Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратит силу 1 апреля 2018 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 марта 2018 года № 241 «О совершенствовании порядка лицензирования деятельности в сфере оказания негосударственных образовательных услуг».
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» Кабинет Министров постановляет:
Положение о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений согласно приложению № 1;
состав Комиссии Кабинета Министров по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
2. Комиссии Кабинета Министров по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений в двухнедельный срок утвердить Положение о комиссии.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.А. Азизходжаева.
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности негосударственных образовательных учреждений.
2. Решения о выдаче и аннулировании лицензий, приостановлении и прекращении их действия принимаются Комиссией по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений Кабинета Министров (далее — комиссия).
См. последующую редакцию.
Функции рабочего органа комиссии выполняет Управление по контролю качества подготовки кадров, аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений Государственного центра тестирования (далее — рабочий орган).
См. последующую редакцию.
3. На право осуществления деятельности негосударственных образовательных учреждений выдаются типовые (простые) лицензии.
4. Лицензии выдаются негосударственным образовательным учреждениям отдельно на каждый вид образования.
5. Лицензия на право осуществления деятельности негосударственных образовательных учреждений выдается сроком на 5 лет. Лицензия может быть выдана на срок менее 5 лет только по заявлению соискателя лицензии.
См. последующую редакцию.
6. К лицензионным требованиям и условиям при осуществлении деятельности негосударственных образовательных учреждений относятся:
реализация образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, а также в соответствии с государственными требованиями к дошкольному, внешкольному образованию, повышению квалификации и переподготовки кадров;
обязательность светского характера обучения, недопустимость использования в образовательном процессе пропаганды войны, насилия, ущемления конституционных прав и свобод граждан, подрыва безопасности и общественно-политической стабильности в стране, правовых и духовных основ общества, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, распространения недостоверной информации об Узбекистане и искажения его исторических, культурных и духовных ценностей;
наличие у соискателя лицензии предназначенных для выполнения лицензируемой деятельности зданий (помещений), принадлежащих ему на праве собственности или ином вещном праве, соответствующих установленным требованиям;
преподавание дисциплин в негосударственных образовательных учреждениях лицами, имеющими соответствующее базовое образование;
См. последующую редакцию.
организация учебного и воспитательного процесса в соответствии с государственными образовательными стандартами (государственными требованиями), учебными планами и программами обучения;
оснащение аудиторий, учебных помещений и библиотек необходимыми учебной и учебно-методической литературой, учебно-лабораторным оборудованием и современными средствами обучения.
См. последующую редакцию.
7. В лицензионном соглашении могут предусматриваться конкретные лицензионные требования и условия, вытекающие из перечисленных в пункте 6 настоящего Положения.
заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (почтового адреса), наименования учреждения банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности;
См. последующую редакцию.
документы, подтверждающие наличие права собственности или иного вещного права на здания (помещения), в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, а также подтверждающие соответствие указанных зданий (помещений) установленным требованиям;
заключения органов пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии имеющихся зданий и помещений требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм;
документы, подтверждающие наличие материальных средств (или их конкретный источник), необходимых для обеспечения учебного процесса;
См. последующую редакцию.
9. Документы доставляются соискателем лицензии в рабочий орган непосредственно либо через средства почтовой связи с уведомлением об их получении.
Документы принимаются ответственным лицом рабочего органа по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
10. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством.
11. За рассмотрение заявления соискателя лицензии взимается сбор в пятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Сумма сбора за рассмотрение заявления лицензиата о выдаче лицензии зачисляется на счет рабочего органа.
В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления сумма уплаченного сбора возврату не подлежит.
12. Лицензирование деятельности негосударственных образовательных учреждений осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению к настоящему Положению.
Решение о выдаче лицензии соискателю лицензии или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления соискателя лицензии.
Рабочий орган в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения заявления, рассматривает документы, подготавливает экспертное заключение по ним и представляет предложение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии соискателю лицензии с соответствующим проектом протокола решения в комиссию на утверждение.
См. последующую редакцию.
Комиссия в срок, не превышающий пятнадцати дней после получения предложения рабочего органа, рассматривает его и утверждает протокол о принятом решении. Протокол принятого комиссией решения подписывается председателем комиссии (его заместителем). В необходимых случаях решение комиссии может приниматься опросным путем.
13. Рабочий орган уведомляет соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
Уведомление о принятии решения на выдачу лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета, срока уплаты государственной пошлины.
Одновременно с извещением о принятии решения на выдачу лицензии соискателю лицензии направляется для подписания лицензионное соглашение.
Лицензионное соглашение, определяющее взаимные права и обязательства между лицензирующим органом и лицензиатом, заключается между рабочим органом и лицензиатом, и должно содержать:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
порядок контроля со стороны рабочего органа за выполнением лицензиатом требований и условий лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение составляется в двух экземплярах — по одному экземпляру для лицензиата и рабочего органа.
14. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию, номер и степень защищенности. Образцы бланков лицензий разрабатываются рабочим органом, утверждаются комиссией и изготавливаются по заказу рабочего органа типографским способом в ГПО «Давлат белгиси». Руководитель рабочего органа в установленном порядке несет персональную ответственность за учет, сохранность и целевое использование бланков лицензий.
15. Лицензия выдается в трехдневный срок после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату государственной пошлины, и подписания им лицензионного соглашения.
16. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев с момента направления (вручения) уведомления о принятии решения на выдачу лицензии не представил в рабочий орган документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, либо не подписал лицензионное соглашение, комиссия вправе принять решение об аннулировании лицензии.
17. В выдаче лицензии может быть отказано по основаниям, предусмотренным статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Соискатель лицензии имеет право обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии, а также действие (бездействие) должностного лица рабочего органа в порядке, установленном законодательством.
18. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии уведомление об отказе направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием конкретных причин отказа и срока, достаточного для того, чтобы соискатель лицензии, устранив указанные причины, мог представить документы для повторного рассмотрения.
См. последующую редакцию.
19. В случае устранения соискателем лицензии причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, повторное рассмотрение документов осуществляется в срок, не превышающий десяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
При этом рабочий орган в течение четырех дней после повторного представления документов подготавливает экспертное заключение по ним и представляет предложение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии соискателю лицензии с соответствующим проектом протокола решения в комиссию на утверждение.
См. последующую редакцию.
Комиссия в шестидневный срок после получения предложения рабочего органа рассматривает его и утверждает протокол о принятом решении. Протокол принятого комиссией решения подписывается председателем комиссии (его заместителем).
См. последующую редакцию.
Заявление, поданное по истечении срока, указанного в уведомлении об отказе в выдаче лицензии, считается вновь поданным.
20. В случае преобразования лицензиата, изменения его наименования или места его нахождения (почтового адреса) лицензиат или его правопреемник обязан в недельный срок после прохождения перерегистрации подать в рабочий орган заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
См. последующую редакцию.
21. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет указанную в ней деятельность на основании ранее выданной лицензии.
22. При переоформлении лицензии рабочий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление лицензии осуществляется в течение пяти дней со дня получения рабочим органом заявления о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов.
При переоформлении лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления соискателя лицензии о выдаче лицензии. Сумма сбора зачисляется на счет рабочего органа.
Заявление о продлении срока действия лицензии должно быть подано в рабочий орган не позднее двух месяцев до истечения срока действия лицензии.
Решение о продлении или об отказе в продлении срока действия лицензии принимается в порядке, предусмотренном для выдачи лицензии.
24. Взамен утраченной или пришедшей в негодность лицензии, срок действия которой не истек, по заявлению лицензиата может быть выдан дубликат.
При выдаче дубликатов лицензии взимается сбор в половинном размере суммы, уплачиваемой за рассмотрение заявления лицензии о выдаче лицензии. Сумма сбора зачисляется на счет рабочего органа.
25. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется рабочим органом в порядке, установленном законодательством.
26. При осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий рабочий орган, в пределах своей компетенции, имеет право:
проводить в порядке, установленном законодательством, плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий;
проводить в порядке, установленном законодательством, внеплановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при наличии фактов, свидетельствующих об их нарушениях лицензиатом;
запрашивать и получать от лицензиата необходимую информацию по вопросам, возникающим при проведении проверок соблюдения лицензионных требований и условий;
составлять на основании результатов проверок акты (справки) с указанием конкретных нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;
вносить на рассмотрение комиссии предложения о приостановлении и прекращении действия либо аннулировании лицензии.
27. При проверке соблюдения лицензионных требований и условий проверяющими работниками рабочего органа составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается лицензиату, второй экземпляр остается в рабочем органе.
28. Приостановление и прекращение действия лицензии, ее аннулирование производится по решению комиссии в случаях и порядке, предусмотренных статьями 22—24 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
29. Решение комиссии о приостановлении или прекращении действия лицензии, ее аннулировании может быть обжаловано в суд. В случае признания судом необоснованности решения комиссия несет перед лицензиатом ответственность в размере понесенного им ущерба.
основания и даты переоформления, продления срока действия, приостановления и возобновления действия лицензии;
31. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней юридических и физических лиц, которые вправе получить за плату в рабочем органе информацию из реестра лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах.
Плата за выдачу информации из реестра лицензий в размере половины минимальной заработной платы зачисляется на счет рабочего органа.
Информация из реестра лицензий органам государственной власти и управления предоставляется безвозмездно.
См. последующую редакцию.
32. Государственная пошлина за выдачу лицензии на право осуществления деятельности негосударственным образовательным учреждениям и продление срока ее действия взимается в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 1 марта 2004 г. № 100
к постановлению Кабинета Министров от 1 марта 2004 г. № 100
Азизходжаев А.А. | — | заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель Комиссии |
Гулямов С.С | — | министр высшего и среднего специального образования, заместитель председателя Комиссии |
Жураев Р.Х. | — | министр народного образования, заместитель председателя Комиссии |
Назиров Ф.Г. | — | министр здравоохранения |
Саматов П.А. | — | заместитель министра юстиции |
Абдурахманов М.С. | — | заместитель министра финансов |
Ибрагимов Ш.Г. | — | заместитель министра экономики |
Хусанов Ж.Х. | — | руководитель Центра среднего специального и профессионального образования — первый заместитель министра высшего и среднего специального образования |
Иноятов У.И. | — | главный консультант Аппарата Президента Республики Узбекистан (по согласованию) |
Исмоилов Б.М. | — | директор Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан |
Акбаров М.О. | — | главный специалист секретариата Социального комплекса Кабинета Министров, ответственный секретарь Комиссии |
См. последующую редакцию.