Проводимые за последние годы комплексные меры по формированию современного архитектурного облика городов и сельских населенных пунктов, ускоренному развитию жилищного и социально-бытового строительства, реконструкции и обновлению инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры привели к значительному улучшению архитектурно-планировочной структуры городов Ташкента, Андижана, Ферганы, Намангана, Коканда, Ургенча, Карши, Шахрисабза. Высокими темпами ведется реконструкция городов Гулистана, Термеза и Джизака.
Преобразовываются сельские населенные пункты, застраиваемые современными индивидуальными жилыми домами на основе типовых проектов. Новый импульс в конце 2016 года получили темпы строительства доступного жилья в городах и сельских населенных пунктах для малообеспеченных слоев населения.
Вместе с тем, подводя итоги, нельзя не отметить наличие грубых нарушений установленных норм, правил и стандартов при застройке и реконструкции населенных пунктов, выполнении проектных и строительно-монтажных работ.
Отсутствие четкого разграничения функций и полномочий между Государственным комитетом Республики Узбекистан по архитектуре и строительству и органами государственной власти на местах в сфере управления процессами градостроительного развития территорий приводит к поспешным, а порой и ошибочным проектно-планировочным решениям, наносящим значимый ущерб планомерному развитию и комплексной застройке городов и других населенных пунктов.
Требует серьезного пересмотра работа проектных организаций, которая не имеет достаточного стимула к внедрению в практику современных методов проектирования, прикладных программных продуктов, достижений современной науки, архитектуры и дизайна, привлечению молодых перспективных кадров, что является причиной отсутствия в регионах проектных организаций, отвечающих современным требованиям и способных выполнять проектно-изыскательские работы повышенной категории сложности.
В связи с актуальностью решения злободневных проблем и ключевых задач в области градостроительства Президентом Республики Узбекистан приняты Указ «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», а также постановление «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству».
В частности, принятый Указ направлен, прежде всего, на повышение роли Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в проведении единой государственной и научно-технической политики в области архитектуры и градостроительства и определяет основные задачи и направления его деятельности в таких сферах, как:
дальнейшее совершенствование и обновление нормативно-правовой базы в области градостроительства и градостроительной деятельности;
осуществление координации проектного дела и строительной деятельности, внедрение в строительное производство передовых технологий;
углубление процессов рыночных преобразований и совершенствование системы государственных закупок в капитальном строительстве;
обеспечение подготовки квалифицированных кадров в области архитектуры, проектирования и строительства.
Особое внимание в Указе уделено осуществлению строгого контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства о градостроительстве, градостроительных норм, правил и стандартов при планировке и застройке населенных пунктов, выполнении проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, производстве и применении строительных материалов и изделий, ведении технического надзора заказчика и авторского надзора проектных организаций.
В этой связи Главное управление государственного надзора за соблюдением качества проектных и строительно-монтажных работ Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству преобразовывается в Государственную инспекцию архитектурно-строительного надзора при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству.
Определено, что начальник Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора по должности одновременно является заместителем председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, а начальники территориальных инспекций, соответственно, являются заместителями председателя Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, начальников главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента.
Для реализации возложенных задач постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству» инспекторам Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан и его территориальных инспекций предоставляется право на беспрепятственный доступ и осуществление краткосрочных инспекторских проверок, без согласования с территориальными комиссиями по координации деятельности контролирующих органов, на всех объектах строительства, независимо от источников финансирования, в том числе объектах индивидуального жилищного строительства, на предмет наличия разрешительной документации и соблюдения требований градостроительных норм и правил.
Одной из мер по наведению должного порядка и обеспечению соблюдения законодательства о градостроительстве является запрещение Указом осуществления любого вида градостроительной деятельности в городах и районных центрах, не имеющих утвержденных генеральных планов, внесение в них изменений, а также строительство или реконструкция объектов без наличия проектной и другой разрешительной документации, предусмотренной актами законодательства.
Важнейшим новшеством принятого Указа стала передача в систему Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству Ташкентского архитектурно-строительного института и Самаркандского государственного архитектурно-строительного института, а также четырнадцати профессиональных колледжей архитектурно-строительного профиля в каждом регионе республики.
Данный шаг направлен на привлечение молодежи в отрасль, существенное повышение уровня подготовки отраслевых кадров, обеспечение неразрывной связи науки, теории и практики, обеспечение тесной взаимосвязи учебного процесса с практическим проектированием и строительным производством.
Для решения этих задач создается Фонд поддержки образовательных учреждений при Государственном комитете Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, основная деятельность которого будет направлена на решение задач по повышению качества образовательного процесса, привлечение к учебному процессу высококвалифицированных специалистов отечественных и зарубежных архитектурных вузов, проектно-строительных фирм и компаний.
Учитывая особую роль в формировании архитектурно-градостроительного облика городов, Указом утвержден обновленный состав Республиканского архитектурно-градостроительного совета при Кабинете Министров с определением его задач, одной из которых является заслушивание отчетов руководителей органов государственного и хозяйственного управления в части обеспечения комплексной застройки и развития соответствующей инфраструктуры населенных пунктов в увязке с генеральными планами.
Исходя из важнейших и приоритетных задач и направлений деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству, определенных Указом, Президентом Республики Узбекистан принято постановление «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству», определяющее основу структуры управления Комитета. Так, постановлением:
утверждены организационная структура системы Госархитектстроя Республики Узбекистан и структура его центрального аппарата, организационная структура Государственной инспекции архитектурно-строительного надзора при Госархитектстрое Республики Узбекистан;
утверждены структура Комитета Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, типовая структура главных управлений по архитектуре и строительству областей и города Ташкента, а также типовая структура отделов по архитектуре и строительству районов и городов;
определены подчиненность и подотчетность структурных подразделений Комитета и установлен новый порядок назначения и освобождения от должности руководителей структурных подразделений Комитета.
Утвержденными структурами предусмотрено создание в структуре Комитета следующих подразделений с новыми задачами и направлениями деятельности:
управление технического нормирования в проектировании, внедрения новых проектных решений, технологий и материалов в строительстве;
управление по лицензированию, координации деятельности проектных организаций и развитию рынка проектных услуг;
управление по координации деятельности подрядных организаций, развитию рынка подрядных работ и экономическим реформам в капитальном строительстве;
отдел по координации образовательных учреждений и управления Фондом.
Для организации эффективного управления и координации деятельности территориальных подразделений Комитета территориальные инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, управления государственной экспертизы и консалтинговые центры по конкурсным торгам и ценообразованию переподчинены Комитету Республики Каракалпакстан по архитектуре и строительству, главным управлениям архитектуры и строительства областей и города Ташкента.
В целом численность сотрудников системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству увеличится на 466 штатных единиц, 386 из которых составят работники отделов по архитектуре и строительству районов и городов. Таким образом, штатная численность отделов по архитектуре и строительству районов и городов будет доведена до трех единиц.
Утвержденные постановлением Комплексные мероприятия по дальнейшему развитию архитектуры и градостроительства в Республике Узбекистан предусматривают проведение мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области градостроительства и градостроительной деятельности с реализацией конкретных мероприятий.
Реализация принятых Указа и постановления будет способствовать эффективному управлению деятельностью системы Государственного комитета Республики Узбекистан по архитектуре и строительству в целом.
Результатом проводимой градостроительной политики должны стать благоприятная среда для жизнедеятельности населения, формирование благоустроенных населенных пунктов с развитой производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктурой.