ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ И МАРКШЕЙДЕРСКОЙ СЛУЖБАХ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН «О НЕДРАХ»
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «О недрах» Кабинет Министров постановляет:
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел топливной промышленности и энергетики.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О недрах», определяет основные права и обязанности геологической службы, создаваемой на горно-нефтегазодобывающих предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
1. Геологическая служба организуется на горно-нефтегазодобывающих предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от формы их собственности, осуществляющих:
проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов, захоронение вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства.
2. Геологическая служба в своей деятельности руководствуется законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «О недрах» и другими законодательными актами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, другими нормативными актами, регулирующими деятельность этой службы, а также настоящим Положением.
осуществление ведомственного контроля за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов;
своевременное геологическое обеспечение работ при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведке, эксплуатационной разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
4. Геологическая служба на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, на предприятиях, осуществляющих доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, является, как правило, самостоятельным структурным подразделением.
На предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых, доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений этих полезных ископаемых, проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и пользование недрами в иных целях, может быть образована объединенная геолого-маркшейдерская служба.
5. Геологическая служба предприятий, организаций и учреждений возглавляется главным геологом (руководителем геологической службы) и в своей деятельности методически подчиняется главному геологу вышестоящей организации.
Главный геолог назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия, организации, учреждения.
6. Проектирование, строительство и реконструкция предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведка, эксплуатационная разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, а также проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без соответствующего геологического обеспечения не разрешается.
своевременную доразведку и эксплуатационную разведку месторождений полезных ископаемых в целях уточнения количества и качества запасов полезных ископаемых, а также горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых;
полноту геологического изучения недр при строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
контроль за наиболее полным извлечением из недр основных и попутных полезных ископаемых, за недопущением сверхнормативных потерь полезных ископаемых и выборочной отработки богатых участков месторождений, за выполнением требований по охране недр, за правильностью размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых и исключением их вредного влияния на окружающую среду, а также за соблюдением других требований, относящихся к компетенции геологической службы;
разработку предложений по совершенствованию методики и технических средств проведения работ по изучению геологического строения разрабатываемых месторождений и технологии обогащения минерального сырья, внедрение в производство законченных научных разработок в этих областях;
своевременный учет состояния и движения запасов полезных ископаемых, учет и контроль за сохранностью попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых;
контроль за сохранностью разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных народнохозяйственных целях, за ликвидацией в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию;
своевременную подготовку и обоснование материалов к списанию с учета предприятий добытых полезных ископаемых, запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи, не подтвердившихся при доразведке, эксплуатационной разведке и разработке месторождений;
сохранность геологической и технической документации, образцов горных пород и руд, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
пополнение геологической документации на момент завершения горных работ и сдачу ее в установленном порядке на хранение при ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых;
в разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий (участков) по добыче полезных ископаемых, горных отводов, проектов на проведение доразведки и эксплуатационной разведки месторождений полезных ископаемых;
в разработке планов развития горных работ, проектов и схем разработки месторождений, а также проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, застройки площадей полезных ископаемых;
в разработке и рассмотрении проектов кондиций на минеральное сырье для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах;
в работе комиссий по передаче-приему материалов по месторождениям (участкам), передаваемым предприятию в промышленное освоение;
в разработке норм потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче, в определении и учете этих потерь;
в составлении установленной отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в подготовке и обосновании материалов на ликвидацию и консервацию предприятий по добыче полезных ископаемых, в рассмотрении вопросов о предоставлении недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в рассмотрении и решении других вопросов, относящихся к компетенции геологической службы.
Возложение на работников геологической службы функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим Типовым положением, не допускается.
давать руководителям соответствующих подразделений обязательные для исполнения указания по вопросам геологического обеспечения работ, а также об устранении нарушений в реализации планов развития горных работ, проектов и схем разработки месторождений и другой утвержденной проектной и технической документации, в целях предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений полезных ископаемых и недопущения других нарушений в использовании и охране недр;
ставить перед руководством предприятия, организации, учреждения вопрос о приостановке работ по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по доразведке, эксплуатационной разведке и разработке месторождений полезных ископаемых и пользованию недрами в иных целях, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные выработки воды или вредных газов и возникновение других аварийных явлений;
браковать подконтрольные геологической службе работы, выполненные с отступлением от планов развития горных работ и утвержденной проектной и технической документации.
