Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 августа 2019 года № 700 «Об утверждении Положения о порядке создания пожарно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан в районах, городах и других населенных пунктах республики, на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность».
Во исполнение постановления Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2017 года № ПП-2992 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений пожарной безопасности органов внутренних дел» и в целях установления качественно нового порядка организации работы подразделений Государственной службы пожарной безопасности, надежного обеспечения пожарной безопасности, повышения эффективности работы по профилактике и своевременному тушению пожаров Кабинет Министров постановляет:
Положение о Государственной службе пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
Положение о Главном управлении пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
в двухмесячный срок привести свои ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу некоторые решения Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра внутренних дел Республики Узбекистан А.А. Азизова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О пожарной безопасности» и постановлением Президента Республики Узбекистан от 23 мая 2017 года № ПП-2992 «О мерах по коренному совершенствованию деятельности подразделений пожарной безопасности органов внутренних дел» определяет систему, основные задачи, функции, права и ответственность, а также порядок создания и финансового обеспечения подразделений Государственной службы пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
2. Государственная служба пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — служба пожарной безопасности) представляет собой совокупность органов управления, сил и средств, созданных в установленном порядке с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды от пожаров, поддержания требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах, а также организации и осуществления государственного пожарного надзора в Республике Узбекистан.
3. Деятельность службы пожарной безопасности осуществляется в соответствии с принципами законности, единства, соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов граждан, открытости и прозрачности, единоначалия, оперативности и своевременности реагирования на пожары.
4. Служба пожарной безопасности в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
Главное управление пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Главное управление пожарной безопасности);
подразделения, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность службы пожарной безопасности, непосредственно подчиненные Главному управлению пожарной безопасности (центры управления и координации силами и средствами пожаротушения, информационно-коммуникационных технологий и связи, научно-технического обеспечения пожарной безопасности, первоначальной подготовки и повышения квалификации, специализированный отряд по тушению сложных пожаров, управление пожарной безопасности Навоийского ГМК, отдел хозяйственного обеспечения);
управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главного управления внутренних дел г. Ташкента, управлений внутренних дел областей (далее — территориальные управления пожарной безопасности) и на особо важных объектах (далее — объектовые управления пожарной безопасности);
подразделения, обеспечивающие оперативно-служебную деятельность территориальных подразделений, непосредственно подчиненные территориальным управлениям пожарной безопасности (центры управления и координации силами и средствами пожаротушения, информационно-коммуникационных технологий и связи, пропаганды пожарной безопасности, пожарно-технические лаборатории, отряды (части) технической службы);
отделы (отделения) пожарной безопасности районов (городов) (далее — территориальные отделы (отделения) пожарной безопасности) и на особо важных объектах (далее — объектовые отделы (отделения) пожарной безопасности), в состав которых входят:
военизированные и профессиональные части пожарной безопасности, обеспечивающие тушение пожаров в районах (городах), населенных пунктах и на особо важных объектах.
6. Служба пожарной безопасности может иметь утверждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности службы пожарной безопасности.
осуществление контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и поддержание требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах;
организация тушения пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также защита окружающей природной среды от пожаров;
создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений пожарной безопасности, совершенствование порядка, подбора и расстановки кадров.
