В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об ипотеке», Указом Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 г. № УП-3618 «О мерах по ускорению реализации приоритетных направлений в сфере углубления рыночных реформ и дальнейшей либерализации экономики», постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья», а также в целях упорядочения индивидуального жилищного строительства в республике Кабинет Министров постановляет:
2. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента обеспечить контроль за безусловным соблюдением на местах требований Положения, утвержденного настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Н.М. Ханова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 г. № 272
к постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 г. № 272
1. Настоящее Положение об индивидуальном жилищном строительстве (далее — Положение) в соответствии Законом Республики Узбекистан «Об ипотеке» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 16 февраля 2005 г. № ПП-10 «О дальнейшем развитии жилищного строительства и рынка жилья» устанавливает порядок осуществления гражданами индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) на территории Республики Узбекистан.
индивидуальный жилой дом — одно или несколько жилых строений с относящимися к ним подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, расположенными на одном земельном участке, предназначенные для постоянного проживания, отдыха и ведения личного хозяйства (далее — жилой дом);
подсобно-хозяйственные строения — помещения для содержания домашнего скота и птицы, сарай, гараж, летняя кухня, тандырная, погреб, баня, дворовой туалет, душевая, теплица, бассейн, сауна, котельная и другие функциональные строения, предназначенные для выполнения различных видов работ, связанных с временным пребыванием людей;
дворовые сооружения — ограждения, ворота, калитки, колодец, фонтаны и другие плоскостные или линейные сооружения, не предназначенные для проживания людей и использования в бытовых и производственных целях;
общая площадь жилого дома — сумма площадей всех жилых комнат, подсобно-хозяйственных строений дома (кухня, ванная, коридор и др.);
реконструкция жилого дома — изменение архитектурно-планировочных решений, возведение надстроек, встроек, пристроек с частичной разборкой, заменой изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных).
3. Каждый гражданин Республики Узбекистан имеет право построить для собственных нужд и семьи на правах частной собственности жилой дом с необходимыми подсобно-хозяйственными строениями и дворовыми сооружениями, с соблюдением законодательства и настоящего Положения.
4. Площадь жилого дома для индивидуальных застройщиков в пределах выделяемого участка не ограничивается.
5. Этажность жилого дома на территориях, на которых осуществляется особое регулирование градостроительной деятельности, устанавливается и согласовывается с органами архитектуры и строительства районов (городов) в соответствии с утвержденными генеральными планами населенных пунктов.
6. Предоставление земельных участков и строительство жилых домов в случае сноса жилых домов, находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд регулируется постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2006 года № 97 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд».
См. последующую редакцию.
7. Земельный участок под индивидуальное жилищное строительство — это часть земельного фонда, предназначенная для индивидуального жилищного строительства, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре.
8. До 1 января 2008 года земельный участок для ИЖС предоставляется в пожизненное наследуемое владение в размерах на одну семью до 0,06 гектара в установленном порядке хокимами районов (городов) только гражданам Республики Узбекистан из земель, не входящих в состав сельскохозяйственных и лесохозяйственных.
См. последующую редакцию.
9. С 1 января 2008 года земельные участки под ИЖС реализуются гражданам в порядке, установленном законодательством на аукционной основе.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом, построенный с участием инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест», решением хокима района отводится индивидуальному застройщику (гражданину Республики Узбекистан) в размере 0,06 га на одного застройщика в пожизненное наследуемое владение без проведения аукционных торгов.
(абзац второй пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 сентября 2010 г. № 201 — СЗ РУ, 2010 г. № 37, ст. 321)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
К заявлению прилагаются копия кадастрового дела жилых помещений по месту постоянного проживания заявителей (при наличии) и справка органов самоуправления граждан о составе семьи.
См. предыдущую редакцию.
Индивидуальный застройщик, оформивший заказ на строительство жилого дома в земельном массиве, отведенном под индивидуальное жилищное строительство с участием инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест», обращается с письменным заявлением в региональные филиалы компании, с указанием конкретного земельного участка и выбранного типового проекта.
