживающие банки.
См. последующую редакцию.
в органы государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия — в случае увеличения размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;
в обслуживающий банк — в случае введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев, предусмотренных настоящим положением;
в соответствующие государственные организации, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц — в случае введения количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями, ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций;
в Министерство иностранных дел и (или) Министерство внутренних дел Республики Узбекистан — в случае введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов;
в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан — при наличии инвестиционного договора, предоставляющего иностранному инвестору дополнительные к установленным законодательством гарантии и меры защиты, — по тем условиям инвестирования, которые указаны в инвестиционном договоре.
См. последующую редакцию.
Уведомление может быть направлено инвестором в любое время после принятия акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования. В уведомлении указываются обстоятельства, которые иностранный инвестор считает ухудшением условий инвестирования и акт законодательства, действовавший на дату инвестирования, который он намеревается применять в течение срока действия гарантии.
7. Уведомление иностранного инвестора является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования.
В случае несогласия с уведомлением иностранного инвестора уполномоченный орган может обратиться в Министерство юстиции Республики Узбекистан за юридическим заключением о правомерности применения иностранным инвестором части четвертой статьи 3 Закона «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и настоящего Положения.
8. Министерство юстиции Республики Узбекистан в двухнедельный срок с момента получения обращения направляет в соответствующий уполномоченный орган мотивированное заключение.
Уполномоченный орган может обратиться в суд с иском о неправомерности применения гарантии иностранным инвестором.
В случае наличия юридического заключения Министерства юстиции о неправомерности применения иностранным инвестором гарантии уполномоченный орган может обратиться в суд с соответствующим иском без уплаты государственной пошлины.
9. Несогласие уполномоченного органа с уведомлением иностранного инвестора, его обращение в Министерство юстиции Республики Узбекистан за юридическим заключением и в суд с иском о неправомерности применения гарантии иностранным инвестором не являются основаниями для приостановления применения в отношении иностранного инвестора гарантии.
10. Действие настоящего Положения не распространяется на принятие, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке применения гарантии, установленной
частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и
мерах защиты прав иностранных инвесторов»
к Положению о порядке применения гарантии, установленной
частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и
мерах защиты прав иностранных инвесторов»
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
1. Настоящее Положение, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», определяет порядок заключения инвестиционных договоров Правительством Республики Узбекистан с иностранными инвесторами при предоставлении им дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций).
Заключение и реализация договоров с иностранными инвесторами, направленных на закрепление их инвестиционных обязательств, не связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер защиты (льгот и преференций), осуществляется в установленном законодательством порядке.
2. Дополнительные гарантии и меры защиты (льготы и преференции) предоставляются иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение производственного и экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
См. предыдущую редакцию.
При этом дополнительные льготы по уплате налогов, таможенных и других обязательных платежей предоставляются созданным иностранными инвесторами предприятиям с иностранными инвестициями только на четко определенный срок и не могут носить бессрочный характер.
(абзац пятый пункта 2 дополнен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июля 2006 г. № 133 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 28-29, ст. 270)
3. В целях обеспечения выполнения обязательств иностранными инвесторами, которым предоставляются дополнительные гарантии и меры защиты (льготы и преференции), с инвестором заключается инвестиционный договор.
4. Инвестиционный договор определяет права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности в отношении объектов инвестиционной деятельности.
5. Инвестиционный договор заключается между Правительством Республики Узбекистан в лице Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и иностранным инвестором (инвесторами).
См. последующую редакцию.
6. Инвестиционный договор в обязательном порядке заключается в случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты (льгот и преференций).
Такие гарантии и меры защиты (льготы и преференции) могут включать предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан, создание специального таможенного, налогового и платежного режима, осуществление государственного мониторинга реализации проектов, содействие в финансировании инвестиционных проектов, включение в инвестиционную программу или иные меры в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
права и обязанности инвестора, в том числе по объему инвестирования, обеспечению определенного объема производства, гарантированному уровню локализации производства и качества продукции, объему экспорта товаров и услуг собственного производства, обеспечению возврата привлекаемых под гарантию Правительства Республики Узбекистан кредитов, соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, трудового законодательства и техники безопасности, по другим аспектам производственной деятельности;
См. предыдущую редакцию.
обязательства иностранного инвестора по поставке современного оборудования и технологий, соответствующих международным стандартам, а также современным требованиям по энергоэффективности и экологическим нормам;
(пункт 7 дополнен абзацем пятым постановлением Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2016 года № ПП-2624 — СЗ РУ, 2016 г., № 40, ст. 469)
права и обязанности Правительства Республики Узбекистан, в том числе по предоставлению дополнительных к установленным законодательством гарантий и мер защиты;
информацию о сроках подготовки проектно-сметной документации, заключения договоров на подрядные работы, источниках финансирования, графиках реализации проекта, порядке технического надзора за ходом осуществления инвестиционного проекта;
Инвестиционный договор может содержать и иные условия в зависимости от специфики инвестиционного проекта, в том числе:
право инвестора на вывоз из Республики Узбекистан произведенной в результате выполнения договора принадлежащей ему продукции и полученной прибыли (доходов);
обязательства иностранного инвестора по найму и обучению работников из числа физических лиц Республики Узбекистан, условия по использованию технологий, а также обязательства инвестора по обучению работников созданной организации после окончания реализации инвестиционного проекта.
8. Для подготовки инвестиционного договора иностранный инвестор представляет в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан:
См. последующую редакцию.
основные экономические показатели, выполненные на основании технико-экономического обоснования (технико-экономического расчета), прошедшего в случаях, установленных законодательством, экспертизу в уполномоченных органах;
заключения Министерства финансов, Министерства экономики и Государственного налогового комитета — в части предоставления иностранным инвесторам и (или) создаваемому предприятию с иностранными инвестициями дополнительных к установленным законодательством льгот и преференций по налогообложению.
9. При необходимости Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан может затребовать от иностранного инвестора дополнительные материалы, связанные с оценкой проекта инвестиционного договора.
См. последующую редакцию.
10. Представленный иностранным инвестором проект инвестиционного договора и другие материалы рассматриваются уполномоченными органами в течение четырнадцати рабочих дней со дня получения проекта инвестиционного договора.
11. В случае необходимости, в целях согласования положений инвестиционного договора между Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан и иностранным инвестором (инвесторами) проводятся переговоры.
См. последующую редакцию.
12. Подписанный иностранным инвестором и Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан инвестиционный договор вносится Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли в Кабинет Министров Республики Узбекистан для принятия решения правительства о его утверждении.
См. последующую редакцию.
В случае если технико-экономическое обоснование (технико-экономический расчет) инвестиционного проекта подлежит утверждению Кабинетом Министров Республики Узбекистан, соответствующий пункт об утверждении инвестиционного договора может быть включен в проект решения правительства об утверждении ТЭО (ТЭР) инвестиционного проекта.
В случае если инвестиционным договором предусматривается предоставление налоговых и таможенных льгот и преференций, такой договор утверждается в порядке, установленном законодательством.
13. Инвестиционный договор с иностранным инвестором вступает в силу с даты принятия решения о его утверждении, если иное не предусмотрено этим решением.
14. Иностранный инвестор в порядке и сроки, оговоренные в инвестиционном договоре, представляет в Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан отчеты о ходе исполнения принятых обязательств. Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором обязательств, вытекающих из инвестиционного договора.
См. последующую редакцию.
15. Действие настоящего Положения распространяется на инвестиционные проекты, реализуемые после вступления его в силу.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.