8. В соответствии с возложенными задачами служба пожарной безопасности осуществляет следующие функции:
участвует в разработке технических регламентов, стандартов, норм, правил и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
осуществляет противопожарную пропаганду, обучение и информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
в установленном порядке осуществляет лицензирование и участвует в сертификации в области пожарной безопасности;
организует и осуществляет исследования и испытания продукции пожарно-технического назначения, веществ, материалов, изделий и оборудования на пожарную опасность;
б) в области осуществления контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и поддержание требуемого уровня пожарной безопасности в населенных пунктах, иных территориях и объектах:
рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий, сооружений и иных объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований;
участвует в работе комиссии по выбору (отводу) площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
осуществляет в установленном порядке охрану объектов, в том числе имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность (далее — особо важные объекты);
в) организация тушения пожаров, спасение людей и имущества юридических и физических лиц, оказавшихся в зоне пожара, а также защита окружающей природной среды от пожаров:
осуществляет единую техническую политику в области оснащения подразделений пожарной охраны пожарной техникой и иными техническими средствами;
разрабатывает нормативные документы по организации тушения пожаров, несения гарнизонной и сменной службы пожарной безопасности, а также документы, регламентирующие деятельность подразделений пожаротушения;
обеспечивает разработку и утверждение оперативных и иных планов привлечения сил и средств пожаротушения;
осуществляет ведение государственного кадастра зон повышенной техногенной опасности — по зонам (объектам) повышенной взрывоопасности и пожароопасности;
осуществляет государственный контроль за состоянием готовности подразделений всех видов пожарной охраны к тушению пожаров и проведением работ по профилактике пожаров;
осуществляет взаимодействие с другими видами пожарной охраны, уполномоченными органами, аварийно-ремонтными и иными экстренными службами по обеспечению организации тушения пожаров;
осуществляет мероприятия по организации деятельности службы пожарной безопасности гражданской защиты, боевой и мобилизационной готовности специальных формирований пожарной охраны гражданской защиты, а также функции по обеспечению пожарной безопасности в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
г) в области создания эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений пожарной безопасности, совершенствование порядка, подбора и расстановки кадров:
осуществляет подбор, расстановку кадров в системе органов управления и подразделений службы пожарной безопасности;
обеспечивает первоначальную профессиональную, психологическую, физическую подготовку, повышение квалификации личного состава службы пожарной безопасности и других видов пожарной охраны, а также развитие пожарно-прикладного спорта;
осуществляет при посредничестве Управления международного сотрудничества Министерства внутренних дел Республики Узбекистан международное сотрудничество в области пожарной безопасности, в том числе с высшими пожарно-техническими образовательными учреждениями зарубежных государств по вопросам подготовки и повышения квалификации офицерского состава подразделений службы пожарной безопасности.
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, организациями, их должностными лицами, а также гражданами требований пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством;
вносить в органы государственной власти на местах предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории в соответствии с законодательством;
устанавливать общие требования пожарной безопасности для населенных пунктов, территорий, зданий и сооружений;
согласовывать технические регламенты, стандарты, нормы, правила и другие нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
беспрепятственно проникать при тушении пожаров в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений, вскрывать в необходимых случаях двери, окна и ограждающие конструкции в целях осуществления действий по предотвращению развития (распространения) пожара и связанных с ним опасных факторов, представляющих угрозу для людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды, а также создания условий, обеспечивающих ликвидацию пожара;
использовать имеющиеся у организаций и граждан средства связи, транспорт, оборудование, средства пожаротушения и огнетушащие вещества с последующим возмещением в установленном порядке;
ограничивать или запрещать на месте пожара движение транспорта и людей, а также привлекать соответствующие службы для обеспечения охраны мест тушения пожаров;
устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности проведения указанных действий, а также принимать решения по спасению людей, имущества юридических и физических лиц при пожаре;
принимать в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения всеми организациями и гражданами, в том числе ограничивающие права юридических и физических лиц на территории, где осуществляются действия по тушению пожара;
использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, для оперативного оповещения и информирования населения о пожарах;
пользоваться на безвозмездной основе водой для целей пожаротушения из естественных и искусственных водных источников при проведении необходимых работ, связанных с тушением, предотвращением возникновения и развития (распространения) пожаров и аварий.
своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности и тушению пожаров;
осуществлять в обязательном порядке незамедлительный выезд на место при получении сообщения о возникновении пожара;
совершенствовать работу по осуществлению государственного пожарного надзора, профилактики, тушения пожаров, организации несения службы, финансового, экономического и материально-технического обеспечения деятельности службы пожарной безопасности.
11. Служба пожарной безопасности несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на нее задач и функций.
Должностные лица службы пожарной безопасности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность в установленном законодательством порядке.
12. Отделы (отделения) пожарной безопасности городов (районов) находятся в прямом подчинении территориальных управлений пожарной безопасности.
Отделы (отделения) пожарной безопасности на особо важных объектах находятся в прямом подчинении территориальных или объектовых управлений пожарной безопасности.