(пункт 10 дополнен абзацем постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 октября 2009 года № 280 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 464)
11. Заявление рассматривается постоянно действующей комиссией по рассмотрению вопросов предоставления (реализации) земельных участков (далее — комиссия), возглавляемой хокимом района (города), в состав которой включаются представители органов Госкомземгеодезкадастра, охраны природы, архитектуры и строительства, санитарно-эпидемиологической службы, сходов граждан и другие лица.
См. последующую редакцию.
12. Комиссия в десятидневный срок со дня получения заявления выносит заключение о целесообразности предоставления земельного участка или мотивированном отказе в предоставлении земельного участка.
При реализации земельного участка гражданам в установленном порядке на аукционной основе решения комиссии не требуется.
См. последующую редакцию.
гражданам, дома которых подлежат сносу в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд;
гражданам, передающим районным и городским хокимиятам занимаемые ими жилые помещения государственного и частного жилищного фонда.
14. На основе положительного заключения комиссии хоким района (города) в десятидневный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для ИЖС.
При реализации земельного участка на аукционной основе решение хокима принимается в десятидневный срок на основе результатов аукциона.
См. последующую редакцию.
15. На основании решения хокима района (города), органами архитектуры и строительства района (города) совместно с территориальными органами Госкомземгеодезкадастра в трехдневный срок осуществляются отвод и вынос в натуру границ земельного участка, а также выдаются следующие документы:
См. последующую редакцию.
16. В случаях, когда нет возможности выделения земельных участков всем гражданам, ходатайствующим о предоставлении земельных участков, хокимият района (города) ведет учет нуждающихся в получении земельных участков.
Список граждан, нуждающихся в получении земельных участков в порядке очередности, утверждается хокимом района (города) не реже одного раза в год.
17. Ходатайствующие должны быть информированы о включении в утвержденный список с указанием ориентировочного срока предоставления земельного участка.
18. Основанием для отказа в предоставлении земельного участка является отсутствие свободных земельных участков, предназначенных для ИЖС.
19. В случае отказа в предоставлении земельного участка хокимият в трехдневный срок письменно уведомляет об этом заявителя.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
20. Строительство жилого дома может быть осуществлено по типовому или индивидуально разработанному проекту, при этом индивидуально разработанный проект подлежит согласованию с районным (городским) архитектором.
22. Основанием для начала строительных работ по строительству жилого дома является согласованный в порядке, установленном настоящим Положением, индивидуальный или типовой проект на строительство жилого дома.
24. Строительство жилых домов, подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений должно осуществляться при соблюдении градостроительных норм и правил.
25. На одном земельном участке допускается строительство нескольких жилых домов, принадлежащих двум или более семьям.
26. Финансирование ИЖС осуществляется за счет собственных средств лица, осуществляющего ИЖС (далее — застройщик), ипотечных кредитов банка и других заемных средств в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
При привлечении инжиниринговой компании «Кишлок курилиш инвест» в качестве заказчика функции технического надзора за ходом индивидуального жилищного строительства осуществляет инжиниринговая компания.
(пункт 27 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 октября 2009 года № 280 — СЗ РУ, 2009 г., № 44, ст. 464)
Органы архитектуры и строительства района (города) осуществляют надзор за соблюдением градостроительных норм и правил при строительстве жилого дома.
28. После завершения строительства жилого дома застройщик обращается в приемочную комиссию, создаваемую хокимом района (города), с заявлением о приемке жилого дома в эксплуатацию.
Территориальный орган Госкомземгеодезкадастра в десятидневный срок проводит техническую инвентаризацию вновь построенного (реконструированного) жилого дома и по согласованию с органами архитектуры и строительства района (города) вносит проект решения хокима об утверждении акта приемки жилого дома в эксплуатацию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
29. В случаях, когда жилые дома строятся собственными силами застройщика, допускается прием в эксплуатацию части дома при окончании строительства одной (двух) жилой комнаты, кухни, туалета, наружной отделки фасада дома, обеспечении дома инженерными коммуникациями в соответствии с проектом, без отдельно стоящих подсобно-хозяйственных строений и дворовых сооружений и благоустройства территории.
См. последующую редакцию.
30. Решение хокима района (города) принимается не позднее чем в двухдневный срок после внесения соответствующего проекта решения.
См. последующую редакцию.
31. Право собственности на построенный жилой дом возникает после государственной регистрации права собственности на жилой дом территориальными органами Госкомземгеодезкадастра в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
использовать предоставленный (реализованный) земельный участок и ипотечный кредит по целевому назначению только для строительства жилого дома с подсобно-хозяйственными строениями;
См. последующую редакцию.
осуществлять строительство жилого дома и подсобно-хозяйственных строений в соответствии с согласованным и утвержденным проектом, с соблюдением градостроительных норм и правил, а также настоящим Положением;
начать освоение предоставленного (реализованного) земельного участка в течение двух лет со дня его предоставления (реализации) и по завершении строительства зарегистрировать в течение одного месяца в установленном порядке жилой дом и права на него.
См. последующую редакцию.
33. Самовольной постройкой считаются жилые дома, другие строения и сооружения или иное недвижимое имущество, построенные застройщиками на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законодательством, а также возведенные без получения на это необходимого разрешения либо с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
34. В случае обнаружения самовольной постройки должностными лицами органов архитектуры и строительства районов (городов) составляется акт о факте самовольной постройки.
35. Одновременно с составлением акта должностными лицами органов архитектуры и строительства районов (городов) выдается предписание о приостановлении самовольной постройки. Копия предписания представляется в хокимият района (города) для дальнейшего решения вопроса по самовольно возведенному строению в установленном порядке.
Самовольная постройка по иску лица, права которого нарушены, либо соответствующего государственного органа подлежит, по решению суда, сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
36. Застройщик имеет право обжаловать в вышестоящий орган или в судебном порядке неправомерные действия должностных лиц, препятствующих осуществлению строительства или реконструкции жилого дома.
37. Споры, возникающие по вопросам осуществления самовольной постройки физическими лицами, рассматриваются в соответствии с законодательством.
38. Застройщик и органы государственной власти на местах несут за нарушение настоящего Положения ответственность в соответствии с законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 года № 272
к постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2006 года № 272
1. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 25 декабря 1959 г. № 970 «Об упорядочении индивидуального жилищного строительства» (СП УзССР, 1959 г., № 18, ст. 76).
2. Постановление ЦК КП Узбекистана и Совета Министров Узбекской ССР от 21 августа 1969 г. № 409 «Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 392 «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства» (СП УзССР, 1969 г., № 7, ст. 64).
3. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 11 ноября 1981 г. № 877 «Постановление Совета Министров СССР от 5 октября 1981 г. № 972 «О мерах по повышению эффективности капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство».
4. Постановление Совета Министров Узбекской ССР от 28 июля 1988 г. № 263 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации и управления индивидуальным жилищным строительством в Узбекской ССР» (СП УзССР, 1988 г., № 7, ст. 27) и приложения к нему.
5. Пункт 2 приложения к постановлению Совета Министров Узбекской ССР от 24 января 1989 г. № 37 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Узбекской ССР по жилищным вопросам».
6. Пункт 6 приложения к постановлению Кабинета Министров Узбекской ССР от 16 февраля 1991 г. № 38 «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Узбекской ССР в связи с Законом Узбекской ССР «О собственности в Узбекской ССР» (СП УзССР, 1991 г., № 2, ст. 4).
7. Пункт 19 изменений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 19 октября 1993 г. № 505.
8. Постановление Кабинета Министров от 3 сентября 1999 г. № 411 «О дополнительных мерах по стимулированию многодетных и малоимущих семей, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство» (СП Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 50).