В связи с изменениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, вопросами, возникающими в судебной практике, и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, руководствуясь статьей 17 Закона Республики Узбекистан «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения норм Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее — КоАО), регулирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
3. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья в соответствии со статьей 303 КоАО разрешает вопросы:
нарушение со стороны органа (должностного лица), составившего протокол об административном правонарушении требований, предусмотренных статьями 281, 282 КоАО.
См. предыдущую редакцию.
5. По закону дело об административном правонарушении рассматривается судом по месту его совершения. Вместе с тем, следует иметь в виду, что часть вторая статьи 304 КоАО предусматривает также случаи, когда эти дела могут рассматриваться по месту учета транспортных средств, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 187 КоАО, рассматриваются по месту их совершения или по месту жительства правонарушителя.
(пункт 5 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судом в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако для рассмотрения отдельных категорий дел законом предусмотрены более короткие сроки (части вторая, третья статьи 305, часть первая статьи 3134 КоАО).
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
7. Разъяснить судам, что содержание протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также приложенные к ним документы должны соответствовать требованиям статей 281 и 282 КоАО.
Время, затраченное для устранения имеющихся недостатков, не приостанавливает течение сроков, предусмотренных статьей 36 КоАО.
8. При рассмотрении дела об административном правонарушении суд обязан принимать меры к обеспечению прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные статьей 294 КоАО. В частности, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе:
9. Разъяснить, что по закону (статья 13 КоАО) административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 30)
См. предыдущую редакцию.
При решении вопроса о направлении материалов в отношении несовершеннолетнего правонарушителя в комиссию по вопросам детей, следует иметь в виду, что в эту комиссию не могут быть переданы дела по правонарушениям о невыполнении законных требований работника органа внутренних дел или военнослужащего (сотрудника) Национальной гвардии (часть вторая статьи 14 КоАО).
(абзац третий пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 30)
11. При рассмотрении дел об административных правонарушениях суду необходимо выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, предусмотренные статьей 307 КоАО.
См. предыдущую редакцию.
111. При рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 411 и статьей 183 КоАО, следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
При квалификации действий лица с признаками оскорбительных приставаний, предусмотренных статьей 411 (сексуальное домогательство) или статьей 183 (мелкое хулиганство) КоАО, необходимо определить цель лица по совершению этого действия.
(пункт 111 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 30)
Присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является обязательным, если в санкции конкретной статьи КоАО за совершенное правонарушение предусмотрено применение административного ареста, конфискации или возмездного изъятия предметов (часть третья статьи 294 КоАО).
14. Разъяснить, судам, что согласно статьи 17-1 КоАО в случае фиксации специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, владельцем (собственником) транспортного средства, если транспортное средство, принадлежит юридическому лицу, к административной ответственности подлежит лицо, ответственное за эксплуатацию настоящего транспортного средства.
При рассмотрении жалобы поданной на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированное специальными автоматизированными техническими средствами фото и видеофиксации, если будет установлено, что в момент фиксации правонарушения находился не владелец (собственник), а транспортное средство управлялось другим лицом, либо данное транспортное средство выбыло из его владения, в таких случаях владелец (собственник) транспортного средства согласно пункту 1 статьи 271 КоАО освобождается от административной ответственности. В таких случаях, необходимые документы должны отправляться в органы безопасности дорожного движения для разрешения вопроса привлечения соответствуещего лица к административной ответственности.
15. При установлении обстоятельств, предусмотренных статьей 271 КоАО, суд должен вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно пункту 11 статьи 271 КоАО дело подлежит прекращению и в случае добровольного устранения последствий допущенного правонарушения или возмещения причиненного материального ущерба в тридцатидневный срок с момента обнаружения правонарушения, совершенного впервые должностными лицами или работниками субъекта предпринимательства — юридического лица либо гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, за исключением случаев причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.
См. предыдущую редакцию.
16. Разъяснить, судам, что освобождение лица от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. К такому решению суд может прийти лишь после рассмотрения дела по существу и признания лица виновным в совершении правонарушения (статья 21 КоАО).
(абзац первый пункта 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
Поскольку в КоАО не раскрыто понятие малозначительности правонарушения, вопрос о признании таковым совершенного правонарушения должен быть разрешен судом в зависимости от обстоятельств конкретного дела, характера правонарушения, в том числе наличия существенного нарушения общественных отношений, охраняемых КоАО, личности виновного, размера материального ущерба или компенсации морального вреда, причиненного в результате правонарушения.
(абзац второй пункта 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
См. предыдущую редакцию.
Учитывая, что действия, составляющие объективную сторону некоторых административных правонарушений, существенно нарушают охраняемые КоАО общественные отношения, такие правонарушения ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными. К таким правонарушениям, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные частью второй статьи 54, статьями 99, 131, частями второй и третьей статьи 135, статьей 136 КоАО.
(пункт 16 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
17. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено что действия лица квалифицированы неправильно, суд вправе переквалифицировать эти действия на соответствующую статью КоАО, в том числе предусматривающую более строгую ответственность.
При наличии в действиях правонарушителя признаков состава уголовного преступления, суд в соответствии со статьей 278 КоАО выносит постановление о направлении материалов прокурору.
18. В соответствии со статьей 36 КоАО административное взыскание может быть применено не позднее одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении его производством, но при наличии в действиях правонарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть применено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении, если не истек один год со дня его совершения или обнаружения.
В соответствии с частью третьей статьи 36 КоАО указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов, производимой на основе таможенного законодательства.
19. Следует иметь в виду, что суд вправе признать смягчающими также обстоятельства, не предусмотренные статьей 31 КоАО.
Хотя перечень отягчающих ответственность обстоятельств, установленных статьей 32 КоАО, является исчерпывающим, однако суд в зависимости от характера административного правонарушения, может не признать любое из них отягчающим обстоятельством, обосновывая это в постановлении.
См. предыдущую редакцию.
при применении более мягкого административного взыскания, чем предусмотрено санкцией закона, в резолютивной части постановления следует указывать лишь вид и размер взыскания, назначенного с применением статьи 33 КоАО, а мотивы назначения более мягкого взыскания (например, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а также свидетельствующие о тяжелом материальном положении правонарушителя) излагаются в описательной части постановления;
(абзац второй пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
при применении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений статья 33 КоАО применяется за отдельное правонарушение, а не по совокупности правонарушений.
Применяя статью 33 КоАО суд вправе не применять дополнительное административное взыскание, предусмотренное в санкции закона, обосновывая это в описательной части постановления.
21. Разъяснить, судам, что система административных взысканий за совершении административных правонарушений, установлена в статье 23 КоАО.
Следует иметь в виду, что степень строгости административных взысканий относительно друг-друга, определяется той последовательностью, которая указана в части первой статьи 23 КоАО.
22. При определении вида и меры административного взыскания за конкретное правонарушение суд должен руководствоваться общими правилами применения административного взыскания, согласно которым при применении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (статья 30 КоАО).
23. В соответствии со статьей 24 КоАО возмездное изъятие, конфискация предметов и лишение специального права (лишение права управления транспортным средством) могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных административных взысканий.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 231 введен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 30)
В соответствии с частью второй статьи 29 КоАО административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, а также к инвалидам первой и второй групп.
25. Разъяснить, что административное взыскание в виде административного выдворения применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства лишь за совершение правонарушений, предусмотренных в части второй статьи 29-1 КоАО.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 25 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 30)
26. Судам при решении вопроса об ответственности лиц, обладающим иммунитетом необходимо руководствоваться Инструкцией о применении мер административной ответственности к сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, а также приравненных к ним организаций, аккредитованных в Республике Узбекистан, за нарушение правил дорожного движения (утверждена постановлением Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Верховного суда Республики Узбекистан от 13 февраля 2012 года № 7, 5, 22 зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан 13 марта 2012 года № 2338).
27. Постановление по делу об административном правонарушении должно отвечать требованиям, установленным статьей 309 КоАО и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.
29. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 313 КоАО при выявлении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, суду необходимо вносить представление по месту учебы, работы или жительства правонарушителя, направленное на их устранение.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 30 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 10 июня 2021 года № 23)
31. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 15 сентября 2000 года № 22 «О судебной практике по рассмотрению дел об административных правонарушениях».