Постановление
Кабинета Министров Республики Узбекистан
Об утверждении Положения об индивидуальном жилищном строительстве
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об ипотеке», Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 г. № УП-3618 «О мерах по ускорению реализации приоритетных направлений в сфере углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики», постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья», а также в целях упорядочения индивидуального жилищного строительства в республике Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение об индивидуальном жилищном строительстве согласно приложению № 1.
2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента обеспечить контроль за безусловным соблюдением на местах требований Положения, утвержденного настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Н.М. Ханова.
Премьер-министр Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЯЕВ
г. Ташкент,
30 декабря 2006 г.,
№ 272
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 г. № 272
ПОЛОЖЕНИЕ
об индивидуальном жилищном строительстве
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об индивидуальном жилищном строительстве (далее — Положение) в соответствии Законом Республики Узбекистан «Об ипотеке» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» устанавливает порядок осуществления гражданами индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) на территории Республики Узбекистан.
2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
индивидуальный жилой дом — одно или несколько жилых строений с относящимися к ним подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, расположенными на одном земельном участке, предназначенные для постоянного проживания, отдыха и ведения личного хозяйства (далее — жилой дом);
подсобно-хозяйственные строения — помещения для содержания домашнего скота и птицы, сарай, гараж, летняя кухня, тандырная, погреб, баня, дворовой туалет, душевая, теплица, бассейн, сауна, котельная и другие функциональные строения, предназначенные для выполнения различных видов работ, связанных с временным пребыванием людей;
дворовые сооружения — ограждения, ворота, калитки, колодец, фонтаны и другие плоскостные или линейные сооружения, не предназначенные для проживания людей и использования в бытовых и производственных целях;
жилая площадь жилого дома — сумма площадей по внутренним габаритам жилых комнат;
общая площадь жилого дома — сумма площадей всех жилых комнат, подсобно-хозяйственных строений дома (кухня, ванная, коридор и др.);
реконструкция жилого дома — изменение архитектурно-планировочных решений, возведение надстроек, встроек, пристроек с частичной разборкой, заменой изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных).
3. Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право построить для собственных нужд и семьи на правах частной собственности жилой дом с необходимыми подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, с соблюдением законодательства и настоящего Положения.
4. Площадь жилого дома для индивидуальных застройщиков в пределах выделяемого участка не ограничивается.
5. Этажность жилого дома на территориях, на которых осуществляется особое регулирование градостроительной деятельности, устанавливается и согласовывается с органами архитектуры и строительства районов (городов) в соответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов.
6. Предоставление земельных участков и строительство жилых домов в случае сноса жилых домов, находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2006 года № 97 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд».
См. предыдущую редакцию.
II. Предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство
(наименование раздела II в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
7. Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство — это часть земельного фонда, предназначенная для индивидуального жилищного строительства, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре.
См. предыдущую редакцию.
8. Земельный участок для ИЖС предоставляется в пожизненное наследуемое владение в размерах на одну семью до 0,06 гектара в установленном порядке хокимами районов (городов) только гражданам Республики Узбекистан из земель, не входящих в состав сельскохозяйственных и лесохозяйственных.
(пункт 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
См. предыдущую редакцию.
9. Для ИЖС право пожизненного наследуемого владения на земельные участки в пределах до 0,04 гектара реализуется в установленном порядке на аукционной основе.
(абзац первый пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
См. предыдущую редакцию.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, построенный с участием инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест», решением хокима района отводится индивидуальному застройщику (гражданину Республики Узбекистан) в размере 0,06 га на одного застройщика в пожизненное наследуемое владение без проведения аукционных торгов.
(абзац второй пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 сентября 2010 г. № 201 — СЗ РУ, 2010 г. № 37, ст. 321)
См. предыдущую редакцию.
III. Порядок рассмотрения заявлений граждан при предоставлении земельных участков
(наименование раздела III в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
10. Заявление для получения земельных участков для ИЖС подается в хокимият района (города).
К заявлению прилагаются копия кадастрового дела жилых помещений по месту постоянного проживания заявителей (при наличии) и справка органов самоуправления граждан о составе семьи.
См. предыдущую редакцию.
Индивидуальный застройщик, оформивший заказ на строительство жилого дома в земельном массиве, отведенном под индивидуальное жилищное строительство с участием инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест», обращается с письменным заявлением в региональные филиалы компании, с указанием конкретного земельного участка и выбранного типового проекта.
(пункт 10 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 октября 2009 года № 280 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 464)
См. предыдущую редакцию.
11. Заявление рассматривается постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков (далее — комиссия), возглавляемой хокимом района (города), в состав которой включаются представители органов Госкомземгеодезкадастра, охраны природы, архитектуры и строительства, санитарно-эпидемиологической службы, сходов граждан а также председатель районного совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и другие лица.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 декабря 2017 года № 1021 — Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465)
12. Комиссия в десятидневный срок со дня получения заявления выносит заключение о целесообразности предоставления земельного участка или мотивированном отказе в предоставлении земельного участка.
См. предыдущую редакцию.
При реализации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок гражданам в установленном порядке на аукционной основе решения комиссии не требуется.
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
13. В первую очередь земельные участки предоставляются:
гражданам, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд;
инвалидам и участникам Второй мировой войны;
воинам-интернационалистам;
семьям погибших военнослужащих и приравненных к ним лиц;
ветеранам труда;
гражданам, передающим районным и городским хокимиятам занимаемые ими жилые помещения государственного и частного жилищного фонда.
14. На основе положительного заключения комиссии хоким района (города) в десятидневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для ИЖС.
См. предыдущую редакцию.
При реализации права пожизненного наследуемого владения на земельный участок на аукционной основе хоким района (города) выдает победителю аукциона государственный ордер о приобретении этого права.
(абзац второй пункта 14 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
См. предыдущую редакцию.
15. На основании решения хокима района (города), органами архитектуры и строительства района (города) совместно с филиалом государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в соответствующем районе (городе) в трехдневный срок осуществляются вынос в натуру границ земельного участка, а также выдаются следующие документы:
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2017 года № 679 — СЗ РУ, 2017 г., № 35, ст. 931)
выписка из решения хокима района (города);
выкопировка из генплана массива с нанесением границ участка.
16. В случаях, когда нет возможности выделения земельных участков всем гражданам, ходатайствующим о предоставлении земельных участков, хокимият района (города) ведет учет нуждающихся в получении земельных участков.
Список граждан, нуждающихся в получении земельных участков в порядке очередности, утверждается хокимом района (города) не реже одного раза в год.
17. Ходатайствующие должны быть информированы о включении в утвержденный список с указанием ориентировочного срока предоставления земельного участка.
18. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие свободных земельных участков, предназначенных для ИЖС.
19. В случае отказа в предоставлении земельного участка хокимият в трехдневный срок письменно уведомляет об этом заявителя.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(раздел IV утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
V. Технический надзор, приемка, инвентаризация и государственная регистрация жилых домов и прав на них
27. Технический надзор за ИЖС осуществляет застройщик.
См. предыдущую редакцию.
При привлечении инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест» в качестве заказчика функции технического надзора за ходом индивидуального жилищного строительства осуществляет инжиниринговая компания.
(пункт 27 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 октября 2009 года № 280 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 464)
Органы архитектуры и строительства района (города) осуществляют надзор за соблюдением градостроительных норм и правил при строительстве жилого дома.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 28 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 29 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 30 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 31 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2018 года № 370 — Национальная база данных законодательства, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)
VI. Обязанности застройщика жилого дома
32. Застройщик обязан:
См. предыдущую редакцию.
использовать предоставленный земельный участок и ипотечный кредит по целевому назначению только для строительства жилого дома с подсобно-хозяйственными строениями;
(абзац второй пункта 32 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 138 — СЗ РУ, 2014 г., № 23, ст. 269)
осуществлять строительство жилого дома и подсобно-хозяйственных строений в соответствии с согласованным и утвержденным проектом, с соблюдением градостроительных норм и правил, а также настоящим Положением;
См. предыдущую редакцию.
начать освоение предоставленного земельного участка в течение трех лет со дня его предоставления и в течение одного месяца после утверждения акта приемочной комиссии решением хокима района (города), обратиться в филиал государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в соответствующем районе (городе) для государственной регистрации права собственности на жилой дом.
(абзац четвертый пункта 32 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 августа 2017 года № 679 — СЗ РУ, 2017 г., № 35, ст. 931)
VII. Ответственность за самовольную постройку
33. Самовольной постройкой считаются жилые дома, другие строения и сооружения или иное недвижимое имущество, построенные застройщиками на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законодательством, а также возведенные без получения на это необходимого разрешения либо с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
34. В случае обнаружения самовольной постройки должностными лицами органов архитектуры и строительства районов (городов) составляется акт о факте самовольной постройки.
35. Одновременно с составлением акта должностными лицами органов архитектуры и строительства районов (городов) выдается предписание о приостановлении самовольной постройки. Копия предписания представляется в хокимият района (города) для дальнейшего решения вопроса по самовольно возведенному строению в установленном порядке.
Самовольная постройка по иску лица, права которого нарушены, либо соответствующего государственного органа подлежит, по решению суда, сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
36. Застройщик имеет право обжаловать в вышестоящий орган или в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц, препятствующих осуществлению строительства или реконструкции жилого дома.
37. Споры, возникающие по вопросам осуществления самовольной постройки физическими лицами, рассматриваются в соответствии с законодательством.
VIII. Ответственность за нарушение настоящего Положения
38. Застройщик и органы государственной власти на местах несут за нарушение настоящего Положения ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 года № 272
Перечень утративших силу решений Правительства Республики Узбекистан
1. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 25 декабря 1959 г. № 970 «Об упорядочении индивидуального жилищного строительства» (СП УзССР, 1959 г., № 18, ст. 76).
2. Постановление ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР от 21 августа 1969 г. № 409 «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 392 «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» (СП УзССР, 1969 г., № 7, ст. 64).
3. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 11 ноября 1981 г. № 877 «Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1981 г. № 972 «О мерах по повышению эффективности капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство».
4. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 28 июля 1988 г. № 263 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации и управления индивидуальным жилищным строительством в Узбекской ССР» (СП УзССР, 1988 г., № 7, ст. 27) и приложения к нему.
5. Пункт 2 приложения к постановлению Совета Министров Узбекской ССР от 24 января 1989 г. № 37 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Узбекской ССР по жилищным вопросам».
6. Пункт 6 приложения к постановлению Кабинета Министров Узбекской ССР от 16 февраля 1991 г. № 38 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Узбекской ССР в связи с Законом Узбекской ССР «О собственности в Узбекской ССР» (СП УзССР, 1991 г., № 2, ст. 4).
7. Пункт 19 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 19 октября 1993 г. № 505.
8. Постановление Кабинета Министров от 3 сентября 1999 г. № 411 «О дополнительных мерах по стимулированию многодетных и малоимущих семей, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство» (СП Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 50).

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 51-52, ст. 518; 2009 г., № 44, ст. 464; 2010 г. № 37, ст. 321; 2013 г., № 1, ст. 8; 2014 г., № 23, ст. 269; 2017 г., № 35, ст. 931; Национальная база данных законодательства, 27.12.2017 г., № 09/17/1021/0465, 24.05.2018 г., № 09/18/370/1253)