Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2020 года № 170 «О дополнительных мерах по внедрению передовых информационных технологий в деятельности товарно-сырьевых бирж и последовательному развитию электронной коммерции».
В целях повышения ответственности должностных лиц за качественную разработку прогнозных параметров материальных балансов, своевременного внесения их на утверждение Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и внесения на утверждение материальных балансов согласно приложению.
2. Ввести в практику создание рабочих групп по разработке и внесению проектов материальных балансов под руководством заместителей министра экономики Республики Узбекистан с привлечением первых руководителей (в исключительных случаях их первых заместителей) ведомств и хозяйственных объединений — непосредственных разработчиков балансов, ответственных работников Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан и других заинтересованных организаций.
См. последующую редакцию.
3. Установить, что персональные составы рабочих групп и график разработки и внесения проектов материальных балансов ежегодно утверждаются распоряжением Кабинета Министров.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Р.С. Азимова.
1. Настоящее Положение регламентирует порядок взаимодействия министерств, ведомств, хозяйственных объединений и информационно-аналитических департаментов Кабинета Министров Республики Узбекистан, определяет порядок и сроки разработки и внесения на утверждение проектов материальных балансов производства и использования основных видов сырья, материалов и готовой продукции (далее — материальные балансы).
См. последующую редакцию.
2. Настоящее Положение разработано в соответствии с распоряжениями Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2003 г. № Р-1845 «О порядке и сроках утверждения основных материальных балансов» и от 4 февраля 2005 г. № P-2118 «О порядке разработки, рассмотрения и подписания постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан».
См. последующую редакцию.
3. Министерство экономики Республики Узбекистан в установленном порядке разрабатывает и ежегодно в срок до 15 июля вносит в Кабинет Министров проект распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан об утверждении составов рабочих групп по разработке и внесению проектов материальных балансов (далее — рабочие группы) и графика разработки и внесения проектов материальных балансов.
4. Кабинет Министров Республики Узбекистан ежегодно до 25 июля утверждает график разработки и внесения проектов материальных балансов в Министерство экономики и последующего внесения их Министерством экономики в Кабинет Министров, с указанием сроков и ответственных организаций.
См. последующую редакцию.
Одновременно с графиком утверждаются составы рабочих групп при Министерстве экономики под руководством заместителей министра экономики с привлечением руководителей или первых заместителей руководителей ведомств и организаций — непосредственных разработчиков балансов, ответственных работников Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Рабочие группы имеют право привлекать, при необходимости, в период разработки проектов балансов представителей других министерств и ведомств, а также ответственных работников информационно-аналитических департаментов Кабинета Министров (по согласованию).
См. последующую редакцию.
5. До внесения проектов материальных балансов в Министерство экономики отраслевыми министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, ответственными за разработку баланса, подготавливаются сценарные варианты прогнозных материальных балансов на уровне отрасли с учетом оценки фактических результатов развития отрасли за I полугодие текущего года (за девять месяцев, если по утвержденному графику проект вносится в октябре и позднее) и прогнозов на текущий год.
См. последующую редакцию.
6. Проекты материальных балансов вносятся отраслевыми министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями в Министерство экономики в сроки, предусмотренные графиком их внесения, в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
См. последующую редакцию.
7. Вносимый в Министерство экономики пакет документов по проекту материальных балансов должен содержать:
См. последующую редакцию.
проект постановления, распоряжения Президента Республики Узбекистан или правительственного решения (постановления, распоряжения Кабинета Министров);
проект баланса и рассмотрительные таблицы к нему, разработанные в соответствии с Рекомендациями по разработке материальных балансов производства и потребления важнейших видов сырья, материалов и готовой продукции, согласно приложению к настоящему Положению;
расчеты потребности, уровня использования мощностей и другие необходимые расчетные материалы, обосновывающие статьи баланса.
8. Проекты материальных балансов, внесенные в Министерство экономики без соблюдения требований пункта 7 настоящего Положения, не позднее чем в 2-дневный срок с даты поступления возвращаются разработчикам с указанием конкретных замечаний.
См. последующую редакцию.
При этом доработанный с учетом замечаний проект материального баланса в 3-дневный срок повторно вносится в Министерство экономики.
См. последующую редакцию.
9. Проекты материальных балансов, принятые Министерством экономики, далее рассматриваются рабочими группами. В ходе рассмотрения проектов материальных балансов учитываются прогнозные параметры отраслевых программ развития, Инвестиционной программы, экспорта, потребности государственного стратегического резерва и общие показатели темпов экономического роста.
См. последующую редакцию.
10. Рабочие группы осуществляют экспертизу внесенных отраслевыми министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями проектов материальных балансов, согласовывают их и в сроки, предусмотренные графиком, в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, вносят в Кабинет Министров за подписью министра экономики.
См. последующую редакцию.
Проекты материальных балансов вносятся в Кабинет Министров Республики Узбекистан в виде проектов постановлений, распоряжений Президента Республики Узбекистан или правительственных решений (постановления, распоряжения Кабинета Министров) об утверждении соответствующих материальных балансов в установленном Регламентом Кабинета Министров порядке.
11. Рассмотрение в Кабинете Министров проектов правительственных решений об утверждении соответствующих материальных балансов осуществляется в соответствии с Регламентом Кабинета Министров.
12. При необходимости, возвращение проектов материальных балансов и соответствующих решений об их утверждении может быть осуществлено в порядке и сроки, установленные Регламентом Кабинета Министров.
При этом документы подлежат доработке в рабочей группе с учетом замечаний и повторному внесению в Кабинет Министров, но не позднее чем в 3-дневный срок со дня их возвращения Кабинетом Министров.
13. Подготовка к рассмотрению внесенных проектов материальных балансов осуществляется соответствующими информационно-аналитическими департаментами Кабинета Министров в 10-дневный срок. Продление указанного срока допускается только по решению Премьер-министра Республики Узбекистан.
В случае возникновения вопросов и замечаний доработка проекта материального баланса осуществляется информационно-аналитическими департаментами Кабинета Министров с привлечением представителей рабочей группы.
14. Согласование проектов материальных балансов с Президентом Республики Узбекистан осуществляется в порядке, установленном Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 4 февраля 2005 г. № Р-2118 «О порядке разработки, рассмотрения и подписания постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Узбекистан».
См. последующую редакцию.
1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2003 года № Р-1845 «О порядке и сроках утверждения основных материальных балансов», постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 2004 года № 57 «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов».
См. последующую редакцию.
Рекомендации содержат основные направления по разработке утверждаемых и расчетных материальных балансов производства и потребления продукции, сырья и материалов, номенклатура которых установлена правительственными решениями.
2. Балансы производства и потребления важнейших видов сырья, материалов и готовой продукции (далее — материальные балансы) являются составной частью прогнозов социально-экономического развития республики.
3. Материальные балансы разрабатываются с целью комплексной увязки прогнозируемого роста производства стратегических видов продукции со спросом на нее в отраслях экономики и социальной сфере.
а) часть «Ресурсы» отражает все источники вовлечения материальных ресурсов, включая производство (добычу), импорт, остатки на начало периода, поступления из государственного стратегического резерва и др.;
внутриотраслевого потребления, в том числе, использование для технологических нужд и производственные потери;
внутриреспубликанского потребления, в котором, в зависимости от специфики баланса, отдельно указываются объемы реализации продукции через биржевые торги (аукционы) и поставки по прямым договорам;
поставки на экспорт, в которых, в зависимости от специфики баланса, отдельно указываются объемы реализации через валютную площадку УзРТСБ и внешнеторговые компании МВЭСИТ;
См. последующую редакцию.
6. К балансам прилагаются рассмотрительные таблицы, отражающие специфику каждого баланса, с расшифровкой содержания его статей (ресурсной и распределяемой частей) и динамику показателей в отчетном, текущем и прогнозном периодах.
7. Балансы представляются в Министерство экономики министерствами, ведомствами, органами хозяйственного управления, имеющими в своем составе предприятия, производящие (добывающие и поставляющие (оптом)) данный вид сырья, материалов и готовой продукции.
8. Представляемые Министерством экономики в Кабинет Министров предложения к прогнозным материальным балансам в обязательном порядке должны быть согласованы с заинтересованными министерствами и ведомствами и сопровождаться пояснительными записками, подписанными руководителями.
