Комментарий LexUz
(с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 июня 2002 года № 10)
См. предыдущую редакцию.
2. Отношения в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов регулируются законами Республики Узбекистан «Об охране природы», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «Об охраняемых природных территориях», земельным, водным законодательством, законодательством о недрах, а также иными законодательными актами.
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 2 Закона «Об охране природы» охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения, нерационального использования подлежат земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 26 июня 2015 года № 11)
См. предыдущую редакцию.
6. В целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, судам следует назначать соответствующие экспертизы с привлечением к их проведению гидрометеорологов, сотрудников санитарно-эпидемиологических служб, зоологов, ихтиологов, ботаников, охотоведов, лесоводов и других специалистов. При этом необходимо учитывать, что экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды и ее проведение регламентировано статьями 24, 25 Закона «Об охране природы». В соответствии со статьей 13 Закона Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится специализированными экспертными подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды или его территориальными органами.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
См. предыдущую редакцию.
Разъяснить, что в соответствии со статьей 27 Закона «Об охране природы» общественная экологическая экспертиза осуществляется независимыми группами специалистов по инициативе общественных объединений за счет их собственных средств или на общественных началах. Заключения общественной экологической экспертизы носят рекомендательный характер.
(абзац второй пункта 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
См. предыдущую редакцию.
7. В соответствии со статьей 245 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности судам по уголовным делам подведомственны дела об административных правонарушениях в области экологии, охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которые предусмотрена статьями 66, 67, частью второй статьи 701, частью второй статьи 702, статьей 76 (в части повреждения водохозяйственных сооружений), частями третьей и четвертой статьи 77, частью второй статьи 79, частями второй, третьей, четвертой статьи 90, статьей 901, частью четвертой статьи 911, статьей 94 этого Кодекса.
(пункт 7 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
8. Разъяснить судам, что правила пользования животным или растительным миром, ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 202 Уголовного кодекса и статьей 90 Кодекса об административной ответственности, устанавливаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и могут носить как постоянный, так и временный (сезонный характер). Кроме того, правила охраны животного и растительного мира регламентированы в постановлении Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года «Об усилении охраны ценных и исчезающих видов растений и животных и упорядочении их использования». В частности, этим постановлением предусмотрено, что изъятие в любой форме из природы растений и животных, занесенных в Красную книгу, производится только на основании разрешений, выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а добыча охотничье-промысловых видов животных (в том числе и рыб) производится по разрешениям, выдаваемым государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и Академией наук Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
См. предыдущую редакцию.
Ответственность по пункту «ж» части 3 статьи 202 Уголовного кодекса наступает как в случаях уничтожения зверей, птиц, рыбы, других видов животного мира или растений, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, так и в Международную Красную книгу. При этом размер причиненного ущерба значения не имеет.
(абзац третий пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)
9. Под умышленным сокрытием сведений о загрязнении окружающей среды, ответственность за которое предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса, следует понимать такие действия (бездействия), когда виновное лицо вообще не дает своевременно сведений о состоянии экологической обстановки. Искажение таких сведений имеет место, когда они не соответствуют действительности (занижение показателей загрязненности окружающей среды и т. д.).
См. предыдущую редакцию.
10. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам следует принимать меры к выявлению лиц, приобретавших или сбывавших заведомо добытое преступным путем (рыбу, диких животных, птицу, древесину и т. п.), и в зависимости от конкретных обстоятельств сообщать прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов по признакам преступления, предусмотренного статьей 171 Уголовного кодекса Республики Узбекистан
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 31 мая 2013 года № 09).
См. предыдущую редакцию.
13. В соответствии с законом суммы в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законодательства об охране природы, подлежат взысканию в порядке, предусмотренном в постановлениях Кабинета Министров Республики Узбекистан № 290 от 20 октября 2014 года «Об урегулировании использования биологических ресурсов и о порядке прохождения разрешительных процедур в сфере природопользования» и № 375 от 15 июня 2017 года «Об утверждении Положения о порядке формирования и использования средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами».
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 29 ноября 2017 года № 46)
14. По уголовным делам о нарушении порядка пользования животным и растительным миром орудия преступления, принадлежащие подсудимому, в том числе автомашины, мотоциклы и лодки, с помощью которых совершаются или облегчаются преступные действия, подлежат конфискации на основании статьи 211 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
Вопрос конфискации орудия и предметов совершения административного правонарушения следует решать в соответствии с надлежащими статьями Кодекса об административной ответственности.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2022 года № 9)