13. Военизированными частями пожарной безопасности являются подразделения, штатные должности которых комплектуются лицами рядового, сержантского и офицерского составов (сотрудниками).
14. Профессиональными частями пожарной безопасности являются подразделения, штатные должности которых комплектуются лицами, не имеющими специальных званий (служащими).
Перечисленные органы управления являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием, а также казначейские лицевые счета в установленном порядке.
16. Органы управления службы пожарной безопасности одновременно являются органами государственного пожарного надзора.
17. Центр первоначальной подготовки и повышения квалификации является учебным подразделением службы пожарной безопасности, осуществляющим первоначальную подготовку и повышение квалификации личного состава службы пожарной безопасности и работников других видов пожарной охраны. Центр первоначальной подготовки и повышения квалификации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан со своим наименованием и казначейский лицевой счет.
18. Центр научно-технического обеспечения пожарной безопасности является самостоятельным научно-техническим, оперативным и исследовательским подразделением, осуществляющим функции по координации научно-технического обеспечения в сфере пожарной безопасности.
19. Центры управления и координации силами и средствами пожаротушения являются оперативными подразделениями, осуществляющими прием, обработку сообщений о пожарах, управление и координацию действий сил и средств пожаротушения службы пожарной безопасности и других видов пожарной охраны, экстренных служб, а также уполномоченных органов, привлекаемых к ликвидации пожаров.
20. Центры информационно-коммуникационных технологий и связи являются подразделениями, осуществляющими внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных систем управления в деятельность подразделений службы пожарной безопасности.
21. Специализированный отряд по тушению сложных пожаров является структурным подразделением, предназначенным для тушения крупных и сложных пожаров на территории республики.
22. Территориальные управления пожарной безопасности возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента и по согласованию с Главным управлением пожарной безопасности.
Территориальные отделы (отделения) пожарной безопасности возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Республики Каракалпакстан и начальниками управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента по представлению начальников территориальных управлений пожарной безопасности.
Объектовые отделы (отделения) пожарной безопасности, подчиненные территориальным управлениям пожарной безопасности, возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно министром внутренних дел Республики Каракалпакстан и начальниками управлений внутренних дел областей, Главного управления внутренних дел г.Ташкента по представлению начальников территориальных управлений пожарной безопасности.
23. Положения об органах управления и подразделениях службы пожарной безопасности утверждаются министром внутренних дел Республики Узбекистан.
24. Подразделения службы пожарной безопасности создаются в соответствии с градостроительными нормами и правилами на основании утвержденных постановлением Президента Республики Узбекистан типовых структур, в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.
25. В районах и городах (населенных пунктах) отделы (отделения) пожарной безопасности создаются в зависимости от численности населения.
Отделы пожарной безопасности в районах и городах (населенных пунктах) создаются при численности населения 100 тысяч и более человек.
Отделения пожарной безопасности в районах и городах (населенных пунктах) создаются при численности населения менее 100 тысяч человек.
26. Военизированные части пожарной безопасности создаются при численности населения населенного пункта 50 тысяч и более человек и могут укрепляться профессиональными частями пожарной безопасности.
Профессиональные части пожарной безопасности создаются при численности населения населенного пункта менее 50 тысяч человек.
27. Перечни районов и городов, где должны создаваться отделы (отделения), а также военизированные и профессиональные части пожарной безопасности и их штатная численность, определяются Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
28. На особо важных объектах подразделения службы пожарной безопасности создаются на основании актов межведомственных комиссий в составе представителей заинтересованных министерств, ведомств, организаций, Главного управления пожарной безопасности, территориальных и объектовых управлений пожарной безопасности и договоров, заключаемых руководителями организаций со службой пожарной безопасности, с учетом ведомственных нормативных документов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, определяющих штатную численность этих подразделений.
В обоснованных случаях на отдельных особо важных объектах могут создаваться объектовые управления пожарной безопасности.
29. На особо важных объектах отделы пожарной безопасности создаются при наличии на объекте двух и более частей и/или отделений по пожарному надзору и профилактике.
Отделения пожарной безопасности создаются при наличии на объекте одной части пожарной безопасности и/или группы по пожарному надзору и профилактике.
30. В военизированных и профессиональных частях пожарной безопасности несение службы осуществляется дежурными сменами в составе экипажей, которые являются основными тактическими подразделениями, самостоятельно решающими задачи по спасению людей и тушению пожаров.
31. Порядок и условия прохождения службы сотрудниками и служащими службы пожарной безопасности определяются соответствующими Положениями, утверждаемыми министром внутренних дел Республики Узбекистан.
вносит изменения в структуру подразделений службы пожарной безопасности в пределах утвержденной штатной численности и ассигнований на их содержание;
вводит по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан дополнительные штатные единицы сотрудников подразделений пожарной безопасности органов внутренних дел за счет средств, поступающих за оказанные на договорной основе услуги;
вносит изменения в структуры и штатную численность подразделений службы пожарной безопасности, содержащихся за счет средств, поступающих за оказанные на договорной основе услуги.
33. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов управления и подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников, не запрещенных законодательством.
Подразделения службы пожарной безопасности, созданные на основе договоров с организациями, содержатся за счет средств данных организаций.
Финансирование деятельности подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан согласно смете расходов службы пожарной безопасности в установленном законодательством порядке.
34. Численность службы пожарной безопасности, содержащейся за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан, утверждается Президентом Республики Узбекистан по представлению Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.
35. Расходы на строительство и реконструкцию зданий и сооружений для подразделений службы пожарной безопасности, за исключением подразделений, создаваемых на основе договоров, заключаемых с организациями, осуществляются органами государственной власти на местах в пределах лимитов централизованных капитальных вложений, предусмотренных в инвестиционных и других программах Республики Узбекистан на соответствующий год, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Для подразделений службы пожарной безопасности, созданных на основе договоров, заключенных с организациями, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений производятся за счет средств этих организаций.
36. Введение в утвержденные штаты управлений и отделов (отделений) службы пожарной безопасности дополнительных должностей сотрудников по осуществлению государственного пожарного надзора и руководства военизированными и профессиональными частями производится в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, соответственно, военизированных и профессиональных частей пожарной безопасности, но не более четырех процентов от общей утвержденной численности этих подразделений.
37. Реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений службы пожарной безопасности осуществляются в соответствии с законодательством.
38. Ликвидация подразделений службы пожарной безопасности на объектах, на которых создание пожарной охраны обязательно, без замены ее ведомственной, запрещается.
39. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в установленном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, права и ответственность, а также организацию деятельности Главного управления пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Главное управление).
2. Главное управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и возглавляет систему Государственной службы пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — служба пожарной безопасности).
3. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
4. Деятельность Главного управления осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости и организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за выполнение своих обязанностей.
5. Главное управление является юридическим лицом, имеет свой казначейский лицевой и иные счета в банках, самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.
6. Для обсуждения вопросов пожарной безопасности, деятельности службы пожарной безопасности в Главном управлении могут создаваться комиссии, советы, рабочие группы и другие коллегиальные органы.
7. Главное управление является рабочим органом, ответственным за подготовку, обобщение и внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан информационно-аналитических и иных материалов по деятельности комиссий по пожарной безопасности при органах государственной власти на местах.
8. Главное управление вправе в установленном порядке решать вопросы хозяйственной деятельности, осуществлять экспортно-импортные операции, связанные с выполнением возложенных на него задач и функций.
9. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности осуществляются Главным управлением в порядке, установленном законодательством.
организация тушения пожаров, координация деятельности подразделений пожаротушения, а также эффективное взаимодействие с экстренными службами и уполномоченными органами при тушении пожаров;
обеспечение пожарной безопасности на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность;
разработка и совершенствование государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
внедрение современных научно-технических достижений, информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных информационных систем в деятельность подразделений службы пожарной безопасности;
создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава подразделений пожарной безопасности, совершенствование порядка подбора, расстановки и воспитания кадров;
материально-техническое обеспечение подразделений службы и контроль за реализацией государственного заказа на пожарно-техническую продукцию.