краткое обоснование каждой статьи баланса на тот или иной вид ресурсов отдельно по отчетному и прогнозному годам;
оценка содержания балансов, их влияния на решение проблем насыщения внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала, повышение занятости трудоспособного населения и другие;
вопросы, связанные с внедрением рыночных механизмов реализации ресурсов через биржевые торги и аукционы;
9. Проекты балансов ресурсов и распределения продукции топливно-энергетического комплекса представляются в обобщенном виде по:
нефти и газовому конденсату, нефтепродуктам, сырью на переработку для производства нефтепродуктов, газу природному, газу сжиженному — НХК «Узбекнефтегаз», Агентством «Узкоммунхизмат»;
См. последующую редакцию.
10. Министерства, ведомства, органы хозяйственного управления, финансируемые из государственного и местных бюджетов, обосновывают потребность подведомственных им предприятий в автомобильном бензине, дизельном топливе, угле и направляют соответствующие расчеты в территориальные органы Министерства финансов.
См. последующую редакцию.
Министерство финансов определяет лимиты бюджетных ассигнований в разрезе министерств, ведомств, органов хозяйственного управления до внесения проектов балансов по производству и распределению нефтепродуктов и угля в Министерство экономики.
НХК «Узбекнефтегаз» совместно с Министерством финансов и другими заинтересованными министерствами, ведомствами, органами хозяйственного управления определяют лимиты автомобильного бензина и дизельного топлива в натуральном выражении в пределах выделенных бюджетных средств на эти цели.
11. Объемы поставок дизельного топлива для сельхозпроизводителей, производящих сельхозпродукцию под государственный заказ, определяются в соответствии с государственным заказом.
12. Проекты балансов производства и использования продукции черной и цветной металлургии представляются по:
прокату черных металлов, заготовке и потреблению лома и отходов черных металлов — АПО «Узметкомбинат»;
См. последующую редакцию.
13. Министерства, ведомства, органы хозяйственного управления, финансируемые из государственного и местных бюджетов, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента представляют в Министерство экономики по формам, направляемым Министерством экономики, с необходимыми обоснованиями и расчетами потребность подведомственных предприятий и организаций в продукции металлургической промышленности, с выделением из общего количества проката черных металлов, поставляемого АПО «Узметкомбинат», потребности на реализацию адресных программ, в том числе на строительство и реконструкцию академических лицеев и профессиональных колледжей, реализацию программ школьного образования.
См. последующую редакцию.
При этом представляются подробные расчеты в динамике отчетного, текущего и прогнозного периодов с указанием направлений использования (строительно-монтажные работы, производство продукции, эксплуатационные нужды) и удельных расходов по этим направлениям.
Задания по заготовке (сдаче) лома, отходов черных и цветных металлов разрабатываются Министерством экономики совместно с АПО «Узметкомбинат» и АО «Узвторцветмет» с учетом предложений министерств, ведомств, компаний, ассоциаций, холдингов и вносятся на утверждение Кабинета Министров ежегодно не позднее октября.
14. Ассоциации «Узэлтехпром», «Узагромашсервис», Алмалыкский ГМК и другие организации представляют предложения по производству и использованию соответствующих видов кабельно-проводниковой продукции, производимой подведомственными предприятиями. При этом прилагаются расчеты потребности в меди рафинированной с учетом вида выпускаемого кабеля и удельного расхода меди.
См. последующую редакцию.
15. Потребность в кабельно-проводниковой продукции представляется по подведомственным предприятиям министерствами, ведомствами, органами хозяйственного управления, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в Министерство экономики по формам, направляемым Министерством экономики.
Потребность обосновывается расчетами по направлениям использования (строительно-монтажные работы, замена действующих сетей, комплектация промышленной продукции и др.) с применением удельных норм расхода по этим направлениям.
16. В общей потребности выделяется строка «для государственных нужд», отражающая объемы закупок кабельно-проводниковой продукции за счет государственных финансовых средств.
