от 01.05.2017 г. № УП-5030
 Комментарий LexUz
Настоящий указ утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 18 июля 2018 года № УП-5483 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан (Указ Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года № УП-5392 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в сфере строительства» и постановление Президента Республики Узбекистан от 2 апреля 2018 года № ПП-3646 «Об организации деятельности Министерства строительства Республики Узбекистан»).
4. Преобразовать Главное управление государственного надзора за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству с территориальными инспекциями архитектурно-строительного надзора, определив ее важнейшей задачей осуществление действенного контроля за осуществлением комплексной застройки населенных пунктов в строгом соответствии с утвержденными в установленном порядке генеральными планами, неукоснительным соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, ведении технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.
 Комментарий LexUz
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № УП-5030

Раматов А.Ж.

первый заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, председатель Совета

Закиров Б.И.

председатель Госархитектстроя, заместитель председателя Совета

Тохтаев А.Р.

первый заместитель председателя Госархитектстроя, председатель Союза архитекторов Узбекистана, заместитель председателя Совета

Искандаров Э.

министр жилищно-коммунального обслуживания

Абдуллаев А.Х.

председатель Госкомземгеодезкадастра

по должности

председатель Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды

Абдувалиев А.А.

председатель Государственного комитета по автомобильным дорогам

Бекенов С.Х.

первый заместитель министра экономики

Турсунов Ё.Э.

заместитель министра финансов

по должности

заместитель министра внутренних дел

Шерматов Ш.Х.

и.о министра по развитию информационных технологий и коммуникаций

Хамраев Ш.Р.

заместитель министра сельского и водного хозяйства

Сайидалиев С.С.

заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Республики Узбекистан

по должности

начальник Государственной инспекции архитектурно- строительного надзора при Госархитектстрое

Саломов Ф.И.

председатель АО «Узбекэнерго»

Шоисматов Э.Р.

генеральный директор АК «Узтрансгаз»

по должности

начальник ГлавНПУ объектов культурного наследия Министерства культуры

Хакимов Р.Р.

ректор Ташкентского архитектурно-строительного института

Абдуллаев Б.У.

директор ГУП «УзшахарсозликЛИТИ»

Мирзаахмедов Р.Х.

директор ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ»

Ахмедов И.С.

директор ООО «Кишлок курилиш лойиха»

Магрупов Ю.Д.

директор ГУП «УзГАШКЛИТИ»

Наджимов М.Ф.

директор АО «Узсувлойиха»

Шоисматов С.

директор АО «Иссиклик электро лойиха»

Каххаров С.С.

директор ООО «Йул лойиха бюроси»

Г аюпов А.

директор ГУП «Алока лойиха»

Абдужаббаров 3.

директор АО «Средазсетьпроект»

Касымов К.Д.

директор ООО «Узкоммуналлойихакурилиш»

Камилов У.С.

директор ООО «Узгазлойиха»

Кадыров Б.

заведующий сектором НАД по вопросам коммунальной сферы, транспорта, капитального строительства и стройиндустрии Кабинета Министров

по должности

председатель Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальники главных управлений архитектуры и строительства областей и города Ташкента

Саидходжаев М.Ш.

начальник управления архитектуры и градостроительного развития территорий Госархитектстроя, ответственный секретарь Совета

При рассмотрении вопросов территориального значения в состав Совета входят Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы соответствующих областей и города Ташкента.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1а
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № УП-5030

Председатель Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальник главного управления архитектуры и строительства области и города Ташкента

Председатель архитектурно-градостроительного Совета

Члены Совета:

Начальник территориального управления Госкомземгеодезкадастра

Министр жилищно-коммунального обслуживания Республики Каракалпакстан, начальник территориального управления жилищно-коммунального обслуживания

Председатель Комитета Республики Каракалпакстан, начальник территориального управления по экологии и охране окружающей среды

Заместитель начальника управления внутренних дел

Главный санитарный врач Республики Каракалпакстан, области и города Ташкента Министр экономики Республики Каракалпакстан, начальник территориального Главного управления экономики

Министр финансов Республики Каракалпакстан, начальник территориального Главного управления финансов