осуществляет организационно-методическое руководство подразделениями службы пожарной безопасности, принимает меры по ее совершенствованию;
осуществляет проверку по направлениям деятельности подразделений службы пожарной безопасности, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных недостатков, оказывает практическую помощь в организации эффективной оперативно-служебной деятельности;
организует работу службы пожарной безопасности гражданской защиты, а также боевую и мобилизационную готовность специальных формирований пожарной охраны гражданской защиты;
выполняет функцию по обеспечению пожарной безопасности в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
создает в установленном порядке оперативный штаб службы пожарной безопасности гражданской защиты Республики Узбекистан и организует его функционирование;
осуществляет правовое и информационное обеспечение вопросов пожарной безопасности и деятельности службы пожарной безопасности;
изучает и анализирует состояние работы по основным направлениям деятельности службы пожарной безопасности, принимает меры по ее совершенствованию;
организует ведение учета пожаров и их последствий, а также обеспечивает сбор и взаимообмен информацией о них;
осуществляет изучение, обобщение и внедрение передового опыта в области пожарной безопасности, координирует эту работу в органах управления службы пожарной безопасности;
организует и проводит тематические совещания, семинары, конференции, обобщает и издает материалы по результатам этой работы;
устанавливает квалификационные требования и рейтинговую систему оценки профессиональной пригодности сотрудников службы пожарной безопасности;
обеспечивает разработку критериев оценки деятельности органов управления и подразделений службы пожарной безопасности;
осуществляет контроль готовности сил и средств службы пожарной безопасности к выполнению возложенных на нее функций в системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях;
готовит в установленном порядке материалы по вопросам организации подразделений пожарной охраны в населенных пунктах и на объектах;
рассматривает обращения физических и юридических лиц, принимает меры к устранению выявленных недостатков;
определяет потребность и осуществляет в пределах своей компетенции централизованное ресурсное обеспечение органов управления и подразделений службы пожарной безопасности в соответствии с утвержденной сметой расходов;
осуществляет распределение финансовых средств, поступающих из Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также контроль финансово-хозяйственной деятельности подчиненных подразделений;
участвует в разработке и согласовывает проекты стандартов, норм и правил, содержащих требования пожарной безопасности;
обеспечивает своевременное принятие соответствующих мер по целевому использованию, сохранности денежных средств и материальных ресурсов, а также совершенствование методов ведения бухгалтерского учета и финансового планирования;
осуществляет методическое руководство работой органов управления службы пожарной безопасности по осуществлению государственного пожарного надзора;
организует и осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, организациями, их должностными лицами, а также гражданами требований пожарной безопасности;
осуществляет контроль за правильностью применения должностными лицами государственного пожарного надзора мер административного взыскания за нарушения правил пожарной безопасности;
осуществляет целенаправленную работу среди населения и работников организаций по пропаганде мер пожарной безопасности, повышению ответственности должностных лиц за обеспечение противопожарного состояния объектов;
осуществляет по просьбе дипломатических и других иностранных представительств, аккредитованных в Республике Узбекистан, проверки противопожарного состояния занимаемых ими территорий, зданий и сооружений в установленном порядке;
содействует проведению доследственной проверки и предварительного следствия по делам о пожарах, а также рассматривает административные дела о нарушениях правил пожарной безопасности и применяет соответствующие административные взыскания;
(абзац седьмой подпункта «б» пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 декабря 2017 года № 960 — Национальная база данных законодательства, 04.12.2017 г., № 09/17/960/0355)
информирует в установленном порядке органы государственной власти на местах, органы государственного и хозяйственного управления, а также руководителей организаций о состоянии пожарной безопасности на подведомственных объектах с целью принятия своевременных мер по устранению причин и условий, способствующих возникновению пожаров;
рассматривает в части соблюдения требований пожарной безопасности проектную документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий, сооружений и иных объектов при обоснованных отступлениях от требований пожарной безопасности или отсутствии указанных требований;
участвует в работе комиссии по выбору (отводу) площадок (трасс) для строительства, а также комиссий по приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов и осуществляет контроль за работой низовых подразделений в данном направлении;