17. Проект баланса производства и использования минеральных удобрений по видам разрабатывается в физическом весе и 100-процентном содержании питательных веществ и представляется ГАК «Узкимёсаноат» со следующими обоснованиями:
данные о фактической поставке удобрений республиканским потребителям и предложения на прогнозируемый период.
Наряду с этим, к балансу прилагается разработанный совместно с Минсельводхозом график поставки минеральных удобрений сельхозпроизводителям с помесячной разбивкой по азотным, фосфорным и калийным удобрениям.
См. последующую редакцию.
ГАК «Узкимёсаноат» к проекту баланса минеральных удобрений прилагает проекты балансов сырьевых производств — аммиака, фосфорного сырья, серы технической, серной кислоты и др.
18. Минсельводхозом совместно с ГАК «Узкимёсаноат» на основании баланса посевных площадей, норм внесения минеральных удобрений рассчитывается прогноз выделения минеральных удобрений сельскому хозяйству, включая для государственных нужд, а также для обеспечения других сельхозпроизводителей, в том числе через биржевые торги и по прямым договорам.
См. последующую редакцию.
расчет стоимости производимых минеральных удобрений, стоимости удобрений, поставляемых сельскому хозяйству, и объемов средств, предусматриваемых к выделению в прогнозном году на закуп минеральных удобрений для государственных нужд;
стоимость экспорта и объем валютной выручки, остающейся в распоряжении предприятий, в разрезе предприятий;
20. Определение потребности сельского хозяйства в химических препаратах и подготовка проекта баланса химических средств защиты растений производится в соответствии с Порядком взаимодействия министерств, ведомств и организаций по обеспечению сельского хозяйства химическими препаратами, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 24 февраля 2006 г. № 31 «О мерах по совершенствованию системы контроля за поставкой и эффективным использованием химических препаратов по защите растений».
21. АК «Уздонмахсулот», МВЭСИТ, Госкомстат и Узгосхлебинспекция представляют в Министерство экономики показатели прогнозного баланса по пшенице продовольственной в виде табличных материалов и аналитической записки.
Далее определяются объемы заготовки пшеницы, поставляемой на переработку, разрабатываются ежемесячные объемы использования пшеницы продовольственной, с указанием фактических данных предыдущего года, остатков на начало прогнозного года.
22. Министерство экономики, на основе фактических данных об остатках на начало прогнозного года, прогнозирует объемы производства муки из госресурсов продовольственной пшеницы, экспорта и отпуска внутриреспубликанским потребителям. Исходя из этого формируется ресурсная часть баланса на прогнозный год.
23. Прогнозные балансы производства и поставки хлопка-волокна формируются по двум периодам — январь—август (из урожая хлопка-сырца текущего года) и на сентябрь—декабрь (из урожая прогнозного периода). Ассоциация «Узхлопкопром» представляет в Министерство экономики следующие разработочные таблицы и расчеты:
См. последующую редакцию.
данные об объемах переработки хлопка-сырца по сортам и его удельном весе в общих объемах, производстве волокна и его выходе при переработке за последние три года, предшествующие прогнозному;
в разрезе территорий сведения о заготовке хлопка-сырца, выходе волокна, общих объемах производства волокна, в том числе госресурсах и ресурсах хозяйств;
расчет ожидаемого производства хлопка-волокна из урожая текущего года в разрезе сортов в целом, в сентябре—декабре текущего года и январе—июле прогнозного года. При этом приводятся данные о заготовке хлопка-сырца, объемах сырца, поставляемого на переработку, выработке волокна и его удельном весе в переработанном сырце;
помесячный график переработки хлопка-сырца в разрезе сортов с указанием фактических данных за сентябрь—декабрь текущего года, остатков на начало прогнозного года и прогноза на январь—июль.
24. Министерство экономики, исходя из фактических данных об остатках хлопка-волокна на начало прогнозного года и намечаемого его производства, прогноза экспорта и поставок потребителям республики, формирует ресурсную часть баланса и определяет направления их использования.
25. Ассоциация «Узхлопкопром» представляет в Министерство экономики фактические данные о производстве и поставках хлопкового линта в текущем году, его остатках на начало года, с выделением госресурсов и ресурсов хозяйств и направлениях использования, включая экспорт через систему МВЭСИТ, валютные площадки биржи и поставки предприятиям республики для промышленной переработки.