См. предыдущую редакцию.
В случае получения от руководителя предприятия, организации, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям законодательства о недрах, руководитель геологической службы обязан письменно уведомить этого руководителя о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении распоряжения руководитель геологической службы исполняет его, немедленно сообщая об этом вышестоящей организации, а также органам Государственной инспекции Республики Узбекистан «Саноатконтехназорат».
(абзац пятый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 2004 г. № 323 — Собрание законодательства Республики Узбекистан 2004 г., № 28, ст. 321)
См. последующую редакцию.
9. Руководитель геологической службы наряду с руководителем предприятия, организации, учреждения несет ответственность за достоверность отчетов предприятия, организации, учреждения о полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, а также других документов, связанных с деятельностью службы.
10. Предприятия, организации и учреждения обеспечивают геологическую службу необходимыми техническими и транспортными средствами и создают надлежащие условия для хранения геологической документации.
11. Настоящее Типовое положение является обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, а также проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О недрах», определяет основные права и обязанности маркшейдерской службы, создаваемой на горнодобывающих предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
1. Маркшейдерская служба организуется на добывающих предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от формы их собственности, осуществляющих:
проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов, захоронение вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства.
2. Маркшейдерская служба в своей деятельности руководствуется законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «О недрах» и другими законодательными актами Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, настоящим Типовым положением, другими нормативными актами, регулирующими деятельность этой службы.
осуществление ведомственного и производственного контроля за правильностью разработки месторождений полезных ископаемых, строительством, реконструкцией и эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, охраной зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, а также соблюдением других требований в области использования и охраны недр;
своевременное осуществление маркшейдерских работ при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых;
обеспечение наиболее полного и комплексного использования месторождений полезных ископаемых и охраны недр;
выполнение мероприятий, обеспечивающих при проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья работников и населения.
4. Маркшейдерская служба на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, на предприятиях, осуществляющих доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, является, как правило, самостоятельным структурным подразделением.
На предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче общераспространенных полезных ископаемых, доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений этих полезных ископаемых, проектирование, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, может быть образована объединенная геолого-маркшейдерская служба.
Для выполнения работ по развитию маркшейдерских опорных сетей, фотограмметрических съемок, наблюдения за деформацией горных массивов, контроля за правильностью учета объемов выполненных горных и других работ, связанных с маркшейдерским обеспечением действующих и строящихся предприятий по добыче полезных ископаемых, могут создаваться в установленном порядке специализированные маркшейдерские подразделения (бюро, лаборатории, группы и т.п.).
Капитальные маркшейдерские и топографо-геодезические работы, требующие применения специальных методов и технических средств, выполняются в установленном законодательством порядке специализированными организациями.
5. Маркшейдерская служба предприятий, организаций и учреждений возглавляется главным маркшейдером (руководителем маркшейдерской службы), который методически подчиняется главному маркшейдеру вышестоящей организации.
Главный маркшейдер назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия, организации, учреждения.
6. Проектирование, строительство и реконструкция предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведка, эксплуатационная разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, а также проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, без соответствующего маркшейдерского обеспечения не разрешаются.
