Акт на состоянии 14.09.2012 00
Перейти на действующаю версию
3. Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» (далее — Закон) государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом по принципу в «одно окно» и, как правило, на уведомительной основе в порядке, установленном законодательством.
4. Исходя из смысла статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ГПК) и статьи 55 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ХПК), следует иметь в виду, что обязанность доказывания законности отказа в государственной регистрации юридического лица возлагается на регистрирующий орган.
6. Исходя из содержания статьи 31 ГПК и статьи 23 ХПК, судам следует иметь в виду, что споры, вытекающие из предпринимательской деятельности с участием гражданина, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя, подведомственны судам общей юрисдикции.
7. Судам следует иметь в виду, что порядок проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства строго установлен законодательными актами. В частности, Законом Республики Узбекистана «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» наряду с другими вопросами регламентированы основания, периодичность и сроки проведения проверок.
8. В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Положения «О порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства — юридических лиц, проводимых контролирующими органами», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 6 мая 2006 года № 1573, к проверкам деятельности субъектов предпринимательства, разрешенным в установленном порядке одним контролирующим органом, другие контролирующие органы могут быть подключены при наличии предусмотренных в законодательстве оснований для проведения внеплановой проверки согласно поданной ими заявке, по решению Совета по координации деятельности контролирующих органов.
9. Согласно части пятой статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», краткосрочные проверки на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.
10. Согласно части двенадцатой статьи 39 Закона проверки деятельности субъектов предпринимательства — членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.
11. Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 11 Закона во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.
13. Согласно пункту 13 статьи 329 и пункту 3 статьи 330 Налогового кодекса Республики Узбекистан, субъекты предпринимательства при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Данное правило применяется и при обжаловании судебных актов по этой категории дел.
14. В соответствии с пунктом 3 Инструкции «О банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан 27 апреля 2009 года № 1948, юридические и физические лица самостоятельно выбирают банки для своего расчетного и кассового обслуживания и вправе открывать депозитные счета до востребования, а также сберегательные, срочные, ссудные и другие депозитные счета в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких банках.
В соответствие с пунктом 4 Положения «О порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды», зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июня 2001 года № 1044, за необоснованные задержку или отказ в открытии банками счетов после представления всех необходимых документов, предусмотренных нормативными актами Центрального банка, в том числе при запросе излишних документов для открытия данного типа счета банк уплачивает штраф в размере 0,05 процента от установленного минимального размера уставного капитала банка.