участвует в установленном порядке в лицензионной деятельности других специально уполномоченных органов в части соблюдения лицензиатом лицензионных условий и требований пожарной безопасности;
рассматривает и принимает решения по спорным вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного пожарного надзора;
в) в области организации тушения пожаров, координации деятельности подразделений пожаротушения, а также взаимодействия с экстренными службами и уполномоченными органами при тушении пожаров:
разрабатывает порядок и организацию несения гарнизонной и сменной службы в частях пожарной безопасности, а также тушения пожаров;
обеспечивает управление и координацию сил и средств службы пожарной безопасности при ликвидации крупных и сложных пожаров;
осуществляет ведение государственного кадастра зон повышенной техногенной опасности — по зонам (объектам) повышенной взрывоопасности и пожароопасности;
изучает крупные пожары, разрабатывает меры, направленные на создание условий для успешной их ликвидации, оснащение службы пожарной безопасности соответствующей техникой и огнетушащими средствами;
определяет порядок привлечения сил и средств подразделений пожаротушения службы пожарной безопасности и взаимодействия их с другими видами пожарной охраны, экстренными службами и уполномоченными органами, привлекаемыми на тушение пожаров;
разрабатывает нормативы по пожарно-строевой подготовке, содействует физическому совершенствованию личного состава службы пожарной безопасности;
разрабатывает обязательные для исполнения меры по охране труда и технике безопасности в подразделениях службы пожарной безопасности;
г) в области обеспечения пожарной безопасности на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность:
планирует и осуществляет государственный пожарный надзор, а также организует, руководит и контролирует работу должностных лиц органов государственного пожарного надзора на особо важных объектах;
осуществляет методическое руководство и координацию деятельности низовых подразделений пожарной безопасности в области организации профессиональной подготовки и пожаротушения, а также профилактики пожаров;
участвует в составе межведомственной комиссии по вопросам создания подразделений службы пожарной безопасности по охране особо важных объектов;
осуществляет контроль готовности сил и средств службы пожарной безопасности по тушению пожаров на особо важных объектах;
организует работу по обучению руководящего, инженерно-технического состава и обслуживающего персонала объектов по вопросам тушения и профилактики пожаров;
готовит информационно-аналитические материалы, оперативно-служебную и иную информацию о состоянии пожарной безопасности на особо важных объектах;
д) в области разработки и совершенствования государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности:
анализирует состояние пожарной безопасности населенных пунктов, объектов и в установленном порядке вносит соответствующим органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах и организациям предложения по обеспечению пожарной безопасности;
организует самостоятельно или совместно с органами государственного и хозяйственного управления разработку проектов нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции;
разрабатывает и осуществляет сопровождение государственных программ в области пожарной безопасности;
обеспечивает подготовку, обобщение и внесение информационно-аналитических и иных материалов в Кабинет Министров Республики Узбекистан по деятельности комиссий по пожарной безопасности, созданных при органах государственной власти на местах;
организует и осуществляет противопожарную пропаганду, информационное обеспечение в области пожарной безопасности, взаимодействует в установленном порядке со средствами массовой информации;
разрабатывает порядок организации, реорганизации и ликвидации органов управления и подразделений службы пожарной безопасности;
содействует укреплению и развитию добровольных пожарных формирований с целью их привлечения к участию в охране от пожаров населенных пунктов и организаций;
согласовывает проекты нормативно-правовых и иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, утверждаемые уполномоченными органами;
участвует в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования и сертификации в области пожарной безопасности;
проводит работу по сертификации и испытаниям продукции пожарно-технического назначения и исследованиям веществ, материалов, изделий и оборудования на пожарную опасность;
определяет потребность в научно-технической продукции для подразделений службы пожарной безопасности, предназначенной для повышения пожарной безопасности, а также приоритетные направления научных исследований и разработок;
выполняет функции государственного заказчика на научно-техническую продукцию в области пожарной безопасности, координирует научные исследования в этой области;
участвует в реализации государственных, целевых и научно-технических программ по проблемам пожарной безопасности;
з) в сфере внедрения современных научно-технических достижений, информационно-коммуникационных технологий и автоматизированных информационных систем в деятельность подразделений службы пожарной безопасности:
обеспечивает подразделения службы пожарной безопасности нормативными, технологическими и информационно-аналитическими материалами по вопросам информационно-коммуникационных технологий;
внедряет, развивает и совершенствует техническую инфраструктуру по защите ведомственных информационных ресурсов и информационных систем;
разрабатывает предложения по использованию и развитию современных информационных технологий, программных продуктов, административных процедур, аппаратных средств обработки данных, средств связи и передачи данных;
взаимодействует с министерствами, ведомствами и соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел Республики Узбекистан по вопросам предотвращения компьютерных угроз;
проводит мониторинг состояния оснащенности службы пожарной безопасности информационными, автоматизированными, телекоммуникационными системами, средствами связи, специальной техникой и техническими средствами защиты информации;
и) в области создания эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава службы, совершенствования порядка подбора, расстановки и воспитания кадров:
определяет совместно с Главным управлением кадров Министерства внутренних дел Республики Узбекистан порядок подбора, расстановки кадров в системе органов управления и подразделений службы пожарной безопасности;
организует проведение первоначальной, профессиональной и психологической подготовки, а также повышение квалификации личного состава службы пожарной безопасности и других видов пожарной охраны;
осуществляет контроль за соблюдением служебной и исполнительской дисциплины личным составом подразделений службы пожарной безопасности;
разрабатывает потребность и контролирует подбор кандидатов на учебу в профильные образовательные учреждения Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
осуществляет программно-методическое обеспечение, а также разработку программ и планов профессиональной подготовки личного состава службы пожарной безопасности;
оказывает содействие учебным заведениям пожарно-технического профиля в программно-методическом обеспечении учебного процесса;
к) в области осуществления и расширения международного сотрудничества в области пожарной безопасности:
обобщает и анализирует информацию о деятельности специализированных органов зарубежных стран, осуществляющих свою деятельность в области пожарной безопасности, вносит предложения по внедрению их положительного опыта;
осуществляет деятельность по международному обмену опытом и специалистами в области пожарной безопасности в установленном порядке, в том числе по изучению передового опыта в области внедрения современных систем и средств противопожарной защиты;
осуществляет международное сотрудничество по линии пожарно-прикладного спорта, участвует в международных соревнованиях и чемпионатах;
л) в области материально-технического обеспечения подразделений службы пожарной безопасности и реализации государственного заказа на пожарно-техническую продукцию:
осуществляет единую техническую политику в области разработки, производства (выпуска) и эксплуатации пожарной техники и огнетушащих средств;
ведет учет и анализ потребности основной, специальной пожарной, вспомогательной и другой техники, специальной одежды, иной пожарно-технической продукции и другого оборудования, оргтехники и иных товарно-материальных ценностей, зданий и сооружений службы пожарной безопасности, а также их состояния;
обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение программ по укреплению и оснащению материально-технической базы службы пожарной безопасности;
осуществляет планирование эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пожарной техники, пожарно-технического оборудования, средств связи, зданий и сооружений подразделений службы пожарной безопасности;
осуществляет контроль за фактическим и адресным поступлением техники и других товарно-материальных ценностей в органы управления и подразделения службы пожарной безопасности;
содействует министерствам, ведомствам, организациям по техническим и организационным вопросам, связанным с эксплуатацией пожарной техники, ее ремонтом и применением;
создает и организует работу приемочной комиссии по осуществлению контроля за качеством пожарно-технической продукции, изготавливаемой по государственному заказу, а также за своевременностью ее поставок;
содействует рационализаторской и изобретательской деятельности в системе службы пожарной безопасности;
организует освоение средств по централизованному техническому обеспечению службы пожарной безопасности.
13. В непосредственном подчинении Главного управления находятся Специализированный отряд по тушению сложных пожаров, Управление пожарной безопасности Навоийского ГМК, Отдел хозяйственного обеспечения, а также приравненные по статусу к управлению центры (Центр управления и координации силами и средствами пожаротушения, Центр научно-технического обеспечения пожарной безопасности, Центр информационно-коммуникационных технологий и связи, Центр первоначальной подготовки и повышения квалификации).
14. Главное управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по согласованию с Президентом Республики Узбекистан.
Начальник Главного управления имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.
Начальник Главного управления одновременно является по должности Главным государственным инспектором Республики Узбекистан по пожарному надзору, который определяет порядок организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Заместители начальника Главного управления являются по должности заместителями Главного государственного инспектора Республики Узбекистан по пожарному надзору.
осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, организациями, их должностными лицами, а также гражданами требований пожарной безопасности в порядке, установленном законодательством;
вносить в органы государственной власти на местах предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории в соответствии с законодательством;
устанавливать общие требования пожарной безопасности для населенных пунктов, территорий, зданий и сооружений;
согласовывать технические регламенты, стандарты, нормы, правила и другие нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации, деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, для оперативного оповещения и информирования населения о пожарах.
16. Главное управление несет ответственность за эффективное выполнение возложенных на него задач и функций.
руководит деятельностью Главного управления и непосредственно подчиненных ему органов управления и подразделений, распределяет обязанности среди своих заместителей, несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций;
определяет порядок организации и осуществления государственного пожарного надзора в соответствии с законодательством;
организует взаимодействие с уполномоченными органами по вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного пожарного надзора;
издает в пределах своей компетенции приказы и иные нормативные документы, организует контроль за их исполнением;
дает обязательные для всех организаций предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, стандартов, норм и правил, самостоятельно принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции органов государственного пожарного надзора;
обеспечивает подбор и расстановку кадров Главного управления, созданных при нем органов управления и подразделений, их профессиональную подготовку, соблюдение ими законности и служебной дисциплины;
вносит предложения руководству Министерства внутренних дел Республики Узбекистан по совершенствованию структуры и штатов Главного управления;
принимает на работу, назначает на должность, перемещает, отстраняет от занимаемой должности, увольняет в установленном порядке личный состав Главного управления (до заместителя начальника Главного управления), а также созданных при нем органов управления и подразделений;
предоставляет личному составу Главного управления и созданных при нем органов управления и подразделений трудовые отпуска;
вносит на утверждение министра внутренних дел Республики Узбекистан Положения о структурных подразделениях Главного управления, а также созданных при нем органах управления и подразделениях;
проводит аттестацию личного состава Главного управления, а также созданных при нем органов управления и подразделений в установленном порядке;
вносит руководству Министерства внутренних дел Республики Узбекистан предложения по присвоению личному составу Главного управления, органов управления и подразделений непосредственного подчинения очередных специальных званий;
рассматривает вопросы о поощрении, в том числе представлении к государственным и ведомственным наградам, и наложении дисциплинарных взысканий сотрудникам Главного управления, органов управления и подразделений непосредственного подчинения, а также вносит предложения по этим вопросам руководству Министерства внутренних дел Республики Узбекистан;
распоряжается в установленном порядке выделенными службе пожарной безопасности финансовыми (в том числе валютными) средствами и материальными ресурсами, заключает гражданско-правовые, трудовые и другие договоры;
организует контроль за работой органов управления службы пожарной безопасности, их подразделений, командирует сотрудников и служащих Главного управления для инспектирования, проверок, решения иных служебных вопросов;
согласовывает назначение на должность и освобождение от должности начальников территориальных и объектовых управлений пожарной безопасности и их заместителей;
представляет службу пожарной безопасности в республиканских уполномоченных органах, в иных организациях, в том числе международных, по вопросам пожарной безопасности и деятельности службы.
18. Штатное расписание, перечень должностей и соответствующих им специальных званий сотрудников Главного управления утверждаются министром внутренних дел Республики Узбекистан.
19. Реорганизация и ликвидация Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
к постановлению Кабинета Министров от 1 августа 2017 года № 566
1. Постановление Кабинета Министров от 10 июня 2016 г. № 200 «Об утверждении Положения о порядке создания подразделений Государственной службы пожарной безопасности Министерства внутренних дел Республики Узбекистан в районах, городах и других населенных пунктах, на объектах, имеющих особо важное государственное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность» (СП Республики Узбекистан, 2016 г., № 6, ст. 53).