Начальник территориального управления сельского и водного хозяйства

Начальник территориального управления автомобильных дорог

Начальник территориального управления по развитию информационных технологий и коммуникаций

Начальник территориальной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора

Директор ГУП «Сувокава»

Директор предприятия территориальных электрических сетей

Директор территориального управления АК «Узтрансгаз»

Начальник территориальной инспекции по объектам культурного наследия Министерства культуры

Директора филиалов головных проектных институтов

Начальники отделов (управлений) по архитектуре и строительству районов (городов)

Начальник отдела управления архитектуры и строительства области, ответственный секретарь Совета

При рассмотрении вопросов территориального значения в состав Совета входят хокимы соответствующих городов и районов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № УП-5030

Наименование образовательного учреждения

Местонахождение (почтовый адрес)

Высшие образовательные учреждения

1.

Ташкентский архитектурно-строительный институт

г. Ташкент, ул. А.Навои, 13

2.

Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт

г. Самарканд, ул. Лолозор, 70

Специализированные профессиональные колледжи

3.

Нукусский строительный профессиональный колледж

г. Нукус, ул. Утепова, 31

4.

Андижанский профессиональный колледж строительства и транспорта

г. Андижан, ул. Чулпон, 193

5.

Бухарский профессиональный колледж архитектуры и строительства

г. Бухара, ул. Халклар дустлиги, 4

6.

Джизакский профессиональный колледж жилищно-коммунального хозяйства

г. Джизак, ул. А.Садуллаева, 79

7.

Каршинский строительный профессиональный колледж

г. Карши, ул. Узбекистанская, 47

8.

Кызылтепинский профессиональный колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Кызылтепинский район, пос. Вангози

9.

Наманганский профессиональный колледж строительства и дизайна

г. Наманган, ул. Нодира, 6-а

10.

Самаркандский профессиональный колледж строительства и народного промысла

г. Самарканд, ул. А.Навои, 57

11.

Термезский профессиональный колледж архитектуры и строительства

Термезский район, махалля им. А.Навои

12.

Гулистанский строительный профессиональный колледж

г. Гулистан, ул. Гулистан, 3-микрорайон

13.

Чирчикский профессиональный колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства

г. Чирчик, ул. Ф.Хужаева, 3

14.

Маргиланский строительный профессиональный колледж

г. Маргилан, ул. Туркистон, 173

15.

Ургенчский строительный профессиональный колледж

г. Ургенч, ул. П.Махмуда, 162

16.

Ташкентский профессиональный колледж архитектуры и строительства

г. Ташкент, Мирабадский район, ул. Янгизамон, 3-й проезд, 1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
Указу Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № УП-5030
1. Пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 5 августа 1993 года № УП-636 «О создании Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству (Госкомархитектстрой Республики Узбекистан)».
2. Абзацы второй — шестой пункта 1 и пункт 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 26 апреля 2000 года № УП-2595 «О мерах по дальнейшему совершенствованию архитектуры и градостроительства в Республике Узбекистан».
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2009 года № ПП-1190 «О совершенствовании порядка назначения руководителей территориальных подразделений системы Госархитектстроя Республики Узбекистан».
4. Пункт 4 приложения к постановлению Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2011 года № ПП-1539 «О внесении изменений в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан».

Проводимые за последние годы комплексные меры по формированию современного архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов, ускоренному развитию жилищного и социально-бытового строительства, реконструкции и обновлению инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры привели к значительному улучшению архитектурно-планировочной структуры городов Ташкента, Андижана, Ферганы, Намангана, Коканда, Ургенча, Карши, Шахрисабза. Высокими темпами ведется реконструкция городов Гулистана, Термеза и Джизака.

Преобразовываются сельские населенные пункты, застраиваемые современными индивидуальными жилыми домами на основе типовых проектов. Новый импульс в конце 2016 года получили темпы строительства доступного жилья в городах и сельских населенных пунктах для малообеспеченных слоев населения.

Вместе с тем, подводя итоги, нельзя не отметить наличие грубых нарушений установленных норм, правил и стандартов при застройке и реконструкции населенных пунктов, выполнении проектных и строительно-монтажных работ.

