В связи с изменениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее — КоАО), регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Следует иметь в виду, что согласно частям второй и третьей статьи 245 КоАО судам подведомственны также дела:
5. По закону дело об административном правонарушении рассматривается судом по месту его совершения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что статья 304 КоАО предусматривает также случаи, когда эти дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств или по месту жительства правонарушителя.
9. Разъяснить, что по закону (статья 13 КоАО) административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
К лицам, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, применяются меры, предусмотренные Положением о межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 14 марта 2017 года № ПП-2833.
14. Разъяснить, судам, что согласно статьи 17-1 КоАО в случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, владельцем (собственником) транспортного средства, если транспортное средство, принадлежит юридическому лицу, к административной ответственности подлежит лицо, ответственное за эксплуатацию настоящего транспортного средства.
15. При установлении обстоятельств, предусмотренных статьей 271 КоАО, суд должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно пункту 11 статьи 271 КоАО дело подлежит прекращению и в случае добровольного устранения последствий допущенного правонарушения или возмещения причиненного материального ущерба в тридцатидневный срок с момента обнаружения правонарушения, совершенного впервые должностными лицами или работниками субъекта предпринимательства — юридического лица либо гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, за исключением случаев причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.
Поскольку в КоАО не раскрыто понятие малозначительности правонарушения, вопрос о признании таковым совершенного правонарушения должен быть разрешен судом в зависимости от обстоятельств конкретного дела, характера правонарушения, личности лица, его совершившего, размера материального ущерба или компенсации морального вреда, причиненного в результате правонарушения.
18. В соответствии со статьей 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении его производством, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении, если не истек один год со дня его совершения или обнаружения.
В соответствии с частью третьей статьи 36 КоАО указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов, производимой на основе таможенного законодательства.
Хотя перечень отягчающих ответственность обстоятельств, установленных статьей 32 КоАО, является исчерпывающим, однако суд в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать любое из них отягчающим обстоятельством, обосновывая это в постановлении.
при применении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений статья 33 КоАО применяется за отдельное правонарушение, а не по совокупности правонарушений.
Применяя статью 33 КоАО суд вправе не применять дополнительное административное взыскание, предусмотренное в санкции закона, обосновывая это в описательной части постановления.
23. В соответствии со статьей 24 КоАО возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение специального права (лишение права управления транспортным средством) могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных административных взысканий.
В соответствии с частью второй статьи 29 КоАО административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, а также к инвалидам первой и второй групп.
26. Судам при решении вопроса об ответственности лиц, обладающим иммунитетом необходимо руководствоваться Инструкцией о применении мер административной ответственности к сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, за нарушение правил дорожного движения (утверждена постановлением Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Верховного суда Республики Узбекистан от 13 февраля 2012 года № 7, 5, 22 зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 марта 2012 года № 2338).
29. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 313 КоАО при выявлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суду необходимо вносить представление по месту учебы, работы или жительства правонарушителя, направленное на их устранение.
31. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15 сентября 2000 года № 22 «О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях».