См. предыдущую редакцию.
1. Обратить внимание судов, что, в соответствии со статьей 39 Конституции Республики Узбекистан, каждый имеет право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в других предусмотренных законом случаях. Неукоснительное соблюдение требований Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» является гарантом обеспечения конституционного права граждан на социальное обеспечение.
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
2. При рассмотрении дел, связанных с государственным пенсионным обеспечением граждан, судам следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Трудового кодекса Республики Узбекистан, Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (далее — Закон), постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года № 252 «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование порядка назначения и выплаты государственных пенсий», постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года № 46 «Об утверждении Положения о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии», Инструкции «О порядке ведения трудовых книжек», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 29 января 1998 года № 402, Инструкции «О порядке удержания из пенсий, пособий и иных выплат», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 26 октября 2016 года № 2835 и других нормативно-правовых актов, принятых в этой сфере.
3. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года № 939-XII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» сохранен действовавший до введения в действие Закона порядок:
4. Разъяснить судам, что в соответствии с Законом и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года № 252, назначение и выплата пенсии, а также рассмотрение других вопросов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, осуществляется районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее — Пенсионный фонд), решения, действия (бездействие) должностных лиц которых, могут быть обжалованы в суде.
См. предыдущую редакцию.
6. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса заявления об установлении юридических фактов, а также исковые заявления, связанные с осуществлением (защитой) права на получение пенсии, подведомственны судам по гражданским делам, а жалобы на решения, действия (бездействие) Пенсионного фонда — административным судам.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
7. Судам следует принять во внимание, что в соответствии со статьей 2 Закона установлены следующие виды государственных пенсий:
8. При назначении пенсии по возрасту на общих основаниях, в силу статьи 37 Закона, в стаж работы засчитывается любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.
В то же время, в отличие от пенсии по возрасту, при назначении пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, по случаю потери кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, продолжительность стажа юридического значения не имеет. Продолжительность трудового стажа не имеет значения и для назначения пенсии лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в период работы или после ее прекращения до достижения 20 лет. При этом имеет значение наличие самого факта стажа работы, а не его продолжительность, поскольку в силу части четвертой статьи 1 Закона граждане, не имеющие стажа работы, и их семьи не имеют права на государственные пенсии по настоящему Закону. Порядок социального обеспечения указанных лиц определяется Положением «О порядке назначения и выплаты пособий престарелым и нетрудоспособным гражданам, не имеющим стажа работы, необходимого для назначения пенсии», утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 апреля 2011 года № 107.
Инвалидам I и II групп вследствие общего заболевания, которые не имеют достаточного стажа работы для назначения пенсии (статья 17 Закона), пенсия по инвалидности назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу работы, а членам семьи, потерявшим кормильца, умершего вследствие общего заболевания и не имевшего стажа работы, достаточного для назначения пенсии по инвалидности, пенсия назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу работы кормильца.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
10. В соответствии со статьей 7 Закона, правом на пенсию по возрасту обладают мужчины — по достижении 60 лет, при стаже работы не менее 25 лет и женщины — по достижении 55 лет, при стаже работы не менее 20 лет.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 10 исключен постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
Периоды, предусмотренные в подпунктах «д» — «и», засчитываются в стаж работы при наличии общего стажа работы не менее 7 лет, указанного в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта.
Лицам, ставшим инвалидами, в периоды, предусмотренные в подпунктах «д» — «и», засчитываются в стаж работы независимо от продолжительности стажа, указанного в подпунктах «а» — «г» настоящего пункта.
12. Согласно пункта 35 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года № 252, при исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнял без уважительных причин установленного минимума трудового участия, учитывается время работы по фактической продолжительности.
В силу статей 115 и 139 Трудового кодекса Республики Узбекистан фактическая продолжительность времени работы в колхозе должна быть определена исходя из шестидневной рабочей недели с вычетом праздничных дней.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
14. При разрешении споров о включении периода индивидуальной трудовой деятельности, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном подсобном, дехканском, фермерском хозяйстве, в трудовой стаж, дающий право на пенсию, судам следует исходить из требований постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года № 46 «Об утверждении Положения о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии».
(абзац первый пункта 14 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
15. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13 марта 1992 года, весь период работы гражданина на территории любого государства — участника Соглашения, учитывается (засчитывается) в стаж за время до вступления в силу Соглашения без применения требований статьи 37 Закона.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
При разрешении споров, связанных с не включением в трудовой стаж периода работы за границей по найму, судам следует руководствоваться требованиями Положения «О порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии», утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2016 года № 46.
(абзац второй пункта 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
16. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Республики Узбекистан, лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в государственный бюджет и государственные целевые фонды налогов и других обязательных платежей являются налоговыми агентами. На налоговых агентов, в том числе, возложена обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, а также ответственность за правильность их исчисления.
См. предыдущую редакцию.