построение и развитие маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в горных выработках, производство съемок горных выработок и земной поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации, перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, границ безопасного ведения горных работ, барьерных и предохранительных целиков;
определение наиболее рациональных и эффективных схем развития горных работ на основе результатов детального изучения горнотехнических, гидрогеологических и других условий разработки месторождения полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
периодический контроль за соблюдением установленных соотношений геометрических элементов технических сооружений во время их эксплуатации; организацию и проведение инструментальных наблюдений за процессами движения горных пород, проявлениями горного давления, деформации земной поверхности, зданий и сооружений, за устойчивостью уступов, бортов карьеров и откосов отвалов;
контроль за выполнением на предприятии, в организации, учреждении требований, содержащихся в проектах предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в планах развития горных работ, проектах и схемах разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, требований по рациональному использованию и охране недр, за своевременностью и эффективностью выполнения мероприятий, обеспечивающих при проведении горных работ безопасность для жизни и здоровья работников и населения, охрану зданий и сооружений от вредного влияния этих работ, и за соблюдением других требований, относящихся к деятельности маркшейдерской службы;
передачу комплекта маркшейдерской и топографо-геодезической документации соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям, являющимся правопреемниками передаваемых, объединяемых, ликвидируемых или консервируемых предприятий по добыче полезных ископаемых;
совместно с геологической службой разработку норм потерь и разубоживания полезных ископаемых при их добыче;
определение и учет с участием геологической службы на основании маркшейдерской и геологической документации объемов выполненных горных и строительно-монтажных работ, в том числе объемов добычи и потерь полезных ископаемых, и полноты отработки запасов полезных ископаемых; учет состояния вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых;
выполнение с участием геологической службы работ, связанных с геометризацией месторождения полезных ископаемых;
в разработке проектов строительства, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий (участков) по добыче полезных ископаемых, доразведке и эксплуатационной разведке месторождений полезных ископаемых, планов развития горных работ, проектов и схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, мероприятий по безопасному ведению горных работ вблизи опасных зон, по предупреждению и ликвидации аварий, по охране зданий, сооружений и окружающей природной среды от вредного влияния горных работ, по рациональному и комплексному использованию месторождений полезных ископаемых, проектов горных отводов и отводов земельных участков, застройки площадей залегания полезных ископаемых, рекультивации земель, нарушенных горными работами, а также проектов строительства, консервации и ликвидации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и иных объектов, связанных с пользованием недрами;
в подготовке материалов по консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых; в составлении установленной отчетности об объемах добычи и потерях полезных ископаемых, о полноте отработки запасов полезных ископаемых и состоянии горных выработок;
в своевременной подготовке и обосновании материалов к списанию с учета предприятий добытых полезных ископаемых, запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи, неподтвердившихся при доразведке, эксплуатационной разведке и разработке месторождений;
в работе по приемке в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий (участков) по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, по определению возможности использования отработанных горных выработок в иных целях, по консервации и ликвидации таких предприятий (участков) и подземных сооружений, по ликвидации горных выработок и провалов, выходящих на земную поверхность, по приемке горных выработок, а также в рассмотрении и решении других вопросов, связанных с маркшейдерским обеспечением.
Возложение на работников маркшейдерской службы функций, не связанных с осуществлением задач, определенных настоящим Типовым положением, не допускается.
давать руководителям соответствующих подразделений обязательные для исполнения указания по вопросам маркшейдерского обеспечения работ, а также об устранении нарушений требований законодательства о недрах, планов развития горных работ, проектов и схем разработки месторождений нефти, газа и подземных вод, другой утвержденной проектной и технической документации в целях предотвращения сверхнормативных потерь полезных ископаемых, выборочной отработки богатых участков месторождений, приводящих к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, и недопущения других нарушений, наносящих ущерб государственным интересам;
ставить перед руководством предприятия, организации, учреждения вопрос о приостановке работ по строительству и реконструкции предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если проведение этих работ может повлечь за собой порчу месторождений полезных ископаемых, опасность деформации горных выработок, прорыв в горные выработки воды или вредных газов и возникновение других аварийных явлений;
браковать подконтрольные маркшейдерской службе работы, выполненные с отступлениями от планов развития горных работ и утвержденной проектной и технической документации.
См. предыдущую редакцию.
В случае получения от руководителя предприятия, организации, учреждения распоряжения, противоречащего требованиям законодательства о недрах, руководитель маркшейдерской службы обязан письменно уведомить этого руководителя о неправильности данного им распоряжения. При подтверждении распоряжения руководитель маркшейдерской службы исполняет его, немедленно сообщая об этом вышестоящей организации, а также органам Государственной инспекции Республики Узбекистан«Саноатконтехназорат».
(абзац пятый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 июля 2004 г. № 323 — Собрание законодательства Республики Узбекистан 2004 г., № 28, ст. 321)
См. последующую редакцию.
9. Руководитель маркшейдерской службы наряду с руководителем предприятия, организации, учреждения несет ответственность за достоверность отчетов предприятия, организации, учреждения о полноте извлечения из недр запасов полезных ископаемых, маркшейдерской документации по учету объемов выполненных работ, а также других документов, связанных с деятельностью маркшейдерской службы.
10. Предприятия, организации и учреждения обеспечивают маркшейдерскую службу необходимыми техническими и транспортными средствами и создают надлежащие условия для хранения маркшейдерской документации.
11. Настоящее Типовое положение является обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих проектирование, строительство и реконструкцию предприятий по добыче полезных ископаемых, доразведку, эксплуатационную разведку и разработку месторождений полезных ископаемых, а также проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.