Отсутствие четкого разграничения функций и полномочий между Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и органами государственной власти на местах в сфере управления процессами градостроительного развития территорий приводит к поспешным, а порой и ошибочным проектно-планировочным решениям, наносящим значимый ущерб планомерному развитию и комплексной застройке городов и других населенных пунктов.

Требует серьезного пересмотра работа проектных организаций, которая не имеет достаточного стимула к внедрению в практику современных методов проектирования, прикладных программных продуктов, достижений современной науки, архитектуры и дизайна, привлечению молодых перспективных кадров, что является причиной отсутствия в регионах проектных организаций, отвечающих современным требованиям и способных выполнять проектно-изыскательские работы повышенной категории сложности.

В связи с актуальностью решения злободневных проблем и ключевых задач в области градостроительства Президентом Республики Узбекистан приняты Указ «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», а также постановление «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».

В частности, принятый Указ направлен, прежде всего, на повышение роли Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в проведении единой государственной и научно-технической политики в области архитектуры и градостроительства и определяет основные задачи и направления его деятельности в таких сферах, как:

дальнейшее совершенствование и обновление нормативно-правовой базы в области градостроительства и градостроительной деятельности;

осуществление координации проектного дела и строительной деятельности, внедрение в строительное производство передовых технологий;

углубление процессов рыночных преобразований и совершенствование системы государственных закупок в капитальном строительстве;

обеспечение подготовки квалифицированных кадров в области архитектуры, проектирования и строительства.

Особое внимание в Указе уделено осуществлению строгого контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, ведении технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.

В этой связи Главное управление государственного надзора за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству преобразовывается в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.

Определено, что начальник Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора по должности одновременно является заместителем председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, а начальники территориальных инспекций, соответственно, являются заместителями председателя Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальников главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента.

Для реализации возложенных задач постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству» инспекторам Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан и его территориальных инспекций предоставляется право на беспрепятственный доступ и осуществление краткосрочных инспекторских проверок, без согласования с территориальными комиссиями по координации деятельности контролирующих органов, на всех объектах строительства, независимо от источников финансирования, в том числе объектах индивидуального жилищного строительства, на предмет наличия разрешительной документации и соблюдения требований градостроительных норм и правил.

Одной из мер по наведению должного порядка и обеспечению соблюдения законодательства о градостроительстве является запрещение Указом осуществления любого вида градостроительной деятельности в городах и районных центрах, не имеющих утвержденных генеральных планов, внесение в них изменений, а также строительство или реконструкция объектов без наличия проектной и другой разрешительной документации, предусмотренной актами законодательства.

Важнейшим новшеством принятого Указа стала передача в систему Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству Ташкентского архитектурно-строительного института и Самаркандского государственного архитектурно-строительного института, а также четырнадцати профессиональных колледжей архитектурно-строительного профиля в каждом регионе республики.

Данный шаг направлен на привлечение молодежи в отрасль, существенное повышение уровня подготовки отраслевых кадров, обеспечение неразрывной связи науки, теории и практики, обеспечение тесной взаимосвязи учебного процесса с практическим проектированием и строительным производством.

Для решения этих задач создается Фонд поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, основная деятельность которого будет направлена на решение задач по повышению качества образовательного процесса, привлечение к учебному процессу высококвалифицированных специалистов отечественных и зарубежных архитектурных вузов, проектно-строительных фирм и компаний.

Учитывая особую роль в формировании архитектурно-градостроительного облика городов, Указом утвержден обновленный состав Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров с определением его задач, одной из которых является заслушивание отчетов руководителей органов государственного и хозяйственного управления в части обеспечения комплексной застройки и развития соответствующей инфраструктуры населенных пунктов в увязке с генеральными планами.

Исходя из важнейших и приоритетных задач и направлений деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, определенных Указом, Президентом Республики Узбекистан принято постановление «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», определяющее основу структуры управления Комитета. Так, постановлением:

утверждены организационная структура системы Госархитектстроя Республики Узбекистан и структура его центрального аппарата, организационная структура Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан;

утверждены структура Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, типовая структура главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента, а также типовая структура отделов по архитектуре и строительству районов и городов;

определены подчиненность и подотчетность структурных подразделений Комитета и установлен новый порядок назначения и освобождения от должности руководителей структурных подразделений Комитета.

Утвержденными структурами предусмотрено создание в структуре Комитета следующих подразделений с новыми задачами и направлениями деятельности:

управление технического нормирования в проектировании, внедрения новых проектных решений, технологий и материалов в строительстве;

управление по лицензированию, координации деятельности проектных организаций и развитию рынка проектных услуг;

управление по координации деятельности подрядных организаций, развитию рынка подрядных работ и экономическим реформам в капитальном строительстве;

отдел по координации образовательных учреждений и управления Фондом.

Для организации эффективного управления и координации деятельности территориальных подразделений Комитета территориальные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, управления государственной экспертизы и консалтинговые центры по конкурсным торгам и ценообразованию переподчинены Комитету Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, главным управлениям архитектуры и строительства областей и города Ташкента.

В целом численность сотрудников системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству увеличится на 466 штатных единиц, 386 из которых составят работники отделов по архитектуре и строительству районов и городов. Таким образом, штатная численность отделов по архитектуре и строительству районов и городов будет доведена до трех единиц.

Утвержденные постановлением Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию архитектуры и градостроительства в Республике Узбекистан предусматривают проведение мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области градостроительства и градостроительной деятельности с реализацией конкретных мероприятий.

Реализация принятых Указа и постановления будет способствовать эффективному управлению деятельностью системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в целом.

Результатом проводимой градостроительной политики должны стать благоприятная среда для жизнедеятельности населения, формирование благоустроенных населенных пунктов с развитой производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктурой.


 LexUZ шарҳи
4. Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасининг Лойиҳа ва қурилиш-монтаж ишлари сифатига риоя этилиши устидан давлат назорати бош бошқармаси Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузуридаги Архитектура-қурилиш назорати давлат инспекцияси этиб, архитектура-қурилиш назорати ҳудудий инспекциялари билан, қайта ташкил қилинсин, унинг энг муҳим вазифаси этиб, аҳоли пунктларининг белгиланган тартибда тасдиқланган бош режаларига қатъий мувофиқ равишда комплекс қурилишини, юридик ва жисмоний шахслар томонидан аҳоли пунктларини режалаштириш ва қуришда шаҳарсозлик тўғрисидаги қонунчиликка, шаҳарсозлик нормалари, қоидалари ва стандартларига сўзсиз риоя этишлари, лойиҳа-қидирув ва қурилиш-монтаж ишларининг бажарилиши, қурилиш материаллари ва буюмлар ишлаб чиқарилиши ва қўлланилиши устидан таъсирчан назоратни амалга ошириш, буюртмачининг техник назорати ва лойиҳа ташкилотларининг муаллифлик назоратини олиб бориш белгилансин.
6. Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасининг Қорақалпоғистон Республикаси Архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузурида, вилоятлар ва Тошкент шаҳри архитектура ва қурилиш бош бошқармалари ҳузурида 1а-иловага* мувофиқ намунавий таркибда ҳудудий архитектура қурилиш кенгашларини тузиш ва уларнинг зиммасига қуйидаги вазифаларни юклаш тўғрисидаги таклифи қабул қилинсин:
ихтисослаштирилган олий ва ўрта махсус касб-ҳунар таълими муассасаларини 2-иловага* мувофиқ рўйхат бўйича Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси таркибига ўтказиш, уларни Ўзбекистон Республикасининг Давлат бюджети маблағлари ҳисобига таъминлаш харажатларини молиялаштиришнинг амалдаги тартибини сақлаб қолиш;
12. Ўзбекистон Республикаси Президентининг 3-иловага* мувофиқ баъзи қарорлари ўз кучини йўқотган деб ҳисоблансин.
 LexUZ шарҳи

Кейинги йилларда шаҳар ва қишлоқ аҳоли пунктларининг замонавий меъморий қиёфасини шакллантириш, уй-жой ва ижтимоий-маиший қурилишни жадал ривожлантириш, муҳандислик-коммуникация ва йўл-транспорт инфратузилмасини янгилаш ҳамда реконструкция қилиш бўйича амалга оширилган комплекс чора-тадбирлар Тошкент, Андижон, Фарғона, Наманган, Қўқон, Урганч, Қарши, Шаҳрисабз шаҳарларининг архитектура-лойиҳалаштириш тизимини сезиларли даражада яхшилаш имконини берди. Гулистон, Термиз ва Жиззах шаҳарларини реконструкция қилиш ишлари жадал суръатларда олиб борилмоқда.

Намунавий лойиҳалар асосида якка тартибдаги замонавий турар жойлар барпо этилиши натижасида қишлоқ аҳоли пунктларининг қиёфаси тубдан яхшиланиб бормоқда. 2016 йил охиридан бошлаб аҳолининг кам таъминланган қатлами учун шаҳарлар ва қишлоқ аҳоли пунктларида арзон уй-жойларни қуриш ишлари янада тезкор суръатларда давом эттирилмоқда.

Шу билан бирга, таҳлиллар аҳоли пунктларида қурилиш ишларини олиб бориш ва реконструкция қилиш, лойиҳа ва қурилиш-монтаж ишларини амалга ошириш давомида белгиланган тартиб, қоида ва меъёрлар қўпол равишда бузилаётган ҳолатлар мавжудлигини кўрсатмоқда.

Жойларда Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳамда давлат бошқаруви органлари ўртасида ҳудудларни ривожлантиришда шаҳарсозлик жараёнини бошқариш борасида вазифалар ва ваколатларнинг аниқ чегаралари мавжуд эмаслиги шаҳарлар ҳамда бошқа аҳоли пунктларини режали ривожлантириш ва комплекс қуриш ҳамда изчил ривожлантириш борасида шошилинч, баъзида эса нотўғри лойиҳавий-режали қарорлар чиқарилишига сабаб бўлмоқда.

Замонавий лойиҳалаштириш усулларини, амалий дастурий маҳсулотларни, илм-фан, архитектура ва дизайн ютуқларини ҳаётга татбиқ этиш, замон талабларига жавоб берадиган, мураккаб ҳамда юқори категорияли лойиҳа-қидирув ишларини амалга ошириш имкониятига эга истиқболли ёшларни жалб этиш учун етарли қизиқиши бўлмаган лойиҳа ташкилотлари фаолиятини қайта кўриб чиқиш талаб этилмоқда.

Бугунги кунда шаҳарсозлик соҳасига оид асосий масалалар ва муҳим муаммоларни ҳал этиш ғоят долзарб вазифа экани инобатга олиниб, Ўзбекистон Республикаси Президенти томонидан «Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси фаолиятини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги Фармон ҳамда «Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси фаолиятини ташкил этиш чора-тадбирлари тўғрисида»ги қарор қабул қилинди.

Хусусан, қабул қилинган Фармон, аввало, Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасининг архитектура ва шаҳарсозлик соҳасида ягона давлат ва илмий-техникавий сиёсатни олиб бориш жараёнидаги ролини оширишга қаратилган бўлиб, унинг фаолиятидаги асосий вазифалар ва йўналишларни белгилаб беради. Жумладан:

шаҳарсозлик ва шаҳарсозлик фаолиятига оид меъёрий-ҳуқуқий базани мунтазам равишда такомиллаштириб ва янгилаб бориш;

лойиҳалаш ишлари ва қурилиш фаолиятини мувофиқлаштириш, қурилишда ишлаб чиқариш жараёнига илғор технологиялар жалб қилинишини ташкил этиш;

бозор муносабатларини янада чуқурлаштириш ва капитал қурилишда давлат харидларини амалга ошириш тизимини янада такомиллаштириш;

архитектура, лойиҳалаш ва қурилиш соҳалари учун малакали кадрларни тайёрлашни таъминлаш.

Фармонда юридик ва жисмоний шахслар томонидан шаҳарсозлик тўғрисидаги қонунчиликка, жумладан, аҳоли пунктларини лойиҳалаш ва қуришда, лойиҳа-қидирув ва қурилиш-монтаж ишларини амалга оширишда, қурилиш материаллари ҳамда маҳсулотларини ишлаб чиқаришда, буюртмачи томонидан техник назорат ҳамда лойиҳалаш ташкилотлари томонидан муаллифлик назоратининг олиб борилишида шаҳарсозлик тартиб-қоидалари ва меъёрларига риоя этиш бўйича қатъий назорат ўрнатилишига алоҳида эътибор қаратилган.

Шу муносабат билан Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасининг Лойиҳа ва қурилиш-монтаж ишлари сифатига риоя этилиши устидан давлат назорати бош бошқармаси Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузуридаги Архитектура-қурилиш назорати давлат инспекцияси этиб қайта ташкил қилинди.

Архитектура-қурилиш назорати давлат инспекцияси бошлиғи ўз лавозимига кўра бир вақтнинг ўзида Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси раиси ўринбосари, ҳудудий инспекциялар бошлиқлари тегишли равишда Қорақалпоғистон Республикаси Архитектура ва қурилиш қўмитаси раисининг ўринбосари, вилоятлар ҳамда Тошкент шаҳри архитектура ва қурилиш бош бошқармаларининг ўринбосарлари ҳисобланишлари белгилаб қўйилган.

Юклатилган вазифаларнинг амалга оширилишини таъминлаш мақсадида Ўзбекистон Республикаси Президентининг «Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси фаолиятини ташкил этиш чора-тадбирлари тўғрисида»ги қарорига мувофиқ, Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузуридаги Архитектура-қурилиш назорати давлат инспекцияси ва унинг ҳудудий инспекциялари инспекторларига қуйидаги ҳуқуқ берилмоқда, яъни:

назорат қилувчи органлар фаолиятини мувофиқлаштирувчи ҳудудий комиссиялар билан келишилмаган ҳолда, молиявий манбаларнинг туридан қатъий назар, барча қурилиш объектларида, жумладан, шахсий уй-жой қурилиш объектларида рухсат берувчи ҳужжатларнинг мавжудлигини аниқлаш ҳамда шаҳарсозлик меъёрлари ва қоидалари талабларининг бажарилишини таъминлаш мақсадида қисқа муддатли инспекторлик текширувларини амалга ошириш.

Шаҳарсозлик тўғрисидаги қонунчиликни тегишли тартибга келтириш ва мазкур қонунчиликка риоя этилишини таъминлаш бўйича муҳим чора-тадбирлардан бири — тасдиқланмаган бош режаларсиз ва мукаммал режалаштирилмаган лойиҳаларсиз шаҳар ва туман марказларида ҳар қандай кўринишдаги шаҳарсозлик фаолиятини амалга ошириш, шунингдек, лойиҳаларсиз ва қонунчилик меъёрларида кўзда тутилган бошқа рухсат берувчи ҳужжатларсиз объектларни қуриш ва реконструкция қилиш ушбу Фармонга мувофиқ тақиқланади.

Тошкент архитектура-қурилиш институти ва Самарқанд давлат архитектура-қурилиш институти, шунингдек, республиканинг ўн тўртта ҳудудида биттадан архитектура-қурилиш йўналишидаги касб-ҳунар коллежи Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси тизимига ўтказилгани қабул қилинган Фармондаги муҳим янгиликлардан биридир.

Бундай ёшларни тармоққа жалб этиш, соҳа кадрларини тайёрлаш сифатини тубдан ошириш, фан, назария ва амалиётнинг, шунингдек, ўқув жараёнини лойиҳалаштириш ва қурилиш амалиёти билан узвийлигини таъминлаш, ўқув муассасалари битирувчиларини кафолатли иш билан таъминлашга қаратилгандир.

Мазкур вазифаларни ҳал этиш учун Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузурида асосий фаолияти ўқув жараёнларига маҳаллий ва хорижий олий ўқув юртлари, лойиҳа-қурилиш фирма ва компанияларидан малакали мутахассисларни жалб этиш орқали ўқув жараёнлари сифатини оширишга қаратилган таълим муассасаларини қўллаб-қувватлашга хизмат қилувчи жамғарма ташкил этилмоқда.

Ушбу Фармон билан шаҳарлар қиёфасини шакллантиришда архитектура-шаҳарсозликнинг муҳим ўрин эгаллаши инобатга олиниб, Вазирлар Маҳкамаси ҳузурида Республика архитектура-шаҳарсозлик кенгашининг янгиланган таркиби тасдиқланди ва унинг вазифалари белгилаб берилди. Ушбу вазифалар қаторидан аҳоли пунктлари инфратузилмасини ривожлантириш ва комплекс қурилишларнинг бош режаларга мослиги таъминланганини инобатга олган ҳолда, давлат ва хўжалик юритувчи органлар раҳбарлари ҳисоботларини эшитиш ҳам ўрин олган.

Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси фаолиятидаги ана шу муҳим ва устувор вазифалардан келиб чиқиб, Ўзбекистон Республикаси Президенти Фармони асосида «Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси фаолиятини ташкил этиш чора-тадбирлари тўғрисида»ги қарор қабул қилинди. Мазкур қарор билан:

Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасининг марказий аппарати, Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси ҳузуридаги Архитектура-қурилиш назорати давлат инспекцияси ташкилий тузилмалари;

Қорақалпоғистон Республикаси Архитектура ва қурилиш қўмитасининг тузилмаси, вилоятлар ва Тошкент шаҳри архитектура ва қурилиш бош бошқармаларининг намунавий тузилмалари, шунингдек, туманлар ва шаҳарлар архитектура ва қурилиш бўлимларининг намунавий тузилмалари тасдиқланди;

ҳудудий бўлинмаларнинг Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитасига тўғридан-тўғри бўйсундирилиши ва ҳисобдорлиги, шунингдек, ҳудудий бўлинмалар раҳбарларини тайинлаш ва озод этишнинг янги тартиби жорий этилиши белгиланди.

Юклатилган вазифаларни бажаришни таъминлаш мақсадида Қўмита тузилмасида янги вазифа ва фаолият йўналишларига эга қуйидаги бошқарма ва бўлимлар ташкил этилади:

лойиҳалашда техник меъёрлаштириш, қурилишда янги лойиҳавий ечимлар, технологиялар ва материалларни жорий этиш бошқармаси;

лицензиялаш, лойиҳалаштириш ташкилотлари фаолиятини мувофиқлаштириш ва лойиҳалаш хизмати бозорини ривожлантириш бошқармаси;

пудрат ташкилотлари фаолиятини мувофиқлаштириш, пудрат ишлари бозорини ривожлантириш ва капитал қурилишда иқтисодий ислоҳотлар бошқармаси;

таълим муассасалари фаолиятини мувофиқлаштириш ва Жамғармани бошқариш бўлими.

Қўмитанинг ҳудудий бўлимлари фаолиятини самарали бошқариш ва мувофиқлаштириш мақсадида давлат архитектура-қурилиш назорати ҳудудий инспекциялари, давлат экспертизаси бошқармалари ҳамда танлов савдолари ва нархларни шакллантириш ҳудудий консалтинг марказлари Қорақалпоғистон Республикаси Архитектура ва қурилиш қўмитаси, вилоятлар ҳамда Тошкент шаҳри архитектура ва қурилиш бош бошқармаларига қайта бўйсундирилди.

Умумий ҳисобда Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси тизимидаги ходимлар сони 466 нафарга етказилиб, уларнинг 386 нафарини туман ҳамда шаҳар архитектура ва қурилиш бўлимларидаги ходимлар ташкил этади. Бу билан шаҳар ҳамда туман архитектура ва қурилиш бўлимлари штат бирликлари уч нафарга етказилди.

Ўзбекистон Республикасида архитектура ва шаҳарсозликни янада ривожлантириш бўйича қарор билан тасдиқланган комплекс чора-тадбирлар шаҳарсозлик ва шаҳарсозлик фаолияти соҳасида меъёрий-ҳуқуқий ва меъёрий-техник базани такомиллаштиришга қаратилган аниқ тадбирларни амалга ошириш билан боғлиқ чоралар кўришни кўзда тутади.

Ўзбекистон Республикаси Президентининг мазкур Фармони ва қарори ижросини таъминлаш Ўзбекистон Республикаси Давлат архитектура ва қурилиш қўмитаси тизими фаолиятини самарали бошқариш имконини беради.

Аҳоли учун қулай турмуш тарзини яратиш, шунингдек, ривожланган ишлаб чиқариш, ижтимоий, муҳандислик-транспорт инфратузилмасига эга обод аҳоли пунктларини барпо этиш олиб борилаётган шаҳарсозлик сиёсатининг муҳим натижаси бўлиб қолади, албатта.