См. последующую редакцию.
26. Министерство экономики, исходя из фактических данных об остатках линта хлопкового на начало прогнозного года и намечаемого его производства, прогноза экспорта и поставок потребителям республики, формирует ресурсную часть баланса и определяет направления их использования.
27. Ассоциация масложировой и пищевой промышленности формирует и представляет в Министерство экономики предложения о производстве шрота (жмыха), с выделением государственных ресурсов и ресурсов хлопковых семян на основании информации ассоциации «Узхлопкопром» о прогнозных объемах поставки технических хлопковых семян (с выделением государственных ресурсов и ресурсов хозяйств) раздельно по периодам: январь—август — хлопковые семена из урожая хлопка-сырца текущего года и сентябрь—декабрь — хлопковые семена из урожая прогнозируемого периода.
См. последующую редакцию.
28. Проект баланса формируется по двум периодам январь—август — из урожая хлопка-сырца текущего года и на сентябрь—декабрь — из урожая прогнозного периода.
29. Исходя из ресурсной части баланса (остатки на начало периода и производство), определяются направления использования, в том числе через рыночные механизмы реализации, с предоставлением широкого доступа к ресурсам сельхозпрозводителей и на экспорт.
30. Ассоциация масложировой и пищевой промышленности формирует и представляет в Министерство экономики Республики Узбекистан на основании информации ассоциации «Узхлопкопром» предложения к балансу о прогнозных объемах поставки технических хлопковых семян с разделением по периодам: январь—август — хлопковые семена из урожая хлопка-сырца текущего года и сентябрь—декабрь — хлопковые семена из урожая прогнозируемого периода.
См. последующую редакцию.
Исходя из фактических данных об остатках масла растительного на начало прогнозного года и намечаемого его производства, прогноза экспорта и поставок потребителям республики, определяются направления их использования, в т. ч. через рыночные механизмы реализации.
31. Показатели прогнозного баланса по спирту этиловому (пищевому) представляются в Министерство экономики АК «Узспиртсаноат», компанией «Узвинпром-холдинг», а также Узкомгосрезервом — в части нормативной потребности государственного стратегического резерва.
32. АК «Узспиртсаноат», холдинговая компания «Узвинпром-холдинг», АК «Дори-дармон», Ассоциация масложировой и пищевой промышленности в другие министерства, ведомства, организации республики представляют предложения об обоснованной потребности в спирте для производственных и эксплуатационных нужд по направлениям использования, с учетом удельных норм расхода и др.
См. последующую редакцию.
33. Статья «производство» отражает весь объем производимого мяса в убойном весе на основании параметров развития на прогнозируемый период агропромышленного комплекса и объем производства мяса во всех категориях хозяйств, включая домашние хозяйства (в живом весе).
Импорт мяса определяется исходя из необходимости покрытия потребности в расчете на одного жителя страны.
Выпуск мяса из государственного стратегического резерва определяется из необходимости освежения закладываемых ресурсов, а параметры согласовываются с Узкомгосрезервом.
Расчет использования ресурсов мяса учитывает государственные нужды (обеспечение контингента учреждений социальной сферы, спецпотребителей, приравненных к ним, и восполнение госрезерва), а также промышленную переработку (выпуск колбасных, мясных изделий и мясных консервов для насыщения внутреннего рынка) и потребление населением из расчета на 1 человека.
34. Проект баланса производства и потребления цемента в обобщенном виде представляет в Министерство экономики АК «Узстройматериалы» в разрезе республиканских заводов-производителей с указанием имеющихся производственных мощностей.
См. последующую редакцию.
На основании обоснованных расчетов объемов производства и утвержденных норм расхода продукции предприятий республики определяется потребность отрасли в цементе на производство шифера и асбоцементных труб.
Наряду с этим, учитывается потребность в цементе по нормативам расхода для выполнения адресной программы, в том числе на строительство и реконструкцию академических лицеев и профессиональных колледжей, реализацию программ школьного образования, развития детского спорта, железнодорожного и дорожного строительства, а также потребность внутреннего рынка на индивидуальное строительство.
См. последующую редакцию.