Судам следует иметь в виду, что при разрешении споров связанных с невключением в трудовой стаж периода работы лиц, работавших у работодателей, на которых в соответствии с законодательством не возложено обязательство по начислению и удержанию страховых взносов, судам следует исходить из требований части восьмой статьи 311 Налогового кодекса Республики Узбекистан, в соответствии с которой, физические лица, получающие доходы от работодателя, на которого в соответствии с законодательством не возложена обязанность по начислению и удержанию страховых взносов, уплачивают страховые взносы на добровольной основе, исходя из суммы доходов в виде оплаты труда, указанных в декларации о совокупном годовом доходе, на основании заявления о добровольной уплате страховых взносов, подаваемого одновременно с представлением декларации о совокупном годовом доходе.
(абзац третий пункта 16 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
17. При разрешении споров о невключении в трудовой стаж времени нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, судам следует исходить из требований подпункта «ж» пункта 35, пункта 66 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 сентября 2011 года № 252.
(абзац первый пункта 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
Судам при рассмотрении дел, связанных с отказом Пенсионного фонда в назначении пенсии на льготных условиях, следует руководствоваться Списками производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250.
См. предыдущую редакцию.
20. При разрешении споров о невключении льготного периода трудовой деятельности в стаж работы, дающий право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с отсутствием доказательств об аттестации рабочих мест, судам следует исходить из того, что в соответствии со статьей 14 Закона Республики Узбекистан «Об охране труда» аттестация рабочих мест по условиям труда проводится самим работодателем в установленном порядке, периодичность проведения которых устанавливается законодательством, но не реже одного раза в пять лет.
(абзац первый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
Следует учесть, что проведение аттестации рабочих мест является обязанностью работодателя, статьей 211 Трудового кодекса Республики Узбекистан ответственность за нарушение требований по охране труда возложена именно на работодателя.
См. предыдущую редакцию.
Следует иметь в виду, что в силу статьи 74 Гражданского процессуального кодекса, свидетельские показания не могут являться надлежащими доказательствами, подтверждающими особенность работы (работы в определенных условиях), определяющими ее характер и влияющими на досрочное назначение пенсии по возрасту. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 71 Гражданского процессуального кодекса (например, приказы, расчетная книжка, наряды, сведения о должностных обязанностях, сведения о надбавках и доплатах и т.п.).
(абзац четвертый пункта 20 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
Обратить внимание судов, что в соответствии со статьями 28 и 29 Закона Республики Узбекистан «Об охране труда» государственные технические инспекторы труда и государственные эксперты по условиям труда вправе выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работников на производстве. В связи с чем, при необходимости, следует разрешить вопрос об участии указанных лиц в судебном заседании либо получить их заключение по рассматриваемому вопросу.
21. В случае несогласия гражданина с отказом Пенсионного фонда включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по возрасту, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по возрасту, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, а также направлений деятельности предприятий, учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Списки производств, учреждений, работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию независимо от возраста, при наличии требуемых общего и специального стажа работ, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250;
Инструкция «О порядке применения списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях», утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан, зарегистрированная Министерством юстиции Республики Узбекистан 12 марта 2012 года № 2337.
См. предыдущую редакцию.
При рассмотрении и разрешении дел, связанных с отказом Пенсионного фонда в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях по профессиям, исключенным из списков №№ 1, 2 и 3, производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250, а равно исключение других льгот, предусмотренных законом, необходимо руководствоваться частью третьей статьи 4 Гражданского кодекса. Согласно указанной норме, к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, закон применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
(абзац четвертый пункта 22 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
23. Обратить внимание судов, что в соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Республики Узбекистан и статьей 42 Закона, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. В случаях, когда документы о стаже работы не сохранились полностью или частично в результате военных действий, стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, подтверждение стажа работы осуществляется специальными комиссиями по установлению стажа работы, создаваемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан или органами государственной власти на местах. Периоды трудовой деятельности, установленные этими комиссиями на основании частично сохранившихся документов и показаний свидетелей, включаются в стаж работы, а также в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию, как время работы, подтвержденное документами.
См. предыдущую редакцию.
24. В соответствии с пунктом 6 части второй статьи 295 Гражданского процессуального кодекса, суд устанавливает факты принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением членских билетов общественных объединений, воинских документов, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами записи актов гражданского состояния) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица по паспорту или свидетельству о рождении.
(абзац первый пункта 24 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
В соответствии со статьей 48 Закона, на решение об отказе в назначении пенсии может быть подана жалоба в суд.
26. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 65 Закона, удержания из пенсий могут производиться:
27. Обратить внимание судов, что, согласно требованиям статьи 1030 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии, пособия, предоставленные гражданину, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
29. Обратить внимание судов, что к требованиям о взыскании излишне выплаченной пенсии применяется, установленный статьей 150 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, общий трехгодичный срок исковой давности.
При этом следует иметь ввиду, что, согласно статьи 153 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны, сделанному до вынесения судом решения.
См. предыдущую редакцию.
31. Суды должны вынесением частных определений (статья 275 ГПК) реагировать на установленное при рассмотрении дел каждое нарушение прав граждан на получение пенсий и пособий, а также факт предоставления недостоверных архивных и других сведений, необходимых для назначения пенсий и пособий.
(пункт 31 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 32 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 30 ноября 2018 года № 34)
33. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу абзац девятый пункта 2 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 декабря 1991 